Публикации

Севастьянова Людмила Игнатьевна

         Публикация материалов воспитателей - это прекрасная возможность показать свои навыки и наработки, поделиться с другими педагогами своим бесценным опытом, а также перенять опыт других воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан

Конспект открытого занятия экологического воспитания

«Березы тоже плачут»

Старшая группа

Воспитатель. Севастьянова Л.И.

2019г.

« БЕРЕЗЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ».

ЦЕЛЬ. Научить узнавать деревья по породам, описывать                   их дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям в т.ч. и при сборе березового сока. Обогатить и активизировать словарь детей, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинка с изображением березового леса, картинки с березой в разное время года, рисунок березы без листочков на ватмане, листочки вырезанные из зеленой бумаги , на каждого ребенка, альбомный лист, краски, салфетки, вода.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Разучивание стихотворения о березе, тренировка в рисовании пальчиком.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Зеленая, а не луг,

Белая, а не снег,

Кудрявая, а не человек. (береза)

Сегодня мы будем говорить о березах. (Ребенок рассказывает стихотворение «Береза»).

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

Вопрос. В какое время года описана береза в стихотворении?

Вопрос. Кто из вас бывал в березовом лесу? Что можешь сказать о нем?

А теперь послушайте мой рассказ.

 – Однажды я пошла в лес за грибами. И попала я в березняк, так называется березовый лес. Кругом были одни березки, и все разные. Одна высокая-высокая, другая пониже, а третья – совсем низкая. (Вывешиваю картину березового леса).

У берез стволы белые с черными крапинками, крона большая, свисающие ветви. Люди говорят, что коса есть у березы. Присматриваюсь я, да и правда, ветки у неё, как косы заплетенные, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. И подумала я, что уж если ветер сильный подует, то расплетутся эти косы. А если слабый ветер, то запутается в ветках, и не знаю, выберется ли. Шла я так, любовалась и красотой, а на ум мне пришли такие строчки:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с  тонких ветвей.

Вся в белом платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

И вдруг я увидела засохшую березу, совсем ещё молоденькую. Не было на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Жалко мне стало эту березку. Стояла она одна – одинешенька, на подружек своих не похожая.

Вопрос. Как вы думаете, ребята, почему же она засохла? (Ответы детей).

 – А я думаю, собирая сок с березы, забыли залечить березовую ранку, она и умерла, засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала.

Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна.

Вопрос. Что это значит? (Ответы детей).

 – Корни всасывают из почвы влагу с растворенными  в ней питательными веществами. Это влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых потом появляются листья. Эту  влагу и называют березовым соком.

Вопрос. Чем он ценен для березы? (Ответы детей). – Из-за березового сока люди и наносят раны березе, и она плачет. Да и как иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто береза погибает.

Что же делать? И сок нужен и березу жалко, как же можно такую красоту губить? Оказывается можно добывать сок, не причиняя березе вреда и боли. Достаточно  аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в нее наберется сок. И еще запомните: срезать ветку  можно  только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или обыкновенной землей, чтобы сок не вытекал и береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначены для вырубки.

(Показываю картинки с березой в разное время года, дети их описывают).

Вопрос. А вы знаете, что береза – единственная в мире дерево с белой корой?

 – Её можно назвать белоствольной.

Вопрос. Какой можно назвать? (Дети хором отвечают). – Это делает её особенно красивой, трогательной, нежной. Прекрасна берёза в любое время года: осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно белая на фоне изумрудной травы. Вот наверное, почему береза стала символом России. Береза не только красива, но и необходима для человека. Из неё делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила, корзины и другие поделки. В коре березы имеется вещество, которое и окрашивает кору в белый цвет, плохо пришлось бы березе без этого вещества. Кора у неё тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, а с белой корой ствол и в жаркий день остается прохладным. Береза нас ещё и лечит. Отвар из березовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. А ещё давным-давно, когда не было еще бумаги, люди писали на берестяных грамотах.

ФИЗ.МИНУТКА

Представили, что мы с вами березки.

Наступило утро, солнышко проснулось

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому (руки вверх помахать).

 – А сейчас поиграем в игру «Наряди березку» (вывешиваю рисунок березы без листочков).

 – Вот на этом листе изображен ствол березы, её ветки, но без листочков. Листочки есть у каждого из вас. Сделаем так, чтобы березка оделась листочками. (Дети прикрепляют листочки к дереву). Посмотрите какая красивая стала наша березка. Давай те теперь нарисуем её. Можно рисовать березку в любое время года, а рисовать будем пальчиком. Вы так уже делали. Приступаем.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Рассматривание рисунков, дети рассказывают, какую березу он нарисовал.

 А сейчас мы встанем в хоровод и споем «Во поле береза стояла».

                                              ИТОГ.

Вопросы. О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что нужно делать, чтобы березка не погибла?



Предварительный просмотр:

 «Башкирские национальные костюмы и головные уборы»

Задачи:

           Образовательные:

- Расширять представление детей о башкирских национальных костюмах и головных уборах.

- Формировать умение украшать мужской головной убор элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки.

- Закреплять умение самостоятельно создавать узор.

Словарная работа:

- Обогащение:кулдэк, камзул, хараус, елян, салбар, тюбетейка, кашмау, кукрэксэ.

- Активизация: орнамент, безрукавка, обычаи, традиции, костюм, головной убор.

Развивающие:

- Развивать композиционные умения размещать узор на костюме, красиво сочетая цвета.

- Развивать творческие способности, танцевально – игровое творчество.

 

 Воспитательные:

- Воспитывать интерес к башкирскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

- Воспитывать любовь к родному краю.

Раздаточный материал: тюбетейки, элементы башкирского орнамента для аппликации «Составь узор», картоны черного цвета, элементы башкирского орнамента, клей, салфетки.

Ход ООД

Воспитатель: 

Проходите, ребята, в группу. Давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.

Садитесь, ребята, на коврик. Послушайте одну мелодию.

Звучит башкирская мелодия.

Воспитатель:  Ребята, мелодия какого народа сейчас прозвучала?

Дети: Мелодия башкирского народа.

Воспитатель: Да вы правильно сказали это мелодия башкирского народа.

(под музыку тихонечко заходит гостья в башкирском костюме)

-Ребята, к нам сегодня в гости пришла______________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________

А: Я хочу вам рассказать легенду о происхождении башкирского народа.

В давние времена наши предки кочевали. Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали от прежних мест. Долго шли они и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий караван дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до этой земли. Земли богатой реками, лугами, полями, лесам, дивными горами. Посоветовавшись аксакалы решили, что лучше земли не найти и остались на этой земле. С тех пор наши предки стали называть себя «башкортар», что в переводе означает «главный волк».

- Из легенды мы узнали, что слово «башкорт» состоит из двух слов «баш» и «корт». Что означает «баш» в переводе от общетюркского? (Означает голова или главный.)

- Что означает «корт» в переводе тюркско-огузского? (Означает волк.)

Воспитатель:

- Скажите, в какой республике мы с вами живем?

Дети: – В Республике Башкортостан.

Воспитатель: - Конечно же, в Республике Башкортостан. Это наша Родина. Люди, каких национальностей живут в нашей Республике?

Дети:  – Башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы и т. д.

Воспитатель: Да, правильно. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, национальные танцы, национальные блюда, национальные костюмы. Давайте мы на них посмотрим!

Слайды «Одежда других национальностей».

Воспитатель:

 –Сегодня мы с вами продолжим знакомится с башкирскими национальными костюмами и головными уборами.

- Начнем с женского костюма. Башкирская женская одежда очень разнообразная. Нательной одеждой башкирок были платья «КУЛДЭК». Давайте вместе произнесем слово платье на башкирском языке «Кулдэк». Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами. Также украшали оборками, атласными лентами.

На платья одевали приталенную безрукавку «КАМЗУЛ». 

Чем расшит «камзул»?

Дети:  – Камзул расшит монетами.

А:        – Когда выходили на улицу, то надевали длинный кафтан из темной ткани, который назывался «ЕЛЯН» (произносим вместе). Елян тоже расшит монетами, лентами. У женского костюма есть еще нагрудная повязка «КУКРЭКСЭ» (произносим вместе). Она прикрывала грудь. Покрыта полностью монетами. У женщин были очень красивые головные уборы. Как называлась налобная повязка у женщин? «ХАРАУС».

- Какие еще женские головные уборы вы знаете? (Платки, кашмау).

Воспитатель:

- Теперь посмотрим на мужской костюм. Он был однотипен во всех регионах. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубашка. Тоже называется «кулдэк». Поверх рубашки носили безрукавку «КАМЗУЛ». При выходе на улицу тоже надевали елян. В холодное время года носили овчинные шубы. Мужские штаны называются «САЛБАР».

А:  - А как называется головной убор у мужчин?

Дети: – «ТЮБЕТЕЙКА», а зимой «БУРЕК».

Воспитатель: 

Предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. 

Танец-игра «Общий»

Воспитатель: -  Ой, как хорошо мы потанцевали. Садитесь. Скажите, чем украшены костюмы?

Дети:  – Узорами, монетами, лентами.

Воспитатель: – А как мы можем назвать башкирские узоры?

Дети: – Башкирский орнамент.

Воспитатель: – Ребята, большое значение в башкирском орнаменте уделяется цвету – это всегда яркие и теплые тона. С помощью цвета башкирские мастера передавали настроение и переживания людей. Скажите, сколько цветов используется в башкирском орнаменте?

Дети: - 4 цвета. Это – красный, зеленый, черный, зеленый.

А: - Что же означают эти цвета?

Красный – цвет огня и тепла.

Желтый – означает богатство.

Зеленый – цвет вечной зелени.

Черный - это наша башкирская плодородная земля.

Воспитатель: – Какие виды орнамента вы знаете?

Дети: – Есть растительный и геометрический орнамент.

Воспитатель: – Давайте встанем и посмотрим на виды орнамента. Кто нам покажет и назовет растительные орнаменты на этих коврах?

Дети: - Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы).

      Геометрический орнамент – это квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги.

Аппликация  «Составь узор на тюбетейке».

Воспитатель:  – Посмотрите, ребята, у меня есть вот такие тюбетейки. Их нужно украсить башкирским орнаментом. Составить на них узор. Для начала, найдите башкирские орнаменты среди орнаментов других национальностей.

Практическая часть.

Воспитатель: - Молодцы. Все нашли? А теперь мы их будем клеить на наши ТЮБЕТЕЙКИ.

- А прежде чем начать работать, давайте мы с вами подготовим к работе наши ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: – Ручки мы подготовили. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа.

Рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, какие красивые у вас получились ТЮБЕТЕЙКИ!

- Какими видами башкирского орнамента вы украшали ТЮБЕТЕЙКИ?

- А какие основные цвета использовали при составлении узора?

- Молодцы, ребята! Каждый из вас сегодня старался, и у каждого получилась интересная работа.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня вспоминали  национальный костюм башкирского народа. _________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальные костюмы народов Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское

Слайд 2

Русский народный костюм

Слайд 3

Чувашский национальный костюм

Слайд 4

Татарский национальный костюм

Слайд 5

Марийский национальный костюм

Слайд 6

Башкирский национальный костюм

Слайд 7

Башкирские орнаменты

Слайд 8

Сердечко Кускар Бегущая волна Ограда Ромб

Слайд 9

Башкирский национальный костюм



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан

Конспект открытого занятия экологического воспитания

«Путешествие в весенний лес» в средней группе

Воспитатель: Севастьянова Л.И.

2020 год

Цель занятия: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Образовательные:

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе

(видеть, описывать)

Развивающая:

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы весной;

Формировать на основе опытов, представления о свойствах снега; учить детей анализировать; развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, навыки правильного поведения в лесу.

Материал к НОД: видео- презентация на тему «Весенний лес»«Дикие животные весной»; аудиозапись голосов птиц, изображение следов животных; карточки о правилах поведения в лесу; письмо Старичка – Лесовичка; разрезные картинки «птицы» (на каждого ребенка); оборудование для опыта.

Методы и приемы:

игровой – путешествие в весенний лес;

словесный — художественное слово, беседы, вопросы, уточнения, выводы;

опытнический – провели опыт, и выяснить, почему же снег начинает таять именно весной.

наглядный – видео — презентация на тему «Весенний лес»«Дикие животные весной»практический – игра «Собери птичку», опыт;

сюрпризный момент – письмо Старичка – Лесовичка, подарки от него.

Интеграция 4 образовательных областей«Социально – коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными  изменениями в природе (видеть, описывать);

Устанавливать причинно — следственную связь на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды обитания;

Формировать на основе опытов, представления о свойства снега; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, навыки правильного поведения в лесу.

Материал к занятию: видео – презентации на тему «Весенний лес»«Дикие животные весной»; аудиозапись голосов птиц, изображения следов животных; карточки о правилах поведения в лесу; письмо Старичка – Лесовичка; разрезные картинки «Птицы» ); оборудование для опыта.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картинок о весне

Наблюдение во время прогулки.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций о природе, животных, птицах, растениях, насекомых.

Загадывание загадок.

Заучивание песен, стихов, пословиц о весне.

Дидактические игры«Времена года»«Когда это бывает?»«Назови как можно больше слов» и т. д.

Словарная работа: капель, проталины, оттепель, талая, берлога, ослепительно белый.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, встают полукругом, воспитатель  читает стихотворение:

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

Вопросы воспитателя:

- Ребята, о каком времени года это стихотворение? (О весне)

- А почему вы решили, что стихотворение о весне?

Капли падают, звеня – это капель, а капель бывает только весной.

Весной ночь становятся короче дня.

Только весной тает снеговая баба, и бегут ручьи.

Дети: Ярче светит солнце, день стал длиннее и т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята! Весной, оживает и просыпается вся природа. И сегодня хозяин тропинки – Старичок – Лесовичок – пригласил нас в гости. Вот какое необычное письмо он нам прислал: «Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. В конце этого увлекательного путешествия вас ждет сюрприз. И так в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Ваш Старичок — Лесовичок».

Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?

Дети — Не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса. Не ломать ветки деревьев. Не бросать мусор.

Воспитатель: Теперь мы смело можем отправляться в лес. Ребята, закройте глаза . Вот мы оказались на лесной опушке, перед нами весенний лес. Давайте присядем.

Присаживайтесь на стульчики и давайте посмотрим, какие изменения происходят в природе с наступление весны.

Видео: сюжет о том, какие изменения происходят в природе с наступление весны.

ТЕКСТ воспитателя: Начинается весна. Солнышко светит уже ярче, не по-зимнему, а по-весеннему. Посмотрите, как сверкает снег на солнце, он кажется ослепительно белым. А вот и побежали первые весенние ручьи. Если снега в лесу было много то и они разливаются и заливают все вокруг. Начинают просыпаться от зимнего сна и деревья. Еще один признак весны, появление легких ярко белых облаков. Наконец на деревьях начинают набухать почки. Под лучами весеннего солнца тает снег, появляются лужи и проталины.

- Ребята, давайте с вами поговорим, что же происходит с природой с наступлением весны? (ответы детей)

Ребята, вы хотите узнать, почему снег начинает таить именно весной? Давайте разберемся, что же происходит.

ОПЫТ: Лампа накаливания оформлена в виде солнца, в мелкой таре снег. Воспитатель подводить детей к тому, что от тепла солнечных лучей снег начинает таять.

Воспитатель: Ребята, мы с вами как настоящие ученые провели опыт, и я предлагаю немножко отдохнуть.

Физкультминутка:  «Весенняя капель».

Воспитатель: Зимой в лесу стоит необыкновенная тишина, но с приходом весны всё оживает, и мы можем услышать весёлое пение…

- Чьё?

Дети: птиц (звукозапись «Пение птиц»)

Воспитатель: Давайте вспомним с вами, каких птиц мы знаем (слайды с  птицами: синица, воробей, снегирь, голубь, ворона)

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Зимующим птицам очень тяжело зимой.

- Давайте вспомним, как мы с вами заботились о птицах зимой? (насыпали в кормушку: семечки, зёрнышки, хлебные крошки).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, Лесовичок подготовил для нас игру «Собери птичку».

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках птиц.

(дети собирают птичку группами по 3 человека)

  Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Но мы с вами немного заигрались, а у нас впереди еще много интересного.

Воспитатель:

- Ой, ребята посмотрите, а чьи же это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы. Давайте с вами пойдем по следам, может нам удастся встретить лесных жителей. Ребята посмотрите, какой большой след. Как вы думаете, чей он? (медведь)

Давайте присядем на стульчики и посмотрим, как же животные встречают весну.

Слайды о животных ( как поменялся окрас животных и почему) – ответы детей.

- Почему мишка проснулся и вылез из берлоги? (потому, что начал таить снег и ему там стало сыро).

- Что происходит с белочкой с приходом весны? (она меняет цвет шубки с серой на рыжую)

А с зайцем? (заяц поменял цвет своей шубки с белой на серую)

Воспитатель: молодцы, ребята, а вот и Старичок – Лесовичок нас встречает, он хочет узнать, понравилось ли путешествие в весенний лес? Давайте расскажем, кого мы встретили в весеннем лесу?

- А что мы видели в весеннем лесу?

- Ребята, что больше всего вам понравилось в нашем увлекательном путешествии?

Воспитатель прислушивается к Лесовичку.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, Старичок – Лесовичок наблюдал за нами все путешествие, и ему очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весеннем лесу и за это он приготовил для вас подарки. Лесовичок предлагает нам с вами помочь  деревьям расцвести.  Приклеивание зеленых листочков на дерево.

Воспитатель: Теперь нам пора возвращаться обратно в детский сада. (прощаются с Лесовичком) Закройте глаза. Вот мы и вернулись.