Методическая деятельность

Савина Василиса Валерьевна

Мои методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_izuchem-rech_razvivaem.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе «Город изучаем – речь развиваем»

Автор: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Савина Василиса Валерьевна

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

 Воспитательные

Воспитывать любовь к родному городу;

Развивающие

1. Развивать силу выдоха;

2. Развивать зрительно-пространственное восприятие;

3. Развивать коммуникативные навыки (умение взаимодействовать в коллективе и подгруппах);

Обучающие

  1. Побуждать  стремление детей решать познавательные задачи и делать простейшие выводы;
  2. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  3. Закреплять навыки образование множественного числа имен существительных;
  4. Закреплять умение отвечать полным предложением;
  5. Развивать навык составления рассказа.

Материалы и оборудование: игровая презентация «Город изучаем-речь развиваем», образцы материалов (картон, камень, солома, глина, дерево, железо, стекло), папка-скоросшиватель, фотографии достопримечательностей города, карточки с изображением предметных картинок, магнитная доска, фотоаппарат, воздушные шары.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Время проведения

Процесс вовлечения в деятельность

Логопед: «Собрались все дети в круг,

                 Я твой друг и ты мой друг.

                 Вместе за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся»

Нам сегодня пришло необычное видеописьмо. Посмотрим его?

На экране появляется изображение гуся.

Гусь: «Ребята, здравствуйте, я гусь-путешественник. Везде летал, многие города повидал. Слышал я, что во Владимирской области есть город Гусь-Хрустальный. Собирался я и в нем побывать, да не успел. Наступили холода, и я улетел в теплые страны. А мне так хочется о вашем городе узнать. У меня даже карта   есть.

(на экране появляется карта с отмеченными на ней достопримечательностями)

Не могли бы вы мне  рассказать о своем  городе?

Логопед: Вы узнали, от кого нам пришло письмо?

Дети: От гуся-путешественника

Логопед: А что у него случилось?

Дети:  Он хотел побывать в нашем городе, но не успел и просит ему помочь, показать наш город.

5-7 мин

Процесс целеполагания и планирования деятельности

Логопед: Как же нам просьбу гуся выполнить?

Дети: Нужно ему город показать.

Логопед: А как? Гусь же далеко.

Дети: Мы можем ему отправить фотографии нашего города.

Логопед:  Какая хорошая идея. Мы с вами сделаем фотографии с достопримечательностями нашего города.

Логопед. А как мы их покажем Гусю?

Дети: Отправим по почте

Логопед:  А вдруг они в пути потеряются или рассыпятся? …Может быть их можно во что - то собрать или красиво оформить?

Дети: альбом, папка, файл, конверт

Логопед: Решили? Мы с вами идем на экскурсию, собираем фотографии с достопримечательностями нашего города,  оформляем альбом и отправляем гусю по почте, да?

3 мин

Процесс осуществле-

ния действий

Логопед: Давайте посмотрим на карту и узнаем, откуда мы отправимся в путь?

(на экране появляется карта с отмеченными на ней достопримечательностями)

Дети: В парк, к памятнику

  (на экране появляется фотография памятника)

Логопед: Как вы думаете, кому гусевчане воздвигли памятник?

Дети: Акиму Мальцову.

Логопед: А чем он знаменит?

Дети: Он основал наш город.

Логопед: Аким Мальцов – это купец, основатель города. Он построил на речке Гусь завод по изготовлению стекла и хрусталя. И постепенно вырос на этом месте городок Гусь-Хрустальный.

Логопед: А какие еще памятники есть в нашем городе?

Дети: Памятник Ленину, памятник символу города, памятник гусевским комсомольцам, Вечный Огонь.

Логопед: Много памятников вы назвали. А чего еще много в нашем городе?

Игра «Чего много в городе?»

На столе разложены карточки с изображением предметов. Каждый ребенок берет себе карточку и отвечает на вопрос,  используя ее. Например  «В нашем городе много тротуаров»

дом – домов, дерево – деревьев, дорога – дорог, цветок – цветов, здание – зданий, фонарь – фонарей, автобус – автобусов, магазин – магазинов, лавочка – лавочек, остановка – остановок, машина – машин, светофор – светофоров

После окончания игры дети фотографируют и забирают фотографию с изображением памятника.  На экране появляется схема маршрута.

Логопед: Куда идем дальше?

Дети: Музей Хрусталя

(на экране появляется фотография Георгиевского собора)

Логопед: А почему он так называется?

Дети: Там собраны изделия из хрусталя и стекла.

Логопед: Музей Хрусталя расположен в соборе Святого Георгия и является самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный.

Логопед: Наш собор какой?

Дети: Красивый, высокий, большой, уникальный.

Логопед: Хотите узнать, как выглядел Георгиевский собор раньше? 

Игра «Найди отличия»

На экране расположены две фотографии собора – старая и современная.

Логопед: Чем отличаются эти фотографии?

Дети: У музея не стало забора, появился памятник Акиму Мальцову, пропали купола, рядом с музеем появились деревья и т.д.

Логопед: Кто сфотографирует эту достопримечательность?

Дети фотографируют и забирают фотографию с изображением Музея Хрусталя.

На экране появляется схема маршрута.

Логопед: Куда мы идем дальше?

Дети: К мальцовским домикам.

(на экране появляется фотография мальцовских домиков)

Логопед: В то время, когда строился собор, неподалеку от него появились одноэтажные домики. Все их сразу стали называть мальцовскими, потому что их строил сам хозяин Мальцов для рабочих хрустального завода.  

Логопед: Как вы думаете, из чего построены эти дома?

Дети: Из красного кирпича.

Логопед: Если дом сделан из кирпича, то он какой?

Дети:  Кирпичный.

Логопед: Всегда дома строят из кирпича?

Дети: Нет, еще из камня, панелей и др.

Дети: Дома строят из разных материалов.

Логопед: Из чего можно построить дома мы узнаем, заглянув в волшебный мешочек.

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке находятся образцы различных строительных материалов (картон, камень, солома, глина, дерево, железо, стекло). Дети по очереди достают из мешочка один из образцов и проговаривают, какой дом они построят из этого материала.

Например - Из дерева получится деревянный дом.

Логопед: Сделаем еще одну фотографию для нашего альбома.

На экране появляется схема маршрута.

Логопед: Идем дальше?

(на экране появляется фотография хрустального завода)

Логопед: Кто из вас знает, что это за здание?

Дети:  Это хрустальный завод.

Логопед: Наш город знаменит своим Хрустальным заводом.   Там трудятся стеклодувы. Они выдувают из расплавленного стекла различные изделия. А вы хотели бы побыть стеклодувами?

 Дети: Да

Игра «Стеклодувы»

(развитие силы выдоха и формирование правильной воздушной струи)

На столе разложены шарики разных цветов и форм.

Дети выбирают себе понравившийся шарик и надувают его.

Логопед: Одинаковые у вас получились шары?

Дети: Нет.

Логопед: А чем они различаются?

Дети: Цветом, размером.

Дети фотографируют  изображение хрустального завода. На экране появляется схема маршрута.

Логопед: У нас осталась последняя достопримечательность. Ее еще называют жемчужиной нашего города. Догадались какая?

Дети: Это наше озеро.

На экране появляется фотография городского озера

Логопед: Конечно это озеро, которое расположено в центре города. Оно является излюбленным местом отдыха горожан.

Логопед: Вы часто бываете на нашем озере?

Дети: Да

Логопед: А хотите сейчас на нем побывать? Но это будет не просто экскурсия, а игра «Чего на нашем озере не бывает»

Игра «Чего на нашем озере не бывает»

На экране расположен ряд картинок. Три из них относятся к городскому озеру, а одна нет.  Дети должны догадаться, какая картинка тут лишняя и объяснить свой выбор.

Например – окунь, щука, лещ, акула. Лишняя акула, потому что она не водится в нашем озере. После того, как дети дали верный ответ, лишняя картинка исчезает и ряд картинок заменяется другим.

Утка-гусь-чайка-пингвин

Лодка-парусник-плот-корабль

Набережная-плотина-городской пляж-кремль

20 мин

Процесс рефлексии

Логопед: Наша экскурсия закончилась?  Все достопримечательности собраны? Альбом мы собрали?

Дети: Да, все готово.

Логопед: Но если мы пошлем просто альбом, то гусь только увидит наши достопримечательности и ничего о них не узнает. Как же нам быть?

Дети: Надо ему о достопримечательностях рассказать.

Логопед: Кто хочет рассказать о памятнике Акиму Мальцову (о Музее Хрусталя, о мальцовских домиках, о Хрустальном заводе, о городском озере)?

(Логопед на диктофон записывает рассказы детей)

Логопед: Теперь пойдемте в группу, послушаем, что у нас получилось и отправим письмом гусю.

10 мин