7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими явлениями»

Журавлёва Мария Васильевна

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.

 Анализ современной ситуации развития детей показывает, что представления современных детей об окружающем мире, несмотря на свою широту, бывают, как правило, несистемными, не всегда глубоко осознанными, а иногда и ошибочными. Исключение не составляет и тема космоса, вселенной. Небесные тела, их эволюция, внешний вид, привлекают как детей, так и взрослых.

Развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_wecompress.com_.docx454.98 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственного педагогического опыта

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими явлениями»

Сведения об авторе:

Журавлева Мария Васильевна, воспитатель. Образование – высшее, окончила МГПИ имени М.Е. Евсевьева,2011г., специальность «Педагогика и методика дошкольного образования». Педагогический стаж – 9 лет,  в МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида  -  9 лет.

     Актуальность, проблема массовой практики.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.

 Анализ современной ситуации развития детей показывает, что представления современных детей об окружающем мире, несмотря на свою широту, бывают, как правило, несистемными, не всегда глубоко осознанными, а иногда и ошибочными. Исключение не составляет и тема космоса, вселенной. Небесные тела, их эволюция, внешний вид, привлекают как детей, так и взрослых.

Развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

Основная идея опыта.

Дети старшего дошкольного возраста по отношению к окружающему миру занимают открытую позицию исследователя и деятеля, этому способствует его природная любознательность, активность, наблюдательность. Получают знания дети как самостоятельно, - путем наблюдения и экспериментирования, так и под руководством родителей и воспитателя  в повседневной жизни и специально организованной деятельности.

Я ставила следующие задачи: сформировать у детей понятие «космос», «космические тела», «солнечная система»; развить инициативу, познавательную активность, самостоятельность; воспитать любовь к своей планете, бережное отношение к природе.

       Эти задачи направлены на развитие планетарного мышления и аналитических умений, что влияет на успешную социализацию дошкольников. Решение задач осуществлялось в рамках работы кружка дополнительного образования «Астрономик».

Свою работу я строила в несколько этапов:

   1 этап-углубление и расширение  представлений детей о Солнце, планетах, космических телах.

2 этап-углубление и расширение представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в космос; первых космонавтах.

3-этап-позволит детям в доступной форме познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории, заимствование новаторских систем или их элементов.

Теоретической основой моей работы являются разработки концепции дошкольного образования детей, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Проведен анализ следующей методической литературы:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Алексеева, Н.В. Проект «Космос» [Электронный ресурс]/ Н.В.Алексеева.- Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-kosmos.html
  3. Веракса Н. Е. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Мозаика-Синтез, 2011.
  4. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» блок «Солнце» Москва LINKA-PRESS 2008г.
  5. Николаева  С.Н.  Юный  эколог:  программа  экологического  воспитания дошкольников. М: Мозаика – синтез, 2002г.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001г.
  7. Дыбина О.В. «Что было до…» Творческий центр Сфера, Москва 2009г.
  8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» Москва, Скрипторий, 2013г.
  9. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 2009 г.

Новизна, творческие находки автора

Свою работу я стараюсь организовывать в доступной и интересной форме. Использовала дидактические игры, ситуативные игры, игры-экспериментирования, ИКТ.

ИКТ-технология является одной из главных концепцией моего опыта.

Посредством ИКТ-технологий  я стремилась сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить любознательность, познавательную активность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Также практиковала различные формы работы с детьми в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность.

В системе я использую здоровьесберегающие методики, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, музыкальные физкультминутки. За счет этого формируется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. В конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала.

Для знакомства детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями, мною были разработаны и внедрены в работу:

- Дополнительная общеразвивающая Программа «Астрономик» (Приложение 1);

- Картотеки дидактических игр, опытов;

- Конспекты занятий (Приложение 2);

- ИКТ картотека (мультимедийная база).

      Технология опыта

1.Система работы педагога, последовательность действий при осуществлении образовательного процесса, используемые формы занятий, преобладающие виды образовательной деятельности, приемы стимулирования, организации  контроля; алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций.   

 Основной целью работы для меня является развитие у детей 6-7 лет элементарных представлений о космосе средствами познавательно-исследовательской деятельности. Задачи, которые были поставлены, следующие:    

1) Способствовать формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о космосе с использованием различных форм;

2) Пополнить развивающую предметно пространственную среду по познавательному развитию дошкольников.

 При обучении дошкольников я придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип научности;
  • Принцип творческой активности;
  • Принцип наглядности.

В своей работе я старалась соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, иначе учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.

Больший акцент я сделала на  использование игровых технологий и проблемного обучения. Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные передового опыта в области астрономии. Проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги.

Для организации познавательной деятельности, мною применялись следующие приемы и методы:

Методы обучения:

  • репродуктивный;
  • иллюстративный;
  • проблемный;
  • эвристический;

методы воспитания:

  • убеждения,
  • упражнения,
  • поощрения,
  • личный пример.

        Периодическое использование ИКТ в моей работе, а именно дозированное использование с другими формами обучения (дидактические игры, ситуативные игры, игры-экспериментирования) способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Так использование дидактических игр на тему «Космос» помогает детям сформировать первоначальные астрономические представления. В процессе игр у детей формируется знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы.

Решение ситуативных задач, позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, знакомство с Солнечной системой организует Астроном, который рассказывает детям о  небесных телах, астероидах и т.д.:

Через игры-экспериментирования дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям (Приложение 3).

Художественно-эстетическая деятельность как нельзя лучше подошла мне для знакомства детей с космосом. Ее я тоже активно использовала. Возможность «творить» помогает намного глубже и ярче заложить в памяти ребенка знания о чем-либо, а тема «космоса», как нельзя лучше подходит для фантазирования и проявления творчества.

В своей рабате, я использовала следующие ИКТ - технологии: презентации, познавательные мультфильмы и видеоролики, ауди-записи, викторины, электронные дидактические игры по теме (презентации, «Космические тела», «Солнце», «Звезды», «Луна-спутник Земли», «Марс», «Первые в космосе», историческое видео «Первые на Луне» и т.д.).

Результативность опыта

Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности.

Анализируя свою работу, прихожу к выводу, что целенаправленная и систематическая работа по данному направлению является результативной, что подтверждается положительной динамикой:

1. Подобран и систематизирован методический материал, способствующий совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста первоначальных астрономических представлений.

2. Разработана дополнительная  общеобразовательная программа  «Астрономик» 6-7 лет, основная цель которой – развитие у детей 6-7 лет элементарных представлений о космосе средствами познавательно-исследовательской деятельности.

3. Разработаны и реализованы в педагогическом процессе: конспекты занятий кружка «Астрономик» по ознакомлению детей с космосом и небесными телами с использование ИКТ-технологий.

4. В развитии детей наблюдается положительная динамика (по результатам мониторинга) (Приложение 4).

5. Возрос интерес родителей к проводимым в дошкольной организации занятиям кружка.

Стабильность. Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития воспитанников.

           Благодаря проделанной работе дети усвоили много знаний связанных с космосом, у них обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе,  широко проявились инициативность и творчество.

 Продуктивная деятельность объединила детей общими впечатлениями, эмоциями, способствовало формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

          Опыт работы доступен и возможен в воспроизведении другими педагогами в работе с дошкольниками в любых дошкольных учреждениях.

          Особых условий  для внедрения данного опыта не требуется. Для технического оснащения занятий я использовала ноутбук, телевизор, магнитофон, DVD.

        Трудоемкость работы заключается в разработке электронных дидактических игр, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, музыкальных физминуток, потому что почти к каждому занятию требуется использование ИКТ.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Я считаю, что данный опыт будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, родителям.

Список литературы

  1. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» блок «Солнце» Москва LINKA-PRESS 2008г.

  1. Николаева  С.Н.  Юный  эколог:  программа  экологического  воспитания дошкольников. М: Мозаика – синтез, 2002г.
  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001г.
  1. Дыбина О.В. «Что было до…» Творческий центр Сфера, Москва 2009г.
  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» Москва, Скрипторий, 2013г.

6.  Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 2009 г.

Приложение 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 121 комбинированного вида»

г.о.Саранск

 

Принято                                                                       «УТВЕРЖДЕНИЕ»

Решением  педагогического                                              Заведующая МДОУ № 121 

Совета № 1  от 30.08.2020г.                                             _____________ /Л.Ю.Суркова 

Протокол  № 1 от 30.08.2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)  

 «АСТРОНОМИК» 

Возраст детей: 6-7 лет 

Срок реализации: 1 год 

 

 

Составитель: 

Журавлева М.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Саранск, 2020

  1. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  2. ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
  3. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «АСТРОНОМИК»

Название темы

краткое описание темы

Что изучает астрономия

  1. познакомить детей с космосом, наукой Астрономией, Вселенной, простейшими астрономическими явлениями;
  2. способствовать самостоятельному поиску знаний через экспериментальное моделирование.
  1. Что такое астрономия?
  1. познакомить детей с космосом, наукой Астрономией, Вселенной, простейшими астрономическими явлениями;
  2. способствовать самостоятельному поиску знаний через экспериментальное моделирование.
  1. Солнечная система.
  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
  1. Строение солнечной системы.
  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
  1. Солнце
  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

Что думали о Солнце в древности.

  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

Как люди узнали, что Солнце — это звезда.

  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

Как открыли, что Земля обращается вокруг Солнца.

Как измерили температуру Солнца.

  1. формировать знания детей о становлении космонавтики, о первых полетах в космос, первом в мире космонавте Ю. Гагарине, конструкторе ракет Королеве, космических станциях и их значениях в освоении космоса.

Размеры Солнца по сравнению с Землей и другими планетами.

Без Солнца невозможна жизнь на Земле.

  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
  1. Планеты и их спутники
  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

Сколько планет в Солнечной системе.

  1. закрепить знания детей о Солнце;
    дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
    развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).

Чем они схожи и чем отличаются друг от друга.

  1. систематизировать представление детей о Солнце, как звезде — источнике тепла;
  2. установить влияние Солнца на смену дня и ночи, времен года;
  3. вызвать эмоциональный отклик у дошкольников на исследовательскую деятельность.

Планеты земной группы

  1. систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля;
  2. побуждать детей к активной мыслительной деятельности.

Планеты гиганты

  1. систематизировать имеющиеся знания у детей о космических объектах Вселенной: Луне, Солнце, планетах солнечной системы;
  2. создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.

 Что такое астероиды и кометы.

  1. познакомить детей со средствами передвижения в космосе: ракеты, лунный модуль, луноход;
    рассказать, для чего нужна каждая машина;
    развивать интерес к космической технике.

Место Земли в семье Солнца.

В доступной форме объяснить строение Земли, познакомить с моделью Земли (глобусом). Дать представление о планете Земля, как о нашем общем доме. Формировать эстетическое представление о планете Земля, объяснить, почему ее называют «Голубой жемчужиной Вселенной». Воспитывать нравственное отношение к Земле. Расширять представления детей о зависимости человека от Земли, объяснить, почему о ней говорят ласково «Матушка». Использовать в беседе жизненный опыт.

  1. Движение Земли вокруг Солнца.
  1. сформировать представления детей о количестве планет Солнечной системы, их особенностях;
  1.  Значение Солнца для жизни на Земле.
  1. Расширять представление детей о Солнце. Воспитывать нравственное отношение к миру, чувство сопричастности к явлениям окружающего мира
  1. Изготовление макетов Солнечной системы. Рассматривание карты звездного неба
  1. сформировать представления детей о количестве планет Солнечной системы, их особенностях;
  2. развивать способность детей моделировать Солнечную систему с помощью макетов планет.
  1. Причина смены времён года.
  2. Изменение долготы дня и сезонные изменения в природе.

В игровой форме учить детей моделировать процессы, происходящие в природе. Развивать воображение, память, координацию движений.

  1. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи, понятие суток, года, равноденствия, солнцестояния

Продолжать знакомить детей с созвездиями: «Кассиопея», «Андромеда», «Персей», «Цефей». Дать понятие детям о том, что некоторые созвездия носят имена различных мифических героев и животных. Учить в игре проиграть «Прожить природное явление Звезда». Развивать умение участвовать в беседе, рассказывать о виденном, развивать наблюдательность. Вырезать из бумаги, сложенной 6 раз, составлять аппликацию созвездий.

  1. Падают ли звезды? Что такое метеоры и метеориты. Почему иногда бывают целые «звездопады

Дать детям представление о том, что звезды громадные, раскаленные газовые шары, похожие на наше Солнце. Звезд на небе очень много и чтобы разобраться в них, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким созвездием дали имена: Большая, Малая Медведица, Полярная звезда. Уметь находить их на небе.

  1. Рисование с использованием нетрадиционных техник на тему «Космос».
  1. смоделировать с детьми ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе, способы их устранения.
  1. В звёздном царстве.
  1. 12 волшебных сказок о том, как созвездия появились на небе, чем они привлекают любителей астрономии, какими качествами характера обладают люди, рождённые под этими знаками.
  1. Звезды — родные сестры Солнца.
  1. Рисование  на тему «Созвездия».
  1. Звезды гиганты и карлики.
  1. уточнить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики;

развивать способность самостоятельно делать простейшие умозаключения и обосновывать свое решении.

  1. Чем другие звезды похожи на наше Солнце и чем от него отличаются.

Расширять представление детей о Солнце. Воспитывать нравственное отношение к миру, чувство сопричастности к явлениям окружающего мира. Создать условия для реализации способностей детей чувствовать, образно мыслить и выражать свое внутреннее состояние в творческой игровой деятельности.

Происхождение Луны, её фазы, затмения, влияние на Землю.

Учить детей конструировать солнечные очки из картона и фотопленки, вырезать детали по трафарету, прочно их соединять при помощи клея, приделывать дополнительные детали (резинка). Расширять словарный запас детей: «оправа», «затемненные стекла».

Приложение 2

Конспект  занятия «Луна – спутник Земли».

Программное содержание: 

  • вызвать интерес к космическому пространству;
  • расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;
  • познакомить с естественным спутником Земли «Луной»; способствовать развитию умения находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
  • развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки.

Ход занятия

-Ребята, отгадайте загадку:

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна)

- А вы видели луну? Какой она формы?

- Правильно, луна имеет форму шара (показ слайда 1).

-Луна-это естественный спутник Земли, которая вращается вокруг нее.

-А теперь подумайте, луна больше Земли или меньше?

-Луна в 4 раза меньше луны (показ слайда 2).

-А почему маленькая луна нам кажется больше других планет и звезд?

-Поверхность луны холодная и темная. Луна не светиться сама, она как зеркало отражает падающие лучи солнца. На каменной поверхности много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты (показ слайда 3).

-Как вы думаете, почему на луну падают огромные метеориты, а на Землю нет?

  -Верно, потому что Землю защищает атмосфера, а луну нет.

-Воды на луне тоже нет, поэтому она совсем безжизненная.

Игра «Закончи предложение».

- Луна вращается вокруг…(Земли) и вместе с землей вокруг…(Солнца). На луне нет…(атмосферы и воды).

-Как вы думаете, луна и месяц это одно и тоже или нет? (показ слайда 4).

-Мы видим луну, потому что ее освещают солнечные лучи.

-Первым на луну приземлился летательный аппарат луноход (показ слайда 5)

-А потом и американские астронавты. Одно из них звали Нил Армстрон (просмотр исторического видео приземления и нахождения на луне первых людей, американских астронавтов).

Физкультминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом (поднять руки вверх),

Надеваю я скафандр (присесть и постепенно вставать),

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты (обвести руками большой круг).

-Ребята есть суеверия, что на луне живет зеленые человечки. Их называют Лунатиками. Им не нужна ни вода, ни тепло, ни воздух. Они не похожи на нас.

-Сейчас мы с вами пофантазируем и попробуем их сделать из пластилина.

Работа детей, рассматривание полученного результата, подведение итогов.

Приложение 3

Эксперимент «далеко-близко»

Цель: Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха. 
       Материалы: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
       Процесс:
• Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр — на отметку 100 см.
• Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.
•Включите лампу.
• Через 10 мин запишите показания обоих термометров.

        Итог: Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Почему? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета — получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Приложение 4

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 121 комбинированного вида»

Отчет о работе кружка

дополнительного образования

«Астрономик»

Руководитель: воспитатель М.В. Журавлева

Саранск 2020

Отчет руководителя кружка дополнительного образования «Астрономик».

2019-2020 учебный год, я являюсь руководителем кружка дополнительного образования «Астроногмик».

Кружок посещали дети подготовительной группы № 12. Занятия проходили во второй половине дня один раз в неделю по 30 минут.

Целью кружковой работы является развитие у детей 6-7 лет элементарных представлений о космосе средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Занятия кружка « Астрономик» позволяют детям систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля. Дети развивают воображение, фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.

Задачи:

1. Обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;

  • развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность, критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.

2. Развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность, критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.

формировать знания, представления о покорителях космоса.

Образовательный процесс строится следующим образом:

  • два раза в месяц организуется познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, моделирование, экспериментирование, дидактические игры т т.п.) (см. Приложение 1)
  • один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы (стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры) (см. Приложение 2)
  • один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование, конструирование (из бросового материала, коробок, строительного материала) конструирование (нетрадиционной техники), лепка (из соленого теста, пластилина) (см. Приложение 3)

Занятия проводятся по блокам:

1.  «Мир планет»

  •  «Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной
  • «Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселеннойиспользованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об окружаю
  • «Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной
  • «Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной
  • «Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими
  • «Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими

2. «Покорители космоса»

     3. «Технический прогресс»

        На занятиях активно используется ИКТ:

- Презентации («Что изучает астрономия», «Солнце», «Солнечная система», «Первые в космосе -животные», «Первые в космосе - люди», «Юрий Гагарин», «Звезды и созвездия», «Луна», «Марс», «Сатурн»).

-Видеоролики («Что изучает астрономия», «Первый полет в космос Юрия Гагарина», «Первые на луне»).

-Мультфильмы («Паровозик Боб – песня про планеты», «Ми-ми-мишки. Путешествие к звездам», «Маша и медведь. Песенка юных космонавтов», «Маша и медведь. Через тернии к звездам»).

           В конце учебного года проводилось развлечение ко Дню космонавтики «И в космосе мы первые», в котором принимали участия дети посещающие кружок дополнительного образования «Астрономик» и подготовительная группа №8. Детям были предложены эстафеты, загадки, танец-игра «Я-ракета», участники кружка рассказывали стихотворения. В конце мероприятия все дети получили «Удостоверение юных космонавтов».

           Уровень эффективности реализации дополнительной общеразвивающей Программы «Астрономик», определяет диагностика знаний, умений и навыков детей, проводимая в начале и конце учебного года. (см. Приложение 4). По схеме можно увидеть, что число детей, которое было в начале учебного года, с низким уровнем знаний к концу  года уменьшилось в 2 раза, таким образом детей с высоким уровнем стало больше.

         Таким образом, концу учебного года дети, посещающие кружок дополнительного образования «Астрономик»:  

 - имеют представления  об устройстве Солнечной системы: Вселенная, Галактика, называет и различает планеты, Млечный путь;  

- имеют представления об основных космических явлениях: лунное и солнечное затмение, звездопад, Комета  и т.п.;

- знают и называют покорителей  космоса;

- знают историю развития авиации;

-  умеют самостоятельно делать выводы, умозаключения

         В целом занятия в кружке способствуют гармоничному развитию личности дошкольника. Я стараюсь уделять внимание и к индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников.

Приложение 1

https://pp.userapi.com/c845417/v845417660/212116/m5QzPWqxpzE.jpg

Опыт «Далеко - близко»

Приложение 2

https://pp.userapi.com/c851136/v851136660/123e93/tMti3LpxRcc.jpg

Просмотр мультфильмов

Приложение 3

https://pp.userapi.com/c851120/v851120660/124d6c/GFdRRyAchV4.jpg

Коллективная аппликация «Солнечная система»

https://pp.userapi.com/c845019/v845019660/21c4de/rsO8NVjrPIM.jpg

        Задания и ребусы о космосе

https://pp.userapi.com/c851036/v851036660/1261ea/yVWFtPutT-s.jpg

Рисование «Моя любимая планета»

https://pp.userapi.com/c849024/v849024660/196fc2/nujp4KDowpI.jpg

Лепка «Лунатики»

Приложение 4

                         


Схема. Динамика развития знаний у детей  посещающие  кружок дополнительного образования «Астрономик» за 2019-2020 уч.г.