Для родителей!

Вшивкова Александра Васильевна

 

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Мы, взрослые, — и учителя и родители — хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого нужно создать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут старать­ся работать так, чтобы каждая минута урока была на­полнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
Прежде всего, конечно, вы будете каждый день инте­ресоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оценивают­ся в баллах. Поэтому вместо «Какую отметку ты полу­чил?» спросите: «Что сегодня было самое интерес­ное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что ве­селого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь.
То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-раз­ному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Под­держите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выра­ботать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство стра­ха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, же­лание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за ус­пехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическо­му возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков, 
Помните, ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обид­ными словами за неспособность что-то понять или сде­лать. Мы очень просим вас только положительно оце­нивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему мак­симум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним про­тив трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малы­ша. Верьте в ребенка,  дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятки для родителей

Слайд 2

Домашние задания – без проблем! Успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей. Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного). Возьмите на заметку, что в начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час. Каждые 45 минут не помешает отдохнуть: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру "разожми кулачок", нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это "ленивой восьмеркой", а можно и цветы полить, и с собакой поиграть. Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00. Плотно пообедать надо не меньше, чем за час-полтора до этого, но и голодным садиться за уроки не стоит. С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Если человек входит в работу легко, но быстро устаёт - начинать лучше с самых трудных заданий, если врабатывание растягивается, долго раскачивается - начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак - надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного. Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Помните! Домашнее задание задают вашему ребёнку! Помощь необходима только в том случае, если у ребенка есть некоторые сложности в развитии познавательных навыков. В этом случае неплохо ещё и посоветоваться со специалистом, чтобы не навредить .

Слайд 3

Памятка для родителей первоклассников Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию. После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна). Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе! Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Слайд 4

Памятка для родителей первоклассников Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное – возбуждать интерес к учению. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?». Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).

Слайд 5

Поможем детям учиться! Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Слайд 6

Родителям о наказаниях Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. (Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.) Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет. Чем заменить наказания? Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание. Как поддержать самоценность ребенка? Безусловно, принимайте ребенка! Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку. Конструктивно решайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Слайд 7

Как привить интерес к чтению? Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.). Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок). В доме должна быть детская библиотечка. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.). Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Слайд 8

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предмет ы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. (Попросите ребёнка показать, какие физминутки он разучил в классе). Работа должна идти в хорошем темпе – не более 1 часа во втором классе. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с Вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Слайд 9

Как развивать читательский интерес у детей Прививайте ребенку интерес к чтению с самого раннего детства. Покупая книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его мнения. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Слайд 10

Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя. Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение . Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается. Общаться с помощью слов . Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!» Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка. Не бояться неудач . Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником. Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый». Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.

Слайд 11

Памятка-совет родителям Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?» Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!» Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду». Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!». Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой. Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях. Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Слайд 12

10 заповедей для родителей Ребенок – это праздник, который всегда с Вами! Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь». 4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижайте! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему. 10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!

Слайд 13

Правила хорошего тона во время беседы Уважаемые родители! Надеюсь, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми. Пусть они знают, что во время беседы неприлично: говорить о человеке в его отсутствии; выпячивать своё «Я»; шептаться в компании; прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться); разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу; во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.

Слайд 14

Если ребёнок провинился… Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Не показывайте готовых решений. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?» Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь». Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо». После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.

Слайд 15

Наказывая ребёнка, пожалуйста, помните: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Не стоит читать длинных нотаций. Не нужно впоследствии напоминать о проступке. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Разговор о проступке следует вести только наедине.



Предварительный просмотр:

Форма родительского собрания

«Законы жизни и семьи, законы жизни класса»

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

        Ты прав, мой милый, перед отцовской волей

        Всё остальное отступить должно.

        Затем и молим мы богов о детях,

        Чтоб супостатов наших отражали

        И другу честь умели воздавать.

        А в детях, если не нашёл опоры –

        Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,

        Что для себя он лишь причину создал

        И смех злорадный для врагов своих?

Софокл. Антигона.

Вы  - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем и радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!».

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери за некоторое время, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух  анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.

(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем).

Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте их.

                                 1                 2                3               4              1                 .   .

                                          +               +                  +                  :  2     =

Законы семьи   =   ед.тр.        зн.похв.       тр.у.      разд.благ      3

                                                                                                       4

Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.

Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идёт анализ зашифрованной формулы.

1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит ребёнок состоится, как человек, как личность.

        Следующий урок в расписании родителей – диагностика. На прошлой неделе в классе прошёл парад самовизиток. Образец такой самовизитки висит на доске. Перед каждым из вас лежит чистая самовизитка. Вам нужно её заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы  - 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните вашу визитку с той, которую заполнили ваши сын или дочь. Сделайте выводы.

Каждый из вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод по проблеме: Насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.

Меня зовут                                        Мне                       Лет

____________Мой любимый цвет

         Моя семья

Если бы у меня

          было одно

                    желание,

                              я бы

                                      загадал

                                              чтобы                                    Моё любимое

                                                                                                      место



Предварительный просмотр:

родительское собрание

на тему «Капризы и неврозы детей»

(диалог с элементами ситуационной игры)

Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения капризов и неврозов их детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.

Задачи:

  1. Выявить источники возникновения капризов и неврозов у младших школьников.
  2. Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих стрессы, неврозы и капризы детей.
  3. Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к капризам и неврозам.

Форма проведения: диалог с элементами ситуационной игры.

Этап подготовки

1.        Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций для родительского собрания.

  1. Что такое капризы и неврозы детей?
  2. Каковы психологические механизмы их возникновения?
  3. В чем опасность указанных состояний для психики ребенка?
  4. Каковы типичные ошибки родителей, приводящие к возникновению капризов и неврозов у детей?
  5. Как победить каприз ребенка?

2.        Оформление на доску: тема, цель, задачи родительского собрания; цитаты:

«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (У. Джеймс).

«Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за проступок. Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь» (Песталоци).

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера» (Левис).

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью» (А. Чехов).

3.        Подготовка памяток для родителей:

«Родителям о предупреждении капризов», «Как сохранить психическое здоровье ребенка?», «Неврозы у детей», «За что наказали?», «Памятка родителям от ребенка».

  1. Подготовка текстов ситуационных заданий для групповой работы родителей и теста «Какой вы воспитатель?»

  1. Организация работы «почтового ящика» для родителей (они должны попытаться анонимно ответить на вопрос: «Как вы боретесь с капризами своего ребенка?»

Этап проведения

Учитель: Сегодня, уважаемые родители, по вашим настоятельным просьбам мы поговорим о такой волнующей вас воспитательной проблеме, как капризы и неврозы детей. Для некоторых родителей они стали неотъемлемым элементом семейной воспитательной практики и с изрядной регулярностью портят вам жизнь. Чтобы правильно определиться в своих намерениях и создать условия для предупреждения капризов и неврозов, мы сегодня попытаемся изучить их истоки (обращает внимание на вопросы, написанные на доске).

Итак, выясним вначале, что такое капризы и неврозы и чем они опасны для психического состояния ребенка.

Капризы - это своеобразный эмоциональный сигнал для взрослых о том, что их взаимоотношения с ребенком или же отношения к нему в чем-то ошибочны. В капризах ребенка всегда повинен взрослый, хотя он часто не осознает такой прямой зависимости. Если плаксивое состояние ребенка наблюдается в течение длительного времени, следует обратиться к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли у ребенка невротических реакций или других отклонений. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Нередко, дойдя до дверей школы, ребенок начинает капризничать, говоря: «Я не хочу в школу, оставь меня дома, я буду один». По-разному ведут себя родители в этой ситуации: одни уговаривают ребенка, другие кричат на него, а третьи и шлепают. А надо бы выяснить причину нежелания идти в школу. Это может быть конфликт с одноклассниками, невыученный урок, обида на учителя и, вполне возможно, физическое недомогание ребенка.

Пример 2. Часто родители непоследовательны в своих требованиях и это является причиной капризов. Один раз запретили приносить в школу конфеты, в другой раз забыли, а в третий - сами предложили взять. Вот поэтому, дойдя до школы, ребенок вдруг начинает требовать свое: «Дай конфету!», топает ногами и кричит.

Пример 3. Тяжелые переживания вызывает у некоторых детей появление второго ребенка. Внимание, которое раньше родители целиком уделяли первому ребенку, они переключили на маленького. Тот ревел, кричал по ночам, не давал никому покоя, и все «сходило ему с рук». Но стоило старшему погромче высказаться или хлопнуть дверью, говорили, что разбудит маленького, и вообще досрочно отправляли спать. Мальчик тяжело переживал утрату первенства, ревновал родителей к младенцу, пытался различными способами привлечь к себе внимание, но безрезультатно. Тогда Вова решил умереть: ничего не есть. «Ах, не хочешь», - рассердилась мама, подбежала и в сердцах шлепнула его. Этого мальчик уже не смог вынести, произошел нервный срыв: он кричал, топал ногами, падал на пол. Успокоился, когда обессилел. Через некоторое время припадок повторился еще и еще.

Нервное заболевание у мальчика возникло по принципу условной желательности, родители, наконец, обратили на него внимание. Таким образом, припадком, невротической реакцией он добился того, чего не мог добиться никакими другими способами. Неудивительно, что припадки повторялись.

Пример 4. Нередко причиной невротических реакций могут быть различного рода запугивания, к которым прибегают родители: «Будешь плохо себя вести, врач сделает тебе укол», «Не будешь слушаться - укусит собака», «Выйдешь без разрешения на улицу - поймает маньяк». И вот уже ребенок шарахается во дворе от мирно виляющего хвостом Шарика и приходит в панический ужас от вида белого халата школьной медсестры. Так возникают неврозы, причины которых остаются в подсознании человека порой на всю жизнь.

Пример 5. Очень опасны для нервной системы ребенка психо-травмирующие ситуации (частые ссоры родителей, скандалы). Различные взгляды на воспитание также нередко ведут к развитию неврозов у детей. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать во всем уступает ребенку. Мало этого, родители в присутствии ребенка спорят о методах воспитания, бранятся. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его распоряжений. Еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого. В результате у ребенка происходит «сбой» нервных процессов.

Классный руководитель: Вы, уважаемые родители, должны знать, что существует «кризис семи лет», когда ребенок начинает как бы прислушиваться к своим чувствам, оценивать их и себя. Родители должны проявлять особую чуткость, так как постижение собственного внутреннего мира может сопровождаться сменой настроений, манерничаньем. Нужно самыми различными способами (в игре, беседе, во время совместного чтения, деятельности) лаской, нежностью, терпеливым вниманием помочь сыну или дочери разобраться в себе. Если вся жизнь ребенка организована правильно и требования к нему справедливы, то он без всяких капризов отказывается от своих неразумных желаний.

И наоборот, если требования родителей неразумны, то ребенок начинает капризничать. Например, в некоторых семьях ребенку запрещается бегать по комнате, прикасаться к мебели садиться на дорогие кресла и диваны. Получается, что одна из наиболее важных потребностей растущего организма - потребность в движении - не удовлетворяется. В таких случаях трудно ожидать от ребенка хорошего поведения, ведь его одергивают на каждом шагу.

Первый этап ситуационной игры: «Это типично» 

Учитель: Предлагаю вам включиться в ситуационную игру (формируются группы участников по 4-6 человек). Каждая группа получает текст одной из ситуаций, которая может послужить источником каприза ребенка. Формулируется задача: «Попытайтесь по истечении 5 минут дать оценку того, что было неправильным в поведении родителей в описанной ситуации, а также предложите свой вариант взаимодействия с ребенком при заданных условиях».

По истечении времени каждая группа озвучивает свой вариант, а учитель (если сочтет необходимым) предлагает свой комментарий ситуации.

Ситуация 1

Семилетний Сережа, играя, разбросал элементы конструктора по всей комнате. Это выводит маму из себя: «Ах ты, неряха, разгром какой устроил! Сейчас же собери все, сделай это немедленно, я сказала! Что ты вытаращил глаза?» - И шлепнула его. Но чем больше мама ругала Сережу, тем меньше он проявлял желание убирать конструктор. Он смотрел исподлобья на мать и упрямо шептал: «Не буду убирать, не буду убирать!»

Комментарий учителя (дается после озвучивания вариантов родителей): Если к детям относиться с тактом, их самолюбие станет союзником в воспитании, и исчезнут конфликты. Я вижу несколько ошибок мамы в описанной ситуации: раздраженный тон, ультимативность требований, оскорбительные эпитеты. Все это располагает к капризам.

Ситуация 2

Утром, собираясь в школу, Алена замешкалась. Мама раздражается, так как спешит. Она подходит к Алене и резкими движениями надевает на нее верхнюю одежду. Алена протестует: «Я сама! Я не маленькая!». «Мне надоело твое упрямство!» - заявляет мама. Капризы продолжились в школе, где Алена осознанно медлила и «вредничала». Настроение обеих было испорчено на весь день.

Комментарий учителя: Конечно, мама не права. Невозможно требовать от 7-8-летнего ребенка скорости одевания как у взрослого. Это следует учитывать и иметь резерв времени в пределах 10-15 минут на возможные проблемы с одеванием. Поэтому выход один: придется всем вставать на 20 минут раньше и спокойно, без нервов собираться. И еще: любое требование должно излагаться спокойным тоном, доброжелательно и с участием. Дайте ребенку понять, что вы верите в то, что он ответственен и исполнителен, и он обязательно станет таким.

Ситуация3

Папа привел дочку в школу и забыл прихватить выполненную ею проделку для уроков труда. Девочка плачет, не хочет переступать порог школы, опасаясь претензий со стороны учителя. Папа спешит, и, преодолевая упрямство дочери, шлепает ее и настаивает на своем. Папа, конечно, «победил», и девочка, понурив голову, пошла в класс.

Комментарий учителя: Шлепать ребенка - грубая ошибка. Частое применение таких «мер» принижает достоинство ребенка и может вызвать неприязнь детей к родителям. К тому же еще и усиливает капризы; ребенок не хочет слушаться того, кого не любит. Даже если этот способ может сделать детей покорными, то это оставляет душевную травму. Дети становятся плаксивыми, пассивными, привыкают выполнять требования родителей только в их присутствии, из страха, а не по внутреннему побуждению. И вообще, в данной ситуации виноват отец: ведь он забыл поделку, можно было зайти к учителю и объяснить ситуацию, приняв вину на себя. Но он предпочел, чтобы за его оплошность отвечала дочь.

Ситуация 4

Первоклашка утром плачет и прячет голову под подушку: «Я не хочу идти в школу, там плохо!». Как быть?

Комментарий учителя: Реакция родителей в таких случаях обычно бывает двоякой. Или они криком подгоняют малыша, или уговаривают ласково, мол, каждый должен ходить в школу, быть человеком грамотным и т.п. В первом случае ребенок раздражен тем, что его насильно стянули с постели, а во втором он просто не понимает аргументов взрослых.

Попробуйте попросить ребенка встать и помочь вам в утренних делах. Многие родители и не догадываются, как жаждут дети помогать во всем. Первокласснику сознание того, что он «уже большой» доставляет истинное удовольствие. Попробуйте вечером посетовать немного при нем, что не успеваете справляться утром с делами: «Поможешь мне, сынок, утром?». Скорее всего, со вставанием проблем не будет.

Учитель: Спасибо, уважаемые собеседники, за ценные советы и замечания, которые вы дали всем присутствующим. Несомненно, багаж вашего родительского опыта значительно пополнился. А сейчас я хочу предложить вам тест, который поможет каждому из вас определить для себя, какой вы воспитатель. Содержание теста состоит из ситуаций, каждая из которых при определенных условиях может привести к капризам или неадекватному (с нашей, взрослой точки зрения) поведению детей. По результатам теста, используя «ключ», вы оцените себя. Над его результатами прошу вас подумать на досуге.

Образец  1

Тест «Какой вы воспитатель?»

 1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите:

а)        сгоряча накажете ребенка;

б)        выясните, как произошла драка, и после этого определите меру
наказания;

в)        прежде всего поговорите с учителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция:

а)        самая первая - подзатыльник;

б)        раздраженная фраза: «Уходи отсюда. Обойдусь без твоей помощи»;

в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.

3.        Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

а)        промолчите, чтобы не уронить авторитет;

б)        извинитесь;

в)        признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4.        Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали:

а)        обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

б)        отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

        в) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут    же назначив час.

5.        Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите:

а)        напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;

б)        строго скажете: «Работай сам, только тогда сможешь чему-нибудь
научиться»;

в)        поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6.        «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или дочка.
Что вы ответите:

а)        «ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени»;

б)        «ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать
за аквариумом»;

в)        «прежде подумай, все ли предусмотрел, насколько серьезно твое
стремление? Если так, я куплю рыбок. Но помни, что ухаживать за
аквариумом придется только тебе».

Если вы все шесть раз выбрали ответ под буквой «в», значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину, - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если еще меньше, - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.

Второй этап ситуационной игры: «Узнай меня» Учитель предлагает вниманию родителей стенд с рисунками детей на тему «Мои капризы». Фамилии детей - на обороте. Родители должны попытаться выбрать рисунок именно своего ребенка (этот этап можно начать до собрания, чтобы родители подумали над содержанием рисунка, ведь дети искренни и беспристрастны).

По желанию учителей и участников содержание рисунков можно обсуждать или оставить «за кадром». .Но неизменно, то, что нарисовали дети, заставляет родителей задуматься и на некоторые вещи «открыть глаза».

Третий этап ситуационной игры: «Наши ошибки» Содержание игры на этом этапе состоит в том, что на основании заранее полученных учителем анонимных ответов родителей на вопрос «Как вы боретесь с капризами своих детей?», учитель составляет «ромашку ответов».

Учитель обобщает заранее полученные от родителей суждения и представляет их в письменном варианте. В ходе собрания эти варианты мнений родителей «вытягиваются» последовательно любыми родителями из шкатулки (мешочка, ящика) и зачитываются, так как они типичны. После каждого озвученного обобщенного мнения следует комментарий педагога. Он после этого отрывает лепесток ют укрепленной на доске «ромашки», как бы «снимая» проблему.

Лепесток 1. Обещание больше не любить

Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют «козырную карту»: «Теперь мамочка не будет любить тебя».

Мнение учителя. Обещание больше не любить ребенка -одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время лишиться доверия ребенка - он будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Лепесток 2. Безразличие

Мнение родителей. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение учителя. Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступком критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного равнодушия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда это тебе понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Лепесток 3. Слишком много строгости

Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный воспитательный принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею.

Мнение учителя. Дети должны обязательно понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим -почему и зачем».

Лепесток 4. Детей надо баловать

Мнение родителей. Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить ребенка от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение учителя. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камешек с дороги малыша, ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу»,  -вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Лепесток 5. Наполеоновские планы

Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на фортепиано или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап имам -дать детям самое лучшее образование. Неважно, что ребенку это не очень нравится, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение учителя. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Повзрослев, он станет выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

По окончании этапа родителям предлагается текст памятки.

Образец 2

Памятка «Родителям о предупреждении капризов»

(по материалам Г. Лерегибова)

  • Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и ... не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты». Ваш ребенок всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».
  • Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А еще улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

•        Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья:

«Ты хорош, но не лучше других».

  • Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
  • Когда ребенок совершит что-то дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
  • Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой

просьбы.

•        Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.

•        Врач прописал ребенку очки. Не забывайте, что они все время бьются, и с этим ничего не поделаешь, не браните детей. Три пары очков в год - это еще не предел.

•        Договаривайтесь с ребенком заранее о тех делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.

Четвертый этап ситуационной игры: «Как победить капризы ребенка?»

Учитель предлагает каждой из групп участников по истечении 5 минут размышления предложить присутствующим хотя бы один совет из собственной воспитательной практики, являющийся ответом на вопрос «Как победить капризы ребенка?». Обычно этот этап игры проходит живо и заинтересованно. Советы сразу озвучиваются, либо записываются на листах ватмана фломастером, прикрепляются к доске и комментируются.

Возможные варианты советов родителей:

«Будьте последовательны в своих требованиях: если нельзя, значит нельзя, и никаких отступлений».

«Избегайте грубости и оскорблений. Это чаще всего приводит к упрямству и капризам».

«Если запрещаете, то объясните, почему «нельзя», только на понятном, «детском» языке».

«Не используйте «запрещенных приемов» - применения силы, обмана, лести».

«Выслушивайте ребенка, разговаривайте с ним, будьте в курсе его трудностей».

«Вспомните, что вам самим не нравилось в детстве и провоцировало на капризы. Не делайте так по отношению к своему ребенку».

В заключение этапа родителям предлагаются памятки, разработанные психологом.

Образец 3 Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь их проблемами, вникайте в возникающие у них сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте «нажима» на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

Учитель: Мы завершаем нашу встречу, и я хочу выразить уверенность в том, что мы справимся с любыми проблемами. Давайте вместе наблюдать и анализировать поведение наших детей, поддерживать в них зарождающиеся ростки добра, отзывчивости, дисциплины. И делать все - и в школе, и дома, чтобы ранние, не осознанные еще ребенком эгоизм, грубость, капризность не стали чертами характера. Впереди у наших детей - целая жизнь. От нас с вами зависит, какой она будет у наших питомцев.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Материалы для бесед с родителями по теме собрания

                                                               Приложение  1

Беседа «Неврозы у детей»

Что такое неврозы? Это практически всегда следствие ссор в семье, в школе, результат конфликтов и обид, ущемления самолюбия, несправедливого отношения. Невроз - это социальное расстройство, вызванное неблагоприятными психическими воздействиями. Иногда невроз может тянуться годами, особенно если психическая травмати-зация не прекращается. У детей нередко бывают системные неврозы: невротические недержания мочи и кала, заикание, тики и другие нарушения. Чаще других появляются невротические тики: они, как правило, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте и сопровождаются учащенным морганием, шмыганьем носом и т.д. Невротические тики усиливаются при напоминании о них, о той психической травме, которая их вызвала, при волнениях и тревоге. Поэтому

одним из решающих способов воздействия на больного неврозом ребенка является успокоение, отвлечение внимания, ненапоминание о неприятностях, психической травме, вызвавшей невроз.

Нужно взять за правило: научиться «не замечать» невротических симптомов, не фиксировать внимание детей на болезненных недостатках. И не только внешне не, показывать вида, но и внутренне приучить себя не реагировать болезненно, к примеру, на тики, заикание, отсутствие аппетита. И, конечно, обратиться к врачу.

Иногда невроз развивается по механизму условной желательности. У некоторых детей «онемевают руки», у других - перед уходом в школу развивается неукротимая рвота или непрекращающийся кашель. Все это школьный невроз. Подвержены этим неврозам, как правило, избалованные дети, которых школа лишает всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользовались дома. У таких детей в результате неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственно завышен уровень притязаний. Захваленные родителями, они долго не могут приспособиться к заурядному положению в ребячьем коллективе.

Очень трудно освоиться со школьным укладом и тем детям, которых родители строго наказывали за малейший проступок. Такие дети робки, пугливы, безынициативны. Они не могут постоять за себя и в детском коллективе нередко превращаются в объекты насмешек и шуток. Все это травмирует и без того ослабленную психику, приводит к неврозам.

Школьные неврозы могут возникнуть и в результате других ошибок или неблагоприятных обстоятельств. Иногда это может быть обычный диктант или контрольная работа в классе. Однажды на прием к врачу мама привела дочь, у которой перед каждой контрольной развивалась неукротимая рвота. Невроз возник по механизму упрочившейся условной связи. Перед одной из контрольных работ утром из-за некачественной пищи, съеденной накануне, возникла рвота. Она крайне перепугала мать. Был вызван врач, девочка уложена в постель, она пропустила занятия, пропустила трудную контрольную работу. В дальнейшем рвота стала наблюдаться перед каждой контрольной работой, даже тогда, когда девочка была уверена в своих знаниях.

Другой случай: у девочки пропал голос после одного из школьных утренников, где она пела. Девочка была некрасива, со множеством веснушек на лице, но обладала необыкновенно красивым и звонким голосом, у нее был исключительный музыкальный слух. Во время исполнения песни один из мальчишек громко заметил: «Смотрите, какая уродина, а как поет!», девочка услышала это замечание, убежала со сцены, долго, безутешно плакала. В результате у нее пропал голос, даже говорить она не могла. После лечения речь восстановилась, но петь девочка с тех пор категорически отказывалась.

Школьные неврозы излечимы. Всегда. Или почти всегда. Причем в большинстве случаев легко излечимы. Но они часто маскируются под другие заболевания, поэтому не сразу распознаются, запускаются. А в этих условиях требуют порой более длительного лечения. Решающая роль в избавлении от неврозов принадлежит семье. Здесь ребенок должен находить защиту от всех бед и несправедливостей. А если дома его оскорбляют и унижают, то появляется патологическая реакция самозащиты - невроз.

                                                                 Приложение 2

Воспитательный сюжет «За что наказали?»

Нередко капризы и неврозы у детей возникают из-за того, что родители не объясняют детям мотивы своих поступков при наказании детей. То, что очевидно для родителей, совсем не понятно для ребенка, и в его душе возникает протест, гнев, а, как следствие этого, - капризы и неврозы. Нередко наказание слишком сурово и, по мнению ребенка, не соответствует тяжести вины.

Был уже вечер, а Ира продолжала искать во дворе потерянные ключи. Она все чаще вытирала слезы, и все реже смотрела под ноги. А в это время отец, сидя с газетой на диване, говорил матери: «Пусть, пусть поищет. Может после этого не будет такой растяпой».

Исключительный случай? Если бы. За очередную провинность (порвала новые джинсы) мама определила наказание: месяц не будешь смотреть по телевизору вечернюю сказку.

Когда встречаешься с такими примерами воспитания, то испытываешь противоречивые чувства. Конечно, хорошо, что родители не применяют к своим «грязнулям» и «растяпам» физического наказания. Но плохо, что моральное наказание бывает необдуманным, а поэтому и безрезультатным. Тем более, что такого рода кары тоже могут быть формой издевательства над ребенком. Не намеренного, но тем не менее. Ира восприняла наказание как великую несправедливость, потому что не увидела своей вины. На ребенка, который пошел в школу сваливается столько обязанностей, теперь он должен так много сразу помнить! Даже целая серия Ириных потерь может свидетельствовать не только о ее рассеянности. Родители Иры хотели научить дочку беречь вещи, но не привели ли девочку к мысли: «Другие родители лучше, чем мои?»

А что говорят психологи о наказании детей? Наказание (естественно не телесное) - это определенный метод воспитания. Но! Во-первых, оно не должно унижать маленького человека. А значит, никаких нотаций при свидетелях и рассказов в гостях о провинностях ребенка, тоже приглашенного на праздник. Во-вторых, виновник должен ясно понимать, за что его наказали, где он «недоработал». И, в-третьих, (это как раз касается описанного случая), не стоит применять к детям «долгосрочных наказаний». Ведь когда человеку всего семь -восемь лет, месяц кажется длинным, как жизнь.

Приложение 3

Памятка родителю от ребенка

Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно представлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы, и буду искать информацию на стороне.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям, тогда я тоже стану вашим другом.

И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же...



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Детская агрессия»

Форма работы: круглый стол.

Человек обладает способностью любить, и если

он не может найти применение своей способности

любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию

и жестокость. Этим средством он руководствуется,

как бегством от собственной душевной боли…..

Эрих Фром

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение, наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс – анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько  развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой уели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя  его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
  4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Номера вопросов

Мальчики

1

2

3

4

5

Девочки

Папы

Мамы


Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение?

 Семья помогает ребёнку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса.

(Аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…..

Если тебя поощряют, то как….

4 «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.