Занятие по функциональной грамотности обучающихся 10-11 классов «Методы генетики»

Ирина Мухамедовна Кумукова

Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.

3. Уметь  работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).

4. Находить точную информацию в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классов

 «Методы генетики»

Составитель:Кумукова Ирина Мухамедовна, 

учитель биологии ,

МБОУ « Гимназия №16-детский сад» г. Черкесск Карачаево-Черкесская республика

 

Предмет: Биология (генетика).

Курс: Общая биология.

Класс: 10-11.

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.  

Задачи:  1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.

3. Уметь  работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).

4. Находить точную информацию в тексте.

 

Использованные источники:

1)    Пасечник В.В. Биология. 11 класс. – М.: Просвещение, 2021.   

2)    Примерная основная образовательная программа основного общего образования  [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/

3)    Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017

4)    https://www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika

 

 Текст задачи

Методы генетики

Основным методом исследования наследственности и изменчивости организмов является гибридологический анализ. В основу своих исследований этот метод впервые положил Г. Мендель. Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков. Процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток изучают на основе цитогенетического метода. Этот метод служит для исследования количества, формы, размеров хромосом. Действия гена и его проявление в индивидуальном развитии организма изучают с помощью феногенетического метода. В его основу входят такие приемы, как: трансплантация наследственно различных тканей, пересадка ядер из одной клетки в другую. Исследования частоты распространения отдельных генов, генотипов, хромосомных аномалий в относительно обособленных человеческих популяциях осуществляется на основе популяционного метода. Этот метод позволяет определить отрицательные последствия родственных браков, выявить генетическую историю человеческих популяций.

 

Задание 1.

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА

Метод, позволяющий определить отрицательные последствия родственных браков -

1) Гибридологический анализ

2) Цитогенетический метод

3) Популяционный метод

4) Феногенетический метод

 

 Задание 2.

ЗАПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАГМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ

Генетические методы исследования

Название метода

Объект изучения данного метода

Суть метода

Гибридологический анализ

Наследственные признаки организма

1

2

Действие гена и его проявление

Трансплантация наследственно различных тканей, пересадка ядер из одних клеток в другие

Цитогенетический метод

3

Количество, форма и размеры хромосом

 

 

Задание 3.

Опишите сущность близнецового метода, где он используется и на какие две группы можно разделить близнецов?


 

Лист ответов.

 

Задание 1.

Деятельность: Выбор одного ответа.

Ответ: 3) Популяционный метод

Критерии оценивания: 1 балл

Задание 2.

Деятельность: Заполнение таблицы, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого текста

Ответ:

1 – Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков.

2 – феногенетический  метод.

3 – процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток

Критерии оценивания:

 Верно установлено соответствие во всех трех случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие в двух случаях – 2 балла.

Верно установлено соответствие в одном случае – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задание 3.

Деятельность: Открытый ответ, только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого текста.

Ответ:

1 – Близнецовый метод применяется для оценки соотносительной роли наследственности и среды в развитии разнообразных признаков, аномалий строения, мультифакториальных заболеваний.

2 – Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. Например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах.

3 – Различают однояйцовых (монозиготных) и разнояйцовых (дизиготных) близнецов (можно с пояснениями).

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит  биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.