В помощь ученикам

Маврина Наталья Александровна

Материалы для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pamyatka_stend_izlozhenie.doc372.5 КБ
Microsoft Office document icon Pamyatka_stend_lingvisticheskoe_sochinenie.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Как писать изложение

1.Как слушать текст первый раз.

а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.

 б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

2. Как работать в перерыве после первого чтения.

 а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:

  1. по началу текста;
  2. по ключевым словам;
  3. по ключевым эпизодам;
  4. по поступкам или размышлениям героев (автора);
  5. по заглавию текста.

б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);

Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

в) Определить и записать основную мысль текста в черновике.

г) Определить, какие слова повторяются в тексе и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.

3. Как слушать текст второй раз.

а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.

б) Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

4. Написать черновик

а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.

б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.

в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).

г) Проверить черновик



Предварительный просмотр:

             

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал

Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без знаков препинания обойтись нельзя»).

3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений).

4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере … предложения текста.

• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).

9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление                      Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста.

Основная часть         Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение              Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

12. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.