Школьный музей МБОУ "Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1" Высокогорского района Республики Татарстан

Алеева Эльза Гусмановна

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

МБОУ «ВЫСОКОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» 

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ                                                                                                 

1.     Краткие сведения по истории создания музея.

         В 1965-1967 годы в школе работает группа «Юные следопыты» под руководством Липатовой А.М., Паняевой В.М..  С 1976 года  работает группа «Поиск» под руководством Закиевой М.Н., Минаевой Г.В.. Ребята проводят активную работу по сбору материалов о 334-ой стрелковой Витебской ордена Суворова стрелковой дивизии, по истории района и школы. Открывается комната боевой славы. 16 ноября  1988 года открывается школьный музей Боевой Славы. С 2007 года ведется работа по краеведческой экспедиции «Домашний очаг», музейные экспозиции дополняются этнографической  частью «Домашний очаг». В музее собран богатый материал по истории школы и района.

2.     Основатель музея – Закиева Мансура Нургалиевна. Имеет следующие награды: медаль «За трудовое отличие», знак «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», медаль «Ветеран труда», Благодарность Советского комитета ветеранов за активное участие по героико-патриотическому воспитанию молодежи.

3.     Адрес школьного музея – 422700, Высокогорский район, ст. Высокая Гора, ул. Гагарина 9, 2-15-21.

4.     Ведомственная принадлежность –  МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района РТ».

5.     ФИО руководителя учебного учреждения – Гильманова Елена Сергеевна

6.     ФИО руководителя музея – Алеева Эльза Гусмановна, учитель английского языка.

7.     Год основания музея – 1988 год.

8.     Имеется паспорт школьного музея. Свидетельство № 6222 от 16 ноября 1988 года.

9.      Профиль музея – историко-краеведческий.

10.   Общая площадь музея – 47,5 кв.м. Расположен в здании школы общей площадью 47,5 кв. м. при высоте помещения 3,0 метра. Демонстрационные залы имеют площадь 34,9 кв.м., 9,8 кв.м. Музей расположен на 1 этаже здания школы. Отопление, электроснабжение централизованное. Имеется система вентиляции, система пожарной сигнализации.

Основные задачи:

-поиск и сбор краеведческого материала;

-учет и хранение собранных документов, предметов, материалов;

-систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов;

-использование материалов музея в учебно-воспитательной работе;

-пропаганда исторических материалов через СМИ, экскурсии, выступления агиток, участие в районных, республиканских конкурсах по краеведению.

11.Тематика экскурсий и занятий.

- Герои Советского Союза – наши земляки.

- Полный кавалер орденов славы -  Скрементов М. Н.

- Ознакомительная экскурсия по школе (на русс. и англ. языках).

- Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны.

-Что поддерживало дух солдат в бою (о фронтовых письмах, песнях, газетах).

- История Трудового Красного Знамени (о трудовом подвиге высокогорцев в годы Великой Отечественной войны).

- Школа в годы Великой Отечественной войны. Выпускники школы в боях за Родину.

- Боевой путь 334-ой Витебской ордена Суворова стрелковой дивизии.

- Где сладкий шепот…(о пребывании Боратынских в д.Каймары Высокогорского района).

- Из семейного архива (занятие для начального и среднего звена о необходимости беречь и хранить историю семьи).

- Домашний очаг (о быте крестьянской семьи).

- История Новогодней игрушки.

- История школы. История развития детских организаций (по истории школы).

  Занятия составлены на основе деятельностного подхода. Учащиеся  являются активными участниками, выполняют задания, рассуждают, становятся  историками,  археологами, географами и даже музыкантами, а главное, учатся понимать значимость того, что их окружает: родные, семья, история рода, история села, района, родной земли. Экскурсии проводятся ежегодно для учащихся школы, родителей и гостей школы. Проводим занятия по истории родного края в районном краеведческом музее.  Охват учащихся 100%.  Ежегодно проводится по 15-17 экскурсий для 1-11 классов.

12. Традиционные формы работы:

- экскурсии;

- встречи с ветеранами;

- политинформации;

- практические занятия с применением активных форм работы;

- школьные сборы, линейки;

- гитара по кругу;

- массовая работа с населением

13. Учет материалов ведется в инвентарной книге с 2003г.

    Экспонируется – 318 экспонатов. Фонды музея составляют 412 экспонатов. Фонды музея ежегодно пополняются.

Большое внимание уделяется оформлению сменных экспозиций на передвижных стендах. Темы сменных экспозиций:

- История Высокогорского района в годы Великой Отечественной войны.

- Школа в годы Великой Отечественной войны.

- Основные этапы Великой Отечественной войны.

- Битва под Москвой, Битва под Сталинградом, Курская битва, Блокада Ленинграда.

- Герои – пионеры.

- Города герои, города воинской славы.

 14. Работа школьного музея регламентируется Уставом школьного музея

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Воспитанники школы, павшие в боях за свободу и независимость нашей Родины.

Бикмухаметов Азат

Ванюшин Евгений

Виноградов Юрий

Доронин Николай

Драгулин Михаил

Дъячков Сергей

Елкин Анатолий

Каткова Анна

Леонтьев Рэм

Рязанов Сергей

Юнусов Николай

  В музее хранятся бесценные документы: свидетельство об окончании 7 класса Ванюшина Евгения и Бикмухаметова Азата, ведомость итоговых оценок за 1941-42 учебный год, фронтовые письма - солдатские треугольники. Это письма Ванюшина Евгения своей матери Марии Ивановне, учительнице нашей школы.

  В солдатских письмах есть скупые строчки о своей жизни на фронте, теплые заботливые слова к матери и к сестре, интерес к домашним делам, к новостям школы, к жизни соседей. Единственное письмо Драгулина Михаила о том, что Ванюшин Евгений, с которым они служили вместе, ранен, и что их фронтовые дороги расходятся.

  В воспоминаниях одноклассников ребята были самыми обычными: хорошо учились, были активными и самостоятельными, умели дружить. Высокогорская школа была единственной в округе. Многие ребята добирались до школы из разных деревень, жили на квартирах. Юнусов Николай приезжал из Чепчугов, Каткова Анна из Калинино, Рязанов Сергей из Ивановки. Зимой ходил  из деревни в школу на лыжах. Он был секретарем комсомольской организации.

  На фронт уходили добровольцами, в разное время.  И вот наступила весна, последняя школьная весна. В конце марта шестерых десятиклассников вызвали в военкомат. Вручили повестки: «Вы направляетесь на учебу в танковое училище. Аттестаты зрелости получите досрочно». Так Дьячков Сергей, Рязанов Сергей, Виноградов Юрий, Архипов Василий, Леонтьев Рэм стали на защиту Родины. Из них в живых остался только Архипов Сергей.

 В марте 1943 года из 10 класса ушли Леонтьев Рэм, Виноградов Юрий, Юнусов Николай. Вскоре было получено извещение о героической гибели Юнусова Николая. Он умер от ран в деревне Дроздовка Черниговской области в 1943 году, похоронен в братской могиле.

Доронин Николай, автоматчик 13 отдельного гвардейского полка прорыва, погиб 26 июля 1944 года. Похоронен западнее хутора Гребежи Латвийской ССР.

Драгулин Михаил погиб 29 декабря 1942 года Похоронен в деревне Чашниково, Зубцевского района, Калининской области.

Елкин Анатолий погиб в 1945 году в Германии близ г. Франкфурта.

Рязанов Сергей погиб в феврале 1942 года в районе села Островка Воронежской области.

Бикмухаметов Азат 1925 года рождения в феврале 1943 года поступил в военное училище после 8 класса. Он был физически сильно развитым, имел значок «Ворошиловский стрелок», охотничий билет и личное охотничье ружье. С фронта пришло только одно письмо. В 1944 году мама Азата получила извещение, что ее сын пропал без вести.

Каткова Анна после 10 класса окончила курсы радисток при ЦК ВКП (б) и в составе партизанского отряда была заброшена в тыл врага в районе Суджи Курской области. Отряд был окружен превосходящими силами противника и разбит. Это было в ночь с 8 на 9 мая 1942 года. Анне было всего 19 лет.

В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен,

 И в танковых боях и в штыковых.

Ушли сурово, без оглядки,

Не нарушая плотный строй,

Шагая твердо, по-солдатски,

От школьной двери прямо в бой.

Веселые, отважные, простые,

В свой звездный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России,

Горят сегодня вечные огни.

И удержать их не пытались,

В сердца стучала им война,

Сюда, где их следы остались,

 Вернулись только имена.


Сочинение Алениной Евгении, ученицы Высокогорской средней школы.

  Война не проходит бесследно. Великая Отечественная останется в сердцах людей навеки. Еще не иссякли слезы матерей, чьи сыновья погибли на войне, погибли, защищая наше счастье. Горюют женщины, тоскуют матери и вместе с ними скорбит народ, вся наша великая страна, скорбит Земля об ушедших навеки. Люди не забудут солдат. Люди преклоняют перед ними колени.

  Сколько их было? Некоторым едва ли больше семнадцати. Веселые, юные, они отправлялись навстречу грозе, навстречу неминуемой гибели. Никто из них не вздрогнул, предчувствуя свой смертный час. Умирая, они видели небо, умирая, они вспоминали своих матерей, умирая, они прижимали к груди комсомольский билет!

  Сегодня, когда над нашей головой мирное небо, не хочется думать о войне, но вспомнить тех, кто дал нам счастье спокойно жить и учится, мы обязаны.

  В каждом городе, поселке, селе есть люди, судьбы которых тесно переплетены с воспоминаниями о войне, люди, прошедшие боевой путь до победного конца, или же те, чьи родственники погибли в этой чудовищной схватке добра и зла.

  В нашей школе образован кружок Красные следопыты, члены которого занимаются поиском героев-комсомольцев, выпускников нашей школы. Благодаря именно этой поисковой работе, я узнала, что неподалеку от моего дома, на соседней улице, живут родители Юнусова Николая, который погиб на фронте. Следопыты поручили мне навестить их, расспросить о сыне. Я долго собиралась, сильно волновалась. Вернее сказать боялась. Ведь мой приход, возможно, взбередит рану, быть может, уже начавшую заживать. И вот я пришла к ним. Тихонько открыла калитку, прошла через чистый, аккуратный двор и прямо из синей попала в дом. Навстречу мне поднялись двое: женщина с добрыми, материнскими, именно материнскими глазами и мужчина с белыми, как лунь, волосами. И опять мне вдруг стало страшно. По спине пробежал предательский холодок, и руки едва уловимо вздрогнули. Слова, которые я приготовила, моментально вылетели из головы. Натянуто улыбнувшись, взглянула на Юнусовых, а они сразу пригласили меня присесть. Мы быстро познакомились, разговорились. Но прошло время, прежде чем они начали свой рассказ.

  Родился Николай в Чепчугах. В детстве очень любил босиком бегать по лужам и горячему песку. Случалось и шалил, как и все мальчики, то на дерево залезет, то с крыши спрыгнет. И поцарапается, бывало, даже и нос разобьет, а ничего, не плачет, терпит. Быстро пролетали годы. Настало время приниматься за учебу. Тут в жизни Николая многое изменилось, переехали Юнусовы на станцию Высокая Гора. Стал мальчуган осваиваться на новом месте, пошел в школу, подружился с одноклассниками. Николай рос, мужал. В школе был активистом, хорошо учился. Все шло благополучно, но когда пришел он в восьмой класс, громом прогрохотала над Родиной война! Твердо тогда решил Николай уйти на фронт, как окончит школу. Была и такая шальная мысль: сбежать на передовую, но понимал Николай, что мало от него пока толку, и еще твердо решил он стать комсомольцем. Все, что задумал, выполнил. В десятом классе вступил в комсомол, а после окончания школы добровольцем ушел на фронт. Военную подготовку прошел в Казани, оттуда прямо на передовую. С тех пор как ушел Николай на фронт, не получили его родители ни одного письма. Очень скоро пришло извещение, что Юнусов Николай геройски погиб в бою.

  Кончился рассказ. Я боялась пошевельнуться. Юнусовы сидел, задумавшись. Мне мысленно представилось все, о чем только что услышала. «Коля, Николай, я очень хочу быть похожей на тебя», - думала про себя. Вдруг Юнусовы встрепенулись и взглянули мне в глаза, поняла ли я, почувствовала ли то, что чувствовали они. Я чуть заметно им кивнула. И сразу пришло неудержимое желание взглянуть на фотографию Николая, и я попросила у них ее. Просьбу исполнили. Из деревянного окованного железом сундука бережно, как святыню, вынули пожелтевший снимок. Также бережно смахнули с него пыль и протянули мне. С фотографии, улыбаясь чему-то, смотрел паренек 17 лет. У него были большие глаза, чуть вьющиеся волосы. Он стоял у березы и улыбался. Я внимательно рассмотрела снимок, и, возвратив хозяевам, стала прощаться. Юнусовы проводили меня до порога и на прощанье пригласили еще.

  Я шла по улице, залитой весенним солнечным светом, слушала птичьи трели и думала, что как это прекрасно, когда нет войны, что можно вот так спокойно гулять и улыбаться, и смеяться, и делать все, что захочется. Этим миром, этим спокойствием мы обязаны солдатам, сложившим свои головы на полях сражений. Тебе, Юнусов Николай, тебе храбрый комсомолец. Комсомолец, которого, как и сотни тысяч таких же, как он, звал на подвиг комсомольский билет.

  Склоним же головы. Склоним головы мы, кто обязан им своей жизнью!