Мои публикации
Предварительный просмотр:
Ю.Ю. Рекшинская,
кандидат экономических наук, преподаватель СПО ИЭП, ННГУ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь!»
Конфуций
В последние годы в педагогической практике активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС СПО.
Проект в переводе с латинского «projectus» в буквальном смысле означает «брошенный вперёд», а процесс создания проекта называется проектированием или проектной деятельностью.
Организация проектной деятельности обучающихся при освоении экономических дисциплин выступает важным инструментом в исследовании наиболее актуальных проблем, возникающих в жизни как отдельного человека или его семьи, так и общества в целом и требующих поиска их решения. Работая над проектом, обучающиеся самостоятельно определяют глубину проблемы, собирают, обрабатывают и анализируют информацию. Их проектная деятельность предусматривает поиск необходимой, недостающей им информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Анализ и оценка полученных из разных источников данных дает возможность сделать объективный вывод и аргументировано выступить в защиту своего проекта, предоставив результаты исследования. Таким образом, обучающиеся постигают всю технологию проекта – от постановки проблемы до представления результата.
«Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике. Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен только в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дж. Дьюи, В.А. Лая и Э.Л. Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Дж. Дьюи, опыт и знания обучающийся должен приобретать в ходе исследования проблемы, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов» [2].
При организации работы обучающихся над проектами возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения работать в группе в разнообразных качествах (ролях), рассматривать различные точки зрения на одну проблему, организовывать взаимодействие между участниками проекта.
Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые проекты позволяют выявить интерес обучающихся к самостоятельному научному поиску. Проектирование практически помогает им осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая формировать навыки экономического мышления. Кроме этого исследовательская деятельность требует от обучающихся соблюдения алгоритма управления своим проектом во времени.
Итак, применение метода проектов в освоении экономических дисциплин связано с большими преимуществами.
«Во-первых, метод проектов способствует успешной социализации обучающихся благодаря той информационной среде, в которой они учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, проектная деятельность формирует навыки коммуникативной деятельности. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс» [1].
В предметной области реализация проекта позволяет обучающимся:
- получить знания о видах проектно-исследовательской деятельности;
- овладеть способами научного познания и формулирования гипотезы исследования;
- продемонстрировать умение определять цель и задачи исследовательской работы;
- показать умение формулировать выводы и делать обобщения по итогам исследования;
- сформировать представления о способах обработки и презентации полученных результатов исследования, в том числе о правилах оформления подобной работы.
«Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и его реализация, т.е. создание продукта» [3]. Поэтому в практике освоения экономических дисциплин проектная деятельность предусматривает выполнение обучающимися СПО следующих «этапов проектирования:
- подготовка: определение актуальности избранной темы, формулирование цели и задач проекта;
- планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
- исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
- результаты и выводы: анализ информации, формулировка выводов;
- представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт, презентация);
- оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.» [4]
На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей обучающихся.
Исходя из опыта работы в образовательной организации, реализующей профессиональные образовательные программы СПО, следует подчеркнуть важное значение самостоятельного выбора формулировки темы проекта. С учетом специфики экономических дисциплин определение темы проекта связано с существованием актуальных для современного российского общества вопросов, а именно:
- сырьевая зависимость экономики России;
- низкая инвестиционная привлекательность страны;
- «бегство капиталов»;
- монополизация ряда секторов экономики;
- финансовая зависимость вследствие привязки курса рубля к доллару;
- развитие теневого бизнеса в стране;
- административные сложности ведения бизнеса;
- низкий уровень жизни населения России и др.
Обычно об актуальных экономических проблемах обучающиеся получают информацию в ходе предварительного (по отношению к проекту) обучения в рамках освоения экономических дисциплин, а затем (если это необходимо) – специальных консультаций. Поэтому работа над проектом предполагает не только самостоятельную работу обучающихся индивидуально или в группах, но и может стать содержанием внеурочной деятельности, в частности, кружковой (секционной) работы и т.п.
Как правило, преподаватель ставит перед обучающимся проблемную задачу как руководитель, оценивает уровень его развития и способности к очередному этапу исследования как эксперт-аналитик, организует деятельность обучающегося как менеджер. Соответственно, постоянно меняются позиции обучающегося. В результате деятельность преподавателя скорее напоминает деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающегося.
Исследовательские проекты в рамках изучения экономических дисциплин в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС СПО, имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Поэтому знания и умения, полученные обучающимися в ходе реализации проектной деятельности, в будущем станут основой для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ и организации их научно-исследовательской деятельности на следующих ступенях образования в вузе.
Список литературы
1. Баринова И.В. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения // Вестник научных конференций. – 2016. – № 11-1 (15). – С. 10-12.
2. Капнист Н.Н. Структура проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Научные дискуссии. – 2015. – Т. 2. – С. 30-34.
3. Ручка О.Н. Роль проектной деятельности в формировании учебных действий обучающихся // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. – 2016. – № 3 (3). – С. 27-29.
4. Шевченко Д.А. Проектная деятельность университета как форма просвещенного маркетинга // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2019. – № 3 (29). – С. 75-79.