Методические разработки

Наталья Андреевна Сокальская

Календарное планирование

Рабочая программа

Консультации

Мастер классы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-6 лет.

Подготовила учитель-логопед Сокальская Н.А


Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель. Занятия проводятся в I половине дня с дошкольниками 5-6 лет продолжительностью 25 минут в I полугодии (с 3 недели сентября по декабрь) 2 раза в неделю (18 занятий); во II полугодии (с января по 2 неделю мая) 3 раза в неделю (48 занятий). Всего 76 занятий.

В 1,2 неделю сентября и 3,4 неделю мая проводится мониторинг детей.

  • раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в N);
  • взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);
  • дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.


Основные задачи коррекционного обучения:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. В начале занятия проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.
  2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.
  3. На этапе автоматизации звука проводится последовательно введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка:


1. Звуки [с], [з], [ш], [ж], [с], [з], [л], [р], [р] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;
2. Звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

3. Автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах;

4. Дифференциация звуков:[c] – [p], с – с, с – ц, с – ш, ж – з, ж – ш, ч – с, ч – т, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ч, щ – ш, р – л, р – р, р – л, л – л.
5. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.
6. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.
7. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.
8. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому занятию.

9. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребенка.
На занятиях большое внимание логопед уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения, словообразования, формированию грамматического строя (на начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков).
В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти,
обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей, поэтому в логопедическое занятие включается развитие мелкой моторики.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Содержание логопедических индивидуальных занятий в старшей группе


Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе ДОУ
являются:


- формирование всех компонентов речевой системы;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
-развитие мелкой моторики пальцев;
- развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
  1. Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков (А, У, О, Э, И, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Ф -ФЬ, В-ВЬ, Б-БЬ).
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
  2. Знакомство с гласными звуками: А, У, И и некоторыми согласными звуками: М, Н, П, Т.
  3. Анализ звукосочетаний их 2-3 гласных звуков (АУ, УА, ИА, АУИ, и др.).
  4. Формирование представлений о гласных и согласных звуках, их различиях.
  5. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных У, А, И в словах; в выделении согласных М, Н, П, Т из ряда звуков, в выделении согласных М, Н, П, Т.
  6. Подбор слов на гласные звуки.
  7. Учить анализировать обратные слоги типа: АП, ОТ, УМ, ИН.
  8. Дать представление о звонкости-глухости согласных.
  9. Учить выделять пройденные согласные из слов.


ЛЕКСИКА.
Сентябрь

  1. неделя - «Детский сад».
  2. неделя - «Игрушки».


Октябрь

1. неделя - «Осень».

  1. неделя - «Овощи. Огород».
  2. неделя - «Фрукты, Сад».
  1. неделя - «Ягоды. Грибы. Лес. Сад - огород».


Ноябрь.

1. неделя - «Лес, грибы, ягоды, деревья».

  1. неделя - «Перелетные птицы».
  2. неделя - «Одежда».
  3. неделя - «Обувь. Одежда. Головные уборы».


РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

  1. Отработка в речи единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
  2. Отработка падежных окончаний имен существительных в винительном и родительном падежах.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Согласование числительных «ОДИН», «ОДНА» с существительными.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Образование глаголов приставочным способом.


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
#1057;оставление простых распространённых предложений (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему).

#1054;бучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

#1056;азвивать умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по всем лексическим темам первого периода.

#1054;бучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный).

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

#1054;бводка, закрашивание и штриховка по трафарету(по лексическим темам первого периода).

#1057;оставление фигур, узоров из элементов (по образцу).
#1059;пражнения пальчиковой гимнастики.

#1056;абота со шнуровкой и мелкой мозаикой.


ГРАМОТА.

  1. Познакомить детей с буквами: У, А, И.

#1059;пражнять детей в выкладывание данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, рисовании в воздухе.

#1059;чить выкладывать из букв и читать маленькие слова : АУ! УА! ИА!


2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

  1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.
  2. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  3. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.


ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости- глухости согласных.
  2. Выделение гласных звуков в середине односложных слов, в конце слов под ударением (пила, усы, пишу).
  3. Познакомить детей с гласным звуком О, Ы и с согласными звуками К, X, X', П', Г, К', В, В', Ф, Ф', Л', Й.
  1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, усы,).
  1. Упражнять детей в выделении пройденных согласных в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).

#1059;чить детей анализу прямых слогов типа: МА, НУ, КИ слов типа ОСЫ, МАК.


ЛЕКСИКА
ДЕКАБРЬ.
1 неделя - «Ателье».
2 неделя – «Зима. Зимние забавы».

3 неделя – «Мебель. Части мебели».
4 неделя – «Семья».
5 неделя – «Новогодний праздник».
ЯНВАРЬ.
1 неделя – каникулы.
2 неделя – каникулы.
3 неделя – «Зимующие птицы».
4 неделя – «Дикие животные зимой».
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя – «Почта».
2 неделя – «Транспорт».
3 неделя – «Комнатные растения».
4 неделя – «Наша армия».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

  1. Обработка падежных окончаний имен существительных в единственного числа в дательном, творительном, предложных падежах.
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже во множественном числе.
  3. Практическое употребление предлогов места: НА, ПОД, В.
  4. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.
  5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.
  6. Подбор определений к предметам и объектам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  7. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, - енок, - ат, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
  8. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
  9. Учить образовывать(по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенька-котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные»
    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
  1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по демонстрации действия, по картинке на заданную тему.
  2. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы - описания и загадки - описания по предложенному плану(по всем лексическим темам).
  3. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

#1055;родолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.


РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнение для пальцев).
  2. Усложнение работы с карандашом.
  3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.


ГРАМОТА.
1. Познакомить детей с буквами: М, Н, П Т, К, В, Ф, О, Ы.Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов, открытых слогов, слов.

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, рисовании в воздухе.

#1059;пражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.


3 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

  1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях.
  2. Совершенствовать четкость дикции.
  3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
  4. Следить, чтобы дети постоянно говорили в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
  1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация, дифференциация и введение в речь поставленных звуков.
    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках, их признаках, о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных.
  2. Знакомство со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ц].
  3. Научить анализировать обратные слоги с этими звуками, выделять эти звуки в конце и начале слова. Анализировать прямые слоги с этими звуками.
  4. Совершенствовать навык фонематического анализа трехзвуковых слов типа КОТ.
  5. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа КИТ.
  6. Учить находить слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции.


ЛЕКСИКА.
МАРТ
1 неделя – «Весна».
2 неделя – «Праздник 8 марта».
3 неделя – «Профессии».
4 неделя – «Наша пища».
АПРЕЛЬ
1 неделя - «Откуда хлеб пришел?»
2 неделя – «Посуда».
3 неделя - «Мой дом».
4 неделя – «Домашние животные и их детеныши».

МАЙ
1 неделя - «Наша страна». «Улан-Удэ – мой город».

#1085;еделя - «Человек».

#1085;еделя - «Насекомые».

неделя - «Лето».


РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе.

#1047;акрепление правильного употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.

#1055;родолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

  1. Продолжить работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.
  2. Учить использовать в речи предлоги ИЗ, К, ОТ. Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.
  3. Учить согласовывать числительные «ДВА» и «ПЯТЬ» с существительными.
  4. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов -описаний, загадок - описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.
  2. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
  3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.


РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
  2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
ГРАМОТА

  1. Познакомить детей с буквами С, З, Ц.
  2. Закрепить знания графического образа букв, изученных в 1 и 2 периодах.
  3. Продолжать выкладывать изученные буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.
  4. Учить находить знакомые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.
  5. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.
  6. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Подготовительный период коррекционной работы.

  1. Обследование состояния речи детей и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
  3. Общее моторное развитие ребенка.
  4. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

1Устранение дефектного звукопроизношения (в соответствии речевым картам).

  1. Развитие памяти, слухового внимания, памяти, фонематического
    восприятия.
  2. Формирование и развитие артикуляционной моторики.
  3. Овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
  4. Вызывание интереса к логопедическим занятиям.
  5. Укрепление физического здоровья детей.
  6. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки.
  7. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах,
    предложениях, речи.
  8. Совершенствование звукового анализа и синтеза.
  1. Развитие внимания, памяти, мышления.
  2. Развитие связной выразительной речи.

Фронтальные занятия 1 период обучения.

  1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения (в
    соответствии с речевыми картами).
  2. Дифференциация звуков.

А) Всех гласных (у, а, и, э, о, ы)

Б) Согласных Т- Д-К; К-Г-Х-Т; Л*-Л-Й- Р*-Р; С-3-Ц-Т*-Ш-Щ.

В) Правильно произносимых звуков.

3. Работа над слоговой структурой слова.

А) Над односложными словами со стечением согласных в начале или конце

слова.

Б) Работа над двухсложными словами без стечения согласных.

В) Над трехсложными словами без стечения согласных.

4. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Выделение ударного гласного в начале слова.

Б) Анализ и синтез ряда гласных звуков.

В) Анализ обратного слога.

Г) Анализ прямого слога.

Д) Выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного.

Е) Полный звуковой анализ и синтез односложных слов, без стечения согласных.

5. Грамматический строй речи.

А) Отработка падежных окончаний существительных.

Б) Преобразование существительных ед. числа во множественное число.

В) Согласование существительных единственного и множественного числа с

глаголами.

Г) Согласование прилагательных с существительными.

Д) Подбор существительных к притяжательным местоимениям.

Е) Согласование числительных с существительными.

6. Развитие связной речи.

А) Составление простых распространенных предложений. Б) Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. В) Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам. Г) Обучение пересказу и заучиванию текстов.

7. Лексические темы.

А)Начало осени. Сельскохозяйственный труд. Овощи, фрукты. Перелетные птицы. Игрушки.

Б) Золотая осень. Город. Строительство. Квартира (мебель, посуда, оборудование).

В) Поздняя осень. Транспорт в городе. Различные виды транспорта (наземный, водный, подземный, воздушный и пр.).

Фронтальные занятия 2 период обучения.

1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения,

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

выразительностью речи.

Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2 Работа над слоговой структурой слова

А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова

Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале Или середине слова.

3. Развитие языкового анализа и синтеза

А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).

Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового

состава,

В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.

Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово», «слог».

Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы

предложения без предлогов, затем с предлогом.

Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов

в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в

начале предложения и в собственных именах.

4. Грамматический строй речи,

А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных

конструкций.

Б) Учить согласовывать существительные с числительными.

В) Учить образовывать множественное число существительных.

Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.

Д) Учить составлять предложения с предлогами.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

6. Лексические темы.

А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.

Новый год.

Б) Дикие животные. Зимующие птицы.

В) Профессии людей в городе и селе.

Фронтальные занятия 3 период обучения.

1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения.

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

вьфазительностью речи.

Б) Продолжать работу по постановке, автоматизации и дифференциации

звуков.

2 Работа над слоговой структурой слова.

А) Закрепить слоговую структуру слов сложного звуко-слогового состава

Б) Работа над слоговой структурой двух-трех-четырех-пятисложных слов со

сложной звуко-слоговой структурой.

3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (Щ, Ч, Л; Р-Р*).

Б) Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы,

подбору слов по моделям.

В) Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Грамматический строй речи

А) Уточнить значение простых и сложных предложений.

Б) Отработать правильное употребление в речи различных типов

сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

В) Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней

сравнения прилагательных.

Г) Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

Д) Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и

суффиксов.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы,

рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

Б) Составление различных типов сложно-подчиненных предложений с

союзами и союзными словами.

В) Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

6. Лексические темы.

А) Начало весны. Весна в городе.

Б) Головные уборы, одежда, обувь.

В) Семья. Природа нашей страны. Лес, парк, сад.

1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения.

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

выразительностью речи.

Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2. Работа над слоговой структурой слова.

А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова.

Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова.

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).

Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового

состава.

В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.

Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово» , «слог».

Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы

предложения без предлогов, затем с предлогом.

Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах.

4. Грамматический строй речи.

А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных конструкций.

Б) Учить согласовывать существительные с числительными.

В) Учить образовывать множественное число существительных.

Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.

Д) Учить составлять предложения с предлогами.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

6. Лексические темы.

А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.

Новый год.

Б) Дикие животные. Зимующие птицы.

В) Профессии людей в городе и селе.

На протяжении года осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию в развитии у обучающихся (воспитанников). Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Работать в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещать занятия и уроки. Консультировать педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Вести необходимую документацию. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализовывать образовательные программы обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта Соблюдать права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Совместная работа логопедов с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся:
а) родительские собрания;
б) консультации родителей;
в) открытые логопедические занятия для родителей;
г) оформление специальных стендов.
Родительские собрания
Первое собрание - «Задачи и содержание работы в течение всего учебного года» - сентябрь.
Второе собрание – «Результаты обследования. План работы в 1 периоде обучения» - октябрь.
Третье собрание – «Итоги 1 полугодия» - январь.
Четвертое собрание – «Итоги всего обучения за год. Рекомендации (отдельным детям)» - май.
Родительские «пятиминутки»
Родительские пятиминутки проводятся по понедельникам еженедельно с 17 часов до 18 часов.

Открытые логопедические занятия

Открытые логопедические занятия проводятся 1 раз в 3 месяца.
Оформление стендов для родителей
Оформление стендов для родителей организуется совместно логопедом и воспитателем в течение года.
Методика проведения мониторинга

Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года (в первой половине сентября) проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты, листы индивидуальной коррекционной работы); в конце учебного года ( в первой половине мая) также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы.

Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:

  • звукопроизношения;
  • фонематические процессы;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь;
  • пространственная ориентировка;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика.

Таблицы мониторинга заполняются дважды в год для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

Этап #1053;апротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются значки ,(низкий- средний и высокий + уровни речевого развития детей) в каждой ячейке указанного параметра .Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения коррекционной программы.

Этап #1050;огда все дети прошли диагностику ^подсчитывается итоговый показатель по группе .Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг позволяет оперативно выделять детей с проблемами в речи, а также определять трудности реализации программного содержания в каждом индивидуальном случае.

После проводимой коррекционной работы за исследуемый период подводятся результаты итогового мониторинга, которые фиксируются в процентах и отражаются в диаграмме, где видна положительная динамика в освоении детьми коррекционной программы.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Подготовила учитель-логопед Сокальская Н.А

Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель в учебный год. Занятия проводятся в I половине дня с дошкольниками 6-7 лет продолжительностью 30 минут 3 раза в неделю и начинаются с 1 недели сентября; заканчиваются 4 неделей мая. Количество учебных часов в подготовительной группе - 108.

В 1,2 неделю сентября и 3,4 неделю мая проводится мониторинг детей.

Подготовительный период коррекционной работы.

  1. Обследование состояния речи детей и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
  3. Общее моторное развитие ребенка.
  4. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

1 Устранение дефектного звукопроизношения (в соответствии речевым

картам).

  1. Развитие памяти, слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.
  2. Формирование и развитие артикуляционной моторики.
  3. Овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
  4. Вызывание интереса к логопедическим занятиям.
  5. Укрепление физического здоровья детей.
  6. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки.
  7. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях, речи.

9 Совершенствование звукового анализа и синтеза.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления.
  2. Развитие связной выразительной речи.

Фронтальные занятия 1 период обучения.

  1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения (в
    соответствии с речевыми картами).
  2. Дифференциация звуков.

А) Всех гласных (у, а, и, э, о, ы)

Б) Согласных Т- Д-К; К-Г-Х-Т; Л*-Л-Й- Р*-Р; С-3-Ц-Т*-Ш-Щ.

В) Правильно произносимых звуков.

3. Работа над слоговой структурой слова.

А) Над односложными словами со стечением согласных в начале или конце

слова.

Б) Работа над двухсложными словами без стечения согласных.

В) Над трехсложными словами без стечения согласных.

4. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Выделение ударного гласного в начале слова.

Б) Анализ и синтез ряда гласных звуков.

В) Анализ обратного слога.

Г) Анализ прямого слога.

Д) Выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения

после согласного.

Е) Полный звуковой анализ и синтез односложных слов, без стечения согласных.

5. Грамматический строй речи.

А) Отработка падежных окончаний существительных.

Б) Преобразование существительных ед. числа во множественное число.

В) Согласование существительных единственного и множественного числа с

глаголами.

Г) Согласование прилагательных с существительными.

Д) Подбор существительных к притяжательным местоимениям.

Е) Согласование числительных с существительными.

6. Развитие связной речи.

А) Составление простых распространенных предложений. Б) Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. В) Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам. Г) Обучение пересказу и заучиванию текстов.

7. Лексические темы.

А) Начало осени. Сельскохозяйственный труд. Овощи, фрукты. Перелетные птицы. Игрушки.

Б) Золотая осень. Город. Строительство. Квартира (мебель, посуда, оборудование). В) Поздняя осень. Транспорт в городе. Различные виды транспорта (наземный, водный, подземный, воздушный и пр.).

Фронтальные занятия 2 период обучения.

1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения,

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

выразительностью речи.

Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2 Работа над слоговой структурой слова

А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова

Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале Или середине слова.

3. Развитие языкового анализа и синтеза

А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).

Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового

состава,

В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.

Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово», «слог».

Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы

предложения без предлогов, затем с предлогом.

Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов

в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в

начале предложения и в собственных именах.

4. Грамматический строй речи,

А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных

конструкций.

Б) Учить согласовывать существительные с числительными.

В) Учить образовывать множественное число существительных.

Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.

Д) Учить составлять предложения с предлогами.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

6. Лексические темы.

А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.

Новый год.

Б) Дикие животные. Зимующие птицы.

В) Профессии людей в городе и селе.

Фронтальные занятия 3 период обучения.

1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения.

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

вьфазительностью речи.

Б) Продолжать работу по постановке, автоматизации и дифференциации

звуков.

2 Работа над слоговой структурой слова.

А) Закрепить слоговую структуру слов сложного звуко-слогового состава

Б) Работа над слоговой структурой двух-трех-четырех-пятисложных слов со

сложной звуко-слоговой структурой.

3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (Щ, Ч, Л; Р-Р*).

Б) Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы,

подбору слов по моделям.

В) Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Грамматический строй речи

А) Уточнить значение простых и сложных предложений.

Б) Отработать правильное употребление в речи различных типов

сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

В) Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней

сравнения прилагательных.

Г) Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

Д) Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и

суффиксов.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы,

рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

Б) Составление различных типов сложно-подчиненных предложений с

союзами и союзными словами.

В) Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

6. Лексические темы.

А) Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя нашей страны. Лес, парк, сад.

1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения.

А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,

выразительностью речи.

Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2. Работа над слоговой структурой слова.

А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале

или середине слова.

Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале

или

середине слова.

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).

Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового

состава.

В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.

Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово» , «слог».

Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы

предложения без предлогов, затем с предлогом.

Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов

в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в

начале предложения и в собственных именах.

4. Грамматический строй речи.

А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных

конструкций.

Б) Учить согласовывать существительные с числительными.

В) Учить образовывать множественное число существительных.

Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.

Д) Учить составлять предложения с предлогами.

5. Развитие связной речи.

А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

6. Лексические темы.

А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.

Новый год.

Б) Дикие животные. Зимующие птицы. В) Профессии людей в городе и селе.

На протяжении года осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию в развитии у обучающихся (воспитанников). Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Работать в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещать занятия и уроки. Консультировать педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Вести необходимую документацию. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализовывать образовательные программы обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта Соблюдать права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Методика проведения мониторинга

Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года (в первой половине сентября) проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты, листы индивидуальной коррекционной работы); в конце учебного года ( в первой половине мая) также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы.

Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:

  • звукопроизношения;
  • фонематические процессы;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь;
  • пространственная ориентировка;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика.

Таблицы мониторинга заполняются дважды в год для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

Этап #1053;апротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются значки ,(низкий- среднийО и высокий + уровни речевого развития детей) в каждой ячейке указанного параметра .Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения коррекционной программы.

Этап #1050;огда все дети прошли диагностику ^подсчитывается итоговый показатель по группе .Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг позволяет оперативно выделять детей с проблемами в речи, а также определять трудности реализации программного содержания в каждом индивидуальном случае.

После проводимой коррекционной работы за исследуемый период подводятся результаты итогового мониторинга, которые фиксируются в процентах и отражаются в диаграмме, где видна положительная динамика в освоении детьми коррекционяой программы.