"Основы Финансовой грамотности"
Страница посвящена материалам и разработкам, конспектам уроков и творческих работ учащихся по внеурочному курсу "Основы Финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_fingram.docx | 33.38 КБ |
osnovnye_ponyatiya_kreditovaniya.docx | 17.23 КБ |
prakticheskaya_rabota_vidy_kreditov_-20230817t074713z-001.zip | 675.66 КБ |
rabochaya_programma_po_kursu_osnovy_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx | 230.17 КБ |
no1_diskussiya_rol_deneg_v_nashey_zhizni_.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11 ИМ. К.А. ТРЕНЕВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Основы Финансовой грамотности» для 5-9 классов ФГОС ООО
Подоляк Оксаны Валентиновны,
учитель географии 1 категории
МБОУ «Гимназия № 11 им. К. А. Тренёва» г. Симферополя
г. Симферополь
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Основы Финансовой грамотности» для 5-х классов
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | 5-Б | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 10 | ||||
1. | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 1 | |||
2. | Доклад «Деньги». | 1 | |||
3. | Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». | 1 | |||
4. | Творческое задание «Доходы семьи». | 1 | |||
5. | Работа со статистикой «Расходы семьи». | 1 | |||
6. | Викторина «Предметы первой необходимости». | 1 | |||
7. | Викторина «Товары длительного пользования». | 1 | |||
8. | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». | 1 | |||
9. | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 | |||
10. | Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». | 1 | |||
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 | ||||
11. | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 1 | |||
12. | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 1 | |||
13. | Решение логических задач «Страхование». | 1 | |||
14. | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | 1 | |||
15. | Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». | 1 | |||
16. | Практическая работа «Принципы работы страховой компании». | 1 | |||
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 | ||||
17. | Мини-исследование «Налоги». | 1 | |||
18. | Аналитическая работа «Виды налогов». | 1 | |||
19. | Познавательная беседа «Социальные пособия». | 1 | |||
20. | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | ||||
21. | Проект «Государство – это мы». | 1 | |||
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 | ||||
22. | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». | 1 | |||
23. | Творческое задание «Банковские услуги». | 1 | |||
24. | Практическая работа «Вклады (депозиты)». | 1 | |||
25. | Деловая игра «Кредит. Залог». | 1 | |||
26. | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | 1 | |||
27. | Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». | 1 | |||
28. | Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | 1 | |||
29. | Разработка бизнес-плана. | 1 | |||
30. | Решение практических задач «Валюта в современном мире». | 1 | |||
31. | Познавательная беседа «Валюта разных стран». | 1 | |||
32. | Мини-проект «Благотворительность». | 1 | |||
33. | Проект «Личный финансовый план». | 1 | |||
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | 1 | ||||
34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Основы Финансовой грамотности» для 6-х классов
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | 6-А | 6-Г | Примечание | ||
По плану | По факту | По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Основная проблема экономики | 3 | ||||||
1. | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». | 1 | |||||
2. | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 1 | |||||
3. | Практическая работа «Сетка принятия решения». | 1 | |||||
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | 2 | ||||||
4. | Познавательная беседа «Частная собственность». | 1 | |||||
5. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». | 1 | |||||
Раздел 3. Формы организации бизнеса | 4 | ||||||
6. | Познавательная беседа «Единоличное владение». | 1 | |||||
7. | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». | 1 | |||||
8. | Ролевая игра «Акционерное общество». | 1 | |||||
9. | Мини-проект «Организация фирмы». | 1 | |||||
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | 6 | ||||||
10. | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». | 1 | |||||
11. | Решение практических задач «Организация фирмы». | 1 | |||||
12. | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». | 1 | |||||
13. | Творческое задание «Реклама». | 1 | |||||
14. | Ролевая игра «Работа фирмы». | 1 | |||||
15. | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | 1 | |||||
Раздел 5. Ты – потребитель | 4 | ||||||
16. | Работа с документами «Права потребителя». | 1 | |||||
17. | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». | 1 | |||||
18. | Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». | 1 | |||||
19. | Конкурс на самое экономное использование ресурсов. | 1 | |||||
Раздел 6. Законы спроса и предложения | 4 | ||||||
20. | Аналитическая работа «Закон спроса». | 1 | |||||
21. | Решение экономических задач «Кривая спроса». | 1 | |||||
22. | Практическая работа «Закон предложения». | 1 | |||||
23. | Решение экономических задач «Кривая предложения». | 1 | |||||
Раздел 7. Рыночное равновесие | 2 | ||||||
24. | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». | 1 | |||||
25. | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». | 1 | |||||
Раздел 8. Возникновение банков | 2 | ||||||
26. | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». | 1 | |||||
27. | Практическая работа «Заем, виды займов». | 1 | |||||
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | 2 | ||||||
28. | Деловая игра «Работа банка». | 1 | |||||
29. | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 1 | |||||
Раздел 10. Профессии банковской сферы | 2 | ||||||
30. | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». | 1 | |||||
31. | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». | 1 | |||||
Раздел 11. Проектная деятельность | 3 | ||||||
32. | Деловая игра | 1 | |||||
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Основы Финансовой грамотности» для 7-Б класса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | 7-Б | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Личное финансовое планирование | 5 | ||||
1. | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». | ||||
2. | Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» | ||||
3. | Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». | ||||
4. | Творческая работа «Модель трех капиталов». | ||||
5. | Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». | ||||
Раздел 2. Финансы и кредит | 9 | ||||
6. | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». | ||||
7. | Практическая работа «Виды кредитов». | ||||
8. | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | ||||
9. | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». | ||||
10. | Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». | ||||
11. | Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». | ||||
12. | Круглый стол «Финансовые пирамиды». | ||||
13. | Познавательная беседа «Ипотека». | ||||
14. | Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». | ||||
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции | 3 | ||||
15. | Решение практических задач «Обмен валют». | ||||
16. | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». | ||||
17. | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». | ||||
Раздел 4. Инвестиции | 6 | ||||
18. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». | ||||
19. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». | ||||
20. | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». | ||||
21. | Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» | ||||
22. | Выступления учащихся «Депозиты и их виды». | ||||
23. | Ролевая игра «Управляющие». | ||||
Раздел 5. Страхование | 4 | ||||
24. | Творческая работа «Участники страхового рынка». | ||||
25. | Аналитическая работа «Личное страхование». | ||||
26. | Правовая консультация «Страховые накопительные программы». | ||||
27. | Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». | ||||
Раздел 6. Пенсии | 3 | ||||
28. | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». | ||||
29. | Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». | ||||
30. | Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» | ||||
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность | 3 | ||||
31. | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» | ||||
32. | Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». | ||||
33. | Практическая работа «Социальный найм жилья». | ||||
Раздел 8. Итоговая дискуссия | 1 | ||||
34. | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». |
8 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | 8-Б | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Потребительская культура | 3 | ||||
1. | Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». | 1 | |||
2. | Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». | 1 | |||
3. | Круглый стол «Поговорим о культуре питания». | 1 | |||
Раздел 2. Потребитель и закон | 4 | ||||
4. | Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» | 1 | |||
5. | Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». | 1 | |||
6. | Интерактивная беседа «Психология потребителя» | 1 | |||
7. | Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». | 1 | |||
Раздел 3. Потребитель – король на рынке | 3 | ||||
8. | Познавательная беседа «Что такое рынок?» | 1 | |||
9. | Ролевая игра «Виды и способы торговли». | 1 | |||
10. | Решение экономических задач «Дешевле только даром». | 1 | |||
Раздел 4. Куда уходят деньги? | 4 | ||||
11. | Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». | 1 | |||
12. | Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». | 1 | |||
13. | Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». | 1 | |||
14. | Познавательная беседа «Каждый платит налоги». | 1 | |||
Раздел 5. Информация для потребителя | 6 | ||||
15. | Мини-исследование «Источники информации». | 1 | |||
16. | Мини-проект «Реклама и ее виды». | 1 | |||
17. | Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». | 1 | |||
18. | Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». | ||||
19. | Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». | ||||
20. | Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». | ||||
Раздел 6. Искусство покупать | 5 | ||||
21. | Практическая работа «Качество товаров». | ||||
22 | Круглый стол «Как покупать продукты питания?» | ||||
23. | Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» | ||||
24. | Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». | ||||
25. | Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?» | ||||
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг | 2 | ||||
26. | Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». | ||||
27. | Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». | ||||
Раздел 8. Кто защищает права потребителей | 5 | ||||
28. | Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». | ||||
29. | Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». | ||||
30. | Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» | ||||
31. | Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» | ||||
32. | Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» | ||||
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | 1 | ||||
33. | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | ||||
Раздел 10. Защита проектов | 1 | ||||
34. | Защита проектов | ||||
Итого |
9 класс (34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | 8 | |
Тема 1. Происхождение денег | 2 | |
1. | Дискуссия «Деньги: что это такое?» | |
2. | Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» | |
Тема 2. Источники денежных средств семьи | 2 | |
3. | Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» | |
4. | Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» | |
Тема 3. Контроль семейных расходов | 1 | |
5. | Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» | |
Тема 4. Построение семейного бюджета | 1 | |
6. | Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» | |
7-8. | Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) | 6 | |
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | |
9. | Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» | |
10. | Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» | |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 4 | |
11. | Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» | |
12. | Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» | |
13-14. | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). | |
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов) | 7 | |
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 3 | |
15. | Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». | |
16. | Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». | |
17. | Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» | |
Тема 8. Риски в мире денег | 3 | |
18. | Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» | |
19. | Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» | |
20-21. | Осуществление проектной работы. | |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 | |
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | 2 | |
22. | Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» | |
23. | Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» | |
Тема 10. Собственный бизнес | 2 | |
24.. | Выступления учащихся «Что такое бизнес?» | |
25. | Мини-проект «Как создать свое дело?» | |
Тема 11. Валюта в современном мире | 3 | |
26. | Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» | |
27. | Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» | |
28-29. | Осуществление проектной работы. | |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 | |
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | 2 | |
30. | Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» | |
31. | Работа с документами «Какие налоги мы платим?» | |
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 3 | |
32. | Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» | |
33-34. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | |
Итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 6
Предмет, класс | Основы финансовой грамотности ,7 класс |
ФИО учителя | Подоляк Оксана Валентиновна |
Тема урока | Основные понятия кредитования |
Цели урока: | Познакомить учащихся с понятиями:редит,его особенности.Классификация кредитов.Кредитные организации.Кредитор.Заемщик . Анализ платежеспособности заемщика.Достоинства и недостатки кредитов. Анализ и синтез информации. Формирование финансовой грамотности в вопросе роли и места кредитов в личном и семейном бюджете |
Тип урока | Урок –изучение нового материала |
Форма проведения | Познавательная беседа |
Учебно-методический комплекс | 1.Сценарии ЗАО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации 2.Учебник «Финансовая грамотность» 5-7 класс Москва, Издательство Вита-Пресс Презентация «Банковский кредит» |
Организационная структура урока | |
I.Организационный и мотивационный момент | Добрый день!Вы наверняка уже встречались с таким понятием ,как кредит .Что вы об этом уже знаете? Где в вашей жизни вы сталкивались с этим понятием? (Ответы учащихся) Что мы сегодня узнаем? Что такое кредит? Какие виды кредитов бывают? Чем отличаются виды кредитов? Какие организации выдают кредиты.Кто может взять кредит? Когда возникает потребность взять деньги взаймы? Почему важно оценить свои возможности получить заём? В достижении каких целей кредит может стать помощником? Советы об эффективном и комфортном кредитовании. |
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений | На помощь фермеру Представьте фермера, который собрал урожай пшеницы осенью, большую часть его продал, чтобы иметь средства перезимовать, а часть оставил для посева следующей весной. Если по каким-то причинам заготовленное осенью зерно погибнет в течение зимы (сгниет, будет сгрызено мышами, испорчено насекомыми-вредителями и т.п.), у фермера не останется ресурсов, чтобы засеять поля, вырастить урожай и прокормить свою семью. Подумайте, как мог бы поступить фермер в такой ситуации? (Ведущий при необходимости подводит ответы учеников к идее получения денег на покупку зерна в кредит с обязательством вернуть стоимость этого зерна с избытком, в качестве уплаты процентов по такому кредиту.). Фермер из нашего примера попал в ситуацию, когда бóльшие усилия в труде или экономия и накопления никак не смогли бы ему помочь решить проблему с пропитанием,
Путешествие, закончившееся не по плану Но не всегда решение взять взаймы обусловлено бедственным положением. Перенесемся на 500 с лишним лет назад. Перед нами Христофор Колумб. Кто-нибудь может рассказать, как и кем финансировалась его экспедиция в Индию, закончившаяся открытием для европейцев Америки? (При отсутствии ответов, ведущий кратко поясняет, что для экспедиции требовалось три корабля, деньги на первый Колумбу пришлось собирать с должников по налогам королевы Изабеллы, второй корабль предоставил компаньон Колумба испанец Мартин Алоносо Пинзон, а на покупку и снаряжение третьего корабля он же выдал Колумбу деньги взаймы).Как видите, полученные взаймы деньги способны также внести существенный вклад в развитие не только самого человека, но и всего Старого Света. |
3. Ход урока | |
Итак давайте сформулируем,что такое кредит Креди́т (от лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) — экономические отношения, при которых одна сторона получает от другой денежные средства, товары/вещи, не запрещённые соответствующим законодательством к передаче, и обещает предоставить возмещение (оплату) или вернуть ресурсы в будущем Кредит – это возможность на определенных условиях пользоваться чужими деньгами или имуществом. Лицо, предоставляющее в пользование деньги или имущество, – это кредитор, а тот, кто пользуется чужими средствами, – это заемщик. «Особенности кредита и его главное правило» Со времен Колумба принцип получения кредита не изменился, как не изменились и его ключевые особенности: Возвратность – долг в любой его форме должны быть всегда возвращен в обязательном порядке. Срочность – деньги взаймы даются на определённый срок, нарушая установленный срок, заемщик столкнется неприятными последствиями в виде штрафов и пени. Платность – получение займа в финансовой организации является платной услугой, принимая деньги в долг, мы соглашаемся вернуть не только саму сумму, но и заплатить определенный дополнительный процент от нее. Прежде чем решаться на такой ответственный шаг, нам необходимо оценить возможности возвращения долга. Так как основным источником денежных средств для человека является доход от трудовой деятельности, то и основным источником для возвращения долга будет являться этот же доход. Из этого следует первое и главное правило получения денег взаймы: «Нет дохода – нет кредита». Следовательно, если у нас нет достаточного дохода, мы не сможем выполнить все условия заимствования денег, что обязательно повлечет за собой последствия, лишь усугубляющие долговую ситуацию. Давайте решим задачу, чтобы понять, что представляют собой долг и проценты. Петр взял кредит в банке в размере 100 000 рублей под 19% годовых сроком на 1 год. Через год он обязан вернуть всю сумму с процентами одним платежом. Сколько вернет банку Петр? Кто сразу назовет ответ? Действительно, вернуть надо 119 000 рублей. 100 000 + 100 000 х 19 : 100 = 119 000 рублей При этом 100 000 рублей – это тело долга, а 19 000 рублей – начисленные проценты. | |
Давайте обсудим, почему же люди берут кредиты? Ведь кредит потом надо вернуть, да еще и проценты заплатить. Какие есть достоинства кредитов? А недостатки? (Ведущий комментирует ответы и подводит итоги ответам.) Основные достоинства: Возможность что-то приобрести прямо сейчас, не накапливая деньги долгие месяцы или годы. Главная альтернатива кредиту – ежемесячные сбережения. И хотя итоговая сумма расходов потребителя в случае оформления кредит будет больше, чем при последовательном накоплении, квартира молодой семье может быть нужна сейчас, а не через 10 лет, когда супруги смогут скопить нужную сумму. Поэтому люди готовы платить за срочность. Возможность погашать долг постепенно. Нет необходимости сразу выложить большую сумму денег, отказавшись от значительной части своего месячного дохода или даже превысив ее. Выплачивая кредит, придется ежемесячно урезать свои расходы на относительно небольшую сумму. Однако у кредитов есть серьезные недостатки: Переплата. Мы уже сказали, что многие люди берут кредиты, потому что это позволяет быстро получить что-то нужное, не расставаясь с большой суммой сразу. Полная оплата переносится в будущее и растягивается во времени. Но в результате сумма увеличивается – это очень важно! Необходимо думать, сравнивать варианты и принимать решение, исходя их конкретной ситуации. Кроме того, если заемщик нарушает график своих платежей по кредиту, он обязан оплачивать штрафы. Нарушить график очень легко, ведь вы не знаете, что с вами случится через год, каково будет ваше финансовое положение. Поэтому нужно заранее обезопасить себя, о чем мы поговорим далее. А в любой сложной ситуации обращаться в банк, который выдал вам кредит, и сообща искать решение. И главное: несмотря на все штрафы, заемщик должен будет выплатить все до самого последнего рубля, даже если банк обанкротится. | |
Выдачей кредитов и займов занимаются финансовые организации: -Банки -Микрокредитные организации -Ломбарды | |
Виды кредитов Какие бывают кредиты? Кредиты могут выдаваться на конкретную цель или без уточнения цели. Банк может требовать передачи ему в залог имущества, купленного в кредит, или не выдвигать такого требования. В зависимости от этих условий кредиты можно по-разному классифицировать. Первая классификация делит кредиты на целевые и нецелевые. Целевой кредит выдается на конкретную покупку, и вы не сможете потратить эти деньги на что-то другое. К этому типу кредитов относятся, например: автокредит, кредит на обучение, кредит в точке продаж (магазине). Часто такие кредиты предоставляются в безналичной форме – банк перечисляет деньги продавцу услуги или товара: автосалону, вузу, магазину. А можно взять просто деньги. Вам не придется отчитываться, на что их тратите. Но их тоже надо вернуть! Как думаете, по какому виду кредитов процент обычно выше? (По нецелевому, потому что у банка нет никакой гарантии, что вы не спустите эти деньги на ветер.) Также существует деление кредитов на залоговые и беззалоговые. Что такое залог? (Залог – это ваше обязательство передать банку оговоренное имущество в случае, если вы не сможете платить по кредиту.) Если вы покупаете, например, квартиру, вы можете воспользоваться специальным видом кредита - ипотечным. По условиям ипотечного договора, квартира будет находиться в залоге у банка до тех пор, пока вы не выплатите кредит. По ипотечному кредиту вы можете оставить в залоге как покупаемую в кредит квартиру, так и другую, уже имеющуюся у вас в собственности. Если вы перестанете платить, квартира перейдет в собственность банка. По какому кредиту вы можете рассчитывать на меньший процент: с залогом или без? (По залоговому. Залог дает гарантию банку, что он не потеряет свои деньги, если вы не сможете ему платить. При этом если вы исправно платите по кредиту, имущество остается в вашей собственности, а после полного погашения долга все права банка на него прекращаются.) | |
Закрепление материала |
Виды целевых кредитов - потребительский кредит Для удовлетворения разнообразных срочных текущих потребностей, кредитными и другими финансовыми организациями был разработан простой инструмент – потребительский кредит. Рассмотрим его особенности на примере потребительского кредита: Банку не важно, для какой конкретно покупки мы берем кредит, наши возможности он ограничивает только доступной суммой. (Ведущему стоит сделать акцент на том, что в информационных материалах о кредите, как правило, указана максимально доступная сумма иногда достаточно большие, до 10 млн. рублей, однако конкретному заемщику сумма устанавливается на основании оценки его платежеспособности, составленной банком). Для получения такого кредита заемщику достаточно подтвердить банку размер своего дохода и его регулярность. (Ведущий может сделать акцент на том, что состав документов, их давность и форма могут отличаться в зависимости от банка). Как следует из предыдущей особенности, такой кредит является беззалоговым, это значит, что мы не оставляем банку в качестве гарантий возврата долга что-то из своего имущества. В том числе по причине беззалогового характера потребительского кредита, плата за его использование, процент по кредиту, будет достаточно высокой. (Ведущий может пояснить ученикам, что высокой ставкой по потребительскому кредиту банк старается покрыть риски невозврата кредита).
Рассрочка А покупка товара в рассрочку в магазине будет кредитом? (На слайде демонстрируется условия приобретения товара в рассрочку в магазине, при необходимости ведущий обращает внимание учащихся на информацию о банке или банковском специалисте в условиях рассрочки). Участие банка в согласовании и одобрении условий рассрочки на покупку товара свидетельствует о том, что такая рассрочка является ничем иным, как кредитом. Но если нам, тем не менее, говорят, что мы не будем ничего переплачивать, то куда спрятались проценты по кредиту? (Если ученики затрудняются с ответом, ведущий объясняет, что проценты, как правило, прячутся в самой цене покупки). Частным случаем потребительского кредита является и кредитная карта. Нередко банки выдают их дополнительно к зарплатным картам или в качестве бонуса к другим своим услугам. Взять кредит по ней проще простого, достаточно один раз расплатиться за покупки. (Некоторые банки активно продвигают такие карты среди своих клиентов, предлагая бесплатное обслуживание этих карт, льготные периоды кредитования, большие лимиты сумм, лучшие программы кэшбека и начисления бонусов от магазинов партнеров) -Автокредит Размеры потребительских кредитов позволяют без особых трудов купить и автомобиль. Но если при обращении в банк за кредитом объяснить, что мы планируем купить автомобиль, нам предложат совсем другие условия. Процентная ставка по такому кредиту будет заметно ниже, чем по потребительскому кредиту, так как в данном случае он уже будет залоговым. И залогом в данном случае будет наш автомобиль. (Ведущий может при необходимости разъяснить, что при наступлении неплатежеспособности заемщика банк будет вправе продать автомобиль и покрыть вырученной суммой долг по кредиту) Так как автомобиль, попавший в ДТП, может серьезно потерять в цене, при оформлении кредита банк будет настаивать на страховании автомобиля по программе КАСКО. (Ведущий может разъяснить, что, во-первых, у заемщика отсутствует обязанность страховать авто по КАСКО, тем не менее условия по кредиту могут быть выгоднее со страховкой, во-вторых, банк не имеет права навязывать конкретную страховую компанию) – ипотечный кредит Для покупок недвижимости существует специальный кредитный инструмент – ипотечный кредит. Процентная ставка по такому кредиту относительно других видов кредитов самая низкая, однако из-за большой суммы и срока кредита долговая нагрузка будет очень существенной. Также по причине большой суммы и срока кредита банк тщательно оценивает платежеспособность заемщика. БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ До обращения в финансовую организацию за кредитом хорошо подумайте, действительно ли он вам нужен и сможете ли вы его вовремя погасить. Возможно, для осуществления покупки вы сможете воспользоваться накоплением средств. Давайте сравним кредит и накопление. Какие плюсы и минусы вы видите у этих стратегий? (Кредит позволяет сразу же осуществить желаемую покупку, но придется платить проценты за пользование деньгами. Копить долго, зато без процентов.) Допустим, мы остановились на кредите. Друзья, сейчас я приведу несколько примеров, а вы скажете, стоит ли героям брать кредит или нет? Семья живет в собственной однокомнатной квартире, муж и жена работают, планируют взять кредит и купить двухкомнатную квартиру. (Осмысленно, так как большая часть покупки покрывается из собственных средств от продажи имеющейся квартиры, есть источники дохода для выплаты кредита, молодая семья платежеспособна.) Студент первого курса покупает в кредит новейшую модель ноутбука. (Очень рискованное решение, так как непонятно, насколько платежеспособен студент. Из-за выплат по кредиту может не хватить денег на текущие нужды, ноутбук может сломаться, а возвращать кредит все равно нужно, если очень хочется новую модель, на нее лучше накопить или заработать за время каникул. Однако если ноутбук нужен для работы, которая в будущем принесет доход, то такая покупка может оказаться разумным решением.) Безработный хочет купить в кредит автомобиль представительского класса. (Неразумное решение, нет источника средств для выплат по кредиту, скорее всего, банк кредит не даст.) Пенсионер берет кредит на кругосветное путешествие. При этом накоплений на жизнь у него нет. (Неразумное решение, так как пенсионер неплатежеспособен.) Многодетная семья покупает в кредит стиральную машину. (Осмысленно, семье может быть трудно выделить из своего бюджета сразу достаточно большую сумму на покупку, а размер ежемесячных платежей не столь велик, копить и ждать смысла не имеет, поскольку стиральная машина существенно экономит время и силы.) |
Рефлексия | «Что мы сегодня узнали» Кредит – чужие деньги, которые обязательно надо вернуть и заплатить определенный процент за пользование ими. Прежде, чем решиться на кредит, необходимо оценить его целесообразность и оправданность и тщательно проанализировать свои финансовые возможности. Кредит дает возможность приобрести товар или услугу сейчас, а заплатить за них из своего будущего дохода. Для разных целей и разных финансовых ситуаций существуют специальные кредиты и займы. Долг нужно грамотно вписывать в свой бюджет и эффективно им управлять. Принимая долговые обязательства, необходимо страховать свои риски неплатежеспособности. Безответственное отношение к долгу приведет к потере дохода и имущества. |
Предварительный просмотр:
Материалы к этапу 3
ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ 1
Полгода назад Анна взяла в банке кредит на покупку нового холодильника. Платеж за кредит в размере 4 000 руб. в месяц был небольшим, и поэтому Анна не считала, что влезла в долговую яму. Ежемесячные платежи при заработной плате в 45 тыс.руб. были абсолютно комфортными, и она погашала их вовремя и в полном объеме в кассе банка. Приближался очередной срок платежа, и Анна, как всегда, планировала совершить его в кассе банка. Однако как раз в эту неделю в организацию, где она работала, пришла с проверкой налоговая инспекция, и начальник ее долго не отпускал. Анна надеялась, что сможет вырваться и оплатить кредит на следующий день, однако не получилось. Так прошла неделя. Наконец наступила пятница. Это был крайний срок платежа. Начальник разрешил Анне уйти на час пораньше. Доехать до офиса своего банка у нее не было возможности, не успевала, поэтому решила зайти в ближайший банк и перевести деньги через него. Там с Анны взяли комиссию за перевод. Через полгода девушка наконец погасила кредит полностью и обратилась в отделение своего банка за получением справки о полном погашении кредита. Выдать такую справку ей отказались, поскольку, по данным банка, она еще оставалась должна сумму в размере 985 руб. Анна была удивлена, показала все платежные квитанции, однако менеджер после изучения документов объяснил ей, откуда возникла задолженность. Объясните, какие правила Анна соблюла и какие нарушила. Откуда возникла задолженность?
ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ 2
Марк получил в своем банке кредитную карту и использовал средства на ней для оплаты абонемента в фитнес-клуб. На протяжении года Марк оплачивал только минимальный размер платежа, который равнялся начисленным процентам по ссуде. Однако со временем он понял, что, уплачивая минимальный платеж, не уменьшает саму сумму долга, а потому решил все свободные деньги направлять на погашение кредита. Прошло полгода и, по подсчетам Марка, он полностью рассчитался с банком,поэтому перестал перечислять какие-либо платежи в банк. Марку позвонили через два месяца и предупредили о наличии просроченной задолженности, однако он решил, что в банке ошиблись, а потому не стал предпринимать каких-либо действий. Через неделю ему опять позвонили. На этот раз Марк разозлился и грубо ответил работнику банка, посоветовав лучше просмотреть свои записи. На следующий день Марку позвонил уже главный менеджер по взысканию долгов и предложил встретиться для урегулирования спора. Молодой человек очень не хотел идти в банк, но настойчивость работников отделения его насторожила, и он решил все-таки сходить. Он подал заявление на закрытие кредитной карты и стал доказывать, что исправно переводил средства на погашение кредита, менеджер попросил его представить подтверждающие документы. Квитанции, например. Однако Марк их никогда не брал в банке или банкоматах, а потому ничего представить не мог. Результат был плачевным, сумма, которую молодой человек, по мнению банка, не заплатил, успела обрасти дополнительными штрафами и пенями. В результате задолженность оказалась значительной. Назовите, какие правила нарушил Марк? Как ему теперь следует поступить?
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11 ИМ. К.А. ТРЕНЕВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 11 им. К.А Тренева» г. Симферополя __________ | СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего Совета МБОУ «Гимназия №11 им. К.А. Тренева» г. Симферополя __________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия № 11 им. К.А Тренева» г. Симферополя ____________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Основы Финансовой грамотности» для 5-9 классов ФГОС
Подоляк Оксаны Валентиновны
учителя географии 1.категории
МБОУ «Гимназия № 11 им. К. А. Тренёва» г. Симферополя
г. Симферополь
2023 г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
- Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
- Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
- Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | |
1.1 | Тема 1 Деньги | Познавательная беседа. Интерактивная беседа |
1.2 | Тема 2 Бюджет семьи | Творческое задание .Работа со статистикой Викторина Ролевая игра .Практическая работа |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | |
2.1 | Тема 1 Риски | Решение практических задач. Дискуссия |
2.2 | Тема 2 Страхование и его виды | Практическая работа. Решение логических задач Познавательная беседа .Творческая работа |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | |
3.1 | Тема 1 Налоги | Мини-исследование |
3.2 | Тема 2 Социальные пособия | Познавательная беседа .Проект . |
4 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | |
4.1 | Тема 1 Инфляция | Решение проблемной ситуации . |
4.2 | Тема 2 Виды банковских услуг | Творческое задание .Практическая работа |
4.3 | Тема 3 Собственный бизнес | Составление бизнес-плана. Ролевая игра Сюжетно-ролевая игра .Разработка бизнес-плана. Мини-проект |
5 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | Конференция |
6 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Основная проблема экономики | Познавательная беседа .Решение экономических задач .Практическая работа. |
2 | Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | |
2.1 | Тема 1 Частная собственность | Познавательная беседа . |
2.2 | Тема 2 Конкуренция | Сюжетно-ролевая игра . |
3 | Раздел 3. Формы организации бизнеса | |
3.1 | Тема 1 Единоличное владение | |
3.2 | Тема 2 Товарищество | Деловая игра . |
3.3 | Тема 3 Акционерное общество | Ролевая игра . |
4 | Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | |
4.1 | Тема 1 Знакомство с бизнес-планом | Мини-проект Решение практических задач .Решение экономических задач . |
4.2 | Тема 2 Реклама | Творческое задание. |
5 | Раздел 5. Ты – потребитель | Работа с документами . Правовая консультация Практическая работа .Конкурс на самое экономное использование ресурсов |
6 | Раздел 6. Законы спроса и предложения | |
6.1 | Тема 1 Спрос | Аналитическая работа .Решение экономических задач . |
6.2 | Тема 2 Предложение | Практическая работа .Решение экономических задач . |
7 | Раздел 7. Рыночное равновесие | Познавательная беседа . |
8 | Раздел 8. Возникновение банков | Интерактивная беседа .Практическая работа . |
9 | Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | Деловая игра . |
10 | Раздел 10. Профессии банковской сферы | Сюжетно-ролевая игра. Дискуссия. |
11 | Раздел 11. Проектная деятельность | Деловая игра. Конференция . |
7 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий , |
1 | Раздел1.Личное финансовое планирование | Дискуссия. Решение проблемной ситуации. Аналитическая работа Творческая работа .Мини-проект . |
2 | Раздел 2. Финансы и кредит | |
2.1 | Тема 1 Кредит | Познавательная беседа .Практическая беседа Познавательная беседа .Решение экономических задач. Аналитическая работа. Аналитическая работа . |
2.2 | Тема 2 Финансовые пирамиды | Круглый стол. |
2.3 | Тема 3 Ипотека | Познавательная беседа . |
3 | Раздел 3. Расчетно-кассовые операции | |
3.1 | Тема 1 Обмен валют | Решение практических задач . |
3.2 | Тема 2 Банковская ячейка и банковский перевод | Познавательная беседа . |
3.3 | Тема 3 Банковские карты | Круглый стол . |
4 | Раздел 4. Инвестиции | |
4.1 | Тема 1 Инвестирование | Правовая консультация . |
4.2 | Тема 2 Депозиты | Познавательная беседа.Ролевая игра |
5 | Раздел 5. Страхование | Творческая работа . Аналитическая работа Правовая консультация . Правовая консультация. |
6 | Раздел 6. Пенсии | Познавательная беседа. Познавательная беседа Практическая работа . |
7 | Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность | Круглый стол . Правовая консультация .Практическая работа. |
8 | Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». |
8 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Потребительская культура | |
1.1 | Тема 1 Потребительская культура | Познавательная беседа. Выступления учащихся. Круглый стол . |
2 | Раздел 2. Потребитель и закон | |
2.1 | Тема 1 Психология потребителя | Познавательная беседа .Интерактивная беседа |
2.2 | Тема2 Закон «О защите прав потребителя». | Работа с документами.. |
3 | Раздел 3. Потребитель – король на рынке | Познавательная беседа .Ролевая игра . |
4 | Раздел 4. Куда уходят деньги? | |
4.1 | Тема 1 доходы и расходы | Дискуссия .Аналитическая работа . |
4.2 | Тема 2 Бюджет школьника | Деловая игра . |
4.3 | Тема 3 Налоги | Познавательная беседа . |
5 | Раздел 5. Информация для потребителя | |
5.1 | Тема 1 Реклама на упаковке | Мини-исследование |
5.2 | Тема 2 Информация о товаре | Практическая работа |
6 | Раздел 6. Искусство покупать | Практическая работа Круглый стол. |
7 | Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг | Решение экономических задач .Выступления учащихся . |
8 | Раздел 8. Кто защищает права потребителей | |
8.1 | Тема 1 Виды защиты прав потребителей | Познавательная беседа . Круглый стол . |
8.2 | Тема 2 Правовые аспекты защиты потребителей | Правовая консультация. Дискуссия. Правовая консультация . |
9 | Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | |
10 | Раздел 10. Защита проектов |
9 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | |
1.1 | Тема 1. Происхождение денег. | Дискуссия .Аналитическая работа . |
1.2 | Тема 2. Источники денежных средств семьи. | Практическая работа .Круглый стол . |
1.3 | Тема 3. Контроль семейных расходов. | Дискуссия . |
1.4 | Тема 4. Построение семейного бюджета | Круглый стол .Практическая работа . |
2 | Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния . | |
2.1 | Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | Мини-исследование . |
2.2 | Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. | Познавательная беседа . Деловая игра . Осуществление проектной работы . |
3 | Раздел 3. Риски в мире денег | |
3.1 | Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | Правовая консультация . |
3.2 | Тема 8. Риски в мире денег. | Практическая работа . |
4 | Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | |
4.1 | Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. | Мини-проект . |
4.2 | Тема 10. Собственный бизнес | Выступления учащихся . |
4.3 | Тема 11. Валюта в современном мире. | Познавательная беседа. |
5 | Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют . | |
5.1 | Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. | Дискуссия .Работа с документами . |
5.2 | Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | Решение экономических задач .Конференция . |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 10 |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 |
4 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 |
5 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | 1 |
Итого | 34ч . |
6 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Основная проблема экономики | 3 |
2 | Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | 2 |
3 | Раздел 3. Формы организации бизнеса | 4 |
4 | Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | 6 |
5 | Раздел 5. Ты – потребитель | 4 |
6 | Раздел 6. Законы спроса и предложения | 4 |
7 | Раздел 7. Рыночное равновесие | 2 |
8 | Раздел 8. Возникновение банков | 2 |
9 | Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | 2 |
10 | Раздел 10. Профессии банковской сферы | 2 |
11 | Раздел 11. Проектная деятельность
| 3 |
Итого | 34 ч |
7 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Личное финансовое планирование | 5 |
2 | Раздел 2. Финансы и кредит | 9 |
3 | Раздел 3. Расчетно-кассовые операции | 3 |
4 | Раздел 4. Инвестиции | 6 |
5 | Раздел 5. Страхование | 4 |
6 | Раздел 6. Пенсии | 3 |
7 | Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность | 3 |
8 | Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». | 1 |
Итого | 34 ч |
8 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Потребительская культура | 3 |
2 | Раздел 2. Потребитель и закон | 4 |
3 | Раздел 3. Потребитель – король на рынке | 3 |
4 | Раздел 4. Куда уходят деньги? | 4 |
5 | Раздел 5. Информация для потребителя | 6 |
6 | Раздел 6. Искусство покупать | 5 |
7 | Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг | 2 |
8 | Раздел 8. Кто защищает права потребителей | 5 |
9 | Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | 1 |
10 | Раздел 10. Защита проектов | 1 |
Итого | 34ч |
9 класс
№ п/п | Название темы, раздел | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов). | 8 |
2 | Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния . | 6 |
3 | Раздел 3. Риски в мире денег | 7 |
4 | Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
5 | Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют . | 5 |
Итого | 34 ч |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 1