Конференция

Старостина Надежда Ивановна

 

24.02.2022г. в МОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» прошла региональная конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»

 

24.02.2022г. в МОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» прошла региональная конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации», в работе которой приняли участие представители Комитета по образованию Раменского г.о., ГБОУ ВО МО «АСОУ», НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Диалог», Благотворительного фонда «Дари свет», заместители директора по УВР, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы, классные руководители, педагоги дополнительного образования  образовательных организаций Раменского г.о.

Открывая конференцию, директор МОУ Центр «Содействие» Н.К. Лутковский рассказал об актуальности проведения мероприятий, направленных на предоставление практического опыта использования результативных механизмов сопровождения и расширение сотрудничества специалистов, обеспечивающих сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования. 

Доклад руководителя Службы содействия семье и детям МОУ Центр «Содействие» Е.Г. Симоновой был посвящён современным проблемам психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Вопросы развития системы оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и их родителям в Раменском г.о. осветила в своём выступлении врач-педиатр, врач-невролог МОУ Центр «Содействие» Н.Ю. Власова 

Директор МОУ «Центр диагностики и консультирования «Диалог» О.В. Поварова рассказала о нормативно-правовом регулировании и практических аспектах организации работы Психолого-педагогического консилиума образовательной организации. 

Перспективы эффективного сотрудничества и организации взаимодействия НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» и МОУ Центр «Содействие» озвучила доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Е.Е. Шевцова. 

Магистранты НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» рассказали об особенностях развития когнитивной сферы у детей дошкольного возраста при задержанных сроках активности младенческих рефлексов, продемонстрировали приёмы коррекционной работы по стимуляции когнитивного развития детей после кохлеарной имплантации в процессе предметно-игровой деятельности. 

Проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в образовательной организации было посвящено выступление заместителя директора МОУ «Центр диагностики и консультирования «Диалог» Т.В. Ожогиной  

Опыт работы по организации коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ с учетом нозологических групп (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость) представили специалисты МОУ Центр «Содействие» – логопеды (Попова О.И., Магомедова Г.М.), инструкторы ЛФК (Ащеулова С.В., Позднякова А.И.), педагоги-психологи (Харитонова Л.В., Чиркова О.И., Покатаева М.В., Никитина О.В.), социальный педагог Старостина Н.И., дефектолог Медведева А.И., преподаватель музыки Елисеева А.Б., тьютор Архипова Н.А.

По результатам работы конференции участниками принята Резолюция, в которой согласована общая позиция в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования и выработаны следующие рекомендации:

- продолжить деятельность по выявлению и трансляции передового опыта продуктивного сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания своевременной помощи родителям (законным представителям);

- включить данную Конференцию в перечень регулярных совместных мероприятий, проводимых Комитетом по образованию Раменского г.о., ГБОУ ВО МО «АСОУ», НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», МОУ Центр «СОДЕЙСТВИЕ», МОУ «Центр диагностики и консультирования «Диалог» на основе партнерского взаимодействия и сотрудничества с периодичностью не реже 1 раза в год. 

Участники Конференции выражают благодарность Комитету по образованию Администрации Раменского городского округа Московской области за создание условий для плодотворного обмена опытом и начальнику отдела сопровождения инклюзивного образования Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО «АСОУ» Морозовой Наталье Владимировне за консультации при подготовке конференции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_24.02.22.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Приемный ребенок в школе

            Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех.

В последнее время в российском образовании большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Общество стало принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, считая их равноправными и достойными членами общества. В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми. Правильно организованная траектория обучения, независимо от физических, умственных способностей, а также социального положения, дает возможность ребенку удовлетворить свои потребности в получении образования, равное уровню его развития. Инклюзия стала реальностью Российского образования. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО сделан акцент на доступности получения качественного образования детям с ОВЗ. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов. Организация инклюзивного образования — это не только создание материально-технической базы, для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение и комфортные условия обучения, но и правильно встроенные пути взаимоотношений нормально развивающихся детей и их родителей к детям с ОВЗ. Высокие результаты инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, а также, ключевую роль играет готовность педагогов и психологов к совместному взаимодействию. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение, а также создание особого, благоприятного климата в ученическом и педагогическом коллективах.

Любой родитель хочет для своего ребенка добра. И он прикладывает максимум усилий для того, чтобы все у ребенка было хорошо. Каждый пытается вырастить свое чадо умным, добрым и дать ему возможность для самореализации, развить способность адаптироваться в обществе, т.е. получить образование, освоить какую-либо профессию, уметь общаться с людьми, создать семью.

Большую часть детства ребенок проводит в стенах школы, именно там он получает необходимые знания, умения и навыки как в усвоении учебного материала, так и в способности выстраивать отношения в социуме. Так как разработанная и утвержденная программа, по которой учатся все школьники, является стандартной, дети, которые несколько не вписывается в систему общих правил, сталкиваются с огромными трудностями в процессе школьного обучения.

Для семей с приемными детьми и детьми с особыми потребностями образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность.

Прежде чем взять на воспитание ребенка-сироту; взрослые проходят обязательную подготовку в Школе приемных родителей. В то же время воспитателей детских садов, педагогов и школьных психологов никто не учит тому, как нужно работать с такими детьми, не разъясняет им, что следует знать и учитывать в общении с ними.

В школе приемные дети часто ведут себя вызывающе, иногда они совершенно неуправляемы и сильно отстают в учебе, при этом обычные методы воспитания на них не действуют.

Никто не любит трудных задач, особенно когда они появляются в большом отлаженном школьном механизме. Любое отклонение от нормы требует дополнительных материальных, управленческих и человеческих ресурсов. Любая инаковость детей с большим напряжение воспринимается в традиционных общественных институтах, один из которых школа.

В чем же суть и трагедия истории с приходом в школу приемного ребенка? Попробуем, как в ролевой игре, встать на место каждого из участников этой жизненной ситуации.

Приемный ребенок: в чем его инаковость?

Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.

В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.

В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.

Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.

На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д.

В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.

Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.

Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.

И как трудно восстанавливать веру в себя, в разумность мира, помощь и поддержку взрослых, если весь твой опыт говорит, что предадут, наплюют, осудят и будут заставлять что-то делать.

Учителя в школе: перекладывание ответственности как защитный механизм

Учитель не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.

Авторитета социальной роли учителя и взрослого не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы.

Переживая в воспитании или обучении неудачу за неудачей, учитель достаточно быстро приходит к пониманию, что он не справляется с ситуацией. Иногда возникает непрекращающийся конфликт между учителем и приемным ребенком, иногда учитель перестает его воспринимать в общей жизни классного коллектива, так как там, где невозможно ничего сделать, и не нужно ничего желать.

Механизмы психологической защиты действуют достаточно верно и быстро в ситуации профессионального неуспеха, ответственность трудно взять на себя и начинается поиск виноватого.

Учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.

Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.

Мудрые приемные родители понимают, что все делается постепенно: сначала — новая семья, семейная роль, выстраивание отношений, преодоление недоверия, шаг навстречу друг другу, а потом школьные успехи, секции и кружки, развитие талантов, выбор профессии и пр.

И в такой логике повторное обучение в одном классе — это возможность без лишних переживаний и сверхусилий войти в новый ритм своей жизни, устранить пробелы в знаниях и адаптироваться к новой обстановке. И тут нет ничего трагичного. Понимающий родитель видит существенные отличия между двойкой, выставленной за 30 ошибок, и двойкой, полученной за 15 ошибок. Приемная семья должна иметь свободу и запас уважения в школе, бережное отношение к непохожести, проблемам и трудностям детской жизни.

К счастью, бывают и другие ситуации, когда педагогические усилия школы, поддержка семьи, терпение и понимание учителей позволяют не только успешно пройти социальную адаптацию особенного ребенка в школе, но и укрепить отношения ребенка с его семьей, потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя на равных с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее. Формирующая роль среды в развитии и обучении очень высока. Ребенок, хорошо интегрированный в социальную среду, получает не только равные возможности в образовании, но и альтернативный жизненный опыт: достойные примеры для подражания и шанс для построения позитивных межличностных отношений.

Дети с особыми потребностями, которые воспитываются в приемных семьях, трудны, в первую очередь, для самих себя, и без помощи социального окружения им не преодолеть тех препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к нормальной жизни. И в это окружение попадают не только родители и специалисты, но и дети в классе, и родители этих детей, и педагогический состав школы, и соседи по дому и многие другие. Интеграция таких детей в общество важна не только для них самих – она важна и для самого общества. Если мы не будем воспитывать в наших детях и в себе самих нормальные человеческие чувства – терпимость, способность к принятию и поддержке, сочувствие – а будем относиться к детям с трудной судьбой как к источнику проблем, то рано или поздно ситуация обернется против нас. Ведь отвергая сам факт существования подобных проблем, мы ожесточаемся, учимся и учим, что «каждый сам за себя», «вытесняй того, с кем тебе трудно», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Работу по борьбе со стереотипами и воспитанию терпимости надо начинать с себя. И тогда жизнь станет лучше не только для приемных детей с особенными особенностями развития.

Кроме создания развивающей среды и занятий с приемным ребенком с особыми возможностями специалистам и родителям важно помнить следующее:

  1. «Аффект тормозит интеллект». Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано в большей степени с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
  2. Не сравнивать с другими.
  3. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
  4. Терпение. Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда хорошо. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым. Когда между родителями и ребенком сформировалась привязанность, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
  5. Разумные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка.
  6. Искать позитив. Не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
  7. Хвалить за усилия, а не только за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этому – наверное, основная задача, которую приемным детям решать сложнее, чем родным, по двум причинам: во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства; во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится с нуля.

В школе, где обучаются дети с ОВЗ важно дать понять родителям таких детей, что специалисты школы — это прежде всего их партнеры. В связи с этим появляется необходимость проводить работу с родителями детей с ОВЗ.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей должна строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами данной работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также — информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом. Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:

  • изучение и описание обращений за помощью;
  • обследование условий, где проживает семья;
  • выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
  • выяснение целей и ожиданий семьи;
  • наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);
  • изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время; ‒ влияние изъятий из семьи её членов;
  • изучение прошлого семьи;
  • изучение особенностей личности членов семьи.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое.

  1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
  2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
  3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Грамотно и стратегически правильно выстроенная работа всего психолого-педагогического коллектива ОУ с семьями, которые имеют детей с ОВЗ — это гарантия успешности в образовательном, воспитательном процессе и адаптации детей с ОВЗ в детском коллективе.