Кладовая логопеда

Уварова Анастасия Дмитриевна

Здесь размещены авторские материалы и методические разработки, используемые в логопедической работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В леса-чудеса отправимся с вами, Там встретимся с нашими лесными друзьями, Лёгкими как шарики – добрыми смешариками ! С ними сделаем зарядку, Будет с речью всё в порядке!

Слайд 2

Сложим губки в трубочку, Крош , играй на дудочке! «Трубочка» Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед в трубочку. Удерживаем под счет до 10. Выполняем 5-6 раз.

Слайд 3

Нюша пьет из чашки чай И сосёт конфетку. Не облейся, дорогая, На тебе салфетку. «Чашечка» Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх. «Чашечка» не касается верхних зубов. Удерживаем «чашечку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз.

Слайд 4

Догадаться кто бы мог, Бараш нашёл большой грибок! «Грибок» Предложите ребенку сначала поцокать , как лошадка. Потом «остановите лошадку», присосав язычок к нёбу. Затем, не отрывая языка от нёба, оттяните нижнюю челюсть вниз. Подъязычная связка должна натянуться — это ножка «гриба». Удерживаем «грибок» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.

Слайд 5

Вот мы всех зверят узнали, Круглых, словно шарики, И скажите нам в финале, Их зовут - Смешарики ! Скажем мы им на прощанье, До новых встреч и до свиданья! Картинки с сайта: www.smehariki.ru



Предварительный просмотр:

                 ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

ДОКЛАД ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА»

 ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД УВАРОВА А.Д.

2021-2022 уч. г.

               Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от нормы языка.

               С каждым годом увеличивается число детей, поступающих в школу, с теми или иными недостатками речевого развития. При различных нарушениях речи у детей страдают все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматика, связная речь. Возрастает число детей с Общим недоразвитием речи (ОНР). У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.

              Нарушение слоговой структуры слов представляет определенную сложность для исправления. Недостаточный уровень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте приводит у школьников к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушению письма и чтения).

              Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка. По данным последних исследований нарушение слоговой структуры зависит также от особенностей неречевых процессов.

               Проблемами особенностей состояния слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного и младшего  школьного  возраста с ОНР занимались А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, Н.С. Жукова, А.А. Леонтьев, Т.Б. Филичева, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, З.Е  Агранович и многие другие.

                А.Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Н.С. Жукова даёт периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР. Многие авторы (Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя, Е.Н. Винарская, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова) считают, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

               А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

              Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1.Нарушение количества слогов:                                                                                                               - сокращение (пропуск слога): «ворота» - «вота»;                                                                            - опускание слогообразующей гласной: «аквариум» - «акварим»;                                                 - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных: «клюква» - «клюкава».                                                                                                                               2.Нарушение последовательности слогов в слове:                                                                              - перестановка слогов: «сапоги» - «посаги».                                                                    3.Искажение структуры отдельного слога:                                                                                             - сокращение стечений согласных: «автобус» - «атобус»;                                                                           - вставки согласных в слог: «ясли» - «ясили».                                                                                                4.Уподобления слогов: «вазоны» - «зозоны».                                                                                                5.Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение): «снеговик» - «неневик».                                                                                                                                                   6.Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «абрикосы» - «бабрикосы».                                                                                                                               7.Контаминации (смешение слов): «стожка» (стол, ложка).

                Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.     

               Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы. При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дольше, чем недостатки звукопроизношения отдельных звуков.

                В норме к 3 (3,5) – 4 (4,5) годам ребенок способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных. В случае выявления отдельных речевых недостатков в возрасте 4 – 4,5 лет необходимо обратиться к специалисту (логопеду) для их устранения.

                Профилактика слоговой структуры слова строится как на вербальном, так и на невербальном материале. Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

−восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.)                                                                                      −различению на слух длинных и коротких слов;                                                                                                 −различению на слух слоговых контуров по длине.

                  На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

                  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан, в ладоши?).

                  Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

                 Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак – ребро, кулак, - ребро – ладонь.

                 Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).

                 Графические упражнения на переключение (продолжи строчку, продолжи узор).        Совершенствование статических и динамических движений и действий. Воспроизведение заданной последовательности и общих движений (чередование движений: руки на поясе – руки вверх). Игры и упражнения: «Воспроизведение серий движений руками», «Воспроизведение серий движений ногами», «Движения животных» (Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?), «Веселые инструменты», «Передай привет», «Танцующие снежинки», «Танец листьев», «Бабочки и цветы».

                     Совершенствование координации движений пальцев рук. Игры и упражнения: упражнения на пересчет пальцев разной степени сложности, «игра на рояле», упражнение на поочередное сгибание в кулак и поочередное разгибание пальцев.

                     Выполнение совместных движений пальцев рук и органов артикуляции. Используются следующие виды упражнений: «упражнение с фишками», выполнение артикуляционных движений совместно с движениями рук. Артикуляционное упражнение «Качели» выполняется с одновременным движением выпрямленных рук в тех же направлениях или в противоположных направлениях. Так же можно использовать артикуляционные упражнения «Часики», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Лошадка», «Барабан», «Бочка», «Гудит самолет», «Маляр».

Работа на вербальном материале.

                       Работа над словом ведется в соответствии с основными группами (классами) слоговой структуры слов:                                                                                                                        1.Двухсложные слова из открытых слогов (вата, рука, коса);                                                 2.Трехсложные слова из открытых слогов (собака, колено, лопата);                                  3.Односложные слова из закрытого слога (бак, лак, воз);                                                    4.Двухсложные слова с закрытым слогом (кусок, букет, лимон);                                           5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (белка, дупло, майка);   6.Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (карман, бублик);      7.Трехсложные слова с закрытым слогом (барабан, капитан, пароход) и т.д.

                        Детям предлагаются следующие задания:                                                              1.Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Используются слова, произношение которых не отличается от написания.                   2.Подобрать слова по схемам, разложить картинки под схемами                                            __и__а              __е___а                  __о___а    (вилка,  кепка, кошка).                             3.Составить слово из слогов. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего: туман – манка – камыш – мышка – каша – шары.        4.Отгадывание ребусов.                                                                                                                    5.Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика.

                        Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно с утрированной артикуляцией. Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры – жов – ник, шлаг – ба – ум, под – гля – ды – вать, вспо – ми – нать, скла – ды – вать. Затем слоги необходимо плавно соединять. При соединении нужно следить, чтобы не было пропусков, перестановок, добавлений, и искажений. В этой работе можно использовать составление одного слова из двух (сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый).

                         Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.     

                     В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.                                                                            

                   

   

Использованная литература:

  1. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. — 3-е изд. — М.:ТЦ Сфера, 2017. — 64. (Библиотека Логопеда)
  2. Волкова Г. А., Логопедическая ритмика, — М.: Просвещение, 1985. — 191 с., ил. Учебное пособие для студентов «Дефектология»
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. — «Композитор — Санкт-Петербург», 2005. — 74
  4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961. Роот З.
  5.  Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Демонстрационный материал / З. Роот. — Айрис-Пресс, 2005.– 16
  6. Филичева Т..Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).
  7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», Санкт-Петербург, «Образование», 1994.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»

 ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД УВАРОВА А.Д.

2020-2021 уч. г.

Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для младших школьников.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. Уже в пять-шесть лет ребенок должен различать на слух такие группы звуков, как С -З, с-ц, ж-ш, с-ш, л-р, глухие и звонкие согласные (п-б, т-д, к-г, ф-в), твердые и мягкие согласные ( п-пь, т-ть, в-вь, л-ль),

Фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи.

В логопедической работе по дифференциации звуков необходимо учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию слухопроизносительной дифференциации.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения школьников.

Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко Т.А. позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков, обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза школьников с целью уточнение понятий «слово, звук».

Задания:1. положите перед ребенком тетрадочку, где нарисовано несколько контуров кружков, и договоритесь, что вы будете называть звуки, а он, если услышит гласный звук, заштрихует кружочек красным карандашом, а если согласный звук, то синим. Уделять в дальнейшем развитию мелких мышц руки и пальцев, (закрась, заштрихуй, вырежи, обведи, приклей), тем больших успехов добьемся в развитии речи.

2. Слог. Как только ребенком прочно усвоены гласные и согласные звуки, переходим к следующему этапу — объяснению понятия слог. Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществлять в плане громкой речи. На последующих этапах работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

  • отхлопать или отстучать слово;
  • выделить гласные звуки;
  • придумать слог с заданным гласным звуком;
  • записать слог, в котором находится определённый звук;
  • придумать слог с заданным гласным звуком;
  • определить место «главного» звука в слове.

3. Слово. Данный этап работы является одним из серьёзных.

Эффективнее проводить его в игровой форме. Поиграйте с ребенком: показывайте ему карточку, на которой нарисован СОМ, и спрашивайте: " Какой звук первый в этом, слове? Какой второй, какой третий? Сколько всего звуков?" Берем сначала простые слова, в которых первый звук стоит под ударением, тогда его легко услышать (о-сы, у-хо), Вспомнили, что такое слог, и хлопаем в ладоши на каждый слог. Теперь берем карточки с картинками и просим ребенка: "Отбери картинки, где слово начинается на звук у. Малыш отбирает — у-литка, у-дочка, Так можно поиграть с несколькими звуками. Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Повторять надо постоянно, возвращаясь к уже понятому, пройденному. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трёхсложных слов. Рекомендуются следующие упражнения:

  • Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношения которых не отличается от написания (лапа, лужа, утка, трава и т.д.)
  • Записать на схеме только гласные данного слова (например, слово КОРКА обозначается так: о а).
  • Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
  • Выделить первый слог из названных картинок, записать его. Объединить слоги в слово, слово – в предложение и прочитать его. (Картинки : машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука.)
  • Определить пропущенный слог;
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке;
  • Выделить из предложений слова, которые состоят из двух или трех слогов;
  • Придумать слово с определённым слогом в начале, конце слова;
  • Записать только слоги, которые начинаются с гласного звука;
  • Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком;
  • Выделение и определение ударного слога в слове.

Далее объясняем ребенку, что согласные звуки перед гласными а, о, у, ы, э произносятся твердо, а перед я, е, ю, и — мягко. Отрабатываем каждую пару составляя схему из цветных кружочков:

ма-мя (синий—красный, зеленый— красный) и так далее (наглядная работа с кружочками облегчает усвоение этой темы) .

Учащиеся 2- 4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слушания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.

Алгоритм звукового разбора слова

  1. Произнеси и послушай слово.
  2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.
  3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук условным значком.
  5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
  6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах

  1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
    2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
    3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
    4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы.

При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Библиографический список

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
  4. Ткаченко Т.А.Развитие фонематического восприятия.- М., 2014
  5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И спользование интерактивных развивающих игр портала « Мерсибо » в работе учителя-логопеда Выполнила: учитель-логопед Уварова А.Д.

Слайд 2

Обоснование использования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ИКТ портала « Мерсибо ». Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Слайд 3

Интерактивные игры « Мерсибо » отвечают требованиям ФГОС: являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка; требуют участия взрослого, совместной деятельности; несут грамотное эстетическое оформление и наполнение; формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития; стимулируют познавательно-речевое развитие детей .

Слайд 4

Преимущества интерактивных игр « Мерсибо » повышение мотивации к логопедическим занятиям; предотвращение утомляемости детей на занятии; развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности; осуществление объективного контроля развития и деятельности детей; сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности; визуализация акустических компонентов речи ; незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память .

Слайд 5

База интерактивных игр « Мерсибо » позволяет решать следующие задачи по развитию речи детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .

Слайд 6

Методическая копилка Предлагаемый в комплекте с играми Конструктор картинок позволяет любому специалисту создавать, сохранять и распечатывать свои собственные идеи, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей, с учетом особенностей их здоровья, диагноза и возраста. Реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка.

Слайд 8

Влияние ИКТ « Мерсибо » на результативность коррекционно-развивающей работы Использование в логопедической коррекционной работе развивающих игр портала « Мерсибо » предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом . В результате применения данной инновационной технологии в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей выявил повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые участники и члены жюри! Хочу представить Вам свой мастер-класс «Использование нейроупражнений для развития речи детей с ТНР». (1 слайд)

Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс для детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, нестандартным разнообразным и в то же время продуктивным для детей.  (2 слайд)

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием нейроупражнений позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. (3 слайд)

Нейроигры и нейроупражнения – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. (4 слайд)

В своей работе я использую комплексы кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации и Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности. (5 слайд)

Давайте перейдем к упражнениям, направленным на коррекцию нарушений 1 блока мозга мозга.

  1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

Первое упражнение я выполняю с детьми перед зеркалом. Нужно сделать выдох, затем вдох, и произносить каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания.

Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии….ээээээээээ….ааааааааа ….оооооооооо….ууууууууу….

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Данное упражнение будет полезно для детей с логонерврозом.

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Упражнение «Энергетическая зевота».

1.        Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.

2.        Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.

3.        Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».

4.        Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему!

Это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи, помогает при выступлениях.

За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию.

Также в занятие я включаю приемы самомассажа, что плодотворно влияет на стимуляцию кинестетических ощущений мышц и нормализацию мышечного тонуса. (Слайд 6)

  1. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации – (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте голову круговыми движениями, а живот, наоборот, мы «наказываем» и немножко похлопываем, сопровождая проговариванием речевого материала.

Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — вот высокая гора.

Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — нам домой пора.

Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — на базар пошёл Макар.

Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — летит воздушный шар.

«Колено – локоть» (автоматизация в словах) (Слайд 7), (8, 9,10,11)

Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Шахматы, шампунь, каша, ушанка, душ, детеныш.

У Паши и Даши мышонок Пушок. На опушке мушки и квакушки.

«Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки). Цель: развитие произвольности движений, регуляция процессов памяти.

В своей работе я активно использую такие карточки для автоматизации и дифференциации звуков, на которых мы можем увидеть позу руки и под ней картинку. Нужно ритмично менять положение руки, проговаривая слова.  (12 слайд)

На каждое слово на заданный звук идёт определенная поза, далее следующее слово и переключение позы. Таким образом можем работать с дизартриками, с диспраксиками, с детьми с СДВГ. Эти упражнения способствуют переключению внимания, удержанию инструкции, удержанию моторной программы, развитию мелкой моторики и автоматизации и дифференциации звуков.

Так же в процессе дифференциации звуков мы с детьми часто играем в такую игру. Если вы услышите в слове звук «Ж» правой рукой покажите большой палец вверх, а если услышите звук «З» то левой рукой опустите большой палец вниз. (Зайка, живот, лыжи, ваза, коза, ужин, запах, ежи, ножи, вокзал, зубы, Зоя, жук, жена, пижама, показать.)

В процессе автоматизации изолированного звука часто использую такие карточки, где ребенку нужно одновременно двумя руками пройти по дорожкам.

- «Кольцо». По очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

СА, СО, СУ, СЭ

- «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [Ы], [И]. Браслет с символом звука [Ы] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [И] надеваем на левую руку. Если слышите звук [Ы], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку), если слышите звук [И] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку). (Фомичева)

Дым, пила, рыба, кролики, жирафы, уроки, уши, пузыри, сливы, рыжики.

Во время физминуток я часто выполняю такое задание: правой рукой отдаем честь, левой рукой показываем знак «класс». Делаем хлопок и медленно меняем руки.

В моей работе систематическое использование нейроигр позволило улучшить у детей память, внимание, речь, развитие мелкой и крупной моторики, снизить утомляемость на занятиях, а также усилить способность к произвольному контролю, что показали результаты диагностики и динамического наблюдения. Применение нейроигр позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребенком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, и тем самым повышать эффективность коррекционной работы. (Слайд 16)



Предварительный просмотр:

1. Задание: Работа со словосочетаниями.

Произнесите слово с предлогом, изменяя окончание.

                

2. Задание: Дидактическая игра «Какой сок?»

   



Предварительный просмотр:

Задание 3. Придумайте предложение с предлогом по данной схеме:

        

                

Задание 4. Вставьте нужный предлог.

Орел вернулся ____гнезду, устав ___охоты.

Незнайка увидел машинку____креслом.

Лепестки яблони летели _____аллеей.

Пловец прыгнет ___ воду.

Пироги достали ____ печки.



Предварительный просмотр: