Распространение педагогического опыта

Марина Геннадьевна Бельтюгова

1. Участие (заочное) в Международной научно-практической конференции «Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика». Статья на тему: «Дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями: ресурсы и трудности» (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44637744), 19-20 ноября 2020 года (г. Минск).

2. Выступление с презентацией в рамках вебинара «Требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных и коррекционных программ специалистов службы сопровождения обучающихся с ОВЗ». МАУ города Калининграда «Учебно-методический образовательный центр», 25 ноября 2020 года.

3. Участие в научно-практической конференции. «Мой профессиональный стартап: сборник статей по материалам VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2021». Статья на тему: «Состояние организации и ресурсы дистанционного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в Калининградской области» (file:///C:/Users/Учитель/Downloads/Конференция%20Стартап_2021%20(1).pdf), 25 марта 2021 года.

4. Участие (очное) XXI в Международной научно-практической конференции «Миссия образования – мир будущего» (14 апреля 2021 года по 30 мая 2021 года), посвященная 75-летию образования Калининградской области. Тема выступления: «Состояние организации и ресурсы дистанционного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в Калининградской области», 18 мая 2021 года.

5. Выступление с презентацией «Логопедическая помощь в освоении АООП» в рамках вебинара «Роль психолого-педагогического сопровождения в повышении эффективности работы образовательных организаций». МАУ города Калининграда «Учебно-методический образовательный центр, 3 марта 2022 года.

6. Участие в областных курсах по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия", 13 апреля 2022 года, 20 апреля 2022 года.

7. Июнь 2022 года. Публикация авторского учебно-методического материала в сборнике для педагогических работников, специалистов службы сопровождения образовательных организаций "Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в образовательной организации". Наименование материала: "Коррекция дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", "Обучение первоклассников с ограниченными возможностями здоровья русскому алфавиту". Муниципальное автономное учреждение города Калининграда "Учебно-методический образовательный центр".

8. Участие в качестве преподавателя областных курсов по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия", 23 марта 2023 года.

9. Участие в областных курсах по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия". Являлась куратором слушателей при написании выпускной квалификационной работы, 16 июня 2023 года.

10. Участие в качестве преподавателя областных курсов по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Работа с обучающимися с нарушением речи и коммуникации", 12 апреля 2024 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.3

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ:

РЕСУРСЫ И ТРУДНОСТИ

DISTANCE LEARNING FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: RESOURCES AND CHALLENGES

А.Б. Ларина, М.Г. Бельтюгова

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

(БФУ им. И. Канта), г. Калининград

A.B. Larina, M.G. Beltyugova

Kant Baltic Federal University

(BFU named after I. Kant), Kaliningrad

Аннотация

В статье обосновывается актуальность необходимости создания онлайн-платформы дистанционного обучения, позволяющего осуществлять сопровождение обучающихся, имеющих особые образовательные потребности в системе.

Представлены проблемные вопросы, озвученные педагогами школ при переходе на дистанционное обучение в период угрозы распространения новой инфекции в Российской Федерации. Названы основные документы, на основании которых дети данной группы получают образование в школах, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Проанализированы рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации образовательные онлайн-ресурсы, с целью выявления материала, необходимого для психолого-педагогического сопровождения детей со специфическими образовательными потребностями.

Приведены примеры различных сайтов и интернет-порталов, используемые специалистами.

Annotation

The article substantiates the urgency of the need to create an online distance learning platform that allows students with special educational needs to be accompanied in the system.

The article presents the problematic issues voiced by school teachers during the transition to distance learning during the threat of a new infection in the Russian Federation. The main documents on the basis of which children of this group receive education in schools, including using remote technologies, are named.

The article analyzes online educational resources recommended by the Ministry of education of the Russian Federation in order to identify the material necessary for psychological and pedagogical support of children with specific educational needs.

Examples of various sites and Internet portals used by specialists are given.

Ключевые слова 

Дистанционное обучение, образовательные онлайн-ресурсы, интернет-порталы для педагогов и школьников с особыми образовательными потребностями.

Key words

Distance learning, online educational resources, Internet portals for teachers and students with special educational needs.

Проблемы мирового сообщества 2020 года высветили наиболее остро необходимость формирования у человека готовности к обучению и работе в дистанционной форме. В виду событий мирового масштаба, связанных с распространением COVID-19, в 2020 году образовательные организации многих стран были вынуждены перейти (в России после весенних каникул) на дистанционное обучение, чтобы соблюдать режим самоизоляции (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679183/).

Наиболее уязвимой группой обучающихся, испытывающих наибольшие трудности при обучении в таком формате, являются школьники с особыми образовательными потребностями (далее ООП), несмотря на то, что в России государственная политика в области образования направлена на обеспечение доступного и качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов (https://base.garant.ru/70862366/).

В п. 16, ст. 2, гл. 1 Федерального закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» с точки зрения необходимости создания особых условий получения образования (https://base.garant.ru/70862366/). В п. 3, ст. 79, гл. 11 данного закона определено, что относится к специальным условиям (перечислены составляющие), необходимым для этой группы детей (https://base.garant.ru/70862366/).

В ст. 1, гл. 1 другого Федерального закона раскрыты понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (https://base.garant.ru/10164504/).

Реализуются разработанные и апробированные стандарты (https://base.garant.ru/70862366/), которые позволяют каждому школьнику с разными стартовыми возможностями создать условия для успеха при получении образования. На основе действующих стандартов происходит включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивную образовательную среду, создается ситуация для мотивации к учебной деятельности, обеспечиваются разные виды деятельности для социальной адаптации, формируется понятие конкурентоспособности, готовность к жизни и труду в обществе. Однако, особые образовательные потребности требуют также создания специальных условий и для дистанционного обучения.

В данный исторический момент качественное образование практически не мыслится без информационных технологий (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/) (далее ИТ), в том числе технология дистанционного обучения позволяет проходить через пространство и использовать удобное время. Лопатина Е.В. отмечает, что ИТ изменили сферы нашей жизни, позволили учиться самостоятельно дистанционно [4].

Дистанционное обучение детей с ООП имеет огромное значение:

– для мало мобильных и удаленно проживающих, для в которых часто ближайшая школа находится только в административном центре, появляется возможность обучения дома с использованием удаленных образовательных ресурсов и помощи специализированных педагогов;

– для школьников, нуждающихся в индивидуализации программ, темпа обучения, его организации в соответствии с индивидуальными потребностями при освоении материала.

Для всех работа в виртуальном пространстве позволяет быстрее адаптироваться к информатизированному обществу, научиться действовать в компьютерных программах последнего поколения, сформировать необходимые при выборе профессии навыки и умения.

Виртуальное общение помогает школьникам в развитии навыков коммуникации и свободного общения в сети, содействует интеграции в социум вне учебного времени [4].

Среди публикаций последних лет, посвящённых проблематике дистанционного обучения нужно выделить следующие вопросы:

– актуальность применения дистанционных технологий (Заева Л.К., Морозова Е.С., Лопатина Е.В. [3, с. 92-95], Пархоменко В.Н. [6, с. 184-190]);

– проблемы, перспективы дистанционного обучения (Бирюкова Е.В., Бирюкова К.О., Ежова И.С., Карпачева Г.В. [2, с. 180-183]);

– понятие, обеспечение, формы взаимодействия участников, виды связи, формы отчетности, технологии создания электронных ресурсов, условия дистанционного обучения (Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. [7]);

– преимущества, недостатки дистанционного обучения с позиции родителей (Шкунова А.А., Казначеев Д.А., Новожилова Е.В. [8]);

– дистанционное обучение детей с ООП (Бирюкова Е.В., Бирюкова К.О., Мокшев Д.П. [1, с. 62-65]).

Рассмотрим результаты опроса о том, что используют учителя, специалисты (психологи, дефектологи, логопеды) для обеспечения качественного дистанционного обучения с учетом запросов родителей. Первое, что называет большинство педагогов – это применение электронной почты, форума, чата, видеоконференции, программы Скайп.

К неоспоримым преимуществам перечисленных видов связи относят:

– возможность передавать любой объем и вид информации (графический, текстовый, визуальный, звуковой) на любые расстояния;

– доступность нужных источников информации с помощью всемирной глобальной сети Интернет;

– обеспеченность видео- и аудио- онлайн-конференций;

– общение с партнером в любой части света [3, с. 92-95].

Среди проблем, которые были отмечены в первые дни обучения, всеми участниками образовательного процесса (учителями, специалистами, обучающимися и родителями), называются организационные, материально-технические, методические, психологические.

Например, родители, педагоги, обучающиеся столкнулись с тем, что системы «Электронный журнал» (https://eljur.ru/), «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/), «Фокфорд» (https://foxford.ru/), «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/) и другие не справлялись с колоссальным наплывом пользователей, не могли в первый день обеспечить в полном объеме техническое сопровождение: одновременно резко возросло количество пользователей, пересылаемых, загружаемых файлов. Конечно, данные технические проблемы удалось быстро преодолеть, все платформы стали функционировать в полном объеме.

Решение проблем психологической и методической готовности педагогов потребовало больших временных затрат, разработки и проведения специальных обучающих курсов. Первая сложность, отмеченная педагогами, связана с выбором из рекомендуемых Министерством просвещения России образовательных онлайн-платформ материалов, позволяющих изучать школьные предметы в полном объеме в соответствии с программой. Учителям начальных классов, учителям-предметникам, потребовалось время, чтобы проанализировать некоторые из предложенных образовательных платформ, найти материалы по своим предметам школьной программы. Больше всего ресурсов, конечно, по математике, русскому языку и литературе, так как по этим предметам обучающиеся сдают экзамены. В ситуации менее значительного выбора по количеству материалов на разных ресурсах находятся такие предметы, как изобразительное искусство, технология, музыка, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности. В наиболее выгодной ситуации оказались педагоги школ-участников апробации различных ресурсов, например, курс школьных уроков «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) к моменту перехода на дистанционное обучение уже был проанализирован учителями ряда школ, в том числе и теми, кто реализует адаптированные программы.

Необходимо отметить, что пока ни один из рекомендуемых сайтов не рассчитан на реализацию адаптированных программ в полном объеме, включая материалы внеурочной деятельности в части коррекционных курсов, хотя уже 4 года (с 1 сентября 2016 года) во всех Российских школах введены специальные стандарты. Ни на одном бесплатном сайте не удалось найти заданий специалистов, тестов, видеозанятий, систематизированных на основе специальных программ, адаптированных под образовательные потребности детей данной категории и прошедших апробацию в ряде регионов. Ни на одном сайте не обнаружено комплекса системы заданий коррекционного блока по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями в развитии или удобного конструктора для создания коррекционного занятия.

Рассмотрим более подробно онлайн-ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации для дистанционного обучения (https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/).

«Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) содержит интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. Здесь можно найти различные тематические курсы, видеоуроки, фильмы, музыкальные концерты. Для учителей на сайте подготовлен обширный список дидактических и методических материалов.

Например, в библиотеке «МЭШ» (Московская электронная школа) в открытом доступе находятся аудио-, видео-, текстовые файлы (более 769 тысяч), сценарии уроков (свыше 41 тысячи), учебные пособия (более 1 тысячи), учебники, образовательные приложения (более 95 тысяч) (https://www.mos.ru/city/projects/mesh/).

Образовательный сайт предоставляет материалы по основным предметам школьной программы.

Ресурсы «InternetUrok.ru» (https://interneturok.ru/), «ЯКласс» (1-11 класс) (https://www.yaklass.ru/), «Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/main/) (более 35000 для учеников 1-5 классов по русскому языку, математике и окружающему миру), «Учи.ру» (https://uchi.ru/) содержат видеоуроки, задания, тесты, упражнения, теоретические материалы по различным предметам для дистанционной работы школьников.

Возможно использование ресурсов «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Московская электронная школа (МЭШ)» специалистами при реализации коррекционных программ, при условии, что данные задания не используются учителями ведущими основные предметы.

Сайты «Мои достижения» (https://myskills.ru/), «Фоксфорд» (https://foxford.ru/), «Олимпиум» (https://olimpium.ru/) нацелены на подготовку школьников 3-11 классов к экзаменам, олимпиадам.

«Маркетплейс» (https://vc.ru/tribuna/61863-ideya-marketpleys-platforma-onlayn-kursov) – еще одна из платформ онлайн-курсов, которая предоставляет учебные материалы бесплатно в 13 регионах.

Иного плана ресурс «Билет в будущее» (для 6-11 классов) (http://bilet-help.worldskills.ru/), который предоставляет возможность педагогам знакомить обучающихся с профессиями.

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень (учебники, специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний) можно получить в издательстве «Просвещение» (https://prosv.ru/). «Российский учебник» (https://rosuchebnik.ru/) (издательства «ДРОФА», «Вентана-Граф») так же предлагает электронные варианты учебников. Различные материалы, мероприятия для учителей и учеников можно найти на образовательной онлайн-платформе LECTA (https://lecta.rosuchebnik.ru/) и сайте «Учительская газета» (http://ug.ru/).

В настоящее время интересующие педагогов ресурсы дистанционного обучения на основе имеющихся типологий можно разделить на несколько групп, в числе которых будут образовательные платформы, предметные сервисы, видеоуроки, онлайн-курсы, редакторы тестов, электронные учебники, тренажеры, в том числе для подготовки к итоговой аттестации [Синь].

Проанализировав рекомендованные онлайн-ресурсы, можно сделать вывод, что они направлены на предоставление материалов только для освоения программ по учебным предметам. Коррекционный блок или направление для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на данных сайтах практически отсутствует.

Таким образом, существует проблема, с которой столкнулись многие специалисты: где найти проверенную систему материалов для реализации специальных программ в условиях дистанционного обучения (например, для учителей-логопедов необходимы видеоматериалы артикуляционных, кинезиологических, музыкально-ритмических, специальных упражнений, тренажеров, тестов).

Один из широко известных ресурсов «Инфоурок.ру» (https://infourok.ru/) предлагает публикации, курсы повышения квалификации и программы переподготовки, видеоуроки, тесты для детей дошкольного возраста, а также для обучающихся с 1 по 11 класс. На данном сайте выделены в графе «Категории» блоки «Коррекционное обучение» и «Логопедия. Дефектология». По данным категориям можно найти статьи, научные работы, видеоуроки, презентации, конспекты, тесты, рабочие программы и другие методические материалы. К числу недостатков относится невозможность поиска в графе «Темы» по данным категориям, так как темы можно выбрать только по предметам. Поэтому поиск нужных тем по «Коррекционному обучению» или «Логопедии и дефектологии» требует просмотра и выбора из множества названий статей, конспектов, видеоуроков, что очень неудобно, занимает много времени. Создать персональные странички для публикации заданий, тестов педагоги также могут и на других сайтах, например, «Мультиурок» (https://multiurok.ru/).

В числе сайтов, предоставляющих рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями развития, о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии, советы по вопросам воспитания, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, примеры развивающих игр, необходимо упомянуть «Дефектолог» (http://www.defectolog.ru), Российская Лекотека (http://www.lekoteka.ru), «ФРЦ ОВЗ (Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья) (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/) (это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития). Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям-тифлопедагогам и родителям.

Так же Министерство просвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/).

Можно найти ресурсы, оказывающие психологическую помощь семьям, которые воспитывают особого ребенка по выбору тактики, методов, способов взаимодействия (например, «Особый ресурс» (https://особыйресурс.рф/team).

Так же существует множество разнообразных ресурсов сети Интернет размещающих информацию только для определенной группы детей данной категории.

При обучении детей с нарушениями зрения могут быть использованы материалы сайта «Слепой ребенок» (www.sona - mar.narod.ru), описывающие особенности развития детей этой группы, особенности семейного воспитания, обучения детей с нарушениями зрительных функций, а также, содержащие ссылки на сайты с родственной тематикой.

РГБС – специализированная библиотека (http://www.rgbs.ru/) на сайте которой работает электронный каталог.

Так же информацию об особенностях детей с нарушениями слуха, методы и приёмы обучения, статьи, методические разработки, а также консультации специалистов можно найти на сайтах «Преодолеем вместе» (https://преодоление35.рф/category/konsultacii-specialistov/), «Сайт страна глухих» (https://www.deafworld.ru/), «Кохлеарная имплантация» (http://cochlearimplant.ru/), «Образование без границ» (http://edu-open.ru/).

Материалы по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, советы по развитию, воспитанию, методические рекомендации, упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию, содержат сайты учителя-логопеда В.Н. Долгополовой (http://logoped.sad60.edusite.ru/), «Центр медицинской профилактики» (http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039), «Центр развития и абилитации ребёнка Олеси Жуковой» (https://www.logopedprofi.ru/about), «Национальный медицинский центр психологии и неврологии им В.М. Бехтерева» (http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php), «Ласка» (детский дом интернат для детей с НИР) (http://www.laska-alania.ru/), «Рост.ок!» (http://rostok-cher.ru/teachers).

Существует множество персональных страничек специалистов, сайтов, предназначенных для учителей-логопедов, на которых можно найти обучающие вебинары, пособия, разную информацию о коррекции нарушений речи («Логопед.Ру» (https://www.logoped.ru), «Лого-Эксперт» (https://logopedprofiportal.ru).

Специализированная платформа СЛОДЖИ (https://slogy.ru/) создана для формирования навыков чтения и коррекции дислексии. Среди научных разработчиков сайта указывается А.Н Корнев. Платформа позволяет бесплатно прослушать серию вебинаров для специалистов и родителей. Предусмотрена возможность длительного обучения (2-3 года) в соответствии с уровнем освоения программы на платной основе.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно найти необходимую информацию на сайтах «Все об аплазии, гипоплазии и пороках конечностей» (https://aplazia.invamama.ru/), «Все сказки Эльфики» (.http://www.elfikacka3ka.ru/).

В сопровождении детей с расстройствами поведения и общения педагогами применяются материалы, опубликованные как на сайтах ресурсных центров, так и сайтах социальной поддержки особых детей «Дети как дети: обычные и особые» (http://deti-kak-deti.org/index.html), «Это не ответ» (https://etoneotvet.ru/), «Аутизм» (https://autism-frc.ru/), «Полина – «Особый» ребенок. Окно в наш мир» (https://mamapoli.livejournal.com/).

В других странах также существуют интернет-ресурсы, позволяющие конструировать задания, в том числе и коррекционной направленности. Например, Learningapps.org позволяет создавать и использовать отдельные упражнения, содержит разделы «Психология», «Логопедия» в которых специалисты могут выбрать готовые задания (https://learningapps.org/).

Несомненно, вызовут интерес у специалистов материалы, представленные на сайтах Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/) и управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь (http://asabliva.by).

Таким образом, мы видим, что на образовательных онлайн-сайтах, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации для дистанционного обучения нет ресурсов, содержащих бесплатную доступную систему занятий специалистов коррекционного блока. Размещенные на различных порталах материалы для обучения детей с ООП разрозненны, не позволяют создавать или использовать готовые материалы с помощью конструктора.

Следовательно, для подготовки занятия для дистанционного обучения специалисту требуется очень много времени для того, чтобы в сети Интернет найти необходимый ресурс, создать и разместить собственный.

Существует необходимость создания онлайн-платформы для психолого- педагогического сопровождения детей с ООП в системе дистанционного обучения, где был бы систематизирован и расположен перечень сайтов для обучения детей с ООП, имелся бы конструктор, позволяющий создавать упражнения, формировать занятия из готовых заданий, видеофрагментов, звукозаписей.

Список литературы

  1. Бирюкова Е.В. Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в «Центре обучения – Дистанционные технологии» / Е.В. Бирюкова, К.О. Бирюкова // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIII Междунар. науч.-практич. конф. студентов, магистрантов и молодых ученых. – Рязань: Рязан. гос. ун - т им. С.А. Есенина, 2019. – С. 62-65.
  2. Бирюкова Е.В. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью / Е.В. Бирюкова, К.О. Бирюкова, И.С. Ежова, Г.В. Карпачева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы ХI Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию кафедры психологии РГУ им. С.А. Есенина / отв. ред. Л.А. Байкова, 2019.  С. 180-183.
  3. Заева Л.К., Морозова Е.С. Актуальность применения дистанционных форм обучения в современной системе образования / Вестник Московского института лингвистики, 2013. – С. 92-95.
  4. Лопатина Е.В. Дистанционное обучение. актуальность, реализуемость и возможности данного обучения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч. - практ. конф. № 4(41) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf. - Дата доступа: 21.06.2020.
  5. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В.В. Синельников, С.Г. Косарецкий, А.Г. Милякина, Н.А. Чеботарь; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 29 с. - 300 экз. - (Современная аналитика образования. № 4) - ISBN 978 - 5 - 7598 - 1383 - 5 (в обл.).
  6. Пархоменко В.Н. Использование информационных технологий при обучении комплексному анализу текста детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения // Язык и речь в интернете: личность, общество, коммуникация, культура / Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. Издательство: Российский университет дружбы народов (РУДН) Москва, 2018. - С 184-190.
  7. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42816638_91744820.pdf. – Дата доступа: 21.06.2020.
  8. Шкунова А.А., Казначеев Д.А.Новожилова Е.В. Дистанционное обучение в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43150608_79799935.pdf. – Дата доступа: 21.06.2020.



Предварительный просмотр:

СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ООП В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Бельтюгова М.Г.,

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Митина Ю.С.,

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Аннотация.

В статье представлен подробный отчёт о состоянии организации и ресурсах дистанционной формы обучения детей с особыми образовательными потребностями в Калининградской области.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, дистанционное обучение.

Abstract.

The article presents a detailed report on the state of the organization and resources of distance learning for children with special educational needs in the Kaliningrad region.

Keywords: children with disabilities, children with special educational needs, distance learning.

В нашей статье хотелось бы изложить состояние организации и ресурсы дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями в Калининградской области, которые были выявлены в ходе опроса в рамках эмпирического исследования магистерской работы «Особенности организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями».

В анкетировании принимали участие педагоги и специалисты школ города Калининграда и области. На рисунке 1 представлено процентное соотношение образовательных учреждений.

Рисунок 1 – Место работы

На рисунке 2 мы можем видеть количество учителей и специалистов, принявших участие в опросе: логопеды – 6.3%., психологи - 10%, дефектологи – 6.3%., учителя средней школы – 37.5%, учителя начальных классов – 40%.

Рисунок 2 – Должность

На рисунке 3 показаны результаты готовности педагогов и специалистов Калининградской области к работе с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения. 35% респондентов имеют ограниченные представления о работе в формате дистанционного обучения, 7.5% - не готовы к работе в данном формате.

Рисунок 3 - Готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Так же в ходе анкетирования мы выяснили, какие платформы применяли участники образовательного процесса во время дистанционной формы обучения. По результатам, отражённым на рисунке 4, мы видим, что более 50% педагогов обращались к приложению Viber, 48% использовали электронную почту и платформу Zoom, 45% - приложение WhatsApp. 

Рисунок 4 - Платформы для качественного дистанционного обучения

Далее мы узнали, есть ли у респондентов свой сайт, блог, страничка на котором они делятся своими наработками по работе с детьми с ОВЗ. Как мы видим на рисунке 5, 83.8 % опрошенных не имеют своего электронного ресурса.

Рисунок 5 - Сайт, блог, страничка с наработками по работе с детьми с ОВЗ

Одной из задач нашего исследования было выявить трудности дистанционного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП. На рисунке 6 представлены результаты.

Рисунок 6 – Проблемы дистанционного обучения детей с ОВЗ

Ответы на следующий вопрос нашей анкеты показали, что в сети Интернет находится недостаточное количество сайтов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Исходя из результатов на рисунке 7, можно сказать, что 35 % опрошенных не использовали в своей работе ни одного сайта, 17.5 % смогли найти необходимый материал только на 1 сайте, 21.3 % - на 2 сайтах, 10 % - на 3 сайтах.

Рисунок 7 - Сайты по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что в Калининградской области проблема дистанционного обучения детей с ООП продолжает быть актуальной (Рисунок 3). Это подтверждает тот факт, что до сих пор существуют организационные, материально – технические, методические и психологические трудности (Рисунок 6). Не все педагоги имеют наработки по обучению и воспитанию детей с ОВЗ (Рисунок 5). К тому же в сети Интернет недостаточно материала по работе с детьми с ООП (Рисунок 7).



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: