Педагогам

Ли Людмила Валерьевна

Бывает так, что урок для учителя становится ареной борьбы за внимание учеников. Некоторые из представленных вашему вниманию советы, помогут вам заинтересовать школьников любого возраста и особенностями равзития (дети с ОВЗ).

Есть довольно много способов, которые помогут “пробудить” и “встряхнуть” ваших воспитанников. Нижеприведенный список включает в себя некоторые подсказки, комбинируя и используя которые вы сможете постоянно держать учащихся в тонусе, а также отвлекать их от учебного напряжения. Эти советы могут быть особенно полезны в младшей и средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по работе с детьми с учетом ведущего полушария

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

1. ВОСПРИЯТИЕ

Воспринимает  по  частям, выделяет детали,   лучше  воспринимает речь, высокие звуки.

Целостное восприятие картин, фигур, местности. Воспринимается музыка (шумы, ритм), низкие звуки.

2. ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Медленная, последовательная, переработка логическая, в понятиях -вербальная. Поиск различий.

Быстрая, импульсивная, чувственна переработка, в образах - невербальная. Поиск сходств.

3. ЭМОЦИИ

Волнение,     чувство наслаждения, счастья. Эмоции преимущественно внутреннего плана – импрессивного, контроль чувств.

Страх, печаль, гнев и прочие отрицательные эмоции. Эмоции внеш. плана  -  экспрессивного. Свободно выражают чувства.

4. РЕЧЬ

Центр устн., письмен, речи, знаковых систем, смысл речи

Мимика, жестикуляция, интонационная сторона речи.

5. МЫШЛЕНИЕ

Индукция   -   выделение частного. Рациональное, абстрактно-логическое, последовательное мышление.

Дедукция   -   образование общего. Эмоциональное, наглядно-образное, спонтанно-интуитивное мышление.

6. ПАМЯТЬ

На цифры, формулы, слова. Отвечает за кратковременную и произвольную память.

Зрительно-наглядная, образная, память на       чувства.       Отвечает за долговременную   и непроизвольную память.

7. ИНТЕЛЛЕКТ

Вербальный, логика, приверженность теории.

Невербальный, интуиция, приверженность практики.

8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Интровертированный характер общения,   авторитарное отношение, ориентация во времени.

Управление движениями, чувство тела, экстравертированный характер общения, демократическое отношение, ориентация в пространстве.



Предварительный просмотр:

Памятка по работе с детьми с учетом ведущей системы восприятия

ВИЗУАЛ

АУДИАЛ

КИНЕСТЕТИК

1. ПОВЕДЕНИЕ

Организован, необходима достаточная дистанция в процессе общения, дисциплинирован, спокоен, осмотрителен в поступках, часто и легко достижим фиксированный взгляд и поза.

Последователен, четкое планирование ситуации, легко повторяет сказанное, скорее любит мелодичную музыку, легко    отвлекается на шум,    хороший логик. Характерны  внешние и внутренние диалоги

Любит физическое взаимодействие, при общении дистанция максимально

сокращается, любит двигаться, легко отвлекается, много жестикулирует, действует по интуиции, слаб в деталях, способность к саморазвлечению.

2.СПОСОБ НАУЧЕНИЯ

Осторожен в действиях до   сложения   в уме полной картинки происходящего, необходимы письменные инструкции, обучается глядя, сначала смотрит, потом делает

Необходимо проговаривание инструкции, логичность, последовательность. Если   информацию не проговорить, она может быть не воспринята как необходимая.

Обучается через движение, манипулируя, важно личностное обращение и эмоционально окрашенная информация.

3. ПАМЯТЬ.

Запоминает то, что видел -    картинками, когда вспоминает,  то образы предметов.

Помнит то, что обсуждал, воспоминание требует времени, линейность изложения и воспроизведения материала.

Помнит общее впечатление от происходящего, эмоционально окрашенную инф-ю, действия, поступки

4. РЕЧЬ

Хороший рассказчик, т.к. видит   картинку перед собой.

Хорошо владеет речью, голосом, разговорчив, любит монополизировать дискуссии, последователен.

Говорит медленно и лаконично, используя движения и «активные» слова.



Предварительный просмотр:

Памятка по работе с детьми со слабой, инертной и сильной нервной системой

СИЛЬНЫЙ ТИП Н.С.

СЛАБЫЙ ТИП Н.С.

1.        Низкая      утомл-ть, высокая
работосп-ть.

2.        Может занимать с товарищами, не
в абсолютной тишине.

3.Постепенное включение в работу.

4.О легкого к трудному

5.        Нерегулярность выполнения
заданий

6.        Нет     четкого планирования
выполнения задания

7.        Высокая устойчивость к стрессу.
Каждый день скучно - требуется
повысить мотивацию.

8.        Отрицательная оценка - стимул к
деятельности.

9.        Общителен, предпочитает устную
речь.

10.Хорошее внимание,
исправляет   ошибки   по ходу
работы.

1.        Высокая утом-ть, низкая работосп-ть.

2.        Тишина для занятий и уединение -
индивидуальный подход.

3.        Быстро включается в работу.

4.        Идет от трудного к легкому.

5.Систематичен      в работе,
тщательность выполнения задания

6.        Деятельность четко планируется.

7.        Неустойчив к стрессу.

8.Отрицательная оценка
дезорганизует.   Нужно   поощрять за
старание, настойчивость, даже если
результат не достигнут.

9.        Желательно письменные ответы на
вопросы, не требовать быстрого ответа.

10.        Невнимателен, требуется время
для исправления ошибок.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ (ВОСПИТАТЕЛЮ) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ПОДРОСТКАМИ

  1. Никогда не оценивайте работу подростка с позиции личных симпатий и антипатий. Предубеждение мешает взрослым понять мотивы действий и поступков подростка. Помните, что похвала и одобрение действуют во много крат сильнее, чем порицание, однако степень похвалы должны соответствовать достижению.
  2. Не надо каждый раз хвалить за выполненную работу. Похвала должна зависеть от степени вклада участника в общее дело. Неоправданная похвала может убаюкать человека, обидеть окружающих, если они сделали такую же работу, но остались незамеченными. За небольшие успехи можно похвалить наедине. За особые заслуги следует отмечать в коллективе. Вы должны стараться быть объективными.
  3. Подвергая критике различные стороны поведения и действий подростков, твердо убедитесь в достоверности тех фактов, сведений, которыми Вы располагаете. Люди болезненно реагируют не столько на саму критику, сколько на ту форму, в которой она высказывается.
  4. Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Вначале обязательно нужно отметить смягчающие обстоятельства (увидеть достоинства и сильные стороны критикуемого). Критика должна быть конкретной, адрес критики всегда должен быть персонален, ибо огульная критика не только не достигает желаемых результатов, но и сплачивает подростков к сопротивлению.

Подросток, провинившись, боится не столько строгости, сколько несправедливости, унижения человеческого достоинства, поэтому:

1) не давайте волю чувствам, будьте сдержанны, не переходите на крик, ведь крик чаще всего - проявление бессилия;

  1. в то же время не скрывайте своих чувств, своего отношения к проступку. «Мне обидно, горько, я удивлена...»



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА УРОКЕ)

1 .Опираться на сильные стороны ребенка.

  1. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  2. Показывать, что мы, взрослые, удовлетворены им.
  3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
  4. Научить ребенка любить людей и доверять им.
  5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

  1. Уметь взаимодействовать с ребенком, соблюдая равенство партнерства.
  2. Позволить ребенку самому решать проблемы там,где это возможно.
  3. Избегать дисциплинарных наказаний и поощрений.
  4.  Ю.Понимать и принимать индивидуальность ребенка.
  1. Проявлять эмпатию и веру в ребенка.
  2. Помогать ребенку чувствовать свою нужность.
  3. Помочь ребенку определить жизненные цели.
  4. Помочь наладить отношения с людьми, играющими важную роль в жизни ребенка.
  5. Дать возможность детям познать успех на собственном опыте, приобрести опыт успеха в школе.
  6. Помочь ребенку разбивать большие задания на маленькие, с которыми он может справиться.
  7. Помочь ребенку лучше узнать себя, разобраться в себе.
  8. Способствовать формированию чувства собственного достоинства.
  9. Поддерживать стремление к самостоятельности.
  10. Помочь детям найти в себе все то, что есть в них хорошего.
  11. Сосредоточиться на преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки.
  12. Помочь ребенку поверить в его силы и способности.
  13. Следить за формированием "зоны ближайшего развития" ребенка дома и в школе.
  14. Помочь ребенку пережить горе.



Предварительный просмотр:

Каким должно быть родительское собрание?

Нетрадиционным!


Дима, почему твои родители не присутствовали на родительском собрании?” — спрашивает учитель ученика. “Родителей не отпустили с работы” или “Мама была занята” — чаще всего отвечает ученик. Во многих случаях это правдивые ответы. Но собрание родители пропустили...

Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.

Наше современное время дает нам  понять что родительские собрания нужно проводить по-новому, модернезированно. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

По этому, родители остро нуждаются в педагогическом просвещении.

На родительском собрании рассматриваются не только теоретические проблемные вопросы но и решаются педагогические ситуации, применимые к данному классу, предлагаются анкеты и тесты для родителей, оглашаются результаты анкет и тестов для учащихся, даются советы родителям в виде памятки, рекомендации. А еще интересней всего для родителей последить динамику пребывания ребенка в школе, которую можно продемонстрировать в виде презентации или видеоотчета (результаты тестирования в виде графиков, посещаемость уроков, демонстрация классных мероприятий, совместная деятельность).

И вашему вниманию уважаемые коллеги хочу предложить презентации родительских собраний на различные темы:

  • Возрастные  особенности 5 – 6 классиков
  • Учимся спорить
  • Почему наши дети лгут
  • Молодежные субкультуры
  • Психологическое здоровье ребенка в семье
  • Почему школьники плохо учатся
  • Роль домашнего задания для школьника

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Демонстрационный материал для педагогов

(памятки, тесты для работы на родительских собраниях)

Тест для детей  и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Детям: закончите приведенные ниже предложения.

Мне бывает очень радостно, когда…

Я очень грущу, когда …

Мне бывает страшно, когда…

Мне бывает стыдно, когда…

Я очень горжусь, когда…

Я сержусь, когда…

Я бываю очень удивлен, когда…

Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…

Ваш ребенок очень грустит, когда…

Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…

Вашему ребенку бывает стыдно, когда…

Ваш ребенок гордится, когда…

Ваш ребенок сердится, когда…

Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…

Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.

Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

Как ваш ребенок относится к вам, родителям?

Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?

Есть ли у ребенка друзья?

Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?

Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?

Кто из членов семьи является для него авторитетом?

Что хотели бы изменить в вашем ребенке?

Нравятся ли вам его увлечения?

Часто ли вы хвалите своего ребенка?

Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?

Как вы зовете ребенка дома?

Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?

Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?

Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?

Каков ваш ребенок?

Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?

Умеет ли проявлять сострадание, жалость?

Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?

Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?

Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?

Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?

Если хвалите ребенка, то за что и как?

Коротко о здоровье ребенка.

ТЕСТ для детей «Твои контакты с родителями»

да – 2 балла,

иногда – 1 балл,

нет – 0 баллов

Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Бывают ли твои друзья у тебя дома?

Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?

Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?

Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

Участвуешь ли ты в подготовке к домашним праздникам?

Хочешь ли ты, чтобы в “детские праздники” родители были вместе с тобой и твоими гостями?

Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи или фильмы?

Бываете ли вы вместе на прогулках, в турпоходах?

Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?

Больше 20 баллов – твои отношения со старшими можно считать благополучными.

От 10до 20 баллов – удовлетворительные, но не достаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ

Несколько полезных советов.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Десять заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Письмо Благополучия

Хорошие дети – у хороших родителей.

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

 

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.

Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Памятка родителям

Дорогие родители!

  Ваш ребенок - это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их.

          Мы - школа, учителя - тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитанности Вашего ребенка.

          Для того, чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем Вам придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил:

Избегайте крайностей в любви к ребенку. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за безрассудную любовь к себе отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. С самого раннего возраста приучайте его выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому, для себя и для всей семьи.

         Главное средство воспитания - это пример родителей, их повеление. Слова - вспомогательное средство.

Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, но не делайте за него то, что он может и должен выполнить сам. Не страшно, если он сделает что-то не так - ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности и интересы.

Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникли дурные. Одной из важных полезных привычек является режим дня. Выработайте вместе с ребенком разумный режим дня и строго следите за его соблюдением. Научите ребенка различать добро и зло, осознавать вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.

 Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Не менее вредны противоречия между Вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если Вы не согласны с нашими требованиями или они Вам не понятны, придите к нам, и мы обсудим возникшие проблемы вместе.

Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и поступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. нормальный стиль - демократичекий, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, некоторый контроль необходим.

 Сделаем наших детей счастливыми!