Консультация для воспитателей «Моделирование в обучении рассказыванию».

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - быть понятым другим человеком. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Важным средством познания является наглядное моделирование, т. е. использование детьми разных условных заместителей предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateleymod_pri_rass.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Моделирование в обучении рассказыванию».

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - быть понятым другим человеком. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Важным средством познания является наглядное моделирование, т. е. использование детьми разных условных заместителей предметов. Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение, например,сказки, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрел иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно выделять наиболее существенное. Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», понадобятся вырезанные из бумаги желтый кружок (репка) и шесть полосок. Взрослый обсуждает с ребенком, кого из героев произведения будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы ребенок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно,что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос: «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?»- отвечали: «Медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, да т. е. дети начали действовать в логике сказки. С трехлетними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, вы можете разыграть с ребенком сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого потребуются круги одинакового размера, но разных цветов: белый -заяц, оранжевый -лиса, серый -собака, коричневый -медведь, красный-петух. В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все нужные действия (ушел, пришел и т. д.). На столике, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации: домики лисы и зайца, елочки. В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки Л. Н.Толстого: «Три медведя» детям даются три круга: большой, средний и маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю какой круг подходит. Затем взрослый рассказывает сказку, а ребенок показывает на соответствующий круг и выполняет с ним простые действия. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки.

 Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - темными (например, Баба Яга или злой волк могут обозначаться черным кругом, а добрый молодец - белым). Детям нужно помочь не просто играть с предметами - заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки. Задания можно усложнить, предлагая детям не только распределить между персонажами сказки нужные круги или полоски, но и выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели. Если дети легко выполняют задание, предложите им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки. Ребята постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Например, после разыгрывания сказки «Смоляной бычок» убирается весь материал, остаются только два круга (бычок и медведь). Взрослый просит ребенка рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ему пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду дети пересказывают сказку полностью.

В пять - шесть лет переходим к новому виду моделирования - использованию временно-пространственных моделей (блоки - рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много . Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать произведение. Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок , рассказов, историй. Обычно это происходит к шести-семи годам. Начинать лучше с небольших историй. Вы можете сочинить их сами или использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. Вы читаете сказку или историю и просите ребенка составить «подсказку» к ней. Он же самостоятельно продумывает заместители для персонажей сказки, мысленно делит ее на отдельные эпизоды и рисует модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Для начала можно, например, предложить детям составить «подсказку»к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора домой возвращаться, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руки его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня домой пришла, грибок на самое видное место положила и с тех пор часто виделась со своим новым другом». Элементами модели могут стать и картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, то есть составить начало рассказа и конец рассказа.

Поднялась как-то у солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось солнышко вокруг, а вместо зимы наступила на земле весна.

В качестве элементов модели выступают картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой - развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста ребенок начинает самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.