Мой проект «Музей боевой и трудовой славы школы города Нариманов»

Кусалиева Дарья Рафаэльевна
Деятельность музейно-поискового объединения "Юные патриоты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Нариманов»

Рассмотрена

на заседании малого педагогического совета

ДО ДДТ

от «___»________2020г.

Протокол № __

Принята на заседании педагогического совета

МКОУ «СОШ г. Нариманов»

от «___»______2020г.

Протокол № __

Утверждено:

Директор

МКОУ «СОШ г. Нариманов»

____________ М.В. Никитин

Приказ №_____от «__»_______ 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Родина»

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Кусалиева Д.Р.,

педагог д/о

г. Нариманов, 2020г.

Содержание программы

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» ………………………..3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………..3

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………………..…5

1.3 Содержание программы……………………………………………………………….6

1.4 Планируемые результаты……………………………………………………………...9

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………......10

2.1 Календарный учебный график……………………………………………………....10

2.2 Календарно-тематический план……………………………………………………..17

2.3 Условия реализации программы…………………………………………………….24

2.4 Формы аттестации……………………………………………………………………24

2.5 Оценочные материалы………………………………………………………………..24

2.6 Методические материалы……………………………………………………………24

2.7 Список литературы для педагога……………………………………………………25

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования  «Родина» далее (Программа): социально-педагогическая.

Уровень программы: базовый, предполагающий использование форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и умений.

Актуальность: Особое место в современных образовательных учреждениях отводится школьным музеям, которые призваны комплексно, решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.    

Патриотическое воспитание – важная систематическая и целенаправленная деятельность образовательных организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главной целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 и имеет социально-педагогическую и военно-патриотическую направленность.

Отличительные особенности программы: Обучающиеся подробно знакомятся с поисково-исследовательской, экскурсионной и музейной работой. Творческие работы представляются на конкурсы, олимпиады различных уровней. Ведется поисковая и исследовательская деятельность. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей и интересов ребят, имеют практическую направленность. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с историей и культурой.

Адресат программы: Программа рассчитана на творческую группу детей 7-15 лет.

Объем программы: Программа рассчитана на учебный год (72 часа), 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса: Формы проведения занятий разнообразны (индивидуальные, групповые, индивидуально - групповые и т.д.):

- лекции, беседы, экскурсии, походы, встречи, игры, выставки, практические и семинарские занятия, конкурсы рисунков, школьные и районные мероприятия, конкурсы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, создание мини- проектов, творческие задания,

- деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, внеаудиторные самостоятельные занятия, другие виды учебных занятий и учебных работ.

Формы обучения: очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).

На занятиях дети знакомятся:

- с историей музея, родного края, страны;

- музейными экспонатами;

- музейной работой;

- поисковой деятельностью.

Основные методы усвоения программы: теоретические, наглядные, практические, творческие.

Программа решает задачи дополнительного образования:

- занятость детей в свободное время,

- организация дополнительного досуга.

Режим занятий: Занятия проводятся с группой учащихся (от 10 человек в группе) в форме теоретических и практических занятий, экскурсий и мероприятий; продолжительность занятий 2 часа в неделю. Длительность одного занятия составляет 45 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе МКОУ «СОШ г. Нариманов»:

  1. понедельник с 12.10 по 12.55
  2. среда с 12.10 по 12.55.

  1. Цель и задачи программы

Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

  1. Формировать духовно-нравственные ценности, уважительное отношения к прошлому Родины, родного края и культурным традициям посредством музейной деятельности.
  2. Формировать социальную активность обучающихся, интеллектуальное развитие путем вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
  3. Развивать коммуникативные навыки через вовлечение учащихся в экскурсионную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах и проводимых мероприятиях.
  4. Развивать интерес к выполнению творческих работ, защите на конкурсах и практическому применению в экспозиционной деятельности.

Содержание программы может варьироваться с учетом склонностей и интересов обучающихся, индивидуальных особенностей освоения материала и навыков практической деятельности.

Программа имеет практическую направленность. Много времени предусмотрено для самостоятельной поисковой работы детей и индивидуальной работе педагога с воспитанниками.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родина» может реализовываться с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной (очно - заочной) форме, а часть в дистанционной форме. Рекомендуемое сочетание аудиторных и дистанционных занятий 60% и 40% соответственно.

1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Что значит быть патриотом?

10

2

8

Защита презентаций и проектов

2

Мой дом, моя семья

10

2

8

Составление генеалогического древа, подробного рассказа

3

Великая Победа

10

2

8

Защита видеороликов и презентаций

4

Героизм в прошлом и настоящем

10

4

6

Проведение Урока Мужества

5

Кто такой экскурсовод?

10

1

9

Проведение обзорных и тематических экскурсий в музей школы

6

Поисковое движение России

10

1

9

Прохождение школы поисковика

7

Памятные места России

10

1

9

Защита презентаций и проектов

8

Подведение итогов

2

-

2

Музейная консервация

Итого:

72

13

59

Тема 1. Что значит быть патриотом?

Вводное занятие.  

Теория 2 ч. Инструктаж по правилам техники безопасности. Моя страна – Россия.

Практика 8 ч. История и карта страны. Символы российского государства. Многоликая Россия. Москва-столица России. Города России. В доброте и милосердии – есть смысл жизни. Нравственные и личностные качества патриота. Кому нужна моя помощь? Я – патриот. Знакомство с обязанностями экскурсовода и поисковика. Круглый стол.

Тема 2. Мой дом, моя семья

Теория  2 ч. Мой любимый город. След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Практика 8 ч.  Экскурсия в музей Наримановского района.  Экскурсия на ССЗ «Лотос».  Моя семья. Родословие. Составление генеалогического древа. Сбор исторической информации и воспоминаний  участников войны, очевидцев военных и послевоенных лет, тружеников тыла и детей войны, проживающих в Наримановском районе. Рассказ об участниках войны, тружениках тыла и детях войны,  проживающих в Наримановском районе.

Тема 3. Великая Победа

Теория 2 ч. Сорок первый – сорок пятый.

Практика 8 ч. Экскурсия в  музей Боевой Славы г. Астрахани. Кинолекторий. Герои войны. Сбор информации и составление презентаций о героях войны. В бой шли партизаны. Горькое детство детей войны. Подготовка видеороликов и рассказов о детях войны. Победа ковалась не только на фронте. Подготовка презентаций о героях труда и тружениках тыла. Культура в годы войны. Мероприятие «Фронтовая бригада».

Тема 4. Героизм в прошлом и настоящем

Теория 4 ч. Настоящий герой. Герой Советского Союза. Герой Российской Федерации. России гордые сыны.

Практика 6 ч. Подготовка презентаций о героях  Советского Союза и их подвигах. Подготовка презентаций о героях  современной России и их подвигах. Подготовка презентаций о детях – героях  современной России и их подвигах. Проведение урока Мужества.

Тема 5. Кто такой экскурсовод?

Теория 1 ч. Интересная экскурсия.

Практика 9 ч. Знакомство с требованиями к экскурсоводу. Учет экспонатов, ведение инвентарной книги. Обучение работе с источниками: газетами, журналами, книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Подготовка к проведению обзорных и тематических экскурсий участниками для учащихся школы. Проведение обзорных и тематических экскурсий участниками для учащихся школы.

Тема 6. Поисковое движение России

Теория 1 ч. Поисковое движение России.

Практика 9 ч.  Знакомство с общероссийским общественным движением по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Работа с официальным сайтом организации. Знакомство с основными направлениями деятельности. Знакомство и изучение Свода морально-этических правил участников. Работа с электронной Книгой Памяти. Изучение методики работы в архивах. Изучение методики поиска сведений  о воинах, не вернувшихся с фронта. Прохождение школы поисковика.

Тема 7. Памятные места России

Теория 1 ч. Места, которые расскажут о военных годах.

Практика 9 ч. Изучение памятных мест России. Изучение истории городов-героев. Знакомство с достопримечательностями. Ознакомление с памятниками защитникам Родины. Знакомство и изучение военных музеев России. Проведение онлайн-экскурсий по военным музеям. Изучение мемориалов Вечного огня. Сбор информации о памятных местах родного края. Рассказ о памятных местах родного края.

Подведение итогов

Практика 2 ч.  Музейная консервация.

1.4 Планируемые результаты

Результатом деятельности являются приобретенные знания и умения по всем пунктам программы основ музейного и поискового дела:

- оформление тематических альбомов и выставок

- организации и проведения экскурсий в музее

- работы с музейным и архивным фондом

- написания исследовательских, проектных и творческих работ

- публичного выступления (высказываться, рассуждать)

- работы самостоятельно и в группах

- работы на компьютере

- работы с библиотечным, архивным материалами

- участие в школьных, районных и всероссийских конкурсах и мероприятиях.

Метапредметные результаты:

  • Научатся определять и формулировать цели и задачи деятельности; высказывать свои предположения на основе работы с предложенным материалом; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
  • Смогут искать, выделять и обрабатывать данные, полученные в результате исследовательской деятельности с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств.
  • Сформируют навык сотрудничества с педагогом и сверстниками, смогут участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; будут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • Получат возможность научиться организовывать поиск информации, создавать презентации, стенды и проекты, работать с «Книгой Памяти» и различными историческими источниками.
  • Узнают о важных исторических событиях и днях воинской славы России, государственной и военной символике, структуре Вооруженных Сил, символах и геральдике.

Личностные результаты:

  • Сформируют духовно-нравственные качества личности и ответственное отношение к выполнению своего гражданского долга.
  • Научатся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Станут всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личностью, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Вводное занятие

1

Вводное занятие

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

2

Беседа

1

Моя страна – Россия

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

3

Лекция

1

Символы российского государства

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Викторина

4

Практическое занятие

1

Многоликая Россия

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

5

Практическое занятие

1

Москва-столица России

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

6

Игра

1

Города России

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

7

Беседа

1

В доброте и милосердии – есть смысл жизни

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

8

Беседа

1

Кому нужна моя помощь?

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

9

Практическое занятие

1

Я – патриот

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

10

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

11

Поход

1

Мой любимый город

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

12

Экскурсия

1

Экскурсия в музей Наримановского района

Музей Нарима новского района

Подготовка к защите презентаций и проектов

13

Экскурсия

1

Экскурсия на ССЗ «Лотос»

ССЗ «Лотос»

Подготовка к защите презентаций и проектов

14

Беседа

1

Моя семья

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

15

Практическое занятие

1

Родословие

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Составление генеалогического древа, подробного рассказа

16

Творческое задание

1

След Великой Отечественной войны в жизни родного края

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

17

Беседа

1

Герои войны – наши земляки

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к защите презентаций и проектов

18

Создание мини-проекта

1

Герои войны – наши земляки

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Защита презентаций и проектов

19

Создание мини-проекта

1

Герои войны – наши земляки

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Защита презентаций и проектов

20

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

21

Экскурсия

1

Экскурсия в  музей Боевой Славы г. Астрахани

Музей Боевой Славы г. Астраха ни

Подготовка видеороликов и презентаций

22

Просмотр художественного фильма

1

Кинолекторий

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Обсуждение

23

Лекция

1

Сорок первый – сорок пятый

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

24

Лекция

1

Сорок первый – сорок пятый

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

25

Беседа

1

Герои войны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

26

Практическое занятие

1

В бой шли партизаны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

27

Практическое занятие

1

Горькое детство детей войны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

28

Создание мини-проекта

1

Победа ковалась не только на фронте

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Защита видеороликов и презентаций

29

Беседа

1

Культура в годы войны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка видеороликов и презентаций

30

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

31

Беседа

1

Настоящий герой

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

32

Беседа

1

Герой Советского Союза

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

33

Практическое занятие

1

Герой Советского Союза

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

34

Лекция

1

Герой Российской Федерации

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

35

Практическое занятие

1

Герой Российской Федерации

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

36

Лекция

1

России гордые сыны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

37

Практическое занятие

1

России гордые сыны

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

38

Беседа

1

Вечно в памяти живы

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

39

Создание мини-проекта

1

Вечно в памяти живы

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Подготовка к проведению Урока Мужества

40

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Проведение Урока Мужества

41

Беседа

1

Интересная экскурсия

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

42

Лекция

1

Требования к экскурсоводу

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

43

Экскурсия

1

Обзорная экскурсия в музей школы

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Проведение обзорной экскурсии в музей школы

44

Игра

1

Учет фондов. Инвентарная книга

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Заполнение инвентарной книги

45

Практическое занятие

1

Где и как собрать материалы для музея и  ведения экскурсий

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Работа с источниками

46

Практическое занятие

1

Как работать с газетами, журналами, книгами

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Работа с источниками

47

Практическое занятие

1

Художественная мемуарная, справочная литература

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Работа с источниками

48

Беседа

1

«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются»

Р. Стивенсон

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Защита проекта

49

Экскурсия

1

Тематическая экскурсия в музей школы

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Проведение обзорных и тематических экскурсий в музей школы

50

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

51

Лекция

1

Поисковое движение России

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

52

Встреча

1

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

53

Семинар

1

Проекты движения

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

54

Круглый стол

1

Моральный кодекс Поисковика

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

55

Практическое занятие

1

Электронная Книга Памяти

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

56

Семинар

1

Методика работы в архивах

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

57

Семинар

1

Поиск сведений о воинах, не вернувшихся с фронта

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

58

Практическое занятие

1

Школа поисковика  

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

59

Игра

1

Школа поисковика

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

60

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

61

Лекция

1

Места, которые расскажут о военных годах

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

62

Беседа

1

Города-герои России

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

63

Практическое занятие

1

Мамаев курган в Волгограде

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

64

Беседа

1

Малахов курган в Севастополе

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

65

Создание мини-проектов

1

Знаменитые памятники защитникам Родины

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

66

Экскурсия

1

Военные музеи

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Творческая работа

67

Экскурсия

1

Онлайн-экскурсии по военным музеям

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Собеседование

68

Практическое занятие

1

Мемориалы Вечного огня

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Творческая работа

69

Практическое занятие

1

Война в истории родного края

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Тематическое задание

70

Семинар

1

Подведение итогов месяца

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

Круглый стол

71

Практическое занятие

1

Музейная консервация

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

72

Круглый стол

1

Подводим итоги

МКОУ «СОШ г.Нари манов»

2.2. Календарно-тематический план

Тема

Содержание

Общее кол-во часов

Дата

Теор.

Практ.

Что значит быть патриотом?

1

Вводное занятие

Инструктаж по правилам техники безопасности.  Ознакомление с планом работы

1

2

Моя страна – Россия

Знакомство с краткой историей России

1

3

Символы российского государства

Знакомство с государственными символами России

1

4

Многоликая Россия

Знакомство с термином «толерантность», рассказ об истории и культуре своего народа

1

5

Москва-столица России

Онлайн – экскурсия по Москве и Кремлю

1

6

Города России

Путешествие по карте России

1

7

В доброте и милосердии – есть смысл жизни

Проведение беседы о нравственных и личностных качествах патриота

1

8

Кому нужна моя помощь?

Обсуждение повести А.П. Гайдара  «Тимур и его команда»

1

9

Я – патриот

Знакомство с обязанностями экскурсовода и поисковика

1

10

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Мой дом, моя семья

11

Мой любимый город

Знакомство с историей города Нариманов

1

12

Экскурсия в музей Наримановского района

Экскурсия в музей Наримановского района

1

13

Экскурсия на ССЗ «Лотос»

Экскурсия на ССЗ «Лотос» 

1

14

Моя семья

Рассказ о своих семьях

1

15

Родословие

Составление генеалогического древа

1

16

След Великой Отечественной войны в жизни родного края

Определение значения родного края в ВОВ

1

17

Герои войны – наши земляки

Сбор исторической информации и воспоминаний  участников войны, очевидцев военных и послевоенных лет, тружеников тыла и детей войны, проживающих в Наримановском районе

1

18

Герои войны – наши земляки

Сбор информации об участниках ВОВ, тружениках тыла и детях войны

1

19

Герои войны – наши земляки

Рассказ об участниках войны, тружениках тыла и детях войны,  проживающих в Наримановском районе

1

20

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Великая Победа

21

Экскурсия в  музей Боевой Славы г. Астрахани

Знакомство с историей города

1

22

Кинолекторий

Просмотр и обсуждение военных фильмов

1

23

Сорок первый – сорок пятый

Информационная справка  о причинах ВОВ, начальном этапе, оборонительных сражениях и наступательных операциях

1

24

Сорок первый – сорок пятый

Информационная справка о заключительном этапе войны

1

25

Герои войны

Сбор информации и составление презентаций о героях войны

1

26

В бой шли партизаны

Сбор информации и составление презентаций о партизанском движении

1

27

Горькое детство детей войны

Подготовка видеороликов и рассказов о детях войны

1

28

Победа ковалась не только на фронте

Подготовка презентаций о героях труда и тружениках тыла

1

29

Культура в годы войны

Подготовка и проведение мероприятия «Фронтовая бригада»

1

30

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Героизм в прошлом и настоящем

31

Настоящий герой

Знакомство с понятием «героизм» и «подвиг»

1

32

Герой Советского Союза

Информационная справка о героях Советского Союза

1

33

Герой Советского Союза

Подготовка презентаций о героях  Советского Союза и их подвигах

1

34

Герой Российской Федерации

Информационная справка о героях России

1

35

Герой Российской Федерации

Подготовка презентаций о героях  современной России и их подвигах

1

36

России гордые сыны

Информационная справка о детях-героях России

1

37

России гордые сыны

Подготовка презентаций о детях – героях  современной России и их подвигах

1

38

Вечно в памяти живы

Подготовка к уроку Мужества

1

39

Вечно в памяти живы

Проведение урока Мужества

1

40

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Кто такой экскурсовод?

41

Интересная экскурсия

Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод».  Виды экскурсий: обзорная и тематическая

1

42

Требования к экскурсоводу

Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Речь экскурсовода. Ораторское искусство

1

43

Обзорная экскурсия в музей школы

Подготовка и проведение обзорных экскурсий участниками для учащихся школы.

1

44

Учет фондов. Инвентарная книга

Знакомство с учетом экспонатов, ведением инвентарной книги

1

45

Где и как собрать материалы для музея и  ведения экскурсий

История экспонатов

1

46

Как работать с газетами, журналами, книгами

Обучение работе с источниками

1

47

Художественная мемуарная, справочная литература

Обучение работе с источниками

1

48

«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются»

Р. Стивенсон

Как записывать воспоминания

1

49

Тематическая экскурсия в музей школы

Подготовка и проведение тематических экскурсий участниками для учащихся школы

1

50

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Поисковое движение России

51

Поисковое движение России

Знакомство с поисковым движением в России

1

52

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»

Знакомство с официальным сайтом организации

1

53

Проекты движения

Знакомство с основными направлениями деятельности

1

54

Моральный кодекс Поисковика

Знакомство и изучение Свода морально-этических правил участников

1

55

Электронная Книга Памяти

Работа с электронной Книгой Памяти

1

56

Методика работы в архивах

Изучение методики работы в архивах

1

57

Поиск сведений о воинах, не вернувшихся с фронта

Изучение методики поиска сведений  о воинах, не вернувшихся с фронта

1

58

Школа поисковика

Прохождение школы поисковика

1

59

Школа поисковика

Прохождение школы поисковика

1

60

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Памятные места России

61

Места, которые расскажут о военных годах

Изучение памятных мест России

                1

62

Города-герои России

Изучение истории городов-героев

1

63

Мамаев курган в Волгограде

Знакомство с достопримечательностью

1

64

Малахов курган в Севастополе

Знакомство с достопримечательностью

1

65

Знаменитые памятники защитникам Родины

Ознакомление с памятниками защитникам Родины

1

66

Военные музеи

Знакомство и изучение военных музеев России

1

67

Онлайн-экскурсии по военным музеям

Проведение онлайн-экскурсий по военным музеям

1

68

Мемориалы Вечного огня

Изучение мемориалов Вечного огня

1

69

Война в истории родного края

Сбор информации и рассказ о памятных местах родного края

1

70

Подведение итогов месяца

Подведение итогов месяца

1

Итого: 10 часов

Подведение итогов

71

Музейная консервация

Создание условий для хранения музейных экспонатов в период летнего времени. Уборка музея

1

72

Подводим итоги

Проведение общего собрания

1

Итого: 2 часа

13

59

Проведение тематических экскурсий в Музей школы

в течение года

Участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах и мероприятиях

в течение года

Всего: 72 часа

2.3 Условия реализации программы

Занятия кружка проводятся в музее школы, с использованием компьютера и мультимедийного проектора.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и их активности на протяжении всего занятия применяются аудио- и видео-материалы, письменные и вещественные исторические источники, наглядный раздаточный материал, плакаты, стенды, слайды презентаций и др.

На занятиях кружка необходимо создать доброжелательную «атмосферу», возможность свободного выражения и обмена мнениями. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Программу реализует учитель истории Кусалиева Дарья Рафаэльевна.

2.4 Формы аттестации

Проводимые мероприятия:

  • Организация и проведение встреч, мероприятий и уроков мужества.
  • Подготовка и проведение лекций и классных часов, посвященных военно-историческим датам и дням воинской славы.
  • Музейно-поисковая деятельность.
  • Организация экскурсий для учащихся в школьный музей Боевой и Трудовой Славы.
  • Участие во Всероссийской акции « Бессмертный полк».

Промежуточная аттестация проводится по итогам обучения, итоговая аттестация - результат освоения программы. Формы итоговой и промежуточной аттестации могут быть проведены в форме защиты проектной работы, портфолио, собеседования, круглого стола, викторин, игр, творческих работ и др.

2.5 Оценочные материалы

Результатом реализации данной программы являются участия в школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях и конкурсах  военно-патриотического, музейно-поискового, научно-исследовательского и творческого характера.

2.6 Методические материалы


Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:

  • методы использования слова (рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание);
  • методы наглядного восприятия (показ приемов, комбинаций и действий; демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов);
  • практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная, строго и частично-регламентированные задания; игровой метод).

Для реализации поставленных задач необходимо:

  • наличие программы музейно-поискового объединения «Юные патриоты»;
  • подбор методического материала в соответствии с программой;
  • подбор реквизита для проведения мероприятий; разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников объединения, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результата.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • активная жизненная позиция обучающихся;
  • историческая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему историческому наследию;
  • способность адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;
  • выбор личных, жизненных приоритетов.

2.7 Список литературы для педагога

  1. Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников - 2002, №3.
  2. Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4
  3. Лысикова, О.В. Музеи России / О.В. Лысикова. Учебное пособие.- М.: Флинта, Наука, 2002.
  4. Материалы музея Боевой славы г.Астрахань
  5. Интернет ресурсы
  6. Мультимедийные презентации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Нариманов»

ПАСПОРТ

Музея Боевой и трудовой славы

МКОУ «СОШ г. Нариманов»

г. Нариманов, 2019 год

  1. Полное наименование музея

Музей Боевой и трудовой славы  МКОУ «СОШ г. Нариманов».

  1. Профиль музея

Историко-краеведческий.

Музей Боевой и трудовой славы осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательной организации. Является центром патриотического воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, содействует приобщению школьников к музейно-поисковой и исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

  1. Направления работы

- научно-фондовая работа (комплектование, учет, научное описание, хранение музейных предметов и коллекций);

- экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий и внутримузейных выставок);

- научно-исследовательская работа по изучению музейных предметов и коллекций, находящихся в музеях, архивах и т.д.;

- просветительская и культурно-массовая работа среди обучающихся;

- социализация школьников и развитие детского самоуправления.

  1. Почтовый адрес, контактный телефон

416111, Астраханская обл., Наримановский р-н, г. Нариманов, ул. Волжская, 6а.

Телефон: +7 (85171) 61-1-61

  1. Статус музея

Ведомственный (музей школы).

  1. Учредитель музея

МКОУ «СОШ г. Нариманов».

  1. Нормативно-правовая база деятельности музея

- Федеральный  закон от 29 декабря 2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Положение о музее Трудовой и боевой славы МКОУ «СОШ г.Нариманов»;

- Устав школы.

  1. Общее число единиц хранения
  1. единиц.

9. Описание коллекции

Экспозиция рассказывает об этапах и важнейших сражениях Великой Отечественной войны, о фронтовиках и тружениках тыла, вкладе наримановцев в Победу в Великой Отечественной войне, об акции «Бессмертный полк». Коллекция содержит военные награды ветеранов и тружеников тыла, фотоматериалы, вырезки из газет и документы землю с мест ожесточенных сражений, солдатские фляжки.

10. Какие разделы имеются в экспозиции

1. «Безымянные свидетели войны»

2.  «Военные награды»

3. «Фото и документы»

4. Информационные стенды

11. Общая площадь музейного помещения

16 кв.м.

12. Состояние безопасности музея:

форма охраны и противопожарная система

Форма охраны - сторожевая. Имеется противопожарная сигнализация.

13. Штат музея:

Руководитель музея учитель истории Кусалиева Дарья Рафаэльевна.

14. Совет музея

Создан Совет музея в количестве 10 человек.



Предварительный просмотр:

Урок мужества «России гордые сыны»

Цель: воспитание гражданско-патриотического чувства.

Задачи:

1) Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.

2) Познакомить с понятием герой, героический, составить портрет героя.

3) Воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята.

Как вы считаете, кто такой «герой»? (мнения учеников)

В какой стране рождаются и живут герои? Нужны ли особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? Есть ли герои в наше время? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

2. Беседа с ребятами об определении терминов «герой» и «подвиг». Составление «портрета героя».

Для того чтобы понять, кто такой герой, обратимся к словарю С.И. Ожегова. Как трактует данное понятие С.И. Ожегов.

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Как вы думаете, какое из перечисленных значений подходит к нашей теме? Почему? (ответы учеников)

Ребята, как вы понимаете слово «подвиг»? (ответы чеников)

А теперь давайте составим портрет героя.

Обсуждение по вопросам:

-Каков внешне должен быть герой?

-Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

-Герои – это люди особой профессии?

-Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

-Герои живут в каком–то особом месте?

Черты характера.

-Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы стать героем? Назови. (Храбрость, смелость, мужество, человеколюбие, решительность, целеустремлённость, порядочность, доброта)

-Обрати внимание на слово «Доброта». Мы говорим: «Доброта спасёт мир». Злые люди не будут совершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются во имя людей, их жизни, во имя Родины.

3. Память и печаль.

Алсу Бейсова была доброй и весёлой девочкой. Как и многие её сверстницы, любила проводить свободное время на природе. А летом на каникулы приезжала к родному дяде, в сельскую местность. Здесь ей всё было знакомо, ждали верные друзья – двоюродные сёстры.

В один из тёплых дней Алсу в компании своих сестёр пошла прогуляться к реке. Река Рыча известна своенравным и непредсказуемым характером. Место, где девчонки прогуливались, было небезопасным: здесь высокий обрыв берега уходил основанием в полноводное сильное течение. Вдруг Алсу увидела тонущих девочек. Видимо, они плохо плавали, не справились с течением и стали тонуть.

Алсу вместе со старшей двоюродной сестрой бросилась на помощь тонущим. Это было непросто: девочки, терпящие бедствие, были значительно крупнее своих спасателей. Но это не остановило отважных сестёр. В борьбе с бурным течением сёстры оказались победителями, им удалось вытащить подружек на берег. На крики подбежали взрослые, находившиеся неподалёку, и уже на берегу оказали девочкам помощь.

Однако Алсу, спасая тонущих, сама дольше всех оставалась в воде. Сильное течение, волны и неразбериха отняли у нее последние силы, и Алсу сама стала тонуть. Она из последних сил боролась со стихией – и боролась не за себя. И пока спасала другие жизни, держалась, а на себя сил не хватило. Взрослые не сразу смогли обнаружить исчезновение храброй девушки, а когда кинулись её искать – было слишком поздно.

Родители и близкие никогда не смогут смириться с этой невосполнимой утратой. Но память об Алсу Бейсовой, подарившей жизнь другим ценой жизни собственной, сохранится в памяти спасённых ею девочек и всех, кто её знал.

4. Открытая душа и доброе сердце.

В опасной ситуации, произошедшей во время зимних каникул 2018 года, Мурад Ибрагимов показал себя человеком неравнодушным и внимательным. Вместе с друзьями он катался на коньках по замёрзшей речной протоке. Мальчишки гонялись друг за другом, шумели и просто радовались свободному времени и хорошей погоде. Неудивительно, что даже не все заметили, что вдруг под одним из ребят затрещал и начал рушиться лёд.

Четвероклассник Шамхан Асаев стремительно уходил под воду. Ледяная ловушка очень коварна, течение сносит провалившегося человека всё дальше от пролома во льду, и оттуда человека уже не спасти. У Шамхана не было ни секунды для спасения своей жизни – ему грозила смерть от переохлаждения и утопления. Он не успел даже вскрикнуть. Но в это время рядом, к счастью, оказался Мурад, который сразу же бросился на помощь товарищу, несмотря на опасность самому провалиться под тонкий лёд. Он не раздумывал, в голове засела только одна мысль: «Достать и вытащить!»

Жизнь ещё только начинающего свой путь ребёнка не прервалась благодаря Мураду, который вовсе не считает свой поступок героическим. Он не может себе представить, что возможно было бы поступить иначе.

Не гордиться своими достижениями, но двигаться дальше и воспитывать в себе волю и мужество ему помогают спортивные занятия: Мурад несколько лет увлечён греко-римской борьбой – занятием настоящего мужчины. Ему ни один раз присуждали призовые места в межрегиональных турнирах. Одноклассники и учителя говорят о Мураде Ибрагимове: «Хороший товарищ, с открытой душой и добрым сердцем!»

5. Не могли поступить иначе.

В селе Калинино Володарского района Астраханской области на реке Бузан 22 июля 2018 года произошла трагедия, о которой узнала вся страна. Во время переправы на реке перевернулась лодка, в результате чего утонули трое детей. В тот день девять друзей возрастом от 8 до 17 лет, среди них Айнура Исмухамбетова и Даин Мендыгалиев, собрались искупаться в речке. Ребята решили переправиться на другой берег.

Тут они встретили знакомого – 27-летнего молодого человека, который предложил покатать ребят на моторной лодке. Лодка, рассчитанная на четверых, была сильно перегружена, но это молодого человека не смутило. Отплыв от берега на несколько метров, мужчина неожиданно совершил крутой маневр, лодка опрокинулась, и все пассажиры оказались в воде. Дети растерянно барахтались, кричали, не понимая, что произошло.

Даин Мендыгалиев вместе со всеми оказался в воде, но не поддался панике, бросился на помощь младшим, помогая обессилевшим детям выбраться на берег. Потом он вспоминал, что когда поплыл за третьим, то совсем выбился из сил, и подумал, что уже не может плыть. Но собрав всю свою волю, выплыл сам и спас третьего ребёнка.

Айнуре Исмухамбетовой юноша тоже помог. Но отважная 15-летняя девушка, даже не отдышавшись, ринулась в воду за своим 8-летним братиком. Старшая сестра не могла допустить, чтобы братишка остался без помощи, даже когда сил у самой Айнуры не было вовсе. Однако в этой неравной схватке у неё не было шансов: неожиданность, усталость, испытанный стресс привели к тому, что оба – брат и сестра – так и не смогли добраться до берега.

И Айнура, и Даин действовали по велению сердца. Оба не могли поступить иначе. Даин Мендыгалиев, спасший троих детей, уже никогда не забудет ту смертельную переправу. А Айнура останется в памяти близких бесстрашной и самоотверженной сестрой.

6. В деле спасения нужны навыки.

Человек учится с рождения. Сначала – сидеть, ходить, говорить. Потом учится читать и считать. Затем – чему-то более сложному – наукам, искусству, профессии. Родители обычно находят для своих детей множество интересных занятий. Только вот все ли дети получают те знания, которые так важны и нужны для жизни? У Ярослава эти знания есть – порой такие необходимые.

Казалось бы, если человек живёт у реки – и не у простой речушки, а у Волги – он просто обязан хорошо уметь плавать. Но, оказывается, плавать умеют не все.

Ярослав Лавриненко из Астрахани плавать умеет. И ещё знает, как вести себя на воде, как правильно спасать утопающего, как оказывать спасённому первую помощь. Ярослав – кадет МЧС, его этим правилам специально учили. Кадету его знания пригодились не для отдыха или развлечения. Благодаря им он спас человека.

В конце мая 2018 года Ярослав с друзьями гулял по берегу канала Кутум. Тут были и другие люди, но никто не обращал внимания на призывы о помощи человека, который с трудом держался на воде. Ярослав же в воде канала сразу узнал своего одногруппника Мурата, который плавать не умел. В реке Мурат был не один, но те, кто купался рядом, думали, что молодой человек просто так решил пошутить. И только Ярослав понял, что Мурат тонет по-настоящему, и уже недалеко до настоящей трагедии. Реакция Ярослава была мгновенной. Он бросился в воду и спас Мурата. Тот уже захлебнулся водой и потерял силы, так что Ярослав успел вовремя. Спасённый был очень благодарен своему спасателю, а тот, в свою очередь, обещал научить его плавать.

Всё закончилось удачно. Не окажись Ярослав в нужном месте и в нужную минуту, неизвестно, как бы всё закончилось. Благодаря навыкам, которыми обладал Ярослав, спасена человеческая жизнь.

7. Летний день 2010 года.

Артём Погорелов как сейчас помнит тот летний день 2010 г.

«День был обычным, ничего не предвещало беды, все купались и веселились как обычно, и вдруг парень с девушкой начали говорить о каком-то бугорке, плавающем немного ближе к шлюзам, мне стало интересно, я встал, присмотрелся: на вид это была пластиковая бочка. Особого внимания этому не придал, как вдруг девушка громким тоном сказала, что это ребёнок, а на берегу мужчина стал кричать и искать своего сына, я сначала не уловил связь, а потом машинально бросился в воду и что есть сил поплыл к этой «бочке». И вправду это оказался ребёнок, я приподнял его голову над водой, он выплюнул много воды, я взял его за спину и, высоко приподняв над водой, поплыл что есть мочи к берегу. Пока плыл, сильно рассек себе колено, но было не до этого».

Артём вспоминает, что очень удивился бездушности и беспомощности тех людей, которые были на берегу, они прекрасно видели, что происходило, но никто не подошёл, даже не помог вытащить ребёнка на берег. Потом Артём помнит, как подбежала какая-то пожилая женщина, которая стала помогать растирать ребёнка, и когда он начал приходить в себя, то сквозь слёзы прошептал, что его папа в воде.

Услышав об отце, который может находиться в воде, Артём бросился вызывать скорую и спасателей и, не дожидаясь их, нырнул обратно в воду: «Нашёл под водой его отца, но поднять не смог, он был очень тяжёлым, а я ещё слишком маленьким, вышел из воды, меня сразу посадили на ступеньки и начали рану обрабатывать, я говорю, что там человек под водой, на что услышал: сейчас спасатели приедут. Спасателей долго не было, приехали в течение 15 минут. Мужчину вытащили, начали делать ему искусственное дыхание, но он только похрапывал, то есть воздух выходил впустую. Потом приехала скорая начали оживлять его дефебрилятором, но всё было бесполезно, они констатировали смерть».

Самое тяжёлое для Артёма, как он говорит, было увидеть приезд матери того спасённого мальчика. Увидев мёртвого мужа, она начала громко рыдать, что-то приговаривать. Артём до сих пор не может спокойно вспоминать тот случай. Да и героем себя не считает, для него главное, что он смог тогда спасти хотя бы чью-то жизнь.

8. Рефлексия.

На какой вопрос мы пытались ответить в начале занятия? (Есть ли герои в наше время?)

Узнав о современных героях, живущих в Астраханской области, как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? Какими качествами обладает человек, совершающий подвиги, хорошие поступки, добрые дела?

Очень хотелось бы, чтобы когда-либо вам пришлось рисковать своим здоровьем, и жизнью, но ещё больше не хотелось бы, чтобы когда-нибудь вы прошли мимо чьей-то беды.

9. Вывод.

Не стоит искать больших подвигов! Может быть, Вы уже их совершаете, но даже не догадываетесь об этом! Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!

3. Память и печаль.

Алсу Бейсова была доброй и весёлой девочкой. Как и многие её сверстницы, любила проводить свободное время на природе. А летом на каникулы приезжала к родному дяде, в сельскую местность. Здесь ей всё было знакомо, ждали верные друзья – двоюродные сёстры.

В один из тёплых дней Алсу в компании своих сестёр пошла прогуляться к реке. Река Рыча известна своенравным и непредсказуемым характером. Место, где девчонки прогуливались, было небезопасным: здесь высокий обрыв берега уходил основанием в полноводное сильное течение. Вдруг Алсу увидела тонущих девочек. Видимо, они плохо плавали, не справились с течением и стали тонуть.

Алсу вместе со старшей двоюродной сестрой бросилась на помощь тонущим. Это было непросто: девочки, терпящие бедствие, были значительно крупнее своих спасателей. Но это не остановило отважных сестёр. В борьбе с бурным течением сёстры оказались победителями, им удалось вытащить подружек на берег. На крики подбежали взрослые, находившиеся неподалёку, и уже на берегу оказали девочкам помощь.

Однако Алсу, спасая тонущих, сама дольше всех оставалась в воде. Сильное течение, волны и неразбериха отняли у нее последние силы, и Алсу сама стала тонуть. Она из последних сил боролась со стихией – и боролась не за себя. И пока спасала другие жизни, держалась, а на себя сил не хватило. Взрослые не сразу смогли обнаружить исчезновение храброй девушки, а когда кинулись её искать – было слишком поздно.

Родители и близкие никогда не смогут смириться с этой невосполнимой утратой. Но память об Алсу Бейсовой, подарившей жизнь другим ценой жизни собственной, сохранится в памяти спасённых ею девочек и всех, кто её знал.

4. Открытая душа и доброе сердце.

В опасной ситуации, произошедшей во время зимних каникул 2018 года, Мурад Ибрагимов показал себя человеком неравнодушным и внимательным. Вместе с друзьями он катался на коньках по замёрзшей речной протоке. Мальчишки гонялись друг за другом, шумели и просто радовались свободному времени и хорошей погоде. Неудивительно, что даже не все заметили, что вдруг под одним из ребят затрещал и начал рушиться лёд.

Четвероклассник Шамхан Асаев стремительно уходил под воду. Ледяная ловушка очень коварна, течение сносит провалившегося человека всё дальше от пролома во льду, и оттуда человека уже не спасти. У Шамхана не было ни секунды для спасения своей жизни – ему грозила смерть от переохлаждения и утопления. Он не успел даже вскрикнуть. Но в это время рядом, к счастью, оказался Мурад, который сразу же бросился на помощь товарищу, несмотря на опасность самому провалиться под тонкий лёд. Он не раздумывал, в голове засела только одна мысль: «Достать и вытащить!»

Жизнь ещё только начинающего свой путь ребёнка не прервалась благодаря Мураду, который вовсе не считает свой поступок героическим. Он не может себе представить, что возможно было бы поступить иначе.

Не гордиться своими достижениями, но двигаться дальше и воспитывать в себе волю и мужество ему помогают спортивные занятия: Мурад несколько лет увлечён греко-римской борьбой – занятием настоящего мужчины. Ему ни один раз присуждали призовые места в межрегиональных турнирах. Одноклассники и учителя говорят о Мураде Ибрагимове: «Хороший товарищ, с открытой душой и добрым сердцем!»

5. Не могли поступить иначе.

В селе Калинино Володарского района Астраханской области на реке Бузан 22 июля 2018 года произошла трагедия, о которой узнала вся страна. Во время переправы на реке перевернулась лодка, в результате чего утонули трое детей. В тот день девять друзей возрастом от 8 до 17 лет, среди них Айнура Исмухамбетова и Даин Мендыгалиев, собрались искупаться в речке. Ребята решили переправиться на другой берег.

Тут они встретили знакомого – 27-летнего молодого человека, который предложил покатать ребят на моторной лодке. Лодка, рассчитанная на четверых, была сильно перегружена, но это молодого человека не смутило. Отплыв от берега на несколько метров, мужчина неожиданно совершил крутой маневр, лодка опрокинулась, и все пассажиры оказались в воде. Дети растерянно барахтались, кричали, не понимая, что произошло.

Даин Мендыгалиев вместе со всеми оказался в воде, но не поддался панике, бросился на помощь младшим, помогая обессилевшим детям выбраться на берег. Потом он вспоминал, что когда поплыл за третьим, то совсем выбился из сил, и подумал, что уже не может плыть. Но собрав всю свою волю, выплыл сам и спас третьего ребёнка.

Айнуре Исмухамбетовой юноша тоже помог. Но отважная 15-летняя девушка, даже не отдышавшись, ринулась в воду за своим 8-летним братиком. Старшая сестра не могла допустить, чтобы братишка остался без помощи, даже когда сил у самой Айнуры не было вовсе. Однако в этой неравной схватке у неё не было шансов: неожиданность, усталость, испытанный стресс привели к тому, что оба – брат и сестра – так и не смогли добраться до берега.

И Айнура, и Даин действовали по велению сердца. Оба не могли поступить иначе. Даин Мендыгалиев, спасший троих детей, уже никогда не забудет ту смертельную переправу. А Айнура останется в памяти близких бесстрашной и самоотверженной сестрой.

6. В деле спасения нужны навыки.

Человек учится с рождения. Сначала – сидеть, ходить, говорить. Потом учится читать и считать. Затем – чему-то более сложному – наукам, искусству, профессии. Родители обычно находят для своих детей множество интересных занятий. Только вот все ли дети получают те знания, которые так важны и нужны для жизни? У Ярослава эти знания есть – порой такие необходимые.

Казалось бы, если человек живёт у реки – и не у простой речушки, а у Волги – он просто обязан хорошо уметь плавать. Но, оказывается, плавать умеют не все.

Ярослав Лавриненко из Астрахани плавать умеет. И ещё знает, как вести себя на воде, как правильно спасать утопающего, как оказывать спасённому первую помощь. Ярослав – кадет МЧС, его этим правилам специально учили. Кадету его знания пригодились не для отдыха или развлечения. Благодаря им он спас человека.

В конце мая 2018 года Ярослав с друзьями гулял по берегу канала Кутум. Тут были и другие люди, но никто не обращал внимания на призывы о помощи человека, который с трудом держался на воде. Ярослав же в воде канала сразу узнал своего одногруппника Мурата, который плавать не умел. В реке Мурат был не один, но те, кто купался рядом, думали, что молодой человек просто так решил пошутить. И только Ярослав понял, что Мурат тонет по-настоящему, и уже недалеко до настоящей трагедии. Реакция Ярослава была мгновенной. Он бросился в воду и спас Мурата. Тот уже захлебнулся водой и потерял силы, так что Ярослав успел вовремя. Спасённый был очень благодарен своему спасателю, а тот, в свою очередь, обещал научить его плавать.

Всё закончилось удачно. Не окажись Ярослав в нужном месте и в нужную минуту, неизвестно, как бы всё закончилось. Благодаря навыкам, которыми обладал Ярослав, спасена человеческая жизнь.

7. Летний день 2010 года.

Артём Погорелов как сейчас помнит тот летний день 2010 г.

«День был обычным, ничего не предвещало беды, все купались и веселились как обычно, и вдруг парень с девушкой начали говорить о каком-то бугорке, плавающем немного ближе к шлюзам, мне стало интересно, я встал, присмотрелся: на вид это была пластиковая бочка. Особого внимания этому не придал, как вдруг девушка громким тоном сказала, что это ребёнок, а на берегу мужчина стал кричать и искать своего сына, я сначала не уловил связь, а потом машинально бросился в воду и что есть сил поплыл к этой «бочке». И вправду это оказался ребёнок, я приподнял его голову над водой, он выплюнул много воды, я взял его за спину и, высоко приподняв над водой, поплыл что есть мочи к берегу. Пока плыл, сильно рассек себе колено, но было не до этого».

Артём вспоминает, что очень удивился бездушности и беспомощности тех людей, которые были на берегу, они прекрасно видели, что происходило, но никто не подошёл, даже не помог вытащить ребёнка на берег. Потом Артём помнит, как подбежала какая-то пожилая женщина, которая стала помогать растирать ребёнка, и когда он начал приходить в себя, то сквозь слёзы прошептал, что его папа в воде.

Услышав об отце, который может находиться в воде, Артём бросился вызывать скорую и спасателей и, не дожидаясь их, нырнул обратно в воду: «Нашёл под водой его отца, но поднять не смог, он был очень тяжёлым, а я ещё слишком маленьким, вышел из воды, меня сразу посадили на ступеньки и начали рану обрабатывать, я говорю, что там человек под водой, на что услышал: сейчас спасатели приедут. Спасателей долго не было, приехали в течение 15 минут. Мужчину вытащили, начали делать ему искусственное дыхание, но он только похрапывал, то есть воздух выходил впустую. Потом приехала скорая начали оживлять его дефебрилятором, но всё было бесполезно, они констатировали смерть».

Самое тяжёлое для Артёма, как он говорит, было увидеть приезд матери того спасённого мальчика. Увидев мёртвого мужа, она начала громко рыдать, что-то приговаривать. Артём до сих пор не может спокойно вспоминать тот случай. Да и героем себя не считает, для него главное, что он смог тогда спасти хотя бы чью-то жизнь.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема: Боевые и трудовые подвиги наримановцев

Продолжительность: 40 минут

Протяженность: 500 метров

Содержание экскурсии: Экскурсия проводится по всей экспозиции музея с

целью ознакомления посетителей с музеем. Экскурсия рассказывает об этапах и важнейших сражениях Великой Отечественной войны, о фронтовиках и тружениках тыла, вкладе наримановцев в Победу в Великой Отечественной войне, об акции «Бессмертный полк».

Маршрут экскурсии: рекреация (3 этаж) школы города Нариманов и музей Боевой и трудовой славы школы.

Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продол-житель-ность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

Рекреация школы

1. Начало войны

Стенды

5 минут

Вступительное слово экскурсовода. Рассказ о начале Великой Отечественной войны

Вывести группу из автобуса, привести к рекреации школы на 3 этаже (началу экспозиции), обратить внимание на стенды со стихотворе-нием и фотогра-фиями

Краткое вступи-тельное слово экскурсо-вода, в котором он ориенти-рует группу, самостоя-тельное наблюде-ние объекта. На предвари-тельный осмотр отводится не более двух минут

2. 1941 год

Стенды

3 минуты

Краткий рассказ о событиях 1941 года

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскур-сионный рассказ. Прием вопросов-ответов

3. 1942 год

Стенды

3 минуты

Краткий рассказ о событиях 1942 года

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскур-сионный рассказ

4. 1943 год

Стенды

3 минуты

Краткий рассказ о событиях 1943 года

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскур-сионный рассказ. Прием отступле-ния

5. 1944 год

Стенды

3 минуты

Краткий рассказ о событиях 1944 года

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскур-сионный рассказ

6. 1945 год

Стенды

3 минуты

Краткий рассказ о событиях 1945 года

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскурсионный рассказ

7. Бессмерт-ный полк

Стенды

3 минуты

Описание акции «Бессмертный полк»

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на карты, фотографии, иллюстра-ции

Экскур-сионный рассказ. Прием репортажа

8. Дети –участники войны

Стенды

3 минуты

Рассказ о детях, которые принимали участие в войне

Привести группу к следующим стендам

Экскур-сионный рассказ. Прием экскур-сионной справки

9. Нарима-новцы – участники войны

Стенды

3 минуты

Рассказ о жителях города Нариманов, которые внесли вклад в победу в войне

Привести группу к следующим стендам, во время рассказа обращать внимание участников на фотографии

Экскур-сионный рассказ

Музей школы

10. Экспози-ция «Безымянные свидетели войны»

Земля с мест ожесточенных сражений, солдатские фляжки

3 минуты

Представление экспонатов: рассказ о Сапун-горе и солдатских фляжках

Привести группу в музей, дать время осмотреться и подводить к стеллажам, давая возможность рассмотреть экспонаты

Прием осмотра

11. Экспози-ция «Военные награды»

Военные награды ветеранов и тружеников тыла

3 минуты

Представление экспонатов: рассказ об орденах, медалях и памятных часах

Подводить к стеллажам, давая возможность рассмотреть экспонаты

Прием осмотра

12. Экспози-ция «Фото и документы»

Фотографии, вырезки из газет и документы

3 минуты

Представление экспонатов: показ фотографий ветеранов, их документов и статей из газет

Подводить к стеллажам, давая возможность рассмотреть экспонаты

Прием осмотра

Рекреация школы

13. Заключи-тельное слово

-

2 минуты

Заключительное слово экскурсовода

После проведения экскурсии участники могут самостоя-тельно посмотреть стенды и экспонаты

Подведе-ние итогов. Напутственное слово

СХЕМА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

Маршрут экскурсии: рекреация (3 этаж) школы города Нариманов и музей Боевой и трудовой славы школы.

Продолжительность:  40 минут

Протяженность: 500 метров

             школа г.Нариманов                                 рекреация школы (3 этаж)

               https://sun9-74.userapi.com/c176/g4573316/a_472fba19.jpg                                            C:\Users\Дарья\Desktop\стенды образцы\начало экспозиции общий вид.jpg

                        Музей                                                    1941 год

                                                                                  1942 год

                                                                                      1943 год

                                                                                     1944 год

                                                                                    1945 год

Наримановцы

– участники войны  

                                                                                       «Бессмертный полк»

Дети – участники

войны

1 – экспозиция «Безымянные свидетели войны»

2 – экспозиция «Военные награды»

3 – экспозиция «Фото и документы»



Предварительный просмотр:

Отчет о работе  творческого объединения «Юные патриоты»

Руководитель: Кусалива Д.Р.

Патриотическое воспитание – важная систематическая и целенаправленная деятельность образовательных организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главной целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Работа музейно-поискового объединения «Юные патриоты» направлена на расширение исторических знаний детей, воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своего народа, любви к Отечеству, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и детям войны.

Мероприятие

Дата

Отчет о выполнении

1

Составление и утверждение рабочей программы музейно-поискового объединения «Юные патриоты», составление плана работы

Сентябрь

Выполнено

2

Организация музейной и выставочной экспозиций (информационные стенды, вещественные, письменные и изобразительные экспонаты);

комплектование фонда Школьного музея

В течение года

Выполнено

3

Участие в сертификации школьного музея в рамках долгосрочной программы развития «Школьный Музей Победы» согласно календарю мероприятий 2020-2021 для участников программы «Школьный Музей Победы» (schoolvictorymuseum.ru)

Сентябрь-октябрь

В течение года

Выполнено

4

Сбор материалов о ветеранах, детях войны и тружениках тыла, проживавших и проживающих в г.Нариманов

В течение года

Выполнено

5

Знакомство с историей родного края, посещение музеев города

В течение года

Выполнено

6

Изучение государственной и военной символики Российской Федерации, основных  событийВеликой Отечественной войны1941–1945 гг., знакомство с днями воинской славы России

В течение года

Выполнено

7

Просмотр документальных фильмов

В течение года

Выполнено

8

Работа с Книгами Памяти и поисковыми сайтами в сети Интернет

В течение года

Выполнено

9

Подготовка и проведение обзорных экскурсий участниками объединения для учащихся школы

В течение года

Выполнено

10

Проведение Уроков Мужества и тематических встреч

В течение года

Выполнено

11

Участие в школьных мероприятиях согласно плану воспитательной работы школы, районных, областных и всероссийских мероприятиях и конкурсах

В течение года

Выполнено

12

Сотрудничество с районным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, проведение тематических встреч с ветеранами

В течение года

Выполнено

13

Сотрудничество с Астраханской областной общественной организацией по патриотическому, правовому и физическому развитию молодежи

В течение года

Выполнено

14

Участие в акциях «Бессмертный Полк» и «Свеча Памяти»

Май-июнь

Выполнено

15

Создание условий для хранения музейных экспонатов в период летнего времени. Подведение итогов

Май-июнь

Выполнено

Участие в конкурсах:

  1. Региональный конкурс патриотических видеороликов «Мы наследники великой страны» (ГБУ АО «Центр военно-патриотического воспитания, казачества и подготовки населения к военной службе» (Калагова Мадина 9б, Курышкин Данил 9в, Бахталова Акмарал 9в, Самаева Надия 9г).
  2. Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» (Ковзан Анна 6г).
  3. Общероссийская краеведческая олимпиада (Проект «Хранители Родины») (Бахталова Акмарал 9в).
  4. Областной конкурс рисунков «Рисую Родину мою» (Спирина Анастасия, Спирина Екатерина 6г, Колесникова Ксения, Маркина Вероника, Прядилина Анастасия, Мусаева Яна 6к).
  5. Областной конкурс экскурсоводов «Юный экскурсовод» (Игнатенок Тимофей 6г, Еспасинов Султан 6д).
  6. Районный конкурс «Ярмарка творческих проектов» (Туржанова Айслу, Фролова Арина, Шеркешбаева Эвелина 7г).
  7. Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» (Мусаева Яна 6к).
  8. Акция «Бессмертный полк онлайн».
  9. Творческий конкурс для молодежи Астраханской области по созданию генеалогического древа «Мои корни», посвященный Дню Матери (ГБУ АО «Дирекция молодежных программ и проектов») (Ажгельдиев Ильяс 6г, Игнатенок Тимофей 6г).

В результате деятельности творческого музейно-поискового объединения «Юные патриоты» были созданы необходимые условия, способствующие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.