Проектная деятельность

Бухтоярова Марина Алексеевна
        Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Берёзовский детский сад «Берёзка»

Проект в подготовительной группе

«Будущий первоклассник»

Воспитатель - Бухтоярова Марина Алексеевна

 
Проект в подготовительной группе «Будущий первоклассник»

Проект подготовительной группы.

Тема проекта«Будущий первоклассник»

Исполнитель: Бухтоярова Марина Алексеевна

Цель проекта:

- обобщение знаний дошкольников о школе,оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

Задачи проекта:

-расширить знания о школе;создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность;развивать творческие способности коммуникативные навыки детей,воображение,любознательность, уверенность в своих силах;найти сведения о школе в художественной литературе ; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц,поговорок, образных выражений.

Актуальность проекта.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что убудущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первомклассе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можновыделить:

-смену режима дня и питания,

-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,)

-непривычно высокий уровень шума на перемене,

-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

-необходимость организовать своё рабочее место за партой;

-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

-возможный неуспех в деятельности;

-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинствобудущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы«ты у нас отличником будешь»«тебя появятся друзья»«учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

-трудности в поиске друзей среди одноклассников,

-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь опоследствиях«за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут»«ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

Продолжительность: долгосрочный (учебный год).

Реализация проекта «Будущий первоклассник» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личьностно- ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности

Участники: педагоги ДОУ,дети,родители.

Этапы работы над проектом.

Сентябрь.

1. Беседа на тему"Что я знаю о школе?".

2. Рисование на тему "Моя школа".

3. Родительское собрание:"Готовимся к школе вместе. "

Октябрь.

1. Творческое рассказывание "Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду".

2. Чтение художественной литературы (рассказ Л. Воронковой"Подружки идут в школу".)

3. Анкетирование родителей «Как вы готовите ребёнка к школе».

Ноябрь.

1. Беседа "Зачем надо учиться?".

2. Творческое рассказывание на тему "Мой рюкзак".

3. Чтение художественной литературы В. Берестов "У меня в портфеле".

4. Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».

Декабрь.

1. Чтение художественной литературы.

Стихотворение С. Маршака "кот и лодыри"

2. Журнал" Скоро в школу!".

3. Родительское собрание- практикум:"Развитие у ребёнка мелкой моторики рук. "

Январь.

1. Режим дня будущего первоклассника.

2. Конструирование "Рабочее место ученика дома".

Февраль.

1. Чтение художественной литературы. Стихотворения А. Барто"В школу","Я выросла".

2. Раскрашивания рисунка на школьную тематику.

3. Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Март.

1. Загадки о школе.

2. Карта"Дорога в школу".

3. Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».

Апрель.

1. Серия сказок"Лесная школа"М. А. Панфиловой.

Чтение первой сказки"Создание"Лесной школы".".

2. Беседа. Составление коллективного рассказа.

3. Чтение второй сказки"Смешные страхи".

4. Чтение третий сказкиШкольные правила".

5. Рисование правил (творческое задание).

Май.

1. Экскурсия в школу.

2. Оформление папки проекта "Будущий первоклассник".

3. Оформление уголка" Будущий первоклассник".

4. Праздник"До свидания Детский сад"

Продукт проектной деятельности:

- выставка рисунков на тему"моя школа",журнал "Скоро в школу!",папка проекта"Будущий первоклассник",уголок"Будущий первоклассник", пакет рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат:

-формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Используемая литература:

1."Проекты ДОУ", М-Просвещение,2014.

2. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.

3. ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.

4. ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы

Приложение 1

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся в школу вместе


Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся в школу вместе»

Тема«Готовимся к школе вместе»

Цель: вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Предварительная работа:

1. Подготовить вопросы на школьную тематику.

2. Приготовить для каждого родителя памятки:

• «Как воспитать у ребенка самостоятельность»

• «Правила работы с рабочими тетрадями дома».

3. Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.

4. Приготовить материал для игры «Кто быстрее соберет ранец».

Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы.

Ход собрания:

Вступление: чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!» (см. прил. 1)

1. О воспитании самостоятельности.

Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшегодошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, вготовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок,который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуацияшкольного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений. Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Родители знакомятся с содержанием памятки (см. прил. 2)

2. Весёлые диктанты

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Вподготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).

• Чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовыетрафареты с изображением предметов.

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.

Родители знакомятся с содержанием памятки (см. прил. 3)

2. Вопрос -ответ «Помните ли вы?».

Предложить родителям ответить на вопросы (см. прил. 4)

3. Игра «Кто быстрее соберет ранец».

Скоро в школу отправляться.

А готовы вы собраться

В первый класс

Прямо сейчас?

Мамам, папам мы доверим

Ранцы школьные. Проверим,

Не успели ли забыть,

Что надо в школу приносить?

Предлагаю родителям поиграть в игру «Кто быстрее соберет ранец». Для участия в игре приглашаются двое родителей. Им выдаются школьные ранцы. В центре группы в большой корзине лежат предметы: карандаши, ручки, конфеты, пеналы, учебники, куклы, жевательная резинка, машинка, кубики, сотовый телефон, линейка, фломастеры, альбомы, бинокль, семейные фотографии, пирожок, тетради, расческа и т. д.

Родители должны выбрать те предметы, которые необходимы ребенку в школе, и затем прокомментировать содержимое ранцев.

Совет родителям: ребенок-первоклассник может взять с собой в школу небольшую любимую игрушку для игр на перемене.

4. Подведение итогов собрания, обмен мнениями

Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем. Потому что только вместе с вами ребёнок преодолеет любые трудности!

Желаю вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!

Список литературы.

1. Белая К. Ю., Цапенко М. М. Родителям будущих первоклассников// Серия:«Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. Редактор Л. Е. Курнешова. -М.: Центр «Школьная книга», 2007.-48с.

2. Будницкая И. И., КатаеваА. А. Ребёнок идёт в школу. - М.: Педагогика, 1985. – 160 с. – (Б-ка для родителей).

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии.

4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л. в. Загик, В. М. Иванова. - - М.: Просвещение, 1985. – 96с.

5. Давыдова Ю. В. Как подготовить ребёнка к школе/ Юлия Давыдова. - М.: Эксмо, 2008. – 144с. – (Шпаргалки для родителей).

6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Приложение2

Анкета для родителей «Скоро в школу»
Анкета для родителей «Скоро в школу»

Анкета для родителей.

Совсем скоро для вашего ребёнка откроет двери школа, закончится дошкольное детство,начнётся новый, очень интересный и важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности вашего ребёнка к школе.

1. Способен ли ваш ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

2. Умеет ли ребёнок работать без отвличений в течении 15-20 минут на одном занятии? (Да, нет, иногда.)

3. Способен ли налаживать отношения с новыми друзьями? (Да, нет, иногда.)

4. Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки?(Да,нет, иногда.)

5. Чему вы больше отдаёте предпочтение: обучению чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

6. Хорошо ли говорит ваш ребёнок? (Да, нет.)

7. Умеет ли ваш ребёнок:

- читать (да, нет.)

- считать (да, нет.)

- решать простые задачи (да,нет.)

- чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии (да, нет.)

- может ли составлять рассказ по картинке (да, нет.)

- может ли пересказать прочитанный рассказ, сказку (да,нет.)

8. С радостью ли ваш ребёнок хочет идти в школу?

9. Каким вы желали бы видеть вашего ребёнка на пороге школы?

10. По вашему мнению готов ли ваш ребёнок к школе? Почему?

апрель 2017 года.

Приложение 3

Родительское собрание по развитию мелкой моторики у детей «Умные пальчики»
Родительское собрание по развитию мелкой моторики у детей «Умные пальчики»

Аннотация: Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитиемречи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Ключевые слова: мелкая моторика, родительское собрание, развитие.

Цель: расширять представления родителей о методах и приёмах развития мелкой моторики у детей.

Задачи мероприятия: - установление доверительных отношений между педагогами иродителями, сплочение родительского коллектива; - демонстрация способов эффективного взаимодействия с ребёнком; - формирование осознанного отношения к проблеме развития мелкой моторики.

Оборудование: перчатка с лицом, оборудование для массажа (прищепки, карандаши с гранями, грецкие орехи, мягкий мячик) бумажные сердечки, материалы для поделок, буклеты, бабочки, ромашки, цветные нитки, крупы, клей, кисточки, ножницы, магнитная доска.)

Ход мероприятия:

1. Настрой на совместную работу, релаксация

- Спасибо, что в этот вечер осветили нашу группу своими улыбками.

- Спасибо Вам за то, что в бешеном ритме современной жизни нашли время для нашей встречи.

- Я думаю, большинство из Вас пришли прямо с работы.

Предлагаю сбросить бремя трудовых забот, переключиться на более приятные мысли и эмоции. В этом нам помогут простые расслабляющие упражнения, которые можно выполнять дома вместе с детьми. Упражнение для расслабления мышц шеи:

- Будем показывать движениями то, о чем говорится в стихотворении:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

А потом опять вперед – тут немного отдохнет

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление так приятно!

Игра «Комплимент» (сплочение родительского коллектива, создание положительного эмоционального фона)

- У меня в руках мяч. Мы его будем передавать соседу, и говорить приятные слова, комплименты.

2. Объявление темы:

- Знаете, о чем у нас сегодня состоится разговор?

- Наверное, некоторые из вас подумали«Но сколько можно об этом говорить? Как же это скучно!»

Предвидя такую реакцию, мы долго думали, как увлекательно и легко представить вам довольно скучную информацию.

- И мы решили показать Вам сказку.

- В одном небольшом городе жили-были пальчики. У них было много забот: одни учились играть на пианино, другие завязывать шнурки, третьи большинство времени проводили в носу, а четвертые не могли думать ни о чем, кроме красоты своих ногтей. Но наша сказка будет не о них, а о пальчиках, у которых была мечта. (Педагог надевает на руку перчатку с лицом) Они очень хотели стать УМНЫМИ. Но как это сделать, пальчики, к сожалению, не знали. Однажды пальчики смотрели телевизор. И вот один умный дяденька из телевизора сказал:

КНИГА – источник знаний. «Вот где мы узнаем, как стать умными!» - воскликнулипальчики и отправились в библиотеку. «Библиотека» Еще в 16-м веке итальянский философ и поэт Джордано Бруно сказал: «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. «Массажный кабинет»Наши пальчики добросовестно прочитали все умные книги, даже выписали некоторые цитаты в свою записную книжку. Слова «поглаживание»«разминание» показались им наиболее привлекательными, они рисовали в фантазии пальчиков картины полной релаксации. Поэтому дальше пальчики поспешили в массажный кабинет.

• грецкий орех Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• бельевая прищепка Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусаеткотенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш! ".

• самомассаж пальцев рук Утюгом разгладим складки Будет все у нас в порядке Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке. Подушечками 4 пальцев от кончиков пальцевтыльной стороны ладони массируемой руки пунктирными движениями вперед - назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигаемся к лучезапястному суставу«Спортивный зал»

- В массажном кабинете наши пальчики расслабились, размялись и стали полны решимости действовать дальше. Помня слова о том, что развить ум помогают тренировки,пальчики отправились в спортивный зал. (заранее раздать буклет с пальчиковыми играми)

Демонстрация пальчиковых игр : «Мастерская умных пальчиков»

- Благодаря массажу и тренировкам наши пальчики значительно поумнели, но всё же им казалось, что они что-то упустили, о чем-то забыли. Тогда решили пальчики попросить совет у умных людей.

- Пожалуйста, расскажите пальчикам, какие еще занятия помогут им стать умными и умелыми! (Родители называют занятия и игры, способствующие развитию мелкой моторики: мозаика, пластилин, рисование, игры с песком, крупой, бусинами, шнурками, пуговицами и т. д.)

- Всеми этими занимательными делами можно заняться в мастерской. Умные пальчики приглашают и вас! Предлагаю Вам сделать коллективную работу. С помощью ниток и крупы украсить картинки. (Фоном звучит спокойная музыка.)

«Поделись своим настроением» - Пальчикам очень понравилось работать с вами, они многому научились. Спасибо! Пальчики значительно поумнели, а главное они поняли, что массаж, тренировки и полезные игры должны быть регулярными, и что вместе с мамой любое даже непростое дело становится весёлым и увлекательным! - А чтобы и вашипальчики стали умными мы дарим вам буклет с играми упражнениями, в которые сегодня мы поиграли. - Нам очень важно знать ваше мнение о прошедшей встрече.

- Попробуйте охарактеризовать нашу встречу одним словом, написать его на бумажном сердечке. (Родители прикрепляют на магнитную доску сердечки) - Мы хотим, чтобы ипальчики ваших детей стали умными, поэтому дарим вам грецкие орехи для массажа.

Проект решения: Использовать информацию, полученную на родительском собрании, дляразвития и укрепления мелкой моторики рук. Систематически выполнять упражнения, игры для развития мелкой моторики детей. Родителям больше времени уделять совместным играм, способствующим развитию мелкой моторики рук детей.

Приложение 4

Консультация для родителей «Мотивационная готовность детей 6–7 лет к обучению в школе» 
Консультация для родителей «Мотивационная готовность детей 6–7 лет к обучению в школе»

Как известно, готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать, писать и считать. Обычно измеряют так называемую психологическую готовность, которая включает в себя несколько видов: интеллектуальную, социально-личностную, эмоционально-волевую, мотивационную, физиологическую готовность. Оценив все эти параметры, можно судить о психологической готовности ребенка к школе. И сегодня мы более подробно поговорим о мотивационной готовности ребенка к школе. Что же это такое?

Мотивационная готовность предполагает желание ребенка учиться в школе, интерес к новому, школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, положительное отношение к принятым в школе нормам и правилам.

Учебная деятельность побуждается не одним, а целой системой мотивов, которые приобретают относительную устойчивость к концу дошкольного возраста. Так учебно-познавательные мотивы проявляются в интересе к новым знаниям, желании научиться чему-то новому. Внешне-позиционные мотивы относятся к внешней атрибутике школьной жизни, позиции школьника. Оценочные мотивы заключаются в желании детей получать высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. В структуре мотивов есть место и игровым. Они продолжают занимать важную роль, но уже не занимают ведущего места вмотивационной структуре дошкольников. Хотя практика показывает, что среди выпускников детского сада есть дети со стопроцентным преобладанием игровых мотивов.

Педагог-психолог детского сада проводит диагностическую работу по изучениюмотивационной структуры детей 6-7 лет. Результаты диагностики показывают, что учебная мотивация у детей подготовительных к школе групп обычно сформирована недостаточно. Игровые мотивы преобладают в ситуациях, связанных с соблюдениемшкольный правил. Многие дети делают выбор в пользу «легких» предметов (рисование, музыка, физкультура) вместо традиционно «школьных» (математики и чтения, выбирают свободное посещение школы и свободное поведение на уроках, предпочитают игровые методы получения знаний (чтение книг вместо учебников, просмотр мультфильмов, игры вместо занятий и т. д.). Нужно отметить, что подобные результаты вполне соответствуют возрастной норме. Учебные мотивы формируются в процессе учебной деятельности на протяжении первого года обучения.

Данный вид готовности к школе нельзя оставлять без внимания. Ведь почему так важнасформированность учебных мотивов? Почему у детей с преобладанием игровых мотивов в мотивационной структуре обязательно возникнут трудности в школе? Потому что игра как вид деятельности по своей сути во многом отличается от учебной деятельности. В игре ребенок сам определяет тему, сюжет, свою роль, свои действия, продолжительность игры и т. д. Он может в любой момент что-то изменить, добавить, сократить или вообще прекратить. Все зависит от самого ребенка. Учебная деятельность предполагает целую систему норм, правил, которым должен следовать ребенок. В ней очень много ограничений, жесткие рамки. Так вот дети с преобладающей игровой мотивацией, придя в школу, очень быстро разочаровываются. Да, какое-то время они с упоением будут играть «в школу», но когда им это надоест, возникнут проблемы. В этом плане также ненадежны и внешниемотивы. Как только пропадет интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни, а ничто другое больше не привлекает, также неизбежны трудности. Поэтому учебнуюмотивацию нужно формировать. Нужно, чтобы ребенок стремился узнавать что-то новое, приобретать новые умения, навыки. Ребенок должен понимать, что именно для этого он ходит в школу. Конечно, главное, чтобы у ребенка не пропало желание учиться. А для этого у него должны быть реальные представления о школьной жизни. Не нужно ни запугиватьшколой, ни приукрашать школьную жизнь. В первом случае повысится тревожность, снизится самооценка, во втором – ребенка постигнет разочарование, также пострадает его самооценка, отношения с учителем и одноклассниками и, конечно же, успеваемость. Ребенок должен быть готов к тому, что не все и не всегда может получаться, что учитель вправе делать замечания, требовать соблюдения определенных правил. Дети должны уметь адекватно реагировать на замечания, исправления учителя. Не плакать, не обижаться, не замыкаться, не бояться переспрашивать и что-то уточнять. Объясните ребенку главное – учитель делает тебе замечания не потому, что ты плохой или он плохо к тебе относится, а потому, что он хочет, чтобы ты научился все делать правильно.

Расскажите ребенку о своей школьной жизни. Пусть ребенок знает, что и у вас были трудности, что-то не получалось и, главное, как вы с этим справились. Беседуя с ребенком ошколе, ни в коем случае не принижайте авторитет учителя.

Способствовать формированию учебной мотивации также будут экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Конечно, не у всех выпускников детского сада еще сформирована учебная мотивация, но у большинства из них есть желание идти в школу, и взрослым нужно сделать все, чтобы это желание не пропало.

Успехов вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)

Проект «Русская изба»

                                                           Разработчики воспитатели:

                                          Бухтоярова М.А.(высшая категория)

                                                       Слизова О.С.(первая категория)

                                                       Крыгина Л.Н.(первая категория)

         

                                    Проект «Русская изба»

Тип: информационный, практико-ориентированный

По содержанию: социально-педагогический

Продолжительность проекта: долгосрочный(2017-2025)

 Актуальность проблемы.

    Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

     При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

     Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

Участники проекта: Дети  дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

•        Познакомить детей с устройством русской избы;

•        Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

•        Познакомить  с традициями  русского народа;

•        Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

•        Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;

•        Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

•        Знакомство с русскими народными подвижными и хороводными играми;

•        Изготовление макета русской избы;

•        Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

•        Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

.

Новизна  проекта «Русская изба».

 Соответствие проекта  заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное  развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель,  игрушки, музыкальные  инструменты, русский костюм и др.)

Проблема.  .

В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу криминализации общества мечтают о жизни ребёнка за границей, не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.

Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а педагогам необходимо искать пути для её реализации.

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного,  что позволит ощутить себя частью русского народа.

Методы исследования.

*        Беседы с детьми.

*        Рассматривание иллюстраций  на тему жизни в деревне.

*        Чтение художественной литературы.

*        Театрализованные игры.

*        Рассматривание предметов быта и посуды.

*        Заучивание потешек, прибауток.

*        Использование русских народных песен и танцев.

*        Проведение русских народных игр.

*        Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

*        Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

*        Рассказ о народных обычаях и традициях.

* Знакомство с музыкальными инструментами: ложки, свистульки, гусли, бубен, балалайка.

* Проведение дидактических и сюжетно- ролевых игр.

* Познавательно-исследовательская деятельность.

* Анкетирование родителей : «Приобщение детей к истокам русской культуры».

*Слушание народных песен

I этап – подготовительный.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими  народными  традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

Большое значение в реализации проекта  имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Проведение мастер- класса «Куклы- самоделки». Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома».

Обеспечение проекта:

1.Подбор исторической литературы,

2. Подбор произведений русского народного творчества,

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) .Оформление альбомов «Русские красавицы», «Чаепитие», «Русская кухня».

4. Подготовка материала для продуктивной деятельности, сбор лоскутков тканей, тесьмы, кружев и др.

5. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

6. Мини-музей « Русская изба», подбор предметов быта русского народа (самовар, ухват, коромысло, самотканые коврики, полотняные дорожки и др., коллекция образцов народно – прикладного искусства)

7. Коллекция русских обрядовых кукол, кукол народов мира.

2 этап - основной

Перспективный план работыпо воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.
Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и 
календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.

1.Посещение открытых мероприятий и активное участие в них.

2.  Изготовление совместно с детьми пособий и выполнение творческих заданий.

3.Посещение с детьми по мере возможности различных музеев.

4.Приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России.

5. Проведение консультаций, использование как практических, так и теоретических материалов, накопленных в нашем музее.

6.  Оформление папки – передвижки «Наш мини-музей» с фотографиями детей и родителей.

7.Пополнение мини-музея предметами народно-прикладного искусства.

8.Сбор видеоматериала открытых мероприятий.

III этап: заключительный.

1.Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».

2.Совместное обсуждение полученных результатов.

4.Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей  «Милости просим, гости дорогие»

5.Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).

Предполагаемый результат:

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.

4.Узнают русские народные  игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом»..

5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9.Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми в непосредственно образовательной и в свободной деятельности, разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в национальных традициях.

Учебно – методическое:

Методическая литература:

Использованы материалы сайта «Все для детского сада» // http://www. ivalex. vistcom. ru/prrabstavr. htm)

1.Дыбина. Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов. Творческий центр «Сфера». М, 2004.

2. Костина деятельность в детском саду: родители и дети. М. Школьная Пресса, 2010.

3.Литвинова Народные подвижные игры. Под ред . –М. Просвещение, 1986

4..Лыкова игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, 1 – 7 лет. М, 2009.

5. Русский семейный и общественный быт. М.. «Наука» 1989.

6.Соломенникова творчества. Ознакомление детей с народным искусством. М, 2006.

7. Усова народное творчество в детском саду. – М, 1961.

Детская литература:

1. Не пора ли баиньки? Русские народные колыбельные песенки.- М; Малыш, 1990.

2. Дорожин узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М; Мозаика-синтез, 1999.

3. Комарова 5-6 лет. Альбом. – М; АСТ, 1997.


Приложение 1

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)

Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Беседа по развитию речи с использованием иллюстраций и реальных предметов«Путешествие по Русской избе».

Цель:

Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал:  иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол -избы.

Без печи хата - не хата.

Воспитатель;С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Воспитатель;Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.Не красна изба углами, а красна пирогами.Умей в гости звать, умей и угощать.На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки постоянно руки в боки.Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Воспитатель;Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство - передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги

Приложение 2

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)

Художественно – эстетическому развитию детей»

Конспект .Мастер – класс.«В какие куклы играли наши пра – пра - бабушки»

Кукла – закрутка «Нянюшка».(Подготовительная группа.)

-Сравнение кукол современных и старинных.

- Беседа, рассматривание народных кукол, хранящихся в детском музее группы «Русская изба».

- Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями. ---Рисунки по теме исследования.

-Изготовление кукол (совместная работа детей и родителей).

-Организация выставки «Куклы своими руками».

Программное содержание: познакомить детей с русскими народными куклам, через игрушку – с историей и традициями на Руси, прививать уважение к культуре своего народа, традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; учить изготавливать своими руками традиционную куклу-закрутку (куклу-оберег), развивать мелкую моторику рук, формировать индивидуальные творческие способности; самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы; обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значением: кукла-закрутка, оберег, оторочка, лоскут, безликая кукла, фартук, кайма, рукодельница, льняная, нянюшка, старание, мастерство; развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному детскому труду.

Материалы и оборудование: белая ткань размером 30-30 см. по количеству детей (2шт); квадратный кусок поролона 20-20 см, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскутки белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков, куски ваты: отделочный материал; декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.

Историческая справка:

Изготовление игрушек для детей всегда было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.

И таких куколок могло быть у девочек очень много - больше 70. Все они были разные, по –разному сделанные и по-разному одетые, в зависимости от того, кого изображала куколка. Каждая девочка берегла свои куколки, и, когда вырастала, передавала их своим детям.

Такая игрушка готовила ребёнка к самостоятельной жизни, работе, в игре дети учились всему. Кукла-это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодной-дружелюбной, высокомерной, весёлой, грустной. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка в семье - нянюшка; на свадьбу – жениха и невесту; отдельно куклы изготовляли для сохранения домашнего очага. Почти все куклы – обереги, т. е. они оберегали человека от несчастья.

Одежда и весь облик отражали образ жизни и возраст человека: коса – у молодой незамужней девушки; женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая – у парня; кукла без фартука означала старуху.

Края одежды обязательно украшали, ведь оторочка – тоже оберег.

Тщательно подбирали ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета:

красный – солнце, огонь, символ плодородия;

жёлтый – божественный цвет, тепло, младенчество;

зелёный – здоровье, молодость;

синий – высокие помыслы и духовное общение;

чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.

Первую куколку ласково называли «Нянюшка». «Нянюшку» нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребёнка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой.)В работе не используется иголка - только закрутка тряпочки и завязывание её хлопчатобумажной ниткой.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Таких кукол называли «безликими», т. е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как приобретала душу и могла повредить ребёнку, поэтому безликая кукла служила одновременно и оберегом.

Ход занятия.

Педагог знакомит детей с технологией изготовления куклы – закрутки «Нянюшка».

Для работы потребуется кусок льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани, пёстрый лоскут, декоративные тесёмки и нитки.

1.Дети сворачивают льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить её ниткой.

2.Делают лицо и руки: кладут трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани; перегибают по диагонали и закрепляют голову, перевязывают ниткой. Ручки и талию также перевязывают, получилась белая кофта.

3.Наряжают куклу: закручивают вокруг талии декоративную тряпочку и завязывают её ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы.

4.На голову повязывают шёлковую ленточку или платок.

5. Получилась кукла «Нянюшка».

Приложение №3

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)

Беседа - Экскурсия

ТЕМА:«5 особенных мест в русской избе»

Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

 -Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1. Двери.

 Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2. Печь.

 Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3. Стол.

 Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

4. Лавки.

 Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

5. Матица.

 Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Приложение №4

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

«Берёзовская СОШ»(дошкольное образование)

Тема: «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)

- Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

- Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная.(«Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)

- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Игра в пальчиковые игры: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».