Главные вкладки
Яценюк Юрий Васильевич
А годы летят, наши годы, как птицы, летят.
И некогда нам оглянуться назад.
С детства мне нравился спорт, и каждый урок физкультуры был для меня праздником. Я посещал спортивные секции, принимал участие в школьных, районных и областных спортивных соревнованиях. Идеалом для меня были мои преподаватели: Кузьмин Михаил Фёдорович и Шевелёв Андрей Васильевич. Именно они повлияли на выбор моей будущей профессии. После окончания школы я твердо решил связать свою жизнь с образованием.
Мог ли я предположить в далеком 1986 году после окончания Шадринского техникума физической культуры, что выбранная профессия станет для меня смыслом всей жизни. И вот я уже 34-ый год встречаю 1 сентября учителем физической культуры.
Учитель. Как много в этом слове частичек уважения, понимания, мудрости. Нет на свете прекраснее и теплее профессии. С первого школьного дня и до последнего звонка учитель становится для ребенка всем: родителем, наставником, примером для подражания.
Мой день расписан по минутам, где чередуются уроки и тренировки, радость и горечь, взлёты и падения, встречи и расставания, советы и нотации, совещания и собрания. И везде в течение дня со мной рядом самые чистые и искренние люди с детскими улыбками и новыми открытиями - наши дети.
Русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Поэтому мой урок физической культуры – это серьезная, систематическая работа над осознанным укреплением здоровья детей. Ведь здоровье человека – это основная его ценность, и закладывается оно в школьном возрасте.
Я уверен, что средством формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте является развитие двигательной активности.
Тема, выбранная мною, неслучайна. Систематические наблюдения за школьниками, приводят к выводу, что сегодня подрастающее поколение мало двигается. Они сидят в школе на уроках и переменах (а это в среднем 5-6 часов), сидят дома за выполнением домашнего задания и около компьютера или телевизора (и это еще 5-6 часов), прибавим время на сон (примерно 8-9 часов). Что же остается? Времени на двигательную активность не хватает.
А из чего же должен складываться двигательный режим школьника? Опираясь на опыт, скажу, что в основном движение состоит из утренней зарядки (но многие ее не делают), подвижных игр на школьных переменах (дети заменяют их на игру в телефоне), прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни (что бывает крайне редко).
Остаются уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние двигательной активности на укрепление здоровья.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», – откровенные слова великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо прекрасно показывают взаимосвязь работы головного мозга с движением.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, играющих огромную роль в росте и развитии подрастающего организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее. Таким образом, постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полная вентиляция лёгких служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их вентиляции.
Занятие физическими упражнениями вызывает большое количество положительных эмоций, бодрость, создаёт хорошее настроение. Неслучайно, что человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Таким образом, развивая двигательную активность, я занимаюсь формированием практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте.
Свои уроки я стремлюсь проводить так, чтобы каждый обучающийся был вовлечен в активную деятельность, стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка. И поэтому успеваемость и качество по предмету практически всегда 100%.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях: в помещении, на стадионе, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры я провожу по возможности на открытом воздухе. В сентябре, октябре уроки по легкой атлетике проходят на стадионе, в январе-марте обучающиеся ходят на лыжах по пересеченной местности. Главная цель уроков на свежем воздухе – закаливание и повышение уровня общей физической подготовки обучающихся.
Внеклассная работа по предмету: спортивные секции по интересам, различные соревнования, старты - все это повышает интерес учеников к двигательной активности и здоровому образу жизни. Около 30% от числа всех обучающихся нашей школы занимаются в спортивных секциях, участвуют в различных соревнованиях не только на внутришкольном уровне, но и в районе. Среди них есть призеры различных соревнований по волейболу, баскетболу. Конечно, не всегда получается занимать призовые места, но от этого интерес и стремление к физическим занятиям и спорту только увеличивается.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым…» Ж.-Ж. Руссо
Таким образом, здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Прошли годы. Стали учителями физической культуры мои выпускники: Малахов Николай, Ивачева Олеся, Мохнаткин Алексей, Горбатова Яна.
А годы летят, наши годы, как птицы, летят… Весной 2020г. мне исполнится 55 лет. Может, пора на покой? Но своей школой, работой, детьми я живу. Радуюсь их победам, вместе с ними переживаю неудачи. И без этого не могу. Значит, я правильно выбрал свой образ жизни - профессию Учитель и останавливаться на достигнутом не планирую.