План работы по самообразованию Тема: «Прогулка как средство развития дошкольника»

Растрыгина Анастасия Олеговна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №12 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

Тема: «Прогулка как средство развития дошкольника»

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Растрыгина А.О

 

 

п.Орловский 2022-2023гг

 

 

 

 

 

 

 

  Цель:

-способствовать умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности;

 -повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        Актуальность темы. Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

        На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

        Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, двигательная активность детей на прогулке, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка, кроме того, прогулка способствует умственному воспитанию. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.        

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к природе.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности

Пояснительная записка.

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.  И.  Рерих. Письма (Т. 2, 1938).

    Задачи:

-развивать у детей умения самостоятельно выделять признаки изменения в природе, устанавливать взаимосвязи;

- проводить самоанализ и самооценку собственных мероприятий;

-развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связи между явлениями природы;

- формировать у дошкольника навыки  ответственного поведения;

- воспитывать здоровый образ жизни.

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.

 Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.

Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.

Прогулку необходимо планировать с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

Рассмотрим пять видов тематических прогулок :

• прогулки-походы,

• развлекательные прогулки с персонажем,

• прогулки-события,

• спортивные прогулки,

• прогулки - трудовые акции.

Прогулки - пoходы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Поход – это организованное путешествие или прогулка, а также совместное передвижение группы лиц с какой-нибудь определенной целью по определенному маршруту. Виды походов: туристические, экологические, военные.

Структура прогулки-похода :

1. Организационный момент : сбор, перекличка и проведение инструктажа.

2. Движение группы до привала. Могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.

3. Привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т. д.

4. Сбор детей и уборка территории после привала.

5. Движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Прогулки-походы отличаются содержанием и необычностью организации. Проводить их стоит с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. дети уже достаточно самостоятельны, уже сложились дружеские взаимоотношения, начинает формироваться призвольно-волевая сфера, детям свойственна высокая познавательная активность. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Алгоритм подготовки прогулки-похода :

1. Определение маршрута прогулки-похода.

2. Согласование маршрута с администрацией ДОО.

3. Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.

4. Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.

5. Подготовка необходимого снаряжения.

6. Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержание рюкзака).

Правила безопасности при проведении прогулки-похода :

• Движение группы по определенному и спланированному маршруту

• Сопровождение детей взрослыми, не менее двух взрослых на группу

• Присутствие медицинского работника и наличие аптечки

• Проведение переклички по списку (несколько раз в течение похода)

• Одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды, головной убор обязателен

• Соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог

• Соблюдение питьевого режима

Примеры прогулки-похода : «Мы в походе – новички!»«По лесным тропинкам»«Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес»«Туристический поход»«Гнездо орла» и др.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Вариантов использования персонажей: например, игрушки могут быть расставлены по всему участку и дети будут самостоятельно их находить, рассматривать, а потом играть с ними.

В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, би-ба-бо и др.). В старшем дошкольном возрасте лучше, чтобы персонажа играл взрослый или ребенок старшего дошкольного возраста из другой группыПрогулки с персонажами должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.

Примеры прогулок-развлечений : «В гостях у колобка» (первая младшая группа, «На полянке у реки» (младший дошкольный возраст«Парк развлечений» (средний и старший дошкольный возраст«Незнайка из Цветочного города в гостях у ребят» (старший дошкольный возраст«Веселые герои» (старший дошкольный возраст) и др.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Для успешного достижения целей таких прогулок необходимо прежде всего продумать условия проведения прогулки. Интерес у детей будет поддерживаться благодаря разнообразию выносного материала, насыщенности содержания прогулки. Прежде чем отправиться на прогулку-событие, педагогу следует заранее пройти весь маршрут движения детей и определить, в каком мете удобно остановиться для наблюдения, рассматривания, проведения подвижной игры и др. Подобная прогулка может быть проведена с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста можно также провести прогулку-событие : например, презентация песочницы и использование разнообразных игрушек, которые можно разместить вокруг песочницы и предложить детям строительные и сюжетные игры.

Структура прогулки-события :

1. Организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии

2. Знакомство с темой прогулки – ввод в событие

3. Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.

4. Самостоятельная творческая деятельность детей

Примеры прогулки-события : «Нам песочек привезли» (младший дошкольный возраст«Песочная страна» (все возрастные группы«Экспедиция. Охотники за минералами» (старший дошкольный возраст«С днем рождения, Земля!» (старший дошкольный возраст«Первый полет космос» (старший дошкольный возраст,

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Спортивные прогулки могут проводиться не реже 1-2 раз в месяц, в те дни, когда проводятся занятия, требующие большой умственной нагрузки или занятия по художественному творчеству. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство детей с различными видами спорта, спортсменами. Поэтому возможна организация экскурсии или целевой прогулки на стадион, наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники. Важным этапом проведения спортивной прогулки является накопление опыта общения со спортивным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и др. так как дети на спортивной площадке играют вместе с педагогом или воспитателем по физкультуре, то они овладевают навыками быстрее, чем при простом объяснении.

Спортивная прогулка может быть насыщена не только двигательной активность, но и деятельностью познавательного характера, например дидактические игры «Летние и зимние виды спорта»«Какой вид спорта здесь лишний»«Узнай по силуэту» и др., игры на воображение «Изобрази вид спорта», возможно включение литературного материала.

Спортивные прогулки не требуют особой предварительной подготовки. Но тем не менее, со старшими дошкольниками можно провести предварительные беседы о спорте, видах спорта, истории спортивного движения, распределить роли комментаторов, судей, зрителей, спортсменов и др. С младшими детьми на спортивной прогулке можно играть в разнообразные подвижные игры сюжетного характера с разными основными движениями. Можно подготовить место, где старшие дошкольники будут играть с младшими, давать им двигательные задания. Начиная со старшего дошкольного возраста можно вводить элементы адаптированных к дошкольному возрасту командных спортивных игр: пионербола, футбола, хоккея, тенниса и др. Хорошо вспомнить и народные игры: городки, классики и др. Сценарий спортивной прогулки составляется воспитателем по физкультуре и воспитателем группы.

Структура спортивной прогулки :

1. Организационный момент или вводная беседа

2. Подвижные, спортивные игры

3. Спортивные упражнения

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников

6. Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания

Примеры спортивных прогулок : «Страна спортивных мячей» (все возрастные группы«Готовимся к Олимпийским играм» (старший дошкольный возраст«Олимпики на старте» (старший дошкольный возраст«Веселые старты» (старший дошкольный возраст) и др.

Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.

Проводить прогулки данного типа рекомендуется регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц. Значительное время отводится занятиям трудовой деятельностью, но необходимо подбирать несколько видов трудовых поручений, которые сменяют друг друга, но логично связаны. В процессе прогулки детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Помня, что труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, укрепления нервной системы, доставляет детям радость и удовольствие, педагог в каждой возрастной группе должен создавать условия для трудовой деятельности в соответствии с возрастом детей.

В младшем дошкольном возрасте детей привлекают для выполнения простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе дети уже могут самостоятельно заботиться о растениях, рыхлить землю, вместе со взрослыми на участке выращивать растения и цветы. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

Старшие дошкольники учатся трудиться в любое время года. Осенью могут убирать участок, собирать семена растений, сгребать листья. Зимой дети могут делать убирать снег с дорожки, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями живого уголка. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями. Детей нужно учить пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовую деятельность детей на прогулке, в старшем дошкольном возрасте составляет не более 30-40 минут.

Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила:

• Работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером

• Материалы и инструменты должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей

• Запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травмы или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие

Прогулки данного вида носят сезонный характер. От воспитателя такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить подготовке инвентаря, продумать размещение детей при совместных трудовых действиях.

Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе.

Примеры прогулок – трудовых акций : «Сбережем цветы»«Трудовой десант»«Цветочки для пчелки»«Ромашки» и др.

Перспективный план работы

 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

 

Работа с детьми

Сентябрь

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация экологических игр

 

Творческая деятельность

      Рассматривание картин на тему «Осень золотая».

    Экскурсия по участкам  с целью наблюдения за признаками ранней осени, изменениями, происходящими в природе, развития эстетического вкуса.

 Сбор природного материала, листьев различных деревьев

  Игры «Где, что растет?», лото «Домашние и дикие животные», «Магазин-Семена»

 Рисунки «Осенний лес»

 

Работа с родителями

Сентябрь

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Правильный выбор одежды осенью»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

 

Самореализация

Сентябрь

Изучение материала по исследовательской деятельности с детьми

Повышение знаний, сбор материала

 

Работа с детьми

Октябрь

Организационный момент

 

 

 

 

Организация подвижных игр

  Акция «Азбука для пешеходов и водителей» приуроченная к    Всемирному Дню автомобилиста

Экскурсия по улицам, рассматривание знаков и машин. Беседы о правилах дорожного движения

 Игра «Светофор»

 

Работа с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Фликеры – спасают жизнь»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

 

Самореализация

Октябрь

Изучение ПДД, сбор информации об обеспечении безопасности пешеходов

Повышение знаний, сбор материала

 

Работа с детьми

Ноябрь

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Организация подвижных игр

 

Чтение художественной литературы

  Прогулка по территории детского сада, наблюдение за птицами.

Акция «Столовая для синички» — дети вместе с воспитателем вешают кормушки  на деревья, насыпают корм, вешают кусочек сала.

 Подвижные игры на тему «Птицы»

   Чтение М.Михайлов «Лесные хоромы», И.Бунин «Осень»

 

Работа с родителями

Ноябрь

Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц

Акция « Покормите птиц зимой» развешивание кормушек в сквере

 

Работа с детьми

Декабрь

Организационный момент

 

 

 

 

 

Экспериментальная деятельность

Творческая деятельность

 На прогулке   обращать  внимание на изменения, произошедшие в природе, предложить совершить прогулку – поход, по родным местам с Иволгинск , где   гуляли осенью.

Эксперименты со снегом, создание цветных льдинок. Замораживание ледяных игрушек для украшения участка.

Создание снежинки из бумаги.

 

Работа с родителями

Декабрь

Консультация для родителей

«Встречаем Новый год вместе с ребенком»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Акция: «Сохраним  леса Бурятии»

 

Работа с детьми

Январь

Организационный момент

 

 

Чтение художественной литературы

 Формирование потребности в двигательной активности. На прогулке воспитатель организует подвижные групповые игры

Чтение А.Толстой «Заяц»», Н.Садков «Январь», «Птичьи столовые»

 

Работа с родителями

Январь

Изготовление  Лепбука: «Играя - учимся »

 Сбор материала  родителями и детьми  по данной теме

 

Работа с детьми

Февраль

Организационный момент

 

Праздник с играми, представлениями, песнями, организованный на улице

Экскурсия, в библиотеку приуроченная к   Всемирному Дню экскурсовода

Занятие «прогулка в весенний лес»

Работа с детьми

Март

Организационный момент

 

 

 

 

  Рассматривание картин с изображением ранней весны, беседы об изменениях, произошедших в природе.

Экскурсия по улицам села с целью наблюдений за явлениями природы.

 Сбор веточек разных деревьев

Работа с родителями

Март

Консультация

 « Выходной, выходной – папа целый день со мной»

 

 Презентация о проведения выходного дня

( родителями)

Работа с детьми

Апрель

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая деятельность

  Рассказ воспитателя о празднике Вербное воскресенье.

Рассматривание букета из вербы. Предложение найти и рассмотреть, как растёт это дерево на участке детского сада.

Экскурсия к дереву верба, рассматривание, срезание нескольких веточек.  Конечный продукт – изготовление поделки с помощью веточек вербы к конкурсу «Пасхальное чудо»

Работа с родителями

Апрель

Консультация для родителей

«День земли»

 

 

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Посадка семян сосны  «Лес на окне»

Работа с детьми

Май

Организационный момент

 

 

 

Организация подвижных игр

 Рассматривание плаката «День Победы».

 Экскурсия к обелиску павшим воинам, возложение цветов

Игра «Зарница».

Самореализация

Май

Изучение программы дошкольного образования «Мир открытий»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

      

 

 

План работы с детьми

Месяц

Формы работы

 

С детьми

С педагогами

С родителями

сентябрь

4 сентября - «Здравствуй, осень золотая!»

Праздник: «День Знаний!»

Цель: поднять настроение у детей, настроить их на предстоящий год.

Экскурсия по аллее с целью наблюдения за признаками ранней осени в городе, изменениями, происходящими в природе.

Цель: развивать эстетический вкус, уметь выделять изменений в природе.

Сбор природного материала, листьев различных деревьев.

Цель: рассматривание листьев, уметь разливать с какого дерева листочек.

Самостоятельная творческая деятельность детей – рисунки «Осенний лес»

Цель: развивать творческую деятельность детей.

 «Что за чудо лист кленовый!» Организационный момент: композиция «Осень», созданная воспитателем с утра на доске с использованием кленовых листьев. Сказка – подсказка «История кленового листа»

Сбор кленовых листьев на участке.

Цель: составление красивого букета.

«Сплетём венок из листьев»

Цель: конкурс на самый разнообразный венок из листьев.

Праздник «День знаний».

Выставка осенних поделок.

Цель: создание разнообразных осенних поделок, развивать фантазию.

Создание стенгазеты «От нас для вас» ко Дню дошкольных работников – поздравления сотрудников.

Цель: поздравить воспитателей с профессиональным праздником.

Папка-передвижка «Осенние месяца».

 Консультация «Как одевать ребенка

осенью».

Предложить родителям экскурсию по осеннему лесу, парку.

октябрь

«Азбука для пешеходов и водителей» — 25 октября Всемирный День автомобилиста.

Цель: продолжить изучать правила дорожного движения.

Организационный момент – на столе в раздевалке разложены брошюрки и книги о ПДД.

Дети рассматривают их, воспитатель рассказывает о событии дня.

Экскурсия по улицам микрорайона, рассматривание знаков и машин. Беседы о правилах дорожного движения.

Цель: изучать наглядно ПДД.

Акция «Памятки для водителей»

Памятка «Соблюдай ПДД!»

Цель: закреплять знания о ПДД.

Памятка «Соблюдай ПДД!»

Цель: закреплять знания о ПДД.

ноябрь

11 ноября - «Синичкин День»

Рассматривание в уголке природы макета кормушки. Беседа, кто гостит в этот день на нашей кормушке. Разглядеть внешний вид птички, воспитатель рассказывает о повадках, особенностях существования. Читает стихи. Предлагает найти эту птичку на улице.

Цель: продолжать развивать знания детей о птицах нашего города.

Прогулка по территории детского сада, наблюдение за птицами.

Цель: закрепить знания детей о птицах, познакомить с особенностями поведения птиц осенью.

Акция «Столовая для синички» — дети вместе с воспитателем изготавливают кормушки, вешают на деревья, насыпают корм, вешают кусочек сала.

Цель: приучать детей к труду, заботе.

Подвижные игры на тему «Птицы».

Цель: развивать быстроту, ловкость и внимание.

 

Изготовление скворечника.

Цель: совместная трудовая деятельность детей с родителями.

Предложить родителям совместно с детьми наблюдение за перелетными птицами.

Цель: закреплять названия перелетных птиц.

Предложить родителям  рассмотреть с детьми  следы птиц на снегу.

декабрь

«Здравствуй, Зимушка хрустальная!» — 1декабря – Первый день зимы.

Организационный момент – на улице воспитатель обращает внимание на изменения, произошедшие в природе, предлагает совершить прогулку – поход, по тем местам, где они гуляли осенью.

Экскурсия по микрорайону.

Цель: наблюдения за изменениями природы.

Эксперименты со снегом, создание цветных льдинок. Замораживание ледяных игрушек для украшения участка.

Цель:продолжать знакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии. 

Создай снежинку (в группе)

Цель: учить вырезать разнообразные снежинки.

«Снежные подарки»– День подарков.

Организационный момент – воспитатель предлагает устроить снежную сказку на участке, сделать подарки Деду Морозу к Новому году.

Создание снежных построек – трудовая деятельность ребят и воспитателя, украшение красками, бросовым материалом.

Цель: учить детей трудолюбию, развивать эстетический вкус.

Подарить всем воспитателям самые красивые снежинки.

Цель: учить вырезать снежинки из бумаги.

Конкурс на самую красивую снежинку.

Цель: развивать фантазию у родителей.

Предложить родителям экскурсию по зимнему лесу, парку.

Цель: наблюдение за деревьями, погодой зимой.

январь

«День друзей» — 21 января Всемирный День объятий.

Предварительная работа: дети создают плакат «Я и мои друзья», который вывешивается в раздевалке.

Организационный момент – дети рассказывают, глядя на плакат, о своих друзьях. Беседуют, зачем нужна дружба.

На прогулке воспитатель организует игры в кругу, игры на объедение.

Совместная работа «Раз ладошка, два ладошка» — оставление на снегу отпечатков ладошек, замораживание их с помощью воды на память.

Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие, дружеские отношения со своими сверстниками, закрепить знания о правилах общения с друзьями.

Прогулка в параллельную группу и беседа детей со сверстниками.

Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие, дружеские отношения со сверстниками.

 

февраль

«Проводы Зимы» — 16 февраля Масленица.

Праздник с играми, представлениями, песнями, организованный на улице.

Цель: поднять настроение у детей, зарядить их положительными эмоциями.

23 февраля – День Защитника Отечества.

Изготовление подарка для пап.

Проведение игр-эстафет с папами и детьми.

Цель: зарядить родителей и детей энергией, положительными эмоциями.

«На экскурсию идём» — 28 февраля Всемирный День экскурсовода.

Воспитатель заранее организует экскурсию по желанию детей (музей, библиотека или просто экскурсия по интересным метам города).

Цель: развивать кругозор детей.

Праздник «Масленица».

Цель: формирование эмоций и чувств.

Пригасить родителей на праздник «Масленица», организовать чаепитие.

Цель: развивать дружеские отношения с родителями группы.

март

«Здравствуй, весна» — 1 марта - Первый день весны.

Организационный момент – рассматривание картин с изображением ранней весны, беседы о изменениях, произошедших в природе. Предложение прогуляться по любимым местам.

Цель: наблюдение за явлениями природы.

Сбор веточек разных деревьев.

Цель: наблюдение за изменениями веток весной, поставленных в воду.

Составление журнала -примет и журнала — наблюдений, как продукта прогулки – похода.

Цель: фиксировать то, что увидели на улице.

8 марта – Международный женский день.

«Подарок своими руками» - изготовление подарка для мам.

«Ярмарка народных игр» — 30 марта.

Предварительная работа: разучивание 3-4- интересных подвижных народных игр.

Организационный момент – Петрушка приглашает выйти на улицу, где будет проводиться ярмарка народных игр.

Цель: разучивание новых игр, развитие ловкости, быстроты, внимания.

 

Памятка для родителей «Осторожно, тонкий лед!»

Цель: закрепление знаний родителей и беседа с детьми о тонком льде.

Попросить принести веточки с разных деревьев.

Цель: наблюдение за ветками весной.

апрель

«Праздник вербочки пушистой» — 5 апреля Вербное Воскресенье.

Организационный момент — рассказ воспитателя о празднике Вербное воскресенье. Рассматривание букета из вербы. Предложение найти и рассмотреть, как растёт это дерево.

Экскурсия к дереву верба, рассматривание, срезание нескольких веточек.

Конечный продукт – изготовление поделки с помощью веточек вербы к конкурсу «Пасхальное чудо».

Цель: наблюдение за вербой, чем верба отличается от других деревьев.

«С Днём рождения, Земля!» — 22 апреля День земли.

Организационный момент – презентация «Первоцветы», игра «Чем пахнет весна».

Трудовой десант – освободим землю нашего участка от мусора.

Цель: приобщать детей к труду.

Отгадывание загадок о земле, растениях.

Цель: развивать сообразительность.

Рисование мелками «Подарок для нашей планеты».

Цель: развивать эстетические качества.

 

Предложить родителям прогуляться в весенний лес.

Цель: наблюдение за погодой, за деревьями, за птицами весной.

май

«Вспомним годы фронтовые» — 9 Мая День Победы.

Организационный момент – рассматривание плаката «День Победы».

Экскурсия к обелиску павшим воинам, возложение цветов.

Игра «Зарница».

Цель: закреплять знания о наших защитниках, героях, которые погибли ради нашего счастливого детства. Воспитывать чувство гордости к героям войны.

«Мой весёлый звонкий мяч» — День мяча.

Организационный момент – загадывание загадки о мяче, внесение героя дня Мячик в кепке сглазами, носом и ртом. Воспитатель объясняет, что сегодня день мяча, беседуют о пользе спорта и спортивных играх с мячом. Герой дня приглашает их на прогулку.

Игры – эстафеты с мячами для детей.

Игры с разными мячами.

Цель:  развивать внимание, быстроту, умение передавать эстафету, умение играть с командой.

Мастер – класс «Мастер мяча»

Ребята заранее изготавливают медальки в виде мячей.

Вручение наград.

Акция «Георгиевская ленточка».

Предложить родителям сходить на сквер Победы.

Цель: воспитывать чувство гордости к героям войны.

Заключение.

Таким образом структурой тематических прогулок является :

1. наблюдение

2. подвижные, дидактические игры

3. индивидуальная работа с детьми

4. труд детей на участке

5. самостоятельная игровая деятельность

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день : в первую и во вторую половину дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

 

 

Литература:                           

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова

2. «Дошкольное воспитание», научно- методический журнал;

 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

3. «Здоровье дошкольника», научно- практический журнал;

ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

4. Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон

5. «Добро пожаловать в экологию» . Часть 2. Автор О.А. Воронкевич. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2004.

 6.Справочник старшего воспитателя» № 10 -2013, №1, 2,3 - 2014

Список интернет-ресурсов:

1. https://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/11867.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenij....

3. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-ale