Родителям

Шлипунова Елена Анатольевна
Консультации для родителей

 

 

 

 

 

"Роль семьи в воспитании дошкольника" 

 

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»                     В.А. Сухомлинский

 

     Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

     В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

     Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

     Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

     На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

     Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

     Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

     Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

     Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

     Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

     Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

- Где любовь и совет, там и горя нет

- Добрая семья прибавит разума-ума

- Дерево держится корнями, а человек семьей

- Дом согревает не печь, а любовь и согласие

- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

- У милого дитяти много ласковых имен

- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло

 

 

Азбука безопасности для родителей

 

                            

Консультация для родителей "Укусы насекомых"

    

           Отравления                                           Осторожно, клещи!

       

"Засветись, стань заметнее на дороге!"

 

Для чего нужны пальчиковые игры

 

                                           Консультация для родителей "Что рисует ваш ребёнок?"

      

      

                                              Картотека Пальчиковые игры

   

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.

Известно, чтo самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенoк автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формирования на их основе привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения, а так же родителей. В детском саду гигиеническое обучения проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Специальных занятий не планируется, но гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.

По мере рoста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.

По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.

Культурно - гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку.

Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.

Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей - постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.

Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т. д. Главное нужно отличать успехи ребенка.

В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий (кровать, стол, стул).

Дети в первой младшей группы к концу учебного года должны овладеть следующим культурно гигиеническими и трудовыми навыками.

1. Навыки личной гигиены.

- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.

- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;

- вытирает ноги у входа.

2. Навыки самообслуживания.

- снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.

- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

3. Навыки культуры еды.

- ребенок ест самостоятельно, опрятно.

- держит ложку в правой руке.

- пользуется салфеткой.

4. Навыки трудовой деятельности.

- выполняет простейшие поручения взрослых,

- помогает вынести на площадку игрушки,

- принести и убрать материал для занятий,

- помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;

- раскладывает карандаши, убирает игрушки;

- собирает на участке палочки, камешки, листву.

А. С Макаренко, обращаясь к родителям писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома».

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты - все это имеет для ребенка бoльшое значение.https://content.schools.by/sad31polotsk/library/1_VMktaFA.png



Предварительный просмотр:

«Как правильно общаться с ребенком»

Давайте посмотрим, как правильно общаться с ребенком. Вот несколько простых правил, которые нам не мешало бы усвоить.

Самое главное, безусловное правило: любите своего ребенка!

Правило 1: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему«С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься

Правило 2: Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3: Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Правило 5: Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его выслушать.

Правило 6: Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!

Правило 7: Максимально удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль,

Правило 8: Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 9: Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.

Правило 10Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, чтобы они были гибкими – родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенкаПравила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Правило 11Правила и последствия должны формулироваться одновременно.

Правило 12: Следует применять санкции, а не наказание.

ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ! (Обратите внимание на то, как вы, родителиобщаетесь между собой и как общаются люди окружающие вашего ребенка)

Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.

Когда ребенка часто хвалят, он учится оценивать.

Если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться.

Когда с ребенком обычно честны, он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.

Когда ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.

Если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.

При частом одобрении ребенка, он начинает всегда хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым.

Когда ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится любить.

Пожалуйста, дорогие мамы и папы, примите к сведению эти рекомендации и правильно общайтесь с ребенком.

        



Предварительный просмотр:

Консультация

 «Виды игр и их значение в воспитании, обучении и жизни детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Дети очень хотят участвовать в жизни взрослых, но в силу своих возможностей, не могут пока этого сделать, а в игре ребята могут реализовать свои желания, представления, «прожить» маленькую жизнь, «поработать» в разных местах, принять ту роль, которая для них в данный момент представляет интерес. Выполняя ту или иную роль в игре, ребёнок как бы готовит себя к будущей самостоятельной жизни.

Великий педагог А.С.Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет».

Игра для малыша – это способ познания окружающего мира, это очень серьёзное дело. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Поэтому познание и развитие через игру происходит легко и с удовольствием. Если мы хотим научить малыша думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, нам нужно с ним больше играть. Именно поэтому в детском саду дети всё время играют: режимные моменты, занятия, свободная деятельность – всё проводится в игровой форме.

Возможности игры огромны:

1. Развивают познавательные процессы личности - внимание, память, восприятие, мышление, воображение.

2. Тренирует наблюдательность и ум.

3. Развивают творческие способности детей.

4. Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

5. Способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.

6. Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Игр существует превеликое множество. Их классификаций тоже очень много. Мы приведем вам одну из них:

·        Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные игры).

·        Игры с правилами (дидактические или развивающие игры).

·        Подвижные игры.

Давайте рассмотрим их немного ближе.

Сюжетно-ролевые игры. Это наиболее понятные игры, которые остались в нашей памяти ещё с детства : «Дом», «Больница», «Магазин», «Автобус» и многие другие. Сюжетно-ролевая творческая игра – это первый социальный опыт, первые попытки понять, как устроен мир взрослых. Интерес к таким играм появляется у детей к 3-4 годам. А предшествуют им так называемые сюжетно-отобразительные игры, которые подготавливают ребенка к выполнению роли. Малыш учится действовать с предметами в соответствии с ролью (например, врач градусником измеряет температуру, повар ложкой мешает суп). Без этих действий ребенку невозможно будет участвовать полноценно в сюжетно-ролевой игре в дальнейшем.

Именно участие в сюжетно-ролевых играх позволяет ребенку повысить самооценку, стать востребованным, показать свои достоинства, получить признание сверстников. Это положительно влияет на дальнейшее развитие и обучение ребенка. Недаром говорят, что некоторые взрослые «недоиграли» в детстве, то есть недополучили социального опыта.

Театрализованные игры – это разыгрывание какого-либо литературного сюжета с помощью кукол или костюмов (игры-драматизации, различные виды театров и так далее). Такие игры позволяют развивать у ребенка воображение, сопереживание, формировать речь, интонацию, мимику, жесты, движения.

Строительные игры – это игры с различными строительными материалами (конструкторами, песком, снегом), где постройка обязательно обыгрывается.

Игры с правилами (дидактические игры) – это игры, создаваемые для обучения ребенка. В них обязательно есть задача обучающего характера. Например, «Найди маму для малыша», «Разложи предметы по цвету» и т.д.

Подвижные игры – это сознательная активная деятельность ребёнка, связанная с обязательным для всех выполнением правил. Такие игры направлены на развитие физических способностей малыша (бег, прыжки, меткость, сила, ловкость и так далее).

Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Игр много, они разные. И, конечно же, в наше время игры не представляются без игрушек. Каких только нет игрушек в наших детских магазинах: и большие, и маленькие, и для девочек, и для мальчиков, и дорогие, и дешёвые. Как же не запутаться в этом многообразии? Как выбрать игрушку так, чтобы она приносила не только удовольствие от покупки, но и пользу, развивала малыша, была любима им?

Консультация: «Какие игрушки покупать детям?»

Прежде всего -  игрушка должна быть безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие. Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.

Ну вот, виды игр мы узнали, игрушки купили, отправляем детей играть, а сами за компьютер или телевизор? К большому сожалению, очень часто родители поступают именно так. Кажется, всё, что могли, они уже сделали. Пусть малыш учится занимать себя сам.

Но не всё так просто. Ребёнка надо сначала «научить играть». И в этом без взрослых не обойтись. Но если в детском саду воспитатели занимаются этим обязательно, то дома родители делают это крайне редко. Азря…

Консультация: «Роль родителей в организации детской игры дома».

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Вот некоторые рекомендации родителям по организации детской игры дома:

- Участие родителей в играх детей необходимо, однако делать это надо очень бережно осторожно – игра не терпит грубого вмешательства.

- Не разучивайте сразу много игр, ведь ребёнок должен «наиграться», а дети младшего возраста любят повторять игры.

- Прежде всего, присмотритесь к играм вашего малыша. Игра прекрасное средство диагностики развития и поведения ребёнка.

- Игра помогает установить тесный, дружеский контакт, близость и взаимопонимание родителей и детей.

- Приучайте ребёнка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.

- Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.

- Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, и др.).

- Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.

- Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, мозаики и др.).

- Убирать периодически игрушки и выставлять их через некоторое время.

- Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/1a_21.jpg

C:\Users\ADMIN\Desktop\2a_25.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/13/3a_24.jpg



Предварительный просмотр:

http://doo-raduga.ru/wp-content/uploads/2016/05/00011.jpg



Предварительный просмотр:

http://specdetsad-bg.ucoz.ru/_si/0/94594556.jpg



Предварительный просмотр:

«Речевое развитие детей 2- 3 лет»

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок (нормального созревания и функционирования центральной нервной системы). Однако для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми.

Факторы способствующие развитию речи: Звуковая культура речи, мелкая моторика рук, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

 Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее.  Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.

  На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,Б,,М), губно-зубные (Ф,,В,), переднеязычные (Т,,Д,,Н,,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,,Г,,Х,). Свистящие (С,З,,Ц)

Ещё одно из средств по развитию речи ребёнка являются Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.

 Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики!

Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

Эфективным является Су-джок террапия .Очень важно развивать правильное речевое дыхание у детей.

Дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него.

Сейчас мы с вами попробуем выполнить некоторые упражнения

 «Жил-был Язычок в своем домике – ротике. Утром он проснулся рано, сладко потянулся

(высовывать язык изо рта и прятать обратно)

и пошел завтракать

(кусать язык зубами вверх-вниз).

Пришел Язычок на кухню и испек себе круглый блинчик

(рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе под счет до 10),

блинчик он ел с вареньем и измазался

(облизать языком верхнюю и нижнюю губы),

захотел попить и налил чай в чашечку

(рот открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются верхних зубов).

После завтрака Язычок почистил зубы

(рот закрыт круговым движением языка провести между губами и зубами).

Погода на улице хорошая – решил Язычок пойти погулять

(кусать язык зубами вверх-вниз).

На улице Язычок катался с горки,

(рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята),

играл в футбол,

(рот закрыт, упереться языком то в одну, то в другую щеку),

играл в прятки

(рот открыт, «прятать» язык за нижние-верхние зубы),

качался на качелях

(рот открыт, тянуться языком к носу – к подбородку),

играл в снежки

(рот открыт, стучать языком в десна верхних зубов),

катался на лошадке

(прищелкивать языком).

Вдруг Язычок увидел лису, хотел ее погладить, но лиса убежала, только хвостиком махнула

(рот открыт, тянуть языком к уголкам рта).

Долго гулял Язычок, устал и пошел домой

(кусать язык зубами вверх-вниз).

Сел у окошка и смотрит: увидел лягушку

(губы улыбаются, зубы не видны)

и слона с длинным хоботом

(вытянуть сомкнутые губы вперед),

слон и лягушка дружно играли

(чередование «лягушка» - «слон»).

К забору подъехала машина с большими колесами

(губы округлены и чуть вытянуты вперед),

лягушка со слоном забрались в машину и уехали,

(чередование «лягушка» - «слон»).

а Язычок лег в кроватку и уснул

(сомкнуть зубы и губы).

Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мама не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятней общаться с другими людьми, а не с ребенком, то речь его будет неполноценной. Семья является главным источником, которая питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания, умения, знакомит его с окружающим миром.

В конце года, логопеды проводят обследование тех детей, которым на начало сентября исполняется 3 года. И, если выявляются дефекты, нарушения речи то, предлагается отдать ребенка в речевую группу по решению комиссии ПМПК.

Так как мы с вами являемся примером для наших детей, с нами они общаются больше всего, и подражают нам в речи, а так же как правильно помогать речевому развитию ребенка, я подготовила для вас буклеты «Особенности развития речи детей 2-3 лет».

"Возрастные особенности детей 2-3 лет"

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.

 С этой целью необходимы различные материалы для игр:

– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:

– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;

 – принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);

 – книги и дидактические материалы.

В этом возрасте Вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. 
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят

 

Вам как его родителям важно:

 •    Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому Вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно Вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. •    Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

•    Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

•    Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

•    Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

•    Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

•    Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

•   Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.     Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

1.    Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2.    Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

3.   В переходный период может появиться строптивость. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4.   Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5.    У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.

 6.    Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что  обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

• Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от Вашего ребенка, но и от зрелости Вашей позиции.   

 

Что делать, если ребёнок упрямится?

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Как преодолеть капризы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.  Ими могут быть:

  • Нарушения режима дня
  • Обилие новых впечатлений
  • Плохое самочувствие во время болезни
  • Переутомление (физическое и психическое).  

Преодолеть капризы можно, если:

  • Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
  • Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
  • Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
  • Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.  

                                                               

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет:

  По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.  

Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет:

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;  
  • Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности;
  • Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. 

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми

3-4 лет.  

                                                           

«Вместо кисточки рука»

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

                                                                                                                            «Печатаем пальчиками»

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

“ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа

 

«Поролоновый тычок»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.

Порядок работы:

Ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.



Предварительный просмотр:

Картотека

«Нетрадиционные техники рисования»

https://boxbat.ru/wp-content/uploads/e/f/3/ef3c28e3645e5e4e73657a737deed0e3.jpeg

1.Тычок жёсткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2.Рисование пальчиками

Материалы:

гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.

3.Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдца с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

4.Оттиск пробкой

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения:

ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка

5.Оттиск печатками из картофеля

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6.Оттиск поролоном

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью,

плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения:

ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с

краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

7.Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце, в которое вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения:

ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

8.Свеча и акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

9.Печатание листьями

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, листья сушёные.

Способ получения изображения: ребенок берёт кисточку с краской и наносит ею на листок гуашь, а затем прижимают лист к бумаге.

10.Монотипия предметная

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11.Рисование ватными пальчиками

Материалы:

мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из

тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает палочку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и палочку.

12.Пластилинография

Материал: пластилин разных цветов, плотный картон

с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Способ получения изображения:

пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Приёмом придавливания и сплющивания

пластилин закрепляется на поверхности.



Предварительный просмотр:

                             Игры на цветовосприятие

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

      Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единству со словом, его обозначающим. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Работа по развитию восприятия цвета должна проводиться в процессе специальных мероприятий: НОД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.

В настоящее время, как и в прошлом, большое значение придается именно   дидактической игре. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

      Так, дидактическая игра способствует:

  • Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
  • Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
  • Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
  • Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
  • Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Дидактические игры, способствующие развитию цветовосприятия

  1. «Разноцветные палочки»

Дидактическая задача:  Научить детей различать основные цвета, группировать однородные предметы по цвету, развивать внимание, умение повторять действие воспитателя, мелкую моторику. Привлекать малышей к игровым действиям.

   Материал для игры:4 стаканчика (синего, зелёного, желтого, красного цветов); деревянные палочки соответствующего цвета.

  Ход игры:  Воспитатель выставляет на стол разноцветные стаканчики  и выкладывает палочки таких же цветов. Показывает палочку любого цвета, просит детей назвать этот цвет. Далее предлагает найти палочку такого же цвета и положить в соответствующую коробочку.

  1. «Разложи яички в свои домики»

Дидактическая задача:     Формировать  умение различать и правильно называть  4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету);  развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Контейнер от яиц, заранее окрашенный основными цветами (красный, синий, зеленый, желтый), яички от киндер-сюрприза, так же окрашенные основными цветами (желтого, синего, красного и зеленого),  4 птички соответствующих цветов.

Ход игры:   В начале игры можно сказать, что  мамы-птички выронили свои яички из гнезд и теперь птички не могут понять, где, чьи яички. А детям предложить им помочь их найти. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветами. По возможности назвать цвет яичка и цвет домика.

  1. «Половинки (Цвета и игрушки)»

Дидактическая задачи: Развитие произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, памяти, образного и логического мышления.

Материал:  Развивающий набор пазлов состоящий из восьми картинок с яркими разноцветными игрушками.

Ход игры:  Воспитатель выкладывает на стол пазлы. Собирает одну картинку, называет, какую он игрушку собрал и какого она цвета. Раздаёт детям разобранные картинки и  просит детей собрать их. В процессе игры воспитатель, если это необходимо, помогает ребенку.  

  1. «Собери капельки в стакан»

Дидактическая задача:  Упражнять детей в умении сравнивать цвета, находить нужный, активизировать в речи употребление слов, обозначающих названия цветов спектра.

Материал: Вырезанные из цветного картона капельки, стаканы или любые другие емкости.

Ход игры:  На столе перед детьми раскладываются вырезанные из цветного картона капельки. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём много одинаковых капелек». И так повторяется с капельками всех цветов. Игровые действия: собрать в стаканы капельки красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, белого и чёрного цветов.

  1. «Собери цветочки »

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по образцу,  активизировать речь.

Материал: Вырезанные из картона серединки цветочков (красный, желтый, синий, оранжевый) и соответствующих цветов лепестки.

Ход игры: На столе разложены серединки цветочков. В стороне вперемешку лежат лепестки тех же цветов. Вызываются 2-3 ребенка. Воспитатель даёт задание. Игровые действия: собрать лепестки к серединкам цветочков  красного, желтого, синего и оранжевого цвета.

  1. «Спрячь мышку»

Дидактическая задача: Учить детей подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие  цвета.

Материал: Игрушка кошки, 4 мышки, 4 коробочки(красная, желтая, синяя, зеленая), 4 дверцы таких же цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать всех мышек надо закрыть норки дверцами тех же цветов. Тогда кошка не заметит мышку. Дать ребёнку время спрятать мышек, пока кошка  спит и только потом выпустить её на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберёт у малыша мышку. Если это слишком расстроит ребёнка , надо помочь ему исправить ошибку. Игровые действия: закрыть все норки дверцами соответствующего цвета.

  1. «Помоги рыбкам»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей сравнивать цвета и подбирать нужный по образцу, активизировать речь.

Ход игры: На столе разложены рыбки-мамы красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, белого и чёрного цветов. В стороне от них вперемешку разложены рыбки-детки тех же цветов. Воспитатель говорит:

-Маленькие рыбки потеряли своих мам. Давайте поможем каждой рыбке найти свою маму. Ребёнок берёт рыбку-детку и кладёт её рядом с её мамой (большой рыбкой того же цвета). Игра продолжается до тех пор, пока все детки не найдут своих мам.  Игровые действия: разложить рыбок-деток рядом с их рыбками-мамами соответствующего цвета.

  1. « Посади бабочку на цветок такого же цвета»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей.

Ход игры: На столе перед детьми разложены цветы всех цветов солнечного спектра. Отдельно вперемешку лежат бабочки тех же цветов. Воспитатель берёт красную бабочку и сажает на красный цветок, проговаривая свои действия: « Я беру бабочку красного цвета и сажаю на цветок такого же цвета. Смотрите, бабочка спряталась, её не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка. Теперь вы посадите остальных бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно». Игровые действия: посадить на все цветочки бабочек такого же цвета.

  1. « Подбери к чашке блюдце такого же цвета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении находить нужный цвет активизировать употребление в речи названия основных и дополнительных цветов.

Ход игры: На столе перед ребёнком разложены в ряд чайные пары, но цвет чашки не соответствует цвету блюдца. Воспитатель говорит:

-Кто-то перепутал все чашки и блюдца. Давай с тобой исправим ошибки и наведём здесь порядок.(берёт красное блюдце и кладёт его под красной чашкой) Теперь ты продолжай, сделай так, чтобы чашка и блюдце были одинакового цвета. Игровые действия: ребёнок подбирает к чашкам разных цветов блюдца такого же цвета.

  1. «Нарядим гусеницу»

 Дидактическая задача:   Учить детей подбирать нужный цвет путем наложения, развивать мелкую моторику, активизировать речь. 

Материал: Сделанная из картона гусеница с маленькими кружочками разного цвета(красный, желтый, синий, зеленый), разноцветные фигуры (квадраты, треугольники, звездочки и т.д )

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь гусенице нарядиться на праздник. Дети прикладывают фигуры к определенным частям гусеницы, соотнося по цвету.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/o/okaRCQb6IMBehAKcjJTlUnGs2XPyWSf5u7m9rwLV4p/slide-19.jpg


Предварительный просмотр: