Методическая работа

Лоскова Татьяна Михайловна

Участие в семинарах, научно-практических конференциях, обобщение педагогического опыта, открытые занятия, публикации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД у обучающихся с ОНР на логокоррекционных занятиях Лоскова Т.М., учитель-логопед 2019 г.

Слайд 2

Компоненты логопедического сопровождения профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование нравственных установок ребёнка.

Слайд 3

Особенности обучающихся с речевыми нарушениями (по А.В. Ястребовой ) СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности СЛЕДСТВИЯ: 1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. 2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

Слайд 4

Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ) I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 1) устойчивости внимания; 2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 3) способности к запоминанию; 4) способности к переключению; 5) навыков и приёмов самоконтроля; 6) познавательной активности; 7) произвольности общения и поведения; II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: 1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); 2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; 3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; 4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда I.2 Формирование полноценных учебных умений: 1) планирование предстоящей деятельности: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели; 2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); 3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: 1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; 3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания) 4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; 5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением; 6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии; 7) подведение итогов занятия; 8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; 9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Слайд 5

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию « Объясните домовёнку Кузе » «Письмо с пропусками» « Будь внимательным!»

Слайд 6

Упражнения, развивающие умение осуществлять языковой анализ и синтез

Слайд 8

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану « Расскажи о звуке по плану-схеме » Использование мнемо -таблиц при составлении текста-описания « Определи порядок действий»

Слайд 9

«Составьте алгоритм» Как разобрать слово по составу Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить. Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить. Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить. Посмотреть на оставшиеся части слова: Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить. Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

Слайд 10

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических ( дисграфических ) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм; II этап – поиск орфографических ошибок в слове; III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

Слайд 11

«Возвращение к началу » (подготовительный этап) Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Памятка Проверь свою работу (I проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего. Не пропустил ли ты букву? Не добавил ли лишнюю букву? Не написал ли вместо одной буквы другую? Правильно ли ты изобразил каждую букву? Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

Слайд 12

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Памятка Проверь свою работу (II проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего. Не словарное ли слово? Есть ли в слове орфограммы? Какие? Обозначь опасные места Где возможно, подбери проверочные слова. Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

Слайд 13

Проверка предложений (III этап самопроверки). Памятка Проверь свою работу (III проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого. Не пропустил ли ты слово? Не написал ли лишнее слово? Как написаны предлоги и союзы? Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания) Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения? Есть ли необходимые запятые и другие знаки? Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

Слайд 14

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности « Линейка достижений » « Лесенка успеха » «Мои достижения» 1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5 2) Я старался оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное (бюджетное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» Учитель-логопед Лоскова Т.М. 14.12.2017 Профилактика и коррекция дисграфии у обучающихся с ОНР младшего школьного возраста Семинар-практикум для учителей начальных классов

Слайд 2

ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках Выделяют следующие виды дисграфий : артикуляционно-акустическая дисграфия акустическая дисграфия дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза аграмматическая дисграфия оптическая дисграфия

Слайд 3

Механизмы дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Нарушения анализа предложения на слова; Нарушение слогового анализа и синтеза; Нарушение фонематического анализа и синтеза.

Слайд 4

Наиболее характерны следующие ошибки: Ошибки на уровне слова: Пропуски согласных при их стечении (диктант— « дикат ») Пропуски гласных (собака - « сбака », дома - « дма ») Перестановка букв (тропа - « прота ») Добавление букв (таскали - « тасакали » Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») Ошибки на уровне предложения: Слитное написание слов, предлогов, с другими словами («На ветках ели и сосны» – « Наветках елии сасны ») Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) – «Летом по реке идут пароходы» – «летом пореке и дут параходы » Запись целого предложения как одного, чаще всего искажённого слова («Цветы стояли на столе» - «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»

Слайд 6

Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза 1. Игра «Слова-матрешки» Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них: стол(в) - ствол. заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы». 2 . Вставка букв в слова Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА. Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА. Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них. __руг д__ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з__ енит вс __ реча др __г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени__ встр __ ча Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 3 . Составление слов из букв Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

Слайд 7

Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза 4 . Шифровки (Д/и «Разведчики») Задания, которые позволяют упражнять не только в звукобуквенном анализе, но и развивать внимание. Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки С,Ш; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша - С1ш3, шестой - ш1с3 и т.д . 5. Игры «Зачёркиваем буквы» «Новые слова»: вычеркнуть одну букву так, чтобы получилось новое слово (гроза – роза, мрак – рак). «Имена»: вычеркнуть первую букву, чтобы получилось новое имя (Марина – Арина, Коля – Оля) «Эхо»: произнесите слово так, как бы ответило эхо (смех – мех, олень – лень). 6 . «Спрятанные слова» Исключить из слова по одной букве, чтобы оюбразовалось новое слов (крот – рот, уголь – угол).

Слайд 8

Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза 7 . «Наведём порядок» Вычеркнуть лишние буквы так, чтобы получились слова ( одежда: пасульто , шудятба ; обувь: тувафли , бодетинки ; овощи: долередис , овугурец ) 8. Игры «Добавим букву: «Чудесные слова»: добавить в начало или конец слова букву так, чтобы получилось новое слово (утка – шутка, игры – тигры, база – базар, пол – полк) «Новые слова»: добавить в середину каждого слова одну букву ( кот – крот, шесть – шерсть, дуло – дупло). 9 Игры «Изменим букву» Заменить в словах одну согласную (корж – морж, киска – миска) «Имена»: заменить в именах первую букву (Поля – Толя, Тася – Вася) «В гостях у сказки»: прочитать названия сказок. Исправить одну букву («Шар-птица», «Лиса и котёл», «Коробок»).

Слайд 9

Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза 10. Игры со слогами «1 + 1»: образовать новое слово из первых слогов ( при каз + мер ка = пример, тре вога + нер вы = тренер) «1 + 2 + 3»: картон + пастила + бузина = картина, автор + лото + троллейбус = автобус «Реши примеры»: те + лев – в + вид – д + зор = телевизор, свё + кил – ил + ла = свёкла 11. Игры со словами «Вставим цифры»: ставить вместо вопросительного знака названия цифр и чисел ( кар?дж – кртридж , по?л – подвал, с?ж – стриж, ла?чка – ласточка. «Что сказала ворона?»: вычеркните все «КАР» и получите пословицу, прочитайте и запишите её – Вскаряккарая пкартикарцкара в какрсвокарей сткаракаре кархоркарошкара . – Всякая птица в своей стае хороша»

Слайд 10

Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза 12. На уровне предложения Прочитай предложения. Определи, сколько слов в каждом предложении. Составь схему: Наступила весна. Наступила ранняя весна. Наступила долгожданная ранняя весна. Прочитай, найди и выпиши предложение: Плавать Плавать в море Дельфины плавают в море Составь предложение из данных слов Определи границы предложения, подчеркни все заглавные буквы в начале предложения и обведи точки в конце предложений.

Слайд 11

На момент создания шаблона все ссылки являются активными ! Фон: https :// img-fotki.yandex.ru/get/4405/ladyo2004.122/0_53c6e_43d8eb6e_o Декор: https:// img-fotki.yandex.ru/get/5632/107612177.61e/0_a579d_b6589b51_orig Школьный клипарт (скачивается в архиве с сайта): https:// photoshopchik.ucoz.ru/load/54-1-0-19061 Интернет – ресурсы


Предварительный просмотр: