Главные вкладки
9.3 "Сказкатерапия"
"Сказкатерапия"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.61 КБ | |
| 19.26 КБ | |
| 41 КБ | |
| 642.2 КБ | |
| 633.52 КБ | |
| 940.55 КБ | |
| 740.28 КБ | |
| 428.98 КБ | |
| 878.68 КБ | |
| 641.95 КБ | |
| 508.25 КБ | |
| 1.82 МБ | |
| 370.62 КБ | |
| 1.27 МБ | |
| 133.46 КБ | |
| 115.56 КБ | |
| 515.85 КБ | |
| 119.73 КБ | |
| 131.45 КБ | |
| 231.73 КБ | |
| 133.72 КБ | |
| 15.97 КБ | |
| 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ЧХЛ (обобщающее занятие) в средней группе
« По сказочным тропинкам» с элементами сказкотерапии.
Цели:
- Развитие творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности с элементами сказкотерапии.
- Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок
- Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д
- Воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи к окружающим людям.
Задачи:
- Создание атмосферы положительного и эмоционального состояния детей;
- Уменьшение негативных проявлений в поведении детей посредством воздействия устного народного творчества;
- Развивать мышление, память, воображение;
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Демонстрационный материал:
1. Волшебный клубочек.
2. Волшебный сундучок
3. Чудо - дерево
4.Мольберт
5. Маски – шапочки для детей.
Ход занятия
Воспитатель:
Приветствие. Давайте с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх
Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
Здравствуйте, гости.!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам.
Открывается дверь, появляется волшебный клубок
Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь . Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять .Сказку будем начинать.
Сюрпризный момент:
Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.
(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к мольберту, на котором размещены герои сказки «Колобок»)
Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.
Загадка:
В сказочке живет
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Что за сказка? (Колобок)
Воспитатель: Молодцы сказку узнали.
Открывает мольберт и предлагает расставить сказочных героев .
Воспитатель: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку )
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.
Пальчиковая гимнастика
1. Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
(Стучим кулачком о кулачок.)
2. И любили очень-очень
На сметане колобки.
(Сжимаем, разжимаем кулачки.)
3. Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Встряхиваем кисти рук.)
4. Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
(Трем ладошки.)
5. Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
(Гладим поочередно руки.)
6. Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
И наш волшебный клубочек катится дальше. И следующее задание
« Узнай сказку по предметам»
Детям предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платком .Давайте отгадаем кто их забыл. Воспитатель показывает предмет , дети называют сказку и показывают ее на картинке.
1. Рукавица (сказка Рукавичка)
2. 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки (Три медведя)
3. Корзинка с пирожками (Красная шапочка)
4.хлебушек ( колобок»)
5. яйцо ( курочка ряба)
Молодцы! Все угадали но нам нужно идти дальше искать сказки
Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живут герои сбежавших сказок. Давайте сказкам вернуться на свои места.
Иллюстрации сказок с перепутанными героями. Нужно правильно расставить героев сказок. Дети выходят в две команды с эмблемами, подходят к иллюстрации сказок которые расположены на магнитной доске и расставляют героев. Сказка «Репка» , «Маша и медведь»
Молодцы ребята справились с заданием. А сейчас мы немного поиграем. И превратимся в медвежат.
Физ.минутка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и
Влево
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.
(Воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло.
Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку, загадывает загадки, дети отгадывают и достают из мешочков героев сказки «Теремок»
Загадки:
1. Живёт в норке,
Грызёт корки,
Маленькие ножки,
Боится кошки. (мышка)
2. Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка,
Кто это? (лягушка).
3. Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык. (заяц)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)
6. Зимой спит,
Летом улья ворошит. (медведь)
Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (подходят, смотрят)
Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок. (открывают)
Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.(дети надевают шапочки)
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто? (интонационно изобразить животное).
Заключительная часть.
Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек, наверное, сильно устал, и хочет вернуться в сказочную страну. А нам пора возвращаться обратно
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
В садик мы пришли опять.
Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)
А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с элементами сказкотерапии для детей подготовительной группы «Сказка про ёжика»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формирование у детей доброго отношения друг другу, чувства сопереживания с помощью сказки.
Задачи: - развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения;
- учить детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: проектор, экран, слайды, магнитофон, запись музыки, волшебный цветок, шапочка ежа, пластилин, доски для лепки, корзиночка.
Ход НОД:
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в лес, но не в обычный, а сказочный, волшебный. А попасть в этот лес мы с вами сможем с помощью волшебного цветка. (Показывает цветок) Давайте встанем в круг, так чтобы всем было видно.(Воспитатель зажигает цветок)
Протяните над цветком руки, но не дотрагивайтесь до него, закройте глаза. (Звучит музыка, на экране появляется слайд со сказочным лесом)
Давайте послушаем красивую музыку. Сказочный цветок дает вам волшебную силу, и вы превращаетесь в лесных зверей, которые встречаются в сказках.
Дети выполняют упражнение. Музыка затихает.
Воспитатель: Ну, что превратились? Тогда откройте глаза. Посмотрите на экран, в каком красивом лесу мы с вами очутились!
- В какого зверя ты превратился? (Ответы детей)
-Из какой сказки ты к нам пришел. (Иван Царевич и серый волк, Теремок, Рукавичка)
- Изобразите зверей, в которых вы превратились.
- Молодцы! Вы все хорошо справились с превращением. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, присядьте на стульчики.
Воспитатель: Вы очень хорошо изобразили своих героев, а вот героем нашей сегодняшней сказки будет…
А кто же будет главным героем, вы мне скажите после того, как отгадаете загадку:
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки
Колкий шар, невидно ножек
Звать его конечно…ёжик.
(На экране появляется изображение ёжика)
Воспитатель: Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ёжик. Вот он какой(Показывает на картинку и игрушку).
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про ежа? Ёж какой, где он живет, чем питается?(Ответы детей) А теперь послушайте сказку про ежа.
Воспитатель начинает читать сказку. «Жил на свете ежик. (Показывает игрушку - ежика)Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. (Покажите ёжика злого, вредного. Дети показывают мимикой.) Поэтому он жил отдельно, и у него никогда не было ни друзей, ни соседей.
Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика.
В тот вечер ежик, как всегда собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья.(Показ слайда с изображением муравья)
Сначала он удивился, потом его так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать. Он уже было собрался пройти дальше, как муравей тихонько застонал и пришел в себя.
- Добрый день! Поздоровался воспитанный муравей. В ответ ежик только фыркнул.
- Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?
(Давайте покажем грустного, печального муравья)
Ёжик подпрыгнул от неожиданности. Ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей. Но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет. Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. (Предложить детям изобразить довольного, веселого ежика)
Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал толи от холода, толи от того, что у него болела ножка.
Что-то шевельнулось в сердечке ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу. (Показ слайда с изображением совы)
Сова, услышав, о чем просил ее ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик ежа не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить. Пришли к нему и зайчик, лиса, волк, медведь и многие другие звери.
Воспитатель: Где наши звери? Выходите ко мне (Дети подходят к воспитателю)
Все весело смеялись, рассказывали интересные истории, играли в разные игры.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в веселую игру. А муравей посмотрит на нас (Показ слайда с изображением муравья).
Музыкальная игра ёжиком.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами отдохнули. Давайте присядем на стульчики и дослушаем сказку.
Когда муравей выздоровел и вернулся домой, ёжику стало грустно и одиноко.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать ёжику, чтобы ему не было грустно. (Ответы детей)
Воспитатель: Ёжик решил сам пойти в гости к муравью и навестить его друзей, которые стали тоже и его друзьями.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в гости мы ходим с подарками и угощениями. Давайте поможем нашему ёжику собрать гостинцы.
Я предлагаю вам слепить из пластилина ягоды и грибы, которые так любят лесные жители.
Дети подходят к столам и выполняют работу.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошие угощения получились. Давайте сложим их в корзиночку и отдадим ежику (игрушке). Наш герой отправился к друзьям. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной, ласковой улыбкой на лице. С того дня ежик забыл что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и помогать в беде».
Воспитатель: На этом наша сказка закончилась. Нам пора отправляться в детский сад и превращаться в детей. Сделаем мы это опять с помощью волшебного цветка. (Повторяем упражнение с цветком)
Воспитатель: Вот мы и превратились в детей. А теперь вы расскажите, о чем эта сказка? Какие чувства вызывает сказка? Как вы думаете, чему учит нас сказка? Да, в сказке все кончилось хорошо. Как вы считаете, понял ли ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Почему? Давайте вспомним пословицы о дружбе. (Ответы детей)
Молодцы! Вы все знаете, что нужно всем дружить, не обижать и всегда помогать друг другу.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
с элементами сказкотерапии
"Расскажем сказку"
Цель: Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей, недавно поступивших в группу, детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками. Готовить их к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который малыши могут использовать в жизни.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ш].
Связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам.
Грамматика: активизация прилагательных, учить подбирать характерные определения.
Словарь: хитрая, доверчивый.
Оборудование: персонаж кукольного театра "Петушок", музыкальный инструмент гусли, игрушка Кот.
Предварительная работа: чтение сказки “Кот, петух и лиса”, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры “Ласковые имена”, мимическое упражнение “Изобрази эмоцию”.
Ход занятия:
/В группу входит девочка Маша, она плачет./
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла девочка Маша, но она такая расстроенная, плачет. Давайте попробуем ее успокоить. Катя, как можно успокоить Машу?
Ребенок: Пожалеть.
Воспитатель: Давайте, дети, пожалеем Машу, погладим ее ласково, осторожно.
/Дети жалеют девочку, но она не успокаивается./
Воспитатель: Не успокаивается Маша. Может быть, еще как-то можно ее успокоить?
Дети: Сказать ласковые слова.
Воспитатель: Какие ласковые слова можно сказать?
Ребенок: Не плачь, добрая, хорошая.
Воспитатель: Не успокоилась Маша. Дети, давайте спросим, почему она плачет?
Ребенок: Почему ты плачешь?
Света: Я потеряла свою любимую книжку про петушка.
Воспитатель: Дети, Маша потеряла книжку про петушка, а мы ведь знаем сказки о петушке? Давайте расскажем ее Маше. Вы мне будете помогать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала, чтобы она перестала плакать, укроем ее ласковым платочком, и сами тоже укроемся.
/Упражнение “Ласковый платок”. Воспитатель укрывает детей пуховым платком. Внимание детей фиксируется на приятных ощущениях близости и единения с другими детьми. Упражнение служит психологической поддержкой и помощью неуверенному ребенку, снимает страх общения, боязнь тактильного контакта, формирует установку на позитивное взаимодействие со сверстниками./
Воспитатель: Потрогайте, какой платочек?
Дети: Теплый, мягкий, пушистый.
Воспитатель: А теперь укутаем Машу ласковым платком и позовем слушать нашу сказку.
Садись, Маша, и дети тоже садитесь на стульчики, я буду рассказывать сказку, а вы мне помогайте. Сказка называется “Кот, петух и лиса”.
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил. /Воспитатель достает персонаж кукольного театра – петушка/.
А Петя-петушок все в доме чисто приберет, пол чисто подметет, сядет на жердочку, песни поет, кота ждет. Дети, кто услышал песенку петушка?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Никита, что сделала лиса?
Ребенок: Села под окошко и запела: “Петушок-петушок…”
Воспитатель: Катя, что закричал петушок?
Ребенок: Несет меня лиса…
Воспитатель: Кот услышал петушка, догнал лису, отобрал петушка и принес домой. На другой день собирается кот на охоту, а петушку наказывает… Что кот наказывал петушку?
Ребенок: Не выглядывай в окошко, а то лиса тебя унесет, съест и косточек не оставит.
Воспитатель: Наказал и ушел. А Петя-петушок все прибрал, пол чисто подмел, сел на жердочку, кота ждет. А лиса тут как тут.
/ Имитационное упражнение “Лисичка”/.
Воспитатель: Дети, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.
А петушок выглядывает в окошко. Лиса и говорит: “Какой ты, Петя, важный стал, смотри, сколько у меня гороху, я не знаю, куда его девать”. А сама горстку гороха в окошко бросила. Петушок его склевал и еще захотел, выглянул в окошко, а лиса его цап-царап и понесла. А петушок кричит…
Что кричал петушок? / Воспитатель передает петушка ребенку/.
Ребенок: Несет меня лиса…
Воспитатель: Котик услышал, догнал лису, забрал петушка, принес домой. На третий день собирается кот на охоту и петушку наказывает: “Смотри, Петя, не слушай лису…” Но петушок опять не послушался кота, выглянул в окошко, лиса его схватила и унесла.
А кот вернулся домой, смотрит: нет петушка. Затужил котик, загоревал.
Потужил, погоревал, да делать нечего, пошел он петушка выручать. Зашел сначала на базар, купил сапоги, кафтан, шляпу и музыку – гусли.
/ Воспитатель достает гусли/.
Идет он по лесу, на гуслях играет.
/ Имитационное упражнение “Смелый котик”/.
Покажите, какой он смелый, отважный. Шел котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.
Пришел к дому лисы и поет…
Дети, какую песенку пел котик? Давайте споем все вместе.
Дети: Трень-брень гусельки, золотые струнушки…
Воспитатель: Лисе интересно выйти, посмотреть, кто ее зовет, да некогда – блины печет. Посылает она петушка: “Выйди, Петя, посмотри, кто меня зовет, только скорей возвращайся”. Петушок вышел на крылечко, котик его увидел, обрадовался, схватил петушка и отнес домой. И стали они жить-поживать да добра наживать. А лиса уже больше не показывалась.
Маша, понравилась тебе сказка?
Маша: Понравилась.
Воспитатель: А вам, дети?
Дети: Понравилась.
Воспитатель: Маша, кого из сказки ты запомнила?
Маша: Лисичку.
Воспитатель: Дети, что можно сказать про лисичку, какая она?
Дети: Хитрая, рыжая.
Воспитатель: А какой петушок?
Дети: Непослушный.
Воспитатель: Еще он доверчивый, верил лисе. И трудолюбивый, ведь он в доме прибирал, пол подметал. Повторите слова: доверчивый, трудолюбивый. /Дети повторяют/.
Воспитатель: Дети, а какой котик?
Дети: Добрый, смелый, храбрый.
/ Воспитатель заносит игрушку – кота/.
Кот /озвучивает воспитатель/: Мяу, кто тут про меня такие хорошие слова говорит? Шел я мимо, услышал про себя такие слова хорошие и решил зайти. А вы сами, дети, хорошие, добрые?
Воспитатель: У нас дети очень хорошие, добрые, дружные. Они сейчас девочку Машу успокоили. Дети, расскажите котику, как вы ее успокаивали?
Дети: Мы ее пожалели, погладили, сказали добрые слова, рассказали сказку.
Кот: Правда, детки какие замечательные.
Воспитатель: Котик, а я еще хочу рассказать тебе про наших детей /передает кота ребенку и о нем рассказывает/: наша Катя – очень ласковая, веселая. Всегда помогает мне развеселить детей, спеть им песню, рассказать им сказку, стихотворение.
Максим – очень внимательный, он знает, где живет каждая игрушка, всегда расставляет их по местам.
Никита – очень добрый, он любит свою младшую сестричку и нашим малышам помогает надеть носочки, застегнуть пуговки.
Саша всегда дружно играет с детками, делится игрушками.
Аня самостоятельная, очень быстро одевается.
Лера ласковая, всегда пожалеет того, кому грустно.
А это наша гостья – Машенька. Она раньше ходила в нашу группу, а теперь выросла, ходит в старшую группу, а к нам приходит в гости.
Кот: Ой, какие вы хорошие, добрые, дружные дети. Мне так хотелось бы показать вас своему другу петушку.
Воспитатель: Котик, а я знаю, что можно сделать. Ты вместе с детьми сфотографируешься, покажешь фотографию петушку и расскажешь про наших детей.
/Фотографирование/.
Воспитатель: Дети, а теперь приглашайте котика, покажите ему наши игрушки, книжки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Вы наверняка помните игры в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигур или просто размытые кляксы.Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем. Например, рассматривая облака или трещины, у вас обязательно возникнет какой либо образ. Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
В данном мастер-классе я вам предлагаю взять эту технику на своё вооружение. Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон. В друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора.Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».
Чем полезна техника друдлы?
— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры,задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
- Таким образом, обобщая всё вышесказанное, мы приходим к выводу, что друдлы это:
- это паззлы для вхождение в поток и разгона креативности;
- имеет множество вариантов ответа;
- изображается в виде квадрата с условными начертаниями;
- главное - увидеть в изображении самые разные предметы;
- чем больше креативных названий или изображений придумано, тем лучше.
- это веселое занятие для всей семьи, увлекательный конкурс на праздники для компании, головоломка для ребенка.
Эта техника способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности воспитанников и учит их мыслить не стандартно. Нам, как педагогам, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент).
Как играть с ребенком в друдлы:
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом, все, что приходит вам в голову. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка. Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова. Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.
Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми.Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».
Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире
3. А теперь из 8 разных друдлов попробуйте составить рассказ. Я раздам вам друдлы которые изображены на экране. И по очереди вы говорите, что вы увидели на картинке а затем вместе составьте рассказ из полученных ответов. (Ответы записать на листочке)
4. А сейчас давайте вы все вместе попробуйте придумать и нарисовать свой друдл…. Только это будет коллективный друдл который вы нарисуете с закрытыми глазами. Ватман и маркеры.
Рисуют и отвечают что они видят….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так уважаемые коллеги я думаю вы со мной согласитесь, что Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Свое выступление мне хочется закончить словами «Учитесь видеть необычное в обычном»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сказкатерапия, ее виды, методы и приемы.
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Классификация сказок
Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:
•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
•профилактическая сказка: сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;
•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Функции сказки
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.
1. Функция социализации. Социализирующая функция - приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
2. Креативная. Креативная функция - это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
6. Лексико – образная. Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Задачи сказкотерапии
- Развитие речи
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности и тревожности
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие внимания, восприятия, воображения
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
- Облегчение адаптационного периода.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии
Этапы работы | Игровые приёмы |
Познавательно – аффективная ориентировка | Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
| Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию |
Выражение замещающей потребности | Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров |
Методы и приемы, используемые в раннем возрасте
Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели имеет свою тему дня (понедельник-день ЗОЖ; вторник- день ОБЖ, ПДД; среда- день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг- человек в истории и культуре; пятница-день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня. В своей работе мы используем следующие виды деятельности:
- Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания.Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)
- Сказка на песке(помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)
- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)
- Сказка на фланелеграфе(помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)
- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажейпомогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)
-Импровизация(помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)
- Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)
- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)
В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Вывод
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает.
Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции
Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.
Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.
Диагностическая функция
Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.
Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.
Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.
Терапевтическая функция сказки
Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.
Прогностическая функция
Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.
Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.
Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.
Дидактические сказки
Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.
Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Психокоррекционные сказки
Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего.
С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.
Медитативные сказки
Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.
Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.
Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.
Волшебные сказки
Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.
Персонажи сказок
Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.
Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.
Польза сказкотерапии
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.
Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами.
Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.
Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в решении психологических потребностей
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:
- потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.
Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.
Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения. Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии
гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие связной речи и умения выражать свои мысли.
- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».
Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Больной пример сказкотерапии
Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла — игрушечная ворона — прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».
И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»
И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.
Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.
— Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.
— Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.
Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.
Сейчас я уже не так категорично к этому отношусь. Выступаю, чтобы превращать это все в трагифарс, использовать юмор. Но, конечно, ничего нельзя доводить до абсурда.
— Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?
— Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»
Дурные мотивы сказок
Сегодня у детей очень часто в сказках встречаются такие мотивы — всех убили, кругом вампиры, повсюду кровь. Они как бы зацикливаются на образах, которые увидели по телевизору, и переносят их в свои рассказы и сказки. В этом случае родителям нужно вмешаться, переиграть сюжет, предложить новый вариант развития событий. Но, повторюсь, сделать это следует в виде предложения, а не авторитетной заявления.
— Как рассказывать сказки не банальным способом?
— Можно взять хорошо известную вашему ребенку сказку и сделать из нее игру. Можно рассказать ее на новый лад, поменять всех персонажей. С помощью сказки проще научить ребенка считать, сравнивать.
Сказкотерапия в ДОУ — работа с народной сказкой
Единственное важное условие — первоначальный вариант народной сказки малышня должна знать. Дальше уже можно поэкспериментировать. Но ребенок должен знать, что это эксперимент, чтобы сама суть сказки не искажалось.
Можно попробовать визуализировать любимых персонажей. Например, часто родители используют в воспитательных целях уже известные образы. Например, деда Мороза эксплуатируют, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения.
Но можно создать свой образ с своей собственной историей. Его можно нарисовать, вылепить, сделать куклу, и этот персонаж будет вам помощником в воспитании, он может участвовать в жизни ребенка, помогать ему делать уроки. И превращать воспитание в интересную игру.
Сказкотерапия в ДОУ
Сказкотерапия используется педагогами ДОУ во время игровой, интеллектуальной, трудовой деятельности детей, развлечений, викторин, прогулок, театрализованной деятельности.
Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы
- художественная литература;
- беседа;
- игра;
- народный фольклор;
- придумывание сказок;
- изобразительная деятельность;
- проблемные ситуации;
- психологические игры;
- упражнения на релаксацию;
- творческие задания;
- тренинги эмоций;
- моделирование и проигрывание ситуаций;
- минутки-размышления;
- психогимнастика;
- пересказ сказки по опорной схеме;
- ТРИЗ;
- перепутывание сказочных сюжетов и героев;
- введение нового героя в сказку;
- изменение места, времени, события;
- составление сказки по кругу;
- инсценировка.
Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”
Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.
Друдлы с младшими дошкольниками
Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).
На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.
Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.
Друдлы в средних группах
В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.
Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.
Друдлы для старших дошкольников
Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.
В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-бедность речи, недостаточный словарный запас.
-употребление нелитературных слов и выражений.
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
-плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
-обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению рассказов
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках:
посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, о семье. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу например: составление рассказа «Осень» по графическому плану. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Осень"
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Например: заучивание стихотворения «Весна-красна»
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
-модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-раскрывать существенное в объекте;
-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
Тема: «В гости к мишке».
Пересказ сказки «Теремок» по мнемотаблице.
Цели:
1.Формирование умения слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
Развитие речевой коммуникативности.
Учить детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы.
Учить подбирать точные наименования для детенышей животных.
2.Упражнять в чётком и правильном произношении звуков А, О, У, М. Развивать интонационную выразительность речи: силу голоса, эмоциональность.
Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Использование предлогов «за», «под», «перед».
3. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных.
Воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
Оборудование: письмо, медвежонок, ёлка, сундучок, мнемотаблица к стихотворению, зайчик,
Иллюстрации животных и их детёнышей, мнемотаблица к сказке «Теремок»
Ход занятия
Приветствие гостей.
2. Психологический настрой
- Здравствуйте ладошки,
Здравствуйте ножки,
Здравствуйте щёчки.
Здравствуйте глазки.
Здравствуйте, детки!
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем. « Здравствуйте, ребята из группы «Теремок». Наступила зима. Все медведи давно уже спят. Только мне не спится без сказки. Помогите мне ребята заснуть.» Поможем Мишке? Ну тогда отправляемся в гости. А на чём можно отправиться в путь? (дети перечисляют виды транспорта) Я предлагаю поехать на поезде. Но чтобы стать вагончиками вы должны мне назвать противоположные слова. (дети становятся паровозиком)
-Летом тепло, а зимой…
-дорога широкая, а тропинка…
-я высокая, а дети…
-мышка маленькая, а слон…
-лёд твёрдый, а снег…
-мама молодая, а дедушка…
-лекарство горькое, а конфета …
- Заводим наш паровоз
Ту-ту-ту-ту (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке
Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»
(Дети здороваются с Медвежонком за лапу, называют свои имена.
Воспитатель приглашает детей погладить его, затем переносит Мишку на ковёр, дети садятся вокруг
Воспитатель: Вам нравится мишка? Какой он?
Дети: Мягкий, большой.
(Воспитатель обобщает и дополняет высказывания детей.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим Медвежонка. Какие у него глаза?
Дети: Черные, маленькие.
Воспитатель: На что похожи Мишкины глаза?
Дети: На бусинки.
Воспитатель: А какой у Мишки нос?
Дети: Блестящий, черный.
Воспитатель: На что похож нос у Мишки?
Дети: На пуговку.
Воспитатель: А что еще есть у мишки на голове?
Дети: Уши.
Воспитатель: Уши у Медвежонка какие?
Дети: Маленькие, круглые.
Воспитатель: Посмотрите, а какие у Медвежонка лапы?
Дети: Большие, толстые.
Воспитатель: Молодцы. Ну а кто мне скажет, есть ли у Медвежонка хвост?
Дети: Есть.




































































