Безопасность в летний период

Калитвянская Людмила Владимировна

Цикл консультационных материалов по правилам безопасного поведения детей в летний период на темы:

1) "Безопасность детей в летний период"

2) "Солнечные ожоги"

3) "Осторожное, ядовитые растения!"

4) "Лекарственные растения нашего края"

5) "Если ребенка ужалила оса"

6) "Осторожно: насекомые!"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                               Беседа с обучающимися старшего дошкольного возраста

                                                  «Осторожно, насекомые!»

Цель: дать обучающимся представление о разнообразии мира насекомых и об опасности, которую некоторые из них могут представлять для человека.

Задачи:

  1. Формировать представление о разных насекомых, об их значении для человека.
  2. Закреплять знания детей об опасных для их жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. Дать знаний о правилах безопасности при встрече с разными насекомыми.
  3. Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  4. Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осмотрительность и осторожность.

Материалы и оборудование:

  • Предметные картинки с изображением насекомых и среды их обитания.
  • Цветная бумага разных оттенков желтого, коричневого и зеленого цвета.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых;
  • Рассматривание демонстрационных картинок;
  • Чтение произведений детской художественной литературы (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Г. Глушнев « Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий « Счастливый жучок», К. Ушинский «Пчелки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»).

                                                           ХОД БЕСЕДЫ

Воспитатель:  Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки – мы всегда встречаемся с насекомыми.

- Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь, друг:

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела –

Все заняты, у всех дела.

Ты, друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

(Демонстрация выставки иллюстраций с изображением различных насекомых).

Воспитатель: Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Ответы детей: «Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка»). Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общее? (ответы детей, обобщающий ответ воспитателя). Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. У насекомых шесть ног, а тело состоит из трех частей – головы, средней части и брюшка.

Но есть у насекомых и отличия. Подскажите, по каким признакам вы смогли бы узнать комара? (Ответы детей: «У комара – длинный нос»). А какие признаки отличия у осы? («У осы полосатая окраска»). А у божьей коровки? («Красные крылья с яркими черными точками»).

Но все эти насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.

(Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета, разных оттенков. На столе лежат большие листы цветной бумаги таких же цветов и оттенков. Дети выполняют задание, стараясь «спрятать» квадратик на фоне большого листа).

Воспитатель: Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться. А зачем им такая окраска? Для защиты от врагов.

(Демонстрация иллюстраций с изображением кузнечика на зелено траве, жука-короеда на стволе дерева).

Воспитатель: Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. (Ответы детей: «Это – божья коровка!»). Она подошла к травинке и начала поедать небольших круглых существ, которые запускали свой хоботок в листья и с аппетитом сосали их сок. Это тля. Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей. А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка может хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божьи коровки несъедобны для птиц. Божья коровка – маленький санитар, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелких насекомых – тлю. Божью коровку нужно беречь!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

- Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы,

Не стучали топором, а под елью вырос дом.

Что это за дом такой? (Муравейник).

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи. Они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь, то защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу мусора из старой хвои, и ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезают погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в сторону крылья и сидит так минут 10. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

- А это – бабочки. У бабочек длинный тонкий изогнутый хоботок, который она запускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. У бабочек яркие расписные крылышки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочек. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

- У муравья дом – это (муравейник). У пчелы дом – это (улей). А где же дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Для нее дом – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. А еще за это короткое время ей надо узнать мир.

- И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть их склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.

- Гусеница – это злостный вредитель. У нее много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок гусеницам удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет на ее спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит крылышки и вдруг полетит.

- А у этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – это хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Часто нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также ягод, арбузов и дынь.

- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через 1 – 3 года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.

Вопросы к обучающимся:

  1. Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (Ответы детей: «Стрекоза, кузнечик, божья коровка»).
  2. Почему их называют хищниками? (Ответы детей: «Потому что они охотятся на других насекомых»).
  3. Назовите полезных насекомых. (Ответы детей: «Бабочки, пчела, муравей».
  4. Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (Ответы детей: «Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы»).
  5. Назовите вредных насекомых? (Ответы детей: «Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – кусает людей и пьет кровь»).

          Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми

  • Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
  • Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинными рукавами, головной убор.
  • Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека. Ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
  • Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
  • Если при укусе пчелы осталось жало, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
  • Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размеры и окрас этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьи. Не будешь им мешать – они тебя не укусят.
  • От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесной чаще комары нападают в течение всего дня.
  • Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
  • Опасное насекомое – КЛЕЩ. Он впивается под кожу, и человек может заболеть.
  • Обязательно осматривайте свое тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
  • Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки! Вы можете навредить насекомому и сами пострадать от укусов.