Мастер-класс для родителей "Криотерапия или увлекательные игры со льдом"

Наталья Владимировна Кокорина

Добрый день, уважаемые родители!

Тема моего мастер-класса «Криотерапия или увлекательные игры со льдом».

Сегодня я расскажу вам о криотерапии, одном из направлений, которое я использую в своей работе.

Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, совершенствуются более тонкие движения кисти руки, что ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Криотерапию целесообразнее проводит таким образом:

Криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла).

Участникам раздаются льдинки.

Перед вами льдинки в контейнере, возьмите каждый по одной льдинке в руку, нам нужно перебирать ее в руках в течении 5-10 секунд (над контейнером).

 «Льдинку сильно я сжимаю и ладошку поменяю»

Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть.  Опускаем руки в контейнер с теплой водой (с детьми мы разогреваем руки с помощью пластиковой бутылки с теплой водой). Такая процедура повторяется 3 раза.

А сейчас можно поменять задание, нужно опустить руки в контейнер со льдом и найти картинки, в которых есть звуки [с] – [ш].  

Разотру ладошки сильно

растирание ладоней

Каждый пальчик покручу,

захватывают каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги

 

Поздороваюсь с ним сильно

 

И вытягивать начну

 

Затем руки я помою

Потереть ладошкой о ладошку

Пальчик в пальчик я вложу

Пальцы в «замок»

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пальцы расцепить и перебирать ими

Пусть бегут как зайчики.

 

Следующее задание – перед вами «ледяные экраны». Нужно растопить лед ладонями и освободить изо льда картинку с которой можно выполнить задание. Например, придумайте со словом предложение.

Пальчиковая гимнастика.

После трехразового криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяем большому пальцу каждой из рук, т.к.  данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Развитие тактильной чувствительности.

Массаж рук с помощью различных предметов: шишек, шариков, игрушек, щеток, что в свою очередь продолжает активизировать мышцы мелкой моторики и пускать сигналы в головной мозг.

Чтобы детей заинтересовать действием со льдом и в то же время прослеживалась обучающая функция, я подобрала игры и разделила по степени продолжительности.  Проводятся игры вовремя НОД или во время индивидуальной работы.

Игра «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
        «Зашифруй слово»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне контейнера льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ из цветных льдинок.
          «Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» (льдинку) на звуковую линейку.

 

«Определи есть ли звук в слове?»

 Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера  со льдом мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
         «Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры: На дне емкости льдинки Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же льдинок.
         «Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии
Ход игры: На дне контейнера пластиковые буквы частично закопанные в лед. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
        «Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне контейнера счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
       «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери из льдинок бусы.
         «Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
         «Угадай предмет»
Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: ёмкость со льдом , игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
        «Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость со льдом , ламинированный  шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.
          «Жемчужины»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: ёмкость со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
 

«Льдинки»
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость со льдом, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
«Рыбацкие сети»
Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины, согласование числительного с существительным.
Оборудование: ёмкость, льдинки, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
         Игровое пособие «Солнышко»
Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с кубиками льда; цветные камешки.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3, 4 слога;
            «Придумай историю»
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость со льдом, разные игрушки.
Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания цветными льдинками.

При регулярном использовании приёмов криотерапии у детей значительно улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки и в целом состояние их речи. Однако, необходимо учитывать, что у криотерапии есть свои противопоказания. Ни в коем случае нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими судорожные симндром, с часто болеющими детьми, с гипервозбудимыми детьми, учитывать индивидуальные особенности детей, например, как непереносимость холода. И с осторожностью проводить криотерапию в период обострения респираторных заболеваний, в том числе вирусных, таких как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Все что нам необходимо, мы можем увидеть на слайде. Кусочки льда, формочки для замораживания льда, контейнеры, в которые мы помещаем лед, бутылочки для теплой воды, тарелочки, клеенку и для 3 этапа мячи, шишки, это все  то что мы используем в жизни и в быту.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

 Буду рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.

Благодарю за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krioterapiya.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Криотерапия или увлекательные игры со льдом. Логопед: Н. В. Кокорина Мастер-класс для родителей воспитанников средней группы

Слайд 2

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направле­ний современной криомедицины , которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский , 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы. Искусственная локальная гипо - и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций. Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода . Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия: только гипотермия ( холодовой массаж); только гипертермия (тепловой массаж); гипотермия, затем гипертермия; поочередное использование тепловых и холодовых воздействий. Показанием к применению данной методики являются возраст с двух лет; формы ДЦП: спастическая диплегия , гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма; различные виды артикуляционных апраксий ; синкинезии в артикуляционной моторике ; повышенная саливация . Противопоказания к использованию ИЛГ: атонически-астатическая форма ДЦП; холодовая аллергия ; индивидуальная непереносимость ; заболевания ЛОР-органов и ОРВИ; эписиндром и повышенная судорожная готовность.

Слайд 3

Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур. Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, совершенствуются более тонкие движения кисти руки, что ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с ребенком, рассказать ему, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Слайд 4

1 криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла). Участникам раздаются льдинки. Перед вами льдинки в контейнере, возьмите каждый по одной льдинке в руку, нам нужно перебирать ее в руках в течении 5-10 секунд (над контейнером). 2 пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяем большому пальцу каждой из рук, так как данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. 3 развитие тактильной чувствительности. Массаж рук с помощью различных предметов: шишек, шариков, игрушек, щеток, что в свою очередь продолжает активизировать мышцы мелкой моторики и пускать сигналы в головной мозг.