5.Обучение детей с ОВЗ

Шпитько Сергей Александрович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью

5 класс

-Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

-Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-9  классы: / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2012.

-Программа 1-4 классы  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 год.

                                                                   

Пояснительная записка.

Развернутое тематическое планирование по физической культуре (5 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года и на основе учебной программы для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2013 год.

Особенности обучающегося

         Рабочая программа по физической культуре для учащегося с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлена для  

        обучающегося Носкова Сергея. Обучающийся  имеет: задержку речевого развития, наблюдается снижение уровня психических            

         процессов, снижена концентрация и устойчивость внимания, малый объём памяти, трудность в установлении причинно-следственных  

        связей, медленный темп работы. Психо-эмоциональная сфера имеет особенности: повышенная двигательная расторможенность,

        возбудимость нервной системы, низкий уровень развития волевых процессов. Как следствие -  задержка психического развития. Программа

        была разработана в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, реализует принципы преемственности обучения физической  

         культуры в начальной школе.

          Цель: Формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении форм занятий      физической культурой.

Задачи:

- укреплять  здоровье  школьников посредством развития физических качеств;

- совершенствовать жизненно важные навыки и умения под средством обучения подвижным играм, физическими упражнения и технических действий из базовых видов спорта;

- формировать  общее  представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развивать  интерес  к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучать  простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В число универсальных компетенций входит:

-умение организовать собственную деятельность;

-умение активно включаться в коллективную деятельность;

-умение доносить информацию в доступной форме.

                                                                           

                                                                              Общая характеристика курса

Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связано с совершенствованием физической природы человека.  Программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знание о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент деятельности) и «физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

                                                                    Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая  программа  основного  начального  образования  по  физической  культуре составлена  в соответствии  с количеством  часов, указанных  в  Базисном  плане  общеобразовательных  учреждений  общего  образования.  Предмет  физическая  культура  изучается  в 5 классе в  объёме  1 час в неделю,  36 ч. в год.

Раздел   программы

Кол-во  часов

Теория

В процессе уроков

Лёгкая  атлетика

8

Гимнастика

10

Подвижные  игры

11

лыжи

7

Всего                 

36

                                                                 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результатами освоения программного материала по предмету «физическая культура» оценивается по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее- частное- конкретное», и представлены  соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательном и предметно-практической деятельности.

Предметные  результаты  характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается  и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Личностные  результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета, положительное отношение к занятиям двигательной деятельности, накопление необходимых знаний.

Содержание программного материала в учебных часах по урокам физической культуры в 5 классе

Разделы и темы программного материала

Содержание

Основы знаний по физической культуре

Физическая культура у древних народов Руси, связь ее содержания с их трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Спортивные игры футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений .

Способы двигательной деятельности

Комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры футбол, баскетбол, волейбол. Графическая запись физических упражнений. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Физическое совершенствование: Гимнастика с основами акробатики

  • Специальные комплексы упражнений для развития  физических качеств.
Легкая атлетика

Прыжки: в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Подвижные игры

Футбол: удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние  до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов.

Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками с верху, нижняя прямая подача.

Игры

«Парашютисты”, “Увертывайся от мяча”, “Гонки мячей по кругу”, “Догонялки на марше”;Салки с ленточками”, “Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит”, “Мяч среднему”, “Круговая охота”, “Капитаны”;“Быстрый лыжник”, “За мной “

Обще развивающие упражнения

Развитие основных физических качеств.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ   ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5  КЛАССА.

В результате изучения физической культуры ученик должен

знать/понимать

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;

уметь

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
  • выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
  • преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
  • соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
  • наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью

Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на выс. перекладине (мал.); на низкой в висе лежа согнувшись  (дев.) кол-во раз

5

4

3

12

8

5

Прыжок в длину с места, см

150—160

131—149

120—130

143—152

126—142

115—125

Бег 30м с высокого старта, с

5,8—5,6

6,3—5,9

6,6—6,4

6,3—6,0

6,5—5,9

6,8—6,6

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00

Д- демонстрационный экземпляр

К- полный комплект (на каждого ученика класса)

П- комплект, необходимый для работы в группах(один экземпляр на 5-6 человек)

УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 4-9 классы: пособие для учителей общеообразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2011.
  3. Программа 1-4 классы  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 год.

                             

                                                                                                 

                                                                                   

       

                                                                                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Д/з

класс

Дата проведения

п

л

а

н

ф

а

к

т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Легкая атлетика (4 ч)

1

Ходьба и бег

Вводный

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Ходьба через препятствия. Бег
с высоким подниманием бедра. Бег
в коридоре с максимальной скоростью. ОРУ.  Развитие скоростных способностей. Инструктаж по ТБ

Уметь: правильно выполнять
движения при ходьбе и беге.

Пробегать дистанцию

Текущий

Комплекс 1

2

Ходьба  через препятствия

Комплексный

Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (30 м). Игра «Белые медведи». Развитие скоростных способностей.

Уметь: правильно выполнять
движения при ходьбе и беге.

Пробегать с максимальной скоростью (30 м)

Текущий

Комплекс 1

3

Метание

мяча   метание малого мяча на дальность

Комплексный

Метание малого мяча с места на дальность. Метание в цель с 4–5 м. Игра
«Попади в мяч». Развитие скоростно-силовых качеств.

Уметь: правильно выполнять движения при метании различными способами; метать мяч в цель

Текущий

Комплекс 1

4

Метание мяча на заданное расстояние

Комплексный

Метание малого мяча с места на заданное расстояние. Метание набивного мяча. Игра «Кто дальше бросит». Развитие скоростно-силовых качеств.

Уметь: правильно выполнять движения при метании различными способами; метать мяч в цель

Текущий

Комплекс 1

Подвижные игры  (5)

5

Подвижная игра «»Заяц без логова», , ТБ

Комплексный

ОРУ с обручами. Игры «Заяц без логова», «Удочка». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

6

П,И. «Кто обгонит»

Совершенствования

ОРУ в движении. Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

7

П.И. «Наступление», «Метко в цель»

Совершенствования

ОРУ с мячами. Игры «Наступление», «Метко в цель». Эстафеты с мячами.

Развитие скоростно-силовых            способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

8

П.И. «Кто дальше бросит»,

Совершенствования

ОРУ. Игры «Кто дальше бросит», «Кто обгонит». Эстафеты с обручами. Развитие скоростно-силовых способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

9

П.И. «Паровозики»,

Совершенствования

ОРУ. Игры «Паровозики», «Наступление». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

10

Лыжная подготовка, соблюдение правил ТБ

комплексный

Определение ситуации, требующей применения правил предупреждения травматизма. Определение состава одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Соблюдение правил поведения во время лыжной подготовки

Уметь:  обращаться с лыжным инвентарём

Текущий

Комплекс 2

11

Ступающий шаг без палок

комплексный

Освоение техники ступающего шага без палок

Уметь:  передвигаться ступающим

Шагом без палок

Текущий

Комплекс 2

12

Скользящий шаг без палок

комплексный

Освоение техники ступающего шага без палок

Уметь:  передвигаться  ступающим шагом  без палок

Текущий

Комплекс 2

13

Скользящий шаг без палок, учёт

учётный

Скользящий шаг без палок на результат

зачёт

14

Подъём ступающим шагом

комплексный

Освоение техники подъёма ступающим шагом

Уметь:  выполнять подъём ступающим шагом

Текущий

Комплекс 2

15

Повороты переступанием, учёт

учётный

Повороты переступанием на результат

Зачёт

Гимнастика (10 ч)

16

Гимнастика, соблюдение правил ТБ на уроках

Изучение

нового материала

 Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2–3 кувырка вперед. ОРУ. Игра «Что изменилось?». Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ

Уметь:  выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации

Текущий

Комплекс 2

17

Группировка, перекаты с опорой руками за головой

Комбинированный

Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2–3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине. ОРУ. Игра «Совушка». Развитие координационных способностей

Уметь: выполнять строевые команды; выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации

Текущий

Комплекс 2

18

Кувырок вперёд, стойка на лопатках

Совершенствования

Комбинация из разученных элементов. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2–3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине. ОРУ. Игра «Западня». Развитие координационных способностей

Уметь: выполнять строевые команды; выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации

Текущий

Комплекс 2

19

Вис на согнутых руках

Изучение нового материала

Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис на согнутых руках. Подтягивания в висе. Упражнения в упоре лежа на гимнастической скамейке. ОРУ с обручами. Подвижная игра «Космонавты». Развитие силовых способностей

Уметь: 

Текущий

Комплекс 2

20

Упор лёжа,  подтягивание в висе

Комплексный

Текущий

Комплекс 2

21

Передвижение по диагонали, противоходом.

Изучение

нового
материала

Передвижение по диагонали, проти-
воходом, «змейкой». ОРУ. Ходьба  по бревну
(высота до 1 м). Игра «Посадка картофеля». Развитие координационных способностей

Уметь: лазать по гимнастической стенке

Текущий

Комплекс 2

22

Лазание  по наклонной плоскости

Совершенствования

Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Перелезание через гимнастического коня. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками. Игра «Резиночка». Развитие координационных способностей

Уметь: лазать по гимнастической стенке

Текущий

Комплекс 2

23

Лазание  по наклонной плоскости

Совершенствования

Текущий

Комплекс 2

24

Перелазание через  препятствие

Комбинированный

Текущий

Комплекс 2

25

Опорный прыжок через гимнастического козла

Комплексный

Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками. Игра «Аисты». Развитие координационных способностей

Уметь: лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок

Текущий

Комплекс 2

Подвижные игры на основе баскетбола (5 ч)

26

Подвижные игры на основе баскетбола,

ТБ на уроках

Комплексный

Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). ОРУ. Игра «Передал – садись». Развитие координационных способностей

Уметь: владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол

Текущий

Комплекс 3

Текущий

Комплекс 3

         27

Ловля и передача мяча

Совершенствования

28

Ведение мяча правой, левой рукой в движении

Совершенствования

Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). ОРУ. Игра «Мяч – среднему». Развитие координационных способностей

Уметь: владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол

Текущий

Комплекс 3

29

Бросок мяча в цель

Совершенствования

Уметь: владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол

Текущий

Комплекс 3

30

Ведение мяча на месте , в движении.

Совершенствования

Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом и бегом. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Гонка мячей по кругу». Развитие координационных способностей

Уметь: владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол

Текущий

Комплекс 3

31

П.И. «Наступление», «Метко в цель»

Совершенствования

ОРУ с мячами. Игры «Наступление», «Метко в цель». Эстафеты с мячами.

Развитие скоростно-силовых            способностей

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Текущий

Комплекс 1

Кроссовая подготовка (4 ч)

32

Бег с преодолением препятствий

Комплексный

Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Игра «Волк во рву». Развитие выносливости

Уметь: бегать в равномерном
темпе
(10 мин); чередовать бег
и ходьбу

Текущий

Комплекс 4

33

Развитие скоростно-силовой выносливости

Комплексный

Бег (6 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Игра «Волк во рву». Развитие выносливости

Уметь: бегать в равномерном
темпе
(10 мин); чередовать бег
и ходьбу

Текущий

Комплекс 4

34

Игра «Перебежка с выручкой».

Комплексный

Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Игра «Перебежка с выручкой». Развитие выносливости

Уметь: бегать в равномерном
темпе
(10 мин); чередовать бег
и ходьбу

Текущий

Комплекс 4

35

Развитие силовой выносливости

Комплексный

Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 100 м, ходьба – 70 м). Игра «Перебежка с выручкой». Развитие выносливости

Уметь: бегать в равномерном
темпе
(10 мин); чередовать бег
и ходьбу

Текущий

Комплекс 4