МОИ СТАТЬИ

Костюкова Екатерина Валерьевна

Публикация статьи в сборнике научно-методических материалов по итогам работы ДОУ города Новосибирска в рамках Городской инновационной площадки «Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений как ресурс повышения кадрового потенциала»  "Не прервется связь поколений: совершенствование системы патриотического воспитания дошкольников"

 

Публикация статьи в сборнике регионального этапа XXVI международных рождественских образовательных чтений "Нравственные ценности и будущее человечество на тему Духовно-нравственное воспитание детей средствами ТЕХНИКИ КВИЛИНГ

 «Воспитание из всех святых дел самое свято»

                                                        Феофан Затворник

 

Публикация статьи в газете Дошкольный вестник на тему Квиллинг — эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Есть свои радости в каждом виде творчества:

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь»

Оноре де Бальзак

 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

«Истоки способностей и дарований детей –

На кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

 

 

Необходимость продуктивных видов деятельности в формировании экологического воспитания дошкольников

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «НИКТО НЕ ЗАБЫТ,
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

(Р. Рождественский)

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви  к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности международных отношений, попыток ряда стран переоценки итогов ВОВ, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как патриот, Родина.

Детство – это самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. 

В нашей дошкольной организации данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты. С интересом педагоги МКДОУ д/с № 238 приняли участие в городской инновационной площадке педагогов дошкольников г. Новосибирска на базе МКДОУ д/с № 398.

Используя разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста лучше реализовывать через метод проектов, т.к. он является одним из лучших средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. На этой основе выбрали тему проекта, определили цель и задачи.

Целью проекта мы поставили перед собой создание условий для формования у детей дошкольного возраста и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны. Для реализации проекта была создана творческая группа педагогов.

 Наш проект долгосрочный, рассчитан на 2 года (2018 – 2020г), работу над ним мы начали в преддверие 75-летия Победы. Составили план работы, провели анкетирование родителей, в котором увидели заинтересованность и поддержку. С детьми проводили беседы с целью определения уровня знаний о Родине, подвиге народа в военное время. Анкетирование родителей проводили дважды. В начале проекта и в середине, результаты анкетирования показали рост вовлеченности родителей в проекте.

Организация проектной деятельности происходила с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так как в проекте участвовали дети разных возрастных групп. В подготовительных группах были собственные исследовательские проекты, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.

Во всех группах пополнили развивающую предметно-пространственную среду патриотической направленности. В холле детского сада организовали мини – уголок памяти «Память сильнее времени», благоустройство территории детского сада: установление билбордов «И поэтому мы победили», мемориал «Звезда Памяти».

В период реализации проекта в МКДОУ д/с № 238 проведены:

  • ежегодная акция «Георгиевская лента», «Голубь мира», «Во славу Отечества – Герои Сибири»;
  • «Битва хоров» между воспитанниками МКДОУ д/с № 238;
  • конкурс чтецов «Россия-Родина моя», «Чтим великий День Победы!»;
  • встреча с внучкой сына полка;
  • ежегодное участие семей воспитанников предков в "Бессмертном полку";
  • детско – родительские проекты: «Семейный альбом», «Их именами улицы назвали», «Памятники - отважным» о героях – сибиряках, участников ВОВ; «Заводы тыла» о предприятиях, работавших в годы войны;
  • экскурсии в историко – краеведческий музей г. Новосибирск, в библиотеку им А. Ахматовой, на «Монумент Славы»;
  • мастер – классы: для педагогов по квиллингу «Образ Победы», (искусство канзаши) «Георгиевская лента» для родителей;
  • выставки плакатов, фотоколлажей: «Дети войны», «Этот день Победы!», «Я помню! Я горжусь!»;
  • выездной праздничный концерт для дома ветеранов «Этот День Победы!»;
  • возложение цветов у мемориала «Звезда Памяти» на территории детского сада. Минута молчания.

Ежегодное участие воспитанников в районном смотре-конкурсе строя и песни «Аты – баты». В 2020 году приняли участие в районном конкурсе «Навстречу Победе», номинации: «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Мы Помним, Мы Гордимся», «Детско-родительский проект «Семейный альбом», «Уголок памяти в детском саду «Память сильнее времени», творческий музыкально-театральный проект «Песни, опаленные войной». Участие воспитанников в районном конкурсе чтецов «Весенняя капель» посвященного 75-летию Великой Победы. Участие в 4 фестивале творчества работников образования «Призвание-2020» посвященного 75-летию Великой Победы.

В условиях режима самоизоляции (карантина) с целью профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, с марта 2020 года, одним из инструментов организации обучения, в условиях бесконтактной коммуникации, являются дистанционные образовательные технологии. Задействована платформа в социальной сети "В контакте" (https://vk.com/public194062137).

На стене сообщества детского сада освещается информация для родителей о мероприятиях в ДОО (проекты, акции, конкурсы и т.д.), полезные ссылки. Данное сообщество является открытым.

Обратной связью от родителей является то, что они могут написать комментарий к любому мероприятию или ссылке, оставить знак (лайк) о том, что им понравилась какая-либо освещенная тема. А также то, что дети, совместно с родителями, могут участвовать в проектах и конкурсах онлайн, предоставляя продукт своей деятельности (рисунок, поделку, фотоколлаж и т.д.) в электронном виде на почту администратора группы, после чего администратор группы размещает на общей стене фотографии. За участие в таких мероприятиях каждый участник получает дипломы и благодарственные письма от администрации ДОО.

Все мероприятия, запланированные в рамках проекта проведены на высоком уровне. У детей сформировано уважение к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.

Реализация мероприятий проекта позволила значительно улучшить нравственно-патриотическое воспитание детей, и, несомненно, такая деятельность, позволила сочетать интересы всех участников проекта.

Творческая группа педагогов МКДОУ д /с № 238:

Костюкова Екатерина Валерьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Арехова Светлана Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории



Предварительный просмотр:

Костюкова Екатерина Валерьевна,

воспитатель МКДОУ "Детский сад №238

комбинированного вида" г. Новосибирск

Духовно-нравственное воспитание детей средствами

ТЕХНИКИ КВИЛИНГ

                                        «Воспитание из всех святых дел самое свято»

                                                        Феофан Затворник

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках пальцев.

от пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания личности, развитие гуманных качеств, следование правилам и нормам правильного поведения. Это одни из важных составляющих структуры личности в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения. В свою очередь, формирование нравственности - это проникновение в духовный мир воспитанника, понимание его и влияние на него тончайшими средствами – словом и красотой; осознание личностью этических норм, принципов; моральных ценностей, способность к положительным или отрицательным переживаниям, то есть её внутреннее отношение ко всему окружающему[1].

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, трудолюбие, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Достоинство рисования, лепки, аппликации в том, что эти виды творчества требует согласованного участия многих психических функций. Осознание ребёнка происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Вот почему, по мнению учёных, рисовать, лепить, вырезать ребёнку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью» [2].

Исходя из выше изложенного, я разработала программу дополнительного образования детей творческой мастерской «квилинг».

Опыт работы в дошкольном учреждении, позволяет мне выделить проблемы, с которыми я сталкиваюсь каждый учебный год. Одна из них заключается в духовно-нравственном воспитании.

Программа проходит апробацию с сентября 2015 года, окончание реализации – май 2016 года, на базе ДОУ. Предлагаемый курс рассчитан на работу по 1 часу в неделю, занятия проводятся с группой детей до 10 человек, во второй половине дня. Отбор детей осуществляется по их желанию, с учетом мнения родителей и по рекомендации педагогов. Данная программа разработана с учетом того, что основу эстетического отношения детей составляют «Три кита» - эмоциональность, интерес и активность. Особое внимание направлено на духовно-нравственное воспитание детей. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Успех в области духовно-нравственного воспитания зависит в первую очередь от профессионализма педагога. Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры детей через участие в творческих конкурсах.

Занятия в кружке не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый.

Дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями.  Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Кропотливо создавая композицию при помощи техники квилинг, дети учатся терпению.

Целью данной программы является пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Задачи:

  • развивать фантазию, творчество, мелкую моторику рук, вырабатывать усидчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца;
  • развивать зрительно- образную память, цветоощущение;
  • воспитывать духовно-нравственные ценности;
  • формировать коммуникативные навыки, самостоятельность;
  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание;
  • приобщать ребенка к истокам народного искусства.

Современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей — воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир. Ребятам интересно заниматься творчеством, а я в свою очередь, очень внимательно отношусь к планированию занятий и придаю этому большое значение.

Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Занятия расположены «от простого к сложному» [5].

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создание непринужденной и творческой атмосферы использую аудио с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека, на формирование духовно-нравственных чувств, художественное слово: стихи, сказки, рассказы, повести.

Занимаясь квилингом, дети знакомятся с национальной культурой. Оно обогащает душу ребенка, доставляет радость общения с настоящим искусством. На занятиях квиллингом дети учатся видеть красоту природы. Учатся бережному отношению ко всему живому.

Духовному развитию внутреннего мира детей способствует изотворчество, создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Давая проявить детям себя в изотворчестве, дети оберегаются от лени и равнодушия[3].

  Согласно направлению работы дошкольного учреждения по теме «Приобщение детей к истокам национальной культуры посредством организации православных праздников», в своей работе я стараюсь включать данное направление деятельности.  На занятиях кружка использую следующие темы: «Сувениры для Покровской Ярмарки», «Цветы для любимой мамочки», «Рождественские подарки», «Ветка вербы», «Пасхальные сувениры». Это помогает приобщать детей к традициям православной культуры[4].

Таким образом, система работы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников очень эффективна. Наблюдения показывают, что у ребят складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь. У детей возрос интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству.

Литература:

  1. Халикова Э.А., Колебошина Н.В. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. – Издательство «Учитель», 200г. Волгоград
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
  3. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание. – 2005, - № 2.
  4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - "Скрипторий 2003", Москва 2012.»
  5. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. «От салфеток до квиллинга» Нетрадиционные техники работы с бумагой. - "Скрипторий 2003", Москва 2014

 



Предварительный просмотр:

Квиллинг — эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Есть свои радости в каждом виде творчества:

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь»

Оноре де Бальзак

 Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.

Техника «Квиллинга» (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, моделировании с помощью специального инструмента или зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Занятия квиллингом – это развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, а также возможность реализовать свои творческие возможности.  

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка, известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество. Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость, смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии. И этому способствует занятие квиллингом.

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг. Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Польза «Квиллинга» неоспорима. Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер, совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.

Техника «Квиллинг» развивает чувства прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель:

Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

  • познакомить с техникой квиллинг;
  • научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции;
  •  повысить уровень развития моторики, мышления, внимания;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, эстетичность.

Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей. Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С»): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.

Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи, требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.

Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики, она помогает творить волшебство, требуя усердия, терпения, фантазии.

В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям.

Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества. И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.

У меня разновозрастная группа. Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой. В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей) и мы все участники одного общего дела.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике «Квиллинг» и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.



Предварительный просмотр:

Костюкова Екатерина Валерьевна,

воспитатель

МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №238

комбинированного вида»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

«Истоки способностей и дарований детей –

На кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

Начав работу воспитателем и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности».

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог считаю, что развивать мелкую моторику нужно с младшей группы, и поможет нам в этом продуктивна деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).

Для совершенствования ручной умелости в средней группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры (мне в этом помогает замечательная книга автора  

 Самомассаж, пальчиковый театр, аппликатор «Ляпко».

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «От рождения до года".

В средней группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, смятой бумагой, крышками и т.д.

В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В старшей группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми четырёхлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. В старшей группе я продолжила работу по развитию мелкой моторики. Запускаю работу кружка «Бумажные узоры».

Весь год решили посвятить квиллингу.

Организовывала работу

-как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,

-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,

-в свободной самостоятельной деятельности.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

И не нужно забывать родителей. Закреплять умения и навыки по любому из видов продуктивной деятельности дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга, изонити и многое другое. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей кого либо из способов выполнения работ, родители смогут ему помочь при выполнении поделок для выставок в детском саду.

 Для них специально разрабатываю консультации, беседу, папки-передвижки, брошюры, индивидуальные беседы. 

Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Каких результатов удалось достичь

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики в старшей группе;

- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей;

- продолжить работу кружка «Бумажные узоры».



Предварительный просмотр:

Костюкова Екатерина Валерьевна,

воспитатель МКДОУ г. Новосибирска

«Детский сад №238 комбинированного вида»

Необходимость продуктивных видов деятельности в формировании экологического воспитания дошкольников

«Истоки способностей и дарований детей –

На кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Многие взрослые, а тем более дети не знают, как могут обыкновенные растения у нас под ногами помочь здоровью человека. Научив беречь и охранять, умение правильно пользоваться лечебными свойствами через продуктивную деятельность мы привьем любовь, наблюдательность, научим понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней [4, с.32].

 Целю моей работы является знакомство детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями с использованием техники квиллинг.

 В данной работе я ставила следующие задачи:

  •  Формировать знания о лекарственных растениях;
  •  Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  •  Обучать различным приемам работы с бумагой.

   Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • Развивать любознательность, наблюдательность, речь, сенсорные способности;
  • Словарный запас;
  • Знакомить с лекарственными травами нашего края.

   Воспитательные:

  • Бережное отношение к природе;
  • Коммуникативные навыки, самостоятельность
  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание.

  Вся деятельность с воспитанниками проходит через следующие формы и методы:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • консультация для родителей;
  • рассматривание образцов выполненных работ.

            В результате проделанной работы дети научатся:

  • узнавать мир лекарственных растений;
  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы;

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством  я ставила обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат [2, с.12].

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Польза квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима.

1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей. Для этого я использовала следующие виды упражнений: скручивание, склеивание.

 У детей навыки становились более разнообразными и сложными. Увеличивался круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.

Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Занятия квиллингом  я сочетала с использованием логопедических приемов, которые  ненавязчиво, эффективно помогали избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка (проговаривание четверостиший, повторение названия лекарственных растений, отгадывание загадок,  проговаривание скороговорок, закрепление название приемов выполнения техники квилинг).

3. Самовыражение.

Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок ТВОРИТ! СОЗДАЕТ!

Вдумайтесь - ребенок САМ СОЗДАЕТ!!! Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.

А чем можно заменить мыслительный процесс, происходящий в голове ребенка в процессе создания?

Возможно, он собирался сделать машину, а в итоге получился дракон или снеговик. Реальность становится пластичной в пальцах ребенка. И ограничивается только его фантазией.

Кроме того, занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

4. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.

 По результатам наблюдений, в группе много тревожных детей. Их тревога связана со страхом сделать неправильно, что мешает им раскрыться и начать творить. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать.  Всю работу я выполняла вместе с детьми от начала до конца,  создавая атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге - тревожные дети становились  более спокойными, замкнутые - учились доверять, а неусидчивые - направлять свою энергию в русло творчества.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг, доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение.

Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры.

Полученные знания детей по экологии будут, лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.

Я взяла за основу экологическое воспитание и образование - это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту.

Малыши, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 6-летних и даже 5-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам – в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития экологических способностей, потому что в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным желанием познать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление подростков: оно еще не «задавлено» догмами и стереотипами, оно более независимо.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале я непосредственно знакомила детей  со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом).  В дальнейшем  дети продолжали приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако их интерес к материалу  был обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира [4, с 44].

В результате применения данного направления деятельности с детьми, я добилась следующих результатов: воспитанники овладели элементарными техническими приемами работы с бумагой (скручивание, придание формы методом сплющивания, могут создать самостоятельно  композицию из готовых деталей). Данный вид работы, как показывает практика, раскрывает творческие способности детей, их внутренний мир, желание узнавать новое, интересное. Родители тоже включаются в данный вид деятельности, и тем самым формируется целостное общение между родителями и детьми.

Таким образом, можно сделать вывод: очевидна необходимость использования продуктивных видов деятельности для формирования экологического сознания дошкольников.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
  2. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание. – 2005, - № 2.
  3. Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество/ Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. – 134с.
  4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. -2000. - N 7. - с. 31-38.
  5. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  6. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - " Скрипторий 2003", Москва 2012.
  7. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. «От салфеток до квиллинга» Нетрадиционные техники работы с бумагой. - "Скрипторий 2003", Москва 2014