Для коллег

Бирюкова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

ФЭМП как средство интеллектуального развития детей раннего возраста

https://disk.yandex.ru/i/VT-sCpwSONBB5A



Предварительный просмотр:

                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 356 Центрального района Волгограда»

------------------------------------------------------------------------------------

400050, г. Волгоград, ул. Хиросимы, 5а, тел.

«ПРИНЯТО»

педагогическим советом

протокол № 6 от «04» июля 2022 г.

                        «УТВЕРЖДАЮ»

                        Заведующий МОУ Детского сада № 356

                        ________________ Е.Н.Копенская

              Приказ от «02» сентября 2022 г. № 188

                               

                                                 

ПРОГРАММА

дополнительного образования

(художественно-эстетической направленности)

«Волшебные краски»

срок реализации программы – 2022-2023 учебный год

Составитель:

воспитатель – Бирюкова М.В.

Волгоград,  2022 г.

Содержание

Введение

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель.

1.3. Задачи.

1.4. Особенности программы.

1.5. Планируемый результат освоения программы.

1.6. Возрастные особенности художественно-эстетической деятельности

       воспитанников.

1.7. Сроки реализации.

1.8. Ожидаемые результаты.

2. Содержательный раздел

2.1.Основные способы и формы работы с детьми

2.2.Нетрадиционные техники.

2.3.Календарно-тематическое  планирование.

3. Организационный раздел

3.1. Организация занятий по программе.

3.2. Материальное обеспечение программы.

3.4. Список используемой литературы.

1.1. Пояснительная записка

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Актуальность.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски» (образовательная область «Художественное творчество»).

Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Волшебные краски» характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание дополнительного образования для детей 2-3 лет. 

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности в нетрадиционных техниках работы, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

1.2.Цель:

Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изодеятельности.

1.3.Задачи:

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов . Рисование пальчиками, рисование ладошкой,  оттиск поролоном,  аппликация обрывками бумаги, салфетками,

аппликация ватой,  рисование и аппликация смятыми салфетками.

  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное  в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов

и явлений окружающей деятельности.

  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
  • Формировать интерес к работе с пластилином.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

1.4.Особенности программы.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации посредством ознакомления детей с нетрадиционными способами рисования.

1.5. Планируемый результат освоения программы:

Ожидаемый результат

К концу года ребенок умеет:

-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;

-передает различие предметов по величине;

-ритмично наносит штрихи, пятна;

-рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);

-рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);

-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;

-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

1.6.Возраст обучающихся

Программа рассчитана на детей 2-3 лет, предусматривает набор детей по желанию и запросу родителей.

1.7. Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь-май) -  72 занятия – 2 занятия в неделю. Длительность одного занятия – 15 минут.

2. Содержательный раздел

2.1.Основные способы и формы работы с детьми

 Занятия в кружке проводятся фронтально. Занятия состоят из теоретической части: рассказ (показ) новых приемов, выполнения практической части, выставки результатов.

2.2.Нетрадиционные техники.

Рисование пальчиками.

Рисование ладошкой.

Оттиск поролоном.

Аппликация обрывками бумаги, салфетками.

Аппликация ватой.

Рисование и аппликация смятыми салфетками.

2.3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

06.09,

08,09

13,09

15,09

20,09

22,09

27.09

29.09

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Вводное занятие.

 Тема: «Мячик для куклы Кати»,  «Осенний листочек», «Покормим цыпляток»,

« Уточка»

« Осеннее дерево»,

« Яблоки»

«Мухоморы»,

« Грибочки в лесу»

Кабинет дополнительного образования

опрос

2

Октябрь

04.10,

06.10, 11.10, 13.10, 18.10, 20.10, 25.10, 27.10

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема:

«Веточка рябины»,

 « Гусеница»,

«Далматинцы в гостях у детей»,

« Горох»,

«Компоты и варенье в баночках»,

«Фрукты на дереве» «Солнышко за тучкой»,

 « Осенние цветы»

Кабинет дополнительного образования

наблюдения

3

Ноябрь

01.11,

08.11,

10.11,

15.11,

17.11,

22.11,

24.11,

29.11

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «У нас в гостях гусеница»,

«Бабочки» «Дождик»,

«Машина» «Подсолнух»

«Клубничка» «Мой щенок дружок»,

« Радуга»

Кабинет дополнительного образования

опрос

4

Декабрь

01.12,

06.12,

08.12,

13.12,

15.12,

20.12,

22.12,

27.12,

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Первый снег»,

« Снежинки»

«Новогодняя гирлянда»,

«Елочки в лесу» «Украсим елочку»,

«Зайчики зимой» «Дедушка Мороз»,

«Медвежонок»,

 "Домик для зайчика",

«Ночка».

Кабинет дополнительного образования

наблюдение

5

Январь

10.01,

12.01,

17.01,

19.01,

24.01,

26.01,

30.01,

31.01

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Дедушка Мороз»,

«Медвежонок»,

 "Домик для зайчика",

«Ночка» «Бедный зайчик заболел - Ничего с утра не ел »,

«Котенок и клубочек» «Морковка для зайчика», « Фрукты на тарелочке»

Кабинет дополнительного образования

опрос

6

Февраль

02.02,

07.02,

09.02,

14.02,

16.02,

21.02,

24.02,

28.02

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Грибочек на лужайке»,

« Корзинка с цветами»

«Красивый цветок», «Цветочек»,

« Веселый лягушонок»

« Птички – синички» «Одуванчики в траве»,

«Пчелки».

Кабинет дополнительного образования

наблюдение

7

Март

02.03,

07.03,

09.03,

14.03,

16.03,

21.03,

23.03,

28.03.

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Грибы для бельчат»,

«Зебра», « Самолет»,

«Светофор»,

«Любимый мишка», «Красивый поезд»,

« Кораблик».

Кабинет дополнительного образования

опрос

8

Апрель

04.04,

06.04,

11.04,

13.04,

18.04,

20.04,

25.04,

27.04

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Грибы», « Лошадка на лужайке», «Улиточка», « Веселый дождик»,

«Солнышко лучистое»,

«Веселый  ежик» «Солнышко»

« Каждый пальчик цветочек»

Кабинет дополнительного образования

наблюдение

9

Май

04.05,

10.05,

12.05,

16.05,

18.05,

23.05,

25.05,

30.05

17.20-17.35

Очная, групповая

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема: «Подарок для мамы»,

« Букет цветов», «Ягоды для Мишутки»,

« Ландыши», «Корзина фруктов»,

« Львенок» ,«Ягоды и яблочки»,

« Васильки».

Кабинет дополнительного образования

опрос

3.1. Организация занятий по программе

Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю. Общее количество занятий в год -72, время занятий 15 мин.

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

15 минут

2 раза

2 занятия

72 занятий

Дни занятий – вторник, четверг.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, оборудованным:

Столами четырехместными – 6 шт.,

Стульями по количеству детей;

Доской, мольбертом

3.2. Используемый материал:

Альбом, салфетки, кисти, гуашь, цветная бумага, пластилин, цветной картон, пряжа, ватные палочки, поролон.

3.3. Список литературы:

1.Ю. Козлова «Забавная аппликация в помощь родителям и воспитателям.» - Ростов н/Дону: Феникс,2013-10с.; ил.-(школа развития).

2.И.М. Петрова «Объемная аппликация»: Учебно- методическое пособие,- СПб.; «Детство-Пресс»,2008,-48с.

3. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. Сост. Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. -ЧП. Лакоценин С.С016,-15., Воронеж 2007.

4. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2 мл. группа. (Обп. область «Художественно -_эстетическое развитие»); учебно-методическое пособие. -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. -152с.перераб, и доп.

Сентябрь

1

нед

АППЛИКАЦИЯ

 

Тема:

«Мячик для куклы Кати» (подарок на день рожденья), «Осенний листочек»

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой аппликации из салфеток; учить отрывать кусочки салфеток, катать между пальцами в комочек; приклеивать на шаблон мяча.

2

нед

РИСОВАНИЕ

 

Тема: «Покормим цыпляток», «Уточка»

Цель: познакомить с техникой рисования ватными палочками, обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа.

3

нед

РИСОВАНИЕ и АППЛИКАЦИЯ

Тема: «Осеннее дерево»

« Яблоки»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумажной салфетки, заполнять пространство кусочками салфетки неправильной формы. И рисование гуашью отдельных деталей рисунка.

4

нед

РИСОВАНИЕ

Тема: «Мухоморы», « Грибочки в лесу»

Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Поговорить с детьми о грибах, рассказать, где растут грибы, в какое время года они появляются. Предложить малышам изобразить белые точки на шляпке мухомора пальчиками, развивать точность и координацию движений.

Октябрь

1

нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Веточка рябины»,

 « Гусеница»

Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

2

нед.

ЛЕПКА

Тема:

"Далматинцы в гостях у детей»

« Горох»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания.

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином.

3

нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Компоты и варенье в баночках»,

«Фрукты на дереве»

Цель: Продолжать знакомить детей с гуашью как правильно пользоваться кисточкой. Учить детей создавать ритмические композиции, развивать мелкую моторику рук, пальцев.

4

нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Солнышко за тучкой»,

 « Осенние цветы»

Цель: Продолжать развивать у детей навыки наклеивания деталей в композицию. Воспитывать аккуратность.

Рисуем восковыми карандашами.

Ноябрь

 

1 нед.

аппликация

Тема:

«У нас в гостях гусеница»,

«Бабочки»

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой худ. творчества – аппликация из ватных дисков, развивать умение составлять композицию на листе бумаги. Пользоваться гуашью.

2

нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

 

 

Тема:

«Дождик»,

«Машина»

Цель: учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3

нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Подсолнух»

« Клубничка»

Цели: Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, катать их между пальцами, заполнять композицию кусочками пластилина. Развивать чувство ритма и композиции.

4

нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Мой щенок дружок»,

« Радуга»

Цель: аппликация с помощью кусочков пряжи; учить детей заполнять заготовку наклеиванием кусочков нити. Продолжать знакомить детей с гуашью как правильно пользоваться кисточкой. Учить детей рисовать контуры рисунка, развивать мелкую моторику рук, пальцев.

Декабрь

1 нед.

РИСОВАНИЕ

 

Тема:

«Первый снег»,

« Снежинки»

Цель: продолжать знакомить с рисованием ватными палочками.

2 нед

Аппликация и рисование

Тема:

«Новогодняя гирлянда»,

«Елочки в лесу»

Цель:

Развивать умение склеивать гирлянду из полосок цветной бумаги, учить соблюдать порядок на своем рабочем месте, развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Рисование восковыми мелками.

3 нед

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Украсим елочку»,

«Зайчики зимой»

Цели:

Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, красный.

4 нед.

АППЛИКАЦИЯ

Тема:

«Дедушка Мороз»,

« Медвежонок»

Цель: продолжать учить детей приклеивать кусочки ваты на заготовке, развивать моторику, внимание.

Январь

1 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Бусы на елочке».

«Домик в лесу»

Цель: Освоение техники раскрашивания гуашью контурных картинок.

2 нед

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

 

 

Тема:

"Домик для зайчика",

«Ночка»

Цель:

Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке. Пользоваться гуашью. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию.

3 нед.

АППЛИКАЦИЯ

Тема:

«Бедный зайчик заболел - Ничего с утра не ел »,

«Котенок и клубочек»

Цель:

Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему. Учить наклеивать готовые формы (морковку, аккуратно пользоваться  кистью, клеем, салфеткой.

4 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Морковка для зайчика»,

«Фрукты на тарелочке»

Цель:

Дальнейшее освоение техники раскрашивание контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа.

Февраль

1 нед.

АППЛИКАЦИЯ

Тема:

«Грибочек на лужайке»,

« Корзинка с цветами»

Цель:

Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Дополнять рисунок мелкими деталями.  Отрабатывать приём рисования красками.

2 нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Цветочек»,

« Веселый лягушонок»

Цель:

Закреплять умение лепить, применяя  усвоенные раннее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность.

3 нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Красивый цветок»,

« Птички – синички»

Цель:

Учить составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие.

4 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Одуванчики в траве»,

«Пчелки»

Цель:

Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приём рисования красками. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение

Март

1 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Грибы для бельчат»,

«Зебра»

Цель:

Учить детей рисовать грибы, используя овальные формы, расположенные по вертикали и горизонтали.

2 нед.

ЛЕПКА

Тема:

«Самолет»

Цель:

Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы (удлинённых кусков). Закреплять умение делить ком на глаз на две равные части, раскатывать продольными движениями и сплющивать.

3 нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Светофор»,

«Любимый мишка»

Цель:

Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Развивать умение составлять композицию определённого содержания из готовых фигур. Закреплять приёмы работы с клеем.

4 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Красивый поезд»,

« Кораблик»

Цель:

Продолжить формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной , круглой и треугольной формы. Развивать воображение.

Апрель

1 нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Грибы», « Лошадка на лужайке»

Цель:

Учить лепить предмет из двух частей, передавать их форму (шар, столбик), плотно их соединить. Развивать творческое воображение.

2 нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Улиточка», « Веселый дождик»

Цель:

Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. Продолжать учить лепить пальцами.

3 нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Солнышко лучистое»,

«Веселый  ежик»

Цель:

Учить составлять изображение из готовых фигур: одного круга и нескольких прямых полосок. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность.

4 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Солнышко»,

« Каждый пальчик цветочек»

Цель:

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Май

1 нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Подарок для мамы»,

« Букет цветов»

Цель:

Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. Учить доводить работу до конца.

2 нед.

ЛЕПКА и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Ягоды для Мишутки»,

« Ландыши»

Цель:

Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке впечатление от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

3 нед.

АППЛИКАЦИЯ и РИСОВАНИЕ

Тема:

«Корзина фруктов»,

« Львенок»

Цель:

Свободно располагать изображение на бумаге. Закреплять правильные приёмы наклеивания.

4 нед.

РИСОВАНИЕ

Тема:

«Ягоды и яблочки»,

« Васильки»

Цель:

Упражнять в печатании с помощью печаток. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.

Развивать чувство композиции.