Для вас, родители!

Самойленко Вера Васильевна

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                                                                                              Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Донецкой Народной Республики; своем городе;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.        Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2.         Знакомство дошкольников с родным посёлком является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.

3.        Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

4.         Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

5.         Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

6.         Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

7.         Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

8.        Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!



Предварительный просмотр:

«Как подготовить ребенка к школе»

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей нашей группы возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – в современных условиях готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее. Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов:

Не будьте слишком требовательны к ребенку. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.

Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.

Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать ребенка школой, двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Обратите внимание, использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Дети нашей группы хорошо знают эти слова. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте загадки, составляйте их вместе, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями.

Беседуйте о прочитанном, попытайтесь выяснить, как ребенок понял содержание.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Он должен уметь применять счёт на практике, т. е., соотносить число и предмет, процесс счёта должен быть осознанным.

2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).

3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

4. Знать буквы алфавита. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав.

В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс.

5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.

7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т. д

8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу). Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить. Одна из важнейших задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.

9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

10. Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.



Предварительный просмотр:

«Интернет: риски и угрозы».

Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена возможным рискам и угрозам, которые могут возникнуть при использовании детьми интернета.

Даже если вы и не разрешаете ребенку сидеть, уставившись в компьютер и играть в игрушки, то очень часто не можете отказать посмотреть мультфильмы на планшете в онлайн режиме. И очень часто во время просмотра появляются всплывающие окна. Не от того что они не знают, что это такое, а от большого любопытства (что в некоторых случаях не есть хорошо) они на них нажимают. Вы сами знаете, что, не всегда кликнув на ту или иную ссылку, вы попадаете на нужную страницу. Поэтому будьте бдительны и по возможности отключите в компьютерах или планшетах режим всплывающих окон. Установите опцию «Родительский контроль», о которой вы сможете узнать у своего Интернет-провайдера.

Еще одна ситуация связана с социальными сетями. Понятно, что в возрасте 6-7 лет ребенок еще не в состоянии сам создать аккаунт в соцсети. Но некоторые родители считают, что это модно и делают это за своего ребенка. Делать это не совсем уместно и правильно. Это все-таки дети, поэтому нужно быть осмотрительнее, выкладывая его фото в интернет. И если уж случилось так, что ребенок сам имеет доступ к аккаунту в социальных сетях, то его сразу нужно научить элементарным правилам общения в сети Интернет. Ни в коем случае не добавлять в друзья незнакомых людей. Никому не писать и не отсылать сообщения и/или фото с личной информацией (адрес, фото квартиры и т. д.). Это не так сложно, но поможет родителям сохранить свое спокойствие.

Что касается детей более старшего возраста, то тут тем более надо быть бдительными. Ведь что в данном случае означает бдительность? Это возможность предупредить, не допустить чего-либо. При активном пользовании интернетом у ребенка происходит асоциализация. Асоциализация – процесс нарушения поведения по отношению к общественным нормам. Проще говоря, ребенок словно отрешен от окружающей его действительности. Он живет в своем виртуальном мире и выходит ему оттуда совсем не хочется. Да и зачем? Ведь в интернете он не тот, кто он есть на самом деле, там ребенок может менять свой социальный статус намного быстрее и проще чем в реальности. В данном случае нужно постараться мягко и ненавязчиво (пока ситуация еще не зашла далеко) возвращать ребенка в реальность. Больше общения, прогулок, поездок и все еще можно успеть исправить.

Потому что, если своевременно не среагировать на сложившуюся ситуацию с вашим ребенком, может быть поздно. Все это может привести к развитию девиантного поведения. Девиантное поведение – поступки, действия отличающиеся, не соответствующие установленным или сложившимся в данном обществе нормам.

Поэтому, уважаемы родители, в выходные дни, праздники уделяйте своим детям как можно больше внимания, несмотря на занятость в современных условиях жизни. Гуляйте, играйте, пойте, танцуйте, лепите, рисуйте! В общем, делайте все, что так нравится вашему ребенку. Давая ему достаточно внимания и заботы, ему не нужно будет тянуться за признанием и ласковым словом в виртуальную реальность.



Предварительный просмотр:

" Осторожно пиротехника"

ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ПИРОТЕХНИКОЙ 

Неизменным атрибутом Новогодних праздников является пиротехника. Петарды, фейерверки, ракетницы — зрелище красивое, но небезопасное. Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. При покупке пиротехники необходимо придерживаться определённых правил, которые помогут избежать трагических последствий.

При покупке пиротехники помните:

  1. Покупать пиротехнические изделия следует в специализированных магазинах или отделах;
  2. Особое внимание необходимо обратить на наличие у продавца сертификатов соответствия на приобретаемый товар, наличие инструкции по применению, которая должна быть размещена на самом изделии и изложена на русском языке;
  3. При малом размере изделий или их поштучной реализации (петарды, "жуки" и т.п.) требования по безопасному применению должны прилагаться продавцом на отдельном листе к каждому изделию;
  4. Чтобы обезопасить себя от травм при использовании пиротехники, необходимо строго следовать инструкции по применению, в которой также указывается возрастной критерий лиц, допускающихся к использованию того или иного изделия;
  5. Если всё же с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону "01".

При эксплуатации пиротехнических изделий категорически запрещается:

  • Ронять или бросать фейерверки;
  • Хранить фейерверки без упаковки;
  • Направлять работающую ракету или «свечу» на людей, легковоспламеняющиеся предметы, бросать ее в костер;
  • Носить взрывоопасные вещества в кармане или еще ближе к телу;
  • Использовать приобретенную пиротехнику до ознакомления с инструкцией по применению и данных мер безопасности;
  • Применять пиротехнику при ветре более 5 м/с;
  • Взрывать пиротехнику, когда в опасной зоне (см. радиус опасной зоны на упаковке) находятся люди, животные, горючие материалы, деревья, здания, жилые постройки, провода электронапряжения;
  • Запускать салюты с рук (за исключением хлопушек, бенгальских огней, некоторых видов фонтанов) и подходить к изделиям в течение 2 минут после их задействования;
  • Наклоняться над изделием во время его использования;
  • Использовать изделия с истекшим сроком годности, с видимыми повреждениями;
  • Производить любые действия, не предусмотренные инструкцией по применению и данными мерами безопасности, а также разбирать или переделывать (исправлять) готовые изделия;
  • Использовать пиротехнику в закрытых помещениях, квартирах, офисах (кроме хлопушек, бенгальских огней и фонтанов, разрешенных к применению в закрытых помещениях), а так же запускать салюты с балконов и лоджий;
  • Родителям - разрешать детям самостоятельно приводить в действие пиротехнические изделия;
  • Продавать несовершеннолетним пиротехнические изделия;
  • Сушить намокшие пиротехнические изделия на отопительных приборах — батареях отопления, обогревателях и т.п.
  • ПАМЯТКА

ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Основные покупатели пиротехники — дети. Поэтому, если ваш ребенок обожает запускать фейерверки и взрывать петарды, объясните ему правила безопасности при обращении с пиротехникой.

Рекомендации для родителей:

  • Прежде чем покупать какие-либо пиротехнические изделия, проведите с детьми беседу о правилах безопасности при использовании данных изделий. Особенно подчеркните, насколько важно держать их подальше от лица и тела, переносить с большой осторожностью и никогда не зажигать, если рядом нет взрослого.
  • Покупайте детям бенгальские свечи - самый простой и основной тип фейерверочных изделий. Бенгальские свечи разрешены законом почти везде, они излучают много света и интенсивно горят в течение нескольких секунд, даря захватывающее зрелище без риска нежелательных взрывов.
  • Держитесь подальше от фейерверков и других воздушных пиротехнических изделий. Они непредсказуемы и могут запускаться только взрослыми и только в открытых местах. Воздушные фейерверки обычно больше всего притягивают детей благодаря своим динамичным светящимся эффектам.
  • Покупайте новинки пиротехнической продукции, которые относятся к современному безопасному поколению фейерверков, ими могут использоваться почти все. Дымовые шары, ручные бластеры, механические хлопушки и снэпперы - все эти новые фейерверочные изделия издают много шума, но не воспламеняются и не взрываются, поэтому не создают опасности возгорания.
  • Покупайте готовые к использованию фейерверки, а не наборы, которые нужно собирать самим. Даже самый простой комплект, который требует дополнительной сборки, может представлять сложность для детей и стать причиной травмы, если его зарядить неправильно. 

Несколько дополнительных рекомендаций:

  • Очень маленькие дети не должны иметь доступ к любым видам фейерверочных изделий, какими бы ответственными и взрослыми они ни казались. Дети старше 10 лет могут запускать безопасные виды фейерверков, если они находятся под присмотром взрослых.
  • Большая часть травм из-за фейерверков происходит у детей 10-14 лет, поэтому следите за своими детьми, независимо от того, сколько им лет.
  • Не позволяйте детям покупать фейерверки самостоятельно. Либо пойдите в магазин вместе с ними, либо купите для них наиболее безопасные экземпляры, которые можно запускать вместе со взрослыми. 

Соблюдая элементарные правила безопасности,

вы можете уберечь себя и своих близких от несчастных случаев

 

 



Предварительный просмотр:

«Как научить ребёнка читать»

Книга – помощник, книга - волшебный ларец,

 Книга – друг: эти понятия должны закрепится  

 в понимании ребенка и помочь ему в

 будущем стать развитым и эрудированным человеком.

Как научить ребенка читать, если нет времени, да и желания? А может этим займутся воспитатели в детском саду или учитель в школе?

Категорически неправильный подход родителей, задающих такие вопросы, но, к сожалению, эта ситуация имеет место в жизни. Не стоит забывать, что будущее вашего ребенка зависит только от вас, уважаемые родители. А чтение в этом будущем занимает очень важное место и слабые навыки перед школой, когда ребенок, придя в первый класс, не сможет прочитать предложение из учебника, гарантируют проблемы в школе и дальше в жизни.

Это для нас, взрослых, читать просто. Для ребенка это трудная мыслительная задача. Помните – мы учимся читать! Ребенок осваивает новый процесс и темп, с которым это будет происходить, абсолютно индивидуален. А еще от того, насколько мы будем терпеливы, зависит дальнейшее отношение ребенка к процессу чтения и важно, чтобы оно было позитивным.

Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Поиграйте в игру "Слушай внимательно" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д. Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

С чего необходимо начинать обучение чтению.

1.Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).

2.Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

3.Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ, или рэ, или эр и т. п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

4.Нельзя учить детей побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

5.Имейте дома набор магнитных букв или разрезную азбуку.

6.Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном чтении отдельных слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Формируйте в ребенке ощущение, что читать – это хорошо, хвалите его за успехи. Пусть папа, придя домой с работы, найдет несколько минут и послушает, как сын или дочка читают. Похвастайтесь его успехами бабушкам и дедушкам, пусть при случае тоже послушают, как ребенок умеет соединять буквы в слова, и обязательно порадуются за внука. Можно вручать ребенку грамоту, которая гласит, что теперь он умеет читать. Это отлично мотивирует.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению.

1.Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

2.Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3.Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.

4.        Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Подумайте, что сделано не так, и вернитесь на предыдущий этап. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.

5.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.

6.Да, и, если ребенок научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи рекомендуют родителям читать детям книжки вслух до 14 лет для полноценного эмоционального развития ребенка. Увлекательные истории и сказки будут интересны ребенку, читающие родители будут хорошим примером для подражания.

Дорогие родители! Займитесь своими малышами. Научите их читать, считать и писать. Только вам это надо. Никакие чужие тети и дяди не сделают для вашего ребенка то, что можете сделать только вы.



Предварительный просмотр:

 «Моральное воспитание ребёнка»

«Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно.

Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.

Часто родители допускают одну из характерных ошибок – подходят к ребёнку с заниженными требованиями: «Уступите маленькому», «Это только ему, как самому маленькому» - то и дело слышит ребёнок. Он воспринимает это как должное, как своё неоспоримое право. С него как бы снимается ответственность за капризные притязания. Если ребёнок не знает ограничений, если в семье все подчинено его интересам, то, хотят родители или не хотят, они невольно растят эгоиста. А эгоист, как известно, всегда идёт на поводу собственного «я», до других ему дела нет! Попробуйте такому ребёнку в чем-то отказать, чего-то не разрешить, и он ответит вам бурей капризов, упрямством, а то и упадёт на пол, катаясь в истерике. А уж против этого безоружны многие родители, они непременно уступят – это хорошо знает избалованный ребёнок.

Более успешно идёт воспитание нужных качеств в ребёнке, если он правильно воспринимает ограничения. Только своевременно воспитанные малыши, в дальнейшем смогут самостоятельно управлять своими желаниями и поступками, не выходя за рамки дозволенного. Сдержанность, умение вести себя нравственно формируются с малых лет. Ребёнок, не приученный к этому в детстве, с трудом приобретает нужные качества в более поздние годы.

Ребёнок растёт, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь нельзя упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется ещё одно – «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих. «Надо», «надо», «надо» - то и дело сталкивается ребёнок с этим словом. Чувство ответственности за выполнение своих, пусть совсем не сложных обязанностей (которые непременно должны быть у ребёнка) не приходит само по себе. Оно формируется всей предшествующей жизнью и начинается со знакомства с понятием «надо». Ведь даже трехлетние дети по опыту знают, что делать приходится не только то, что хочется, но и то, что надо. «Не хочу, чтобы папа и мама уходили на работу, но для взрослых это обязательно. И с этим нельзя не считаться!», «Не хочу принимать лекарство, но надо, иначе скоро не выздоровеешь», «Не хочу после себя убирать игрушки, но в доме существует правило: все и всегда убирают за собой».

 В. А. Сухомлинский говорил: «Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребенок».

Вы и ваш ребенок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстает от развития ребенка, а зовет вверх?

 Присмотритесь, каким растет ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идете на уступки ребенку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие «можно» или и другие, требующие от него волевого напряжения – «нельзя» и «надо»?



Предварительный просмотр:

        

Консультация для родителей

«Формирование самостоятельности у

детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»

   Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

   Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

  Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность.

  Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;

- выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

- умение выполнить работу без посторонней помощи;

- умение преодолевать трудности и достигать результаты;

- моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия.

Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к  развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.

Так, если педагог объясняет причины  какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.

   Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления.

   Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач.

   Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.

   В процессе интересных игровых действий (прятания, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении.

   В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

   Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее…

Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность.



Предварительный просмотр:

 «Кризис семи лет. Основные симптомы.

Как правильно общаться с ребёнком в период кризиса»

                                        педагог – психолог МБДОУ  «Золотая рыбка»

    Петрушина Светлана Анатольевна

                                                               

                             

Кризисов в нашей жизни бывает множество, это и экономические кризисы и политические и кризисы семейной жизни и, конечно же, возрастные кризисы.

Надо заметить, что возрастной кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребёнка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новую ступень. Обойти кризис невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьёзными, значительными поведенческими проявлениями.

Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов кризис семи лет наиболее спокойный. Проходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.

Так что же происходит с ребёнком в этом возрасте? И связан ли этот кризис только с тем, что ребёнок переходит в новый социальный статус ученика? Переход в новый статус очень важен, но ещё важнее те изменения, которым подвергается головной мозг ребёнка в процессе созревания в этом возрасте. В возрастном интервале с 6—7 до 9—10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

К 7 годам ребёнок сильно меняется. Лицо теряет «кукольные» черты, происходит смена зубов, начинается быстрый рост, изменение рациона питания, вкуса, повышается выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалую роль в этом играет центральная нервная система и железы внутренней секреции, новые взаимосвязи в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. По мнению многих учёных, именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для ребёнка являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

Основные симптомы кризиса семи лет

Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребёнку (указанием, требованиями, напоминаниями о соблюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребёнка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его.

 Это проявление поведения обнаруживается на седьмом году жизни. Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют" и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое, "раньше такого не было", "с лета просто начал издеваться: говорим, а он не слышит". Анализ ситуаций показывает, что пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах и т. п. Не обнаружено ни одного упоминания о возникновении паузы в новой ситуации (связанной с новыми обязанностями, с новыми занятиями).

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего, ссылаясь на занятость), возражать.  Спор, в противоположность молчаливой паузе, вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что он "уже большой", что вчера ему разрешили, что "Оля (сестра) всегда долго не ложится" и т. п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сёстрами: "Почему ей можно, а мне - нет", с родителями: "У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать".

Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям взрослых.

 В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следующим образом. Взрослые просят ребёнка сделать что-то. В ответ на просьбу возникает возражение (в форме паузы или спора), но ребёнок может и согласиться или ничем не выразить своего несогласия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаруживается, что ребёнок не выполнил обещанного. В ответ на претензии со стороны взрослого ребёнок каким-то образом объясняет невыполнение, на этом этапе может возникнуть хитрость как способ избегания наказания или другой ответственности.

 Если рассмотреть динамику возникновения непослушания с разными членами семьи, то можно выделить тенденцию к возникновению непослушания сначала с бабушками-дедушками, одновременно - с братьями или сестрами, лишь позже - с родителями.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребёнок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребёнок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки.

"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребёнок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

"Рассудительность" возникает в споре или иной ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Ребёнок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов. Аргументация имеет характер повторения услышанного от взрослых.

"Взрослость".  Ребёнок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых "взрослых" обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

Обе характеристики касаются стремления к взрослому по форме поведению (в противоположность собственно взрослости, выражающейся в самостоятельных занятиях и стремлении к подлинной независимости).

Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая".  Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Упрямство детей шести-семи лет сродни упрямству трёхлетних детей. Ребёнок настаивает на своём не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

Требовательность. Настаивание на своём, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки.

Капризы. Здесь важно, что ребёнок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось. Капризы - один из наиболее редких симптомов. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение  требовательности и упрямства. В определенном смысле их можно считать попыткой ребёнка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.

Реакция на критику. Также один из наименее часто встречающихся симптомов. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребёнка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности.

Общие вопросы. В общении ребёнка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребёнка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере  фильмов).

Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребёнка седьмого года жизни, о его стремлении найти своё место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребёнка найти свое место в широкой сети семейных связей.

Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребёнок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят всё больше времени.

Характерна для ребёнка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребёнок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения.

Школа. Ребёнок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. Разговоры о школе начинаются после того или непосредственно перед тем, как ребёнка туда сводили записываться.

Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, всё ли готово к школе, нужна ли форма и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.

Все перечисленные поведенческие характеристики можно условно разбить на три категории:

  • "Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений (спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы).
  • "Нейтральные симптомы"  (внешний вид, взрослое поведение).
  • "Положительные приобретения" взрослеющего ребёнка (самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе).

Нормальное разрешение кризиса семи лет

Кризис семи лет - первый из критических возрастов, когда возможны вербальные (словесные) формы помощи ребёнку в проживании трудного периода. Конструктивный диалог с ребёнком, предоставление ему возможности высказать своё мнение,  является одной из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребёнка. Можно поразмышлять с ребёнком на тему "действие - его последствия", проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований взрослого.

Если ребёнок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребёнку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребёнок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, следует напомнить ему об этом. При этом желательно выразить надежду на то, что он с этим справится.

Расширение сферы интересов ребёнка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес  к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.

Как и в предыдущие кризисы развития, надо стараться дифференцировать своё поведение в зависимости от требований ребёнка. Не стоит отказывать ему в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребёнку построить собственное поведение, найти своё место в изменяющихся условиях жизни.

 Даже в самых простых ситуациях можно дать ребёнку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребёнка ярко выражено стремление к взрослости. Например, после слов "Ты знаешь, я сегодня очень устала и хотела бы лечь пораньше" - большая вероятность того, что ребёнок пойдет спать вовремя. Детям нужно оставлять возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

Уважаемые родители, помните, любой кризис когда - нибудь заканчивается. Пережив его ребёнок становится на ступеньку выше в своем развитии как личность. Помогите ему в этом нелёгком деле.

Литература:

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2004
  • Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  • Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. Москва, 1986.
  • Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр. / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.: СОЮЗ, 1997.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

В рамках тематического дня «День родного края», наши воспитанники, Зыкин Кирилл и Пониткин Миша, читают стихотворение о своей Малой Родине.

https://disk.yandex.ru/i/f-htEZNLD2sb0w