Для воспитателей

Климова Екатерина Владимировна

Полезная информация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г.Карабаша»

Консультация для воспитателей ясельных групп «Агрессивность у детей раннего возраста»

Воспитатель: Климова Е. В.

2022 г.

У маленьких детей агрессия проявляется в виде физических действий (кусаются, дерутся, плюются и т. п., реже вербальных выражений. Агрессия может проявлять и скрытую форму и выражаться в нарушении уже усвоенных правил и т. п.

Примерно до 1,5-2 летнего возраста агрессивные проявления в поведении детей не имеют определенной направленности, цели, а больше похожи на эмоциональную разрядку, отчаяние, вызванное собственной беспомощностью. Если воспитатели в данном случае проявят испуг и будут поощрять своими действиями поведение малыша (дадут ему то, что он хочет, помогут залезть куда-то, без повода будут жалеть, то он постепенно усвоит, что такое поведение помогает в различных жизненных ситуациях, определенным образом влияет на окружающих, и будет использовать агрессию как способ достижения цели.

Агрессия у детей может быть и результатом притеснения, необоснованных и несоответствующих возрасту требований и ограничений, исходящих от взрослых.

Большая часть агрессивных детей вырастает в семьях, где агрессивность свойственна поведению родителей. Когда ребенок видит, что родители кричат, требуют немедленного подчинения, ругаются или жестоко наказывают провинившегося, для одних детей такое поведение становится самой верной моделью для подражания, а у других развивается покорность, боязливость и угодничество.

Не только авторитарное, агрессивное, но и чрезмерно уступчивое и потакающее поведение родителей может стать причиной появления агрессивности в поведении ребенка.

Для маленьких детей важно чувствовать внимание со стороны родителей, и поэтому если в семье мало общаются с ребенком, то агрессивное поведение может стать верным средством привлечения внимания к себе. Подобная ситуация может сложиться и в случае, если в семье появился еще один малыш и большую часть времени родители уделяют ему.

Работа по преодолению агрессивности детей.

Уже в раннем детстве в поведении некоторых детей можно наблюдать агрессивность. Английский психолог Д. Лешли советует, если вы заметили, что агрессивное действие еще только готовится к свершению, то нужно отвести его руку или удержать за плечи.

Если агрессивное действие все же совершено, то нужно обязательно своим огорченным видом показать малышу, что такое поведение недопустимо, а «жертве» оказать внимание. Не следует долго помнить обиду, а лишь заметить, что такое охлаждение в отношениях вызвано его агрессивным поступком.

В случае разрушительной агрессии воспитатель должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство поведением ребенка и предложить ему устранить причиненный разгром. При этом надо стараться, чтобы уборка была вызвана не наказанием, а желанием малыша самостоятельно или с помощью взрослого навести порядок. Ребенка нужно обязательно поблагодарить. Не нужно настаивать, если ребенок не желает исправлять, нужно только показать свое сожаление.

Если вы сами невольно стали примером агрессивного поведения - накричали, оттолкнули, хлопнули по попе, необходимо тут же остановиться и попросить прощения у ребенка, извинившись за свою несдержанность. Дети будут подражать вашему поведению.

В раннем возрасте желательно начать обучать малыша альтернативным способам выражения своего гнева, например, когда злишься, топнуть ногой, но достичь видимых результатов можно будет только в дошкольном детстве. При этом вам самим необходимо придерживаться заданных вами правил, иначе это будет восприниматься как еще одна форма диктата.

С. Я. Якобсон и С. Чернавина предложили для снижения агрессивности детей строить работу воспитателей по двум направлениям.

1. Систематизация торможения нежелательных форм поведения детей.

• Словесный запрет, который произносится строгим голосом и выделяется интонацией от других моментов воспитательного процесса.

• Различные формы порицания, которые наиболее эффективны, если исходят от какого-либо игрового персонажа, С. Чернавпна предлагает использовать для этого колпачок из плотной бумаги, На одной стороне которого нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, а с другой с радостным. При агрессивных действиях одеваем «сердито» стороной и говорим: «Ай-яй-яй». Когда агрессия прекращается, колпачок поворачивается и говорим: «Молодец, теперь я рада».

2. Формирование сочувствия и уважения к сверстнику, его правам и

интересам.

Суть данной работы в том, чтобы привлекать внимание детей к пострадавшему от агрессивных действий ребенку. Малышам нужно обрисовать печальные последствия произошедшего, попросить пожалеть жертву и помочь ей. Развитие внимания к переживаниям других и сочувствия - это длительный процесс, ориентированный на будущее, но начинать заниматься этим нужно уже в раннем детстве.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г. Карабаша"

Консультация для воспитателей

Виды игр детей раннего возраста

Воспитатель: Климова Е.В.

Адаптационные

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собойдолжна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и дождик”). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку (“Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка”).

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе… По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры с взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но по немногу.

Отобразительные

В конце первого начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, чтобы, играя с нею, он мог отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребенка не так уж мал. Впечатления ребенка, полученные им в повседневной жизни (на значение их как источника игры указывал еще выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, достаточно обширны, и поэтому на втором году жизни он все чаще начинает отражать в своих играх не какое-то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. п., но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (например, куклу ребенок сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т. д.).

К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пластмассового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия ребенка условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра стала сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации. Поэтому, если купили куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и стол, и чашка, из которой ребенок сможет «напоить» ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами.

Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры и, задавая ему, вопросы или предлагая выполнить какое-то определенное действие, побуждает его к «общению» с новой игрушкой«Кукла проснулась? Угости ее компотом, а кошке дай молочка». Игрушка, действие с нею служат воплощению в игре роли, избранной ребенком. Младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки «мама», больных мишек лечит с помощью градусника «доктор», на грузовике везет кубики «шофер» и т. д. Это свойство игрушек побуждать к игре на определенный сюжет должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно - отобразительные

В сюжетно – отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх детей появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию персонажа, «играет роль», но, при этом, не называет себя в соответствии с этой функцией. А на вопрос взрослого«Ты кто?» отвечает: «Я Лена (Катя, Дима)». В подобных играх действия с сюжетно – образными игрушками очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитию игровых действий способствует взрослый, когда показы-вает игровые действия или побуждает ребенка выполнить их«Покорми зайку». Некоторое время спустя дети сами превращают предметные действия в игровые. По мере усложнения игровых действий происходит и усложнение сюжета игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сме-няющихся ситуациях. Например, девочка готовит обед, кормит дочку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. И уже к концу третьего года жизни в играх детей наблюдаются такие сюжеты, в которых наряду с набором действий существуют и некоторые отношения между персонажами. Развиваются взаимоотношения детей в игре. Происходит становление их игрового взаимодействия.

Таким образом, уже на третьем году жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться на протяжении всего дошкольного детства.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г. Карабаша"

Консультация для педагогов

Место и роль игры у детей раннего дошкольного возраста

Воспитатель: Климова Е.В.

2023

Игра как ведущий вид деятельности воспитанников младших групп ДОУ позволяет вписать в неё любые задания учебно-воспитательной направленности. Таким образом, педагог может более полно реализовать поставленные на занятии цели и задачи. При этом воспитатель должен соотнести содержание игры с формой её проведения, оценить степень вовлеченности дошкольников и проанализировать полученные результаты.

Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:

• определяет направление его физического, психологического, интеллектуального роста;

• формирует волевые, нравственные качества личности;

• помогает раскрыть творческие способности.

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Дидактические игры используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Так через игру с переодеванием куклы ребята знакомятся с понятиями смены времён года, погодой, а также усваивают порядок одевания на прогулку и переодевания после неё.

Педагогу требуется решить ряд задач:

• Приобщение ребят к эвристическому подходу получения новых знаний: дети, задавая вопрос «Почему?», получают не мгновенный ответ, а направление для поиска ответа. Например, если малыша интересует вопрос, какие животные домашние, а какие — дикие, воспитатель не перечисляет представителей того и другого вида, он даёт маленькой почемучке книгу с большими картинками или наборы карточек, разложенные по видам зверей: отдельно дикие, отдельно домашние, птицы и т. д.

• Работа над развитием воображения. Например, в младшей группе после нового года уже можно просто предложить ребятам роль мамы, доктора, продавца, не вдаваясь в детали образов, а предоставив детям самим показывать характерные черты героев.

• Тренировка мелкой моторики и координации. Удобными и увлекательными видами игр для младших дошкольников являются всевозможные шнуровки, мозаики. В первой младшей группе это могут быть картинки-основы, которые подкладываются под игровое поле и выкладываются подходящими по цвету фишками.

• Воспитание дружественного отношения к другим детям.

Этапы организации игры

Воспитатель руководит игрой младших дошкольников следующим образом:

1. Обеспечивает игру дидактическим материалом и необходимыми атрибутами.

2. Расширяет представления детей об окружающем мире, мотивирует их к игровой деятельности.

3. При необходимости повторяет правила игры (если игра новая, знакомит ребят с ними).

4. Использует прямой метод руководства — показ.

5. Даёт словесные указания, направляет игру.

6. Побуждает дошкольников взаимодействовать друг с другом.

7. Подводит итоги игры, проводит рефлексию (понравилось детям или нет).

Временной план игры

Игра в младших группах длится около 5 минут. Но следует учитывать, что такие временные рамки касаются далеко не всех видов игр. Так, на театрализованные игры и некоторые формы дидактических времени уходит больше, но не более 15 минут.

Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета Собственно, игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом.

Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 2,5–3,5 минуты 0,5 минуты

Сюжетно-ролевая 0,5 минуты 4–6 минут 3 минуты

Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута

Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 5–7 минут 2 минуты

Пальчиковая 0,5 минуты 1 минута 0,5 минуты

Воспитатель оценивает игровую деятельность своих подопечных в непринуждённой обстановке в ходе наблюдения за взаимодействием малыша со сверстниками и игровыми предметами.

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в дошкольном учреждении уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о воспитанниках младших групп, которые только начинают знакомиться с детским садом.