Учитель года - 2022

Зайнутдинова Марьяна Райхановна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 2 класс.

Автор: Зайнутдинова Марьяна Райхановна, учитель начальных классов, МОАУ «Новопетровская СОШ».

Литературно-творческая мастерская «Люблю природу русскую Весна».

Урок открытия новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Задачи:

  1. Прививать любовь к родной природе, родному краю;
  2. Воспитывать художественно-эстетический вкус;
  3. Формировать уважительное отношение к иному мнению;
  4. Прививать навыки сотрудничества со сверстниками.
  5. Развитие навыков определять цели и задачи урока;
  6. Читать выразительно стихи;
  7. Находить в стихах те слова и выражения, которые помогают представить картины природы, героев;
  8. Описывать репродукции.

Планируемые результаты:

Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться, уметь прогнозировать содержание раздела и произведений, проявлять интерес к литературному чтению;

Метапредметные:

Познавательные: умение обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве.

Предметные: читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные стихотворения.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, книги для выставки, презентация к уроку, книга-заготовка «Времена года», электронная разработка интерактивной части урока, аудио записи, интернет доступ, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.Ф. Юона «Весенний солнечный денёк».

Ход урока:

I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Мотивация учебной деятельности

На доске написано стихотворение:

Книга — лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Задание: 

  • прочитать четверостишье выразительно;
  • прочитать весело (стираю несколько слов);
  • прочитать медленно (стираю несколько слов);
  • читают мальчики (стираю несколько слов) ;
  • читают девочки и т. д., когда почти все слова вытерли – дети по памяти рассказывают четверостишье, которое было записано на доске.

- Молодцы! Уверена, наш урок будет таким же интересным и веселым. А настроение нашего урока мы создадим сами, как именно расскажу чуть позже

II. Самоопределение к деятельности.  Определение темы урока и целей.

- Наш урок начнется с прогулки по просторам малой Родины (на экране весенняя фотография).

- Какое время года изображено? (весна)

- Почему вы решили, что это весна? (приметы)

- Прислушайтесь… Вы слышите что-нибудь? (нет)

-Прислушайтесь внимательнее, мне кажется это голос птицы. Кто это поет? (курлыканье журавлей)

- Да, это наши старые знакомые журавли (картинка)

- Какое настроение у птиц? (радостное)

- Чему они радуются? (приходу весны)

- Еще они рады тому, что вернулись на Амурскую землю в Амурский заказник. Здесь у них появятся птенцы, родители их вырастят, воспитают и только потом семьей улетят зимовать на юг. Так происходит каждый год, но каждую весну возвращаются они именно к нам!

-Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке (о весне)

- Да, сегодня мы познакомимся с темой нового раздела: «Люблю природу русскую. Весна». А итогом нашего урока будет весеннее панно, в создание которого внесут вклад все команды. После каждого задания, команда, проявившая себя лучше другой, располагает на интерактивном панно весенний элемент.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Что мы будем изучать в этом разделе? Чему научимся? Чему будем учиться? Прочитаем об этом на стр.107

1 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

2. Работа над оформлением выставки книг «Люблю природу русскую. Весна»

- Ребята, у каждой группы есть несколько книг, выберете те книги, которые подойдут для нашей выставки. Что вам может подсказать о том, подойдет эта книга или нет? (иллюстрации на обложке, название произведения).

2 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

3. Весенний синквейн.

- Составьте синквейн про весну, используя информацию в учебнике на странице 108.

3 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

4. Весна в загадках.

- Дома необходимо было подготовить загадки о весне. Сейчас каждый из вас зачитает их и разместит листочек в книге «Наш край. Времена года».

4 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

- Авторы учебника тоже подготовили для вас загадки на странице 109 (учащиеся читают загадки, называют отгадки).

- Есть и у меня для вас загадка.

Я раннею весной

Родился под сосной

И к Маме-Речке я бегу

Тропинку вытаив в снегу.

(Ручей.)

5. Физминутка «Ручеек».

- Какие игры связанные с весенними символами вы знаете? (ручеек)

5 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

6. Поэтические минутки

- Напомните, что такое рифма? Найдите рифму в загадках. На экране подобраны рифмы. Нам нужно всем вместе сочинить стихотворение (выполнение задания).

- Молодцы! Теперь каждая команда сочиняет стихотворение самостоятельно.

6 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

8. Художественная мастерская.

- Весна вдохновляла не только писателей и поэтов, но и многих художников. Предлагаю всмотреться в их картины.

На доске репродукции картин:

И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

К.Ф. Юон «Весенний солнечный денёк».

- Опишите, что вы видите? А что чувствуете? (работа по каждой картине).

7 ЭЛЕМЕНТ НА ПАННО

IV. Рефлексия.

- Представь себя одним из элементов нашего панно и расскажи, чем вы похожи.

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Какому времени года посвящен раздел, который мы начали изучать? (весне).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание, нарисовать рисунок «Пробуждение природы».

Выставление отметок.

Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе.

Автор: Зайнутдинова Марьяна Райхановна, учитель начальных классов, МОАУ «Новопетровская СОШ».

Литературно-творческая мастерская «Люблю природу русскую Весна».

Цель урока: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Задачи:

  1. Прививать любовь к родной природе, родному краю;
  2. Воспитывать художественно-эстетический вкус;
  3. Формировать уважительное отношение к иному мнению;
  4. Прививать навыки сотрудничества со сверстниками.
  5. Развитие навыков определять цели и задачи урока;
  6. Читать выразительно стихи;
  7. Находить в стихах те слова и выражения, которые помогают представить картины природы, героев;
  8. Описывать репродукции.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, книги для выставки, презентация к уроку, книга-заготовка «Времена года», электронная разработка интерактивной части урока, аудио записи, интернет доступ, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.Ф. Юона «Весенний солнечный денёк».

Методы работы: словесный, наглядно-демонстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Вид урока: интерактивный урок с использованием средств мультимедийного оборудования.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 классе, урок изучения нового материала раздела «Люблю природу русскую. Весна». Структура урока соответствует требованиям ФГОС, при планировании урока были учтены психологические и физиологические особенности детей.

На данном уроке с целью реализации задач урока и формирования УУД использовались следующие методы и приемы обучения: словесный, наглядно-демонстративный, практический.

Применялись формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В процессе обучения использовались современные образовательные технологии - ИКТ, технология здоровье сбережения (соблюдались санитарно-гигиенические требования: проводилась физкультминутка, присутствовала смена деятельности, дозировка заданий).

Формированию познавательных учебных действий способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Прослушивание аудиозаписи позволило плавно перейти к определению темы урока самими учениками, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. Дети активно отвечали на вопросы, анализировали представленные репродукции, учились высказывать свою точку зрения, делали взаимопроверку, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.

На уроке прослеживалась межпредметная связь (изобразительное искусство, музыка, окружающий мир), связь с жизнью.

Использование одного из приемов развития критического мышления – (загадки о весне) способствовало систематизации знаний и наблюдений за изменениями в природе весной.

На протяжении всего урока происходит формирование УУД. Умения детей планировать необходимые действия, анализ и сравнение, участие в групповых обсуждениях, формулирование собственных мыслей, развитие любви к малой Родине.

Материал урока носил литературно-творческий характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал соответствует возрасту обучающихся.

Работа в группах позволила активизироваться ученикам разных уровней способностей.

Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе), ученик – учитель.

Я считаю, что урок способствовал развитию интереса к занятиям литературного чтения. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Отступления от плана урока не было. Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие материала.