Основы православной культуры

Саржинская Ольга Федоровна

Преподавать в школе предмет «Основы православной культуры» должен педагог, умеющий усвоить идеальный образ учителя в истинном его значении, человек, которому свойственны качества понимающего наставника, православный христианин преданный духовному наказу кубанского просветителя Кирилла Васильевича Россинского: «Служа другим, расточаю себя».

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 12.  Милосердие и сострадание

          Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса

     Ключевые понятия: милосердие, сострадание.

Цели урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация.

Исследовательское задание: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово.  

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

  1. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

 Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

                а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

                б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

                в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

(Эти задания можно выполнить по вариантам).

Исследовательское чтение текста

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

 Выполнение  опережающего задания после чтения текста

Очень важно  спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Продолжение обсуждения темы

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:

             а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

             б) преступник, осужденный по закону;

             в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.

   Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Продолжение обсуждения темы

– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

 – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

   Найдите толкование слова «милостыня».

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

Работа с разделом урока «Вопросы и задания»

Дополнительные вопросы

1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я  свободу

И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня –  это…

Подведение итогов.

Сядем в кружок

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.

- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.



Предварительный просмотр:

Духовный подвиг Евгения Родионова

Учитель: Прочитайте слова на доске. «И кто не берет креста соего и не следует за Мой тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как вы понимаете слова Евангелия?

Учитель: Известно ли вам имя Евгения Родионова? Что вы знаете о нем?

Учитель: 3 мая исполняется двадцать лет со дня мученической кончины воина Евгения Родионова, обезглавленного чеченскими боевиками за то, что отказался снять крест. Для людей светских он настоящий герой, пример для тех, кто жаждет подвига и правды. А среди верующих растет его почитание как мученика, принявшего смерть за православие.  

   Учитель: Чем руководствовался рядовой Родионов? О чем он думал в последнюю минуту своей короткой жизни?

На чаше весов, с одной стороны, была сытая жизнь, полная удовольствий, которая навязывается идеологией потребления. На другой чаше — лютая смерть в сыром подвале кавказского села Бамут с оловянным крестиком на шее. Выбор Евгения Родионова является смыслом христианской веры в ее чистом виде. 

Выступление учащихся

Ученик: 13 января 1996 года рядовой погранвойск Евгений Родионов вместе с тремя товарищами заступил на пост. При досмотре машины «Скорой помощи», которая, как оказалось, перевозила боевиков (в том числе полевого командира Руслана Хайхороева) и оружие, наших солдат взяли в плен. Вначале командование даже заподозрило ребят в дезертирстве, их искали по домашним адресам, и только значительно позже пришла достоверная информация о том, что же произошло во время досмотра машины. Маленко подробно рассказал историю гибели русского воина. Об обстоятельствах казни известно со слов самого Хайхороева, убитого в 1999-м, считается, что он и стал непосредственным палачом. В присутствии представителя миссии ОБСЕ Хайхороев заявлял: «У солдата был выбор. Он мог сменить веру, но не захотел снять с себя креста». После трех месяцев пыток ему отпилили голову.

Ученик: История Евгения — это еще и история его матери Любови Васильевны. Для того, чтобы поехать в Чечню и разыскать тело сына, она продала квартиру. Тело ей отдали — без головы, но с крестом на шее. Затем было возвращение за головой сына, похороны, смерть мужа, новые поездки в Чечню — с продуктами и теплой одеждой для солдат. https://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/e0d/Rodionov2.jpg

Ученик: В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом. Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.

Ученик: Евгений Родионов родился в селе Чибирлей под Кузнецком. Теперь в этом городе есть школа его имени. Подвиг земляка имеет огромное воспитательное значение для ребят – односельчан.  

Похоронен герой на территории «новой Москвы», близ деревни Сатино-Русское.

   Ученик: Евгений убит 23 мая 1996 года, в 19-й год его рождения, в праздник Вознесения Господня.  Его мама говорит: «Мне тяжело, что сынок погиб….Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Но то, что он оказался достойным сыном Родины, не отказался от Христа, от Православной веры, меня утешает…. Я не знаю, как бы я пережила, если бы он поступил иначе»…

 Учитель: Вернемся к словам, которые мы прочитали в начале урока.  В Евангелие от Матфея мы читаем «И кто не берет креста своего и не следует за Мой тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Евгений сам выбрал свой крест и теперь запечатлён с ним в камне.


 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ РУССКОГО ВОИНА

Слайд 2

Чеченская война. Нашим солдатам пришлось тогда столкнуться с невиданным зверством и террором.

Слайд 3

Так было попущено Богом, чтобы на рубеже третьего тысячелетия во время Чеченской войны для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере.

Слайд 4

Три с половиной месяца Евгений Родионов вместе с товарищами принимал муки и страдания в чеченском плену. Их били, унижали, издевались над ними.

Слайд 5

Нательный крестик… Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Слайд 6

Крест Христов есть величайшая святыня для нас, христиан. Христос - Спаситель, распятый на Кресте, совершил великое таинство искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти... поправ смерть, даровал нам жизнь вечную. Крест есть вернейший путь, ибо крест и страдания – удел избранных, это тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.

Слайд 7

Самое страшное падение – отречение от Христа. Это отречение от лучшего в себе, отречение от вечности. Отказывающийся от Христа убивает свою душу.

Слайд 8

«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Креста Господня. А на Кресте – Тот, кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 14,6)

Слайд 9

В свои 19 лет Евгений принял единственно правильное решение. Он отказался снять нательный крестик, не предал, не изменил. Остался верным Христу и воинскому долгу.

Слайд 10

Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам. Затем - убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик - не посмели.

Слайд 11

Теперь крест Жени, на цепочке от которого все еще видны следы крови, стал домашней реликвией, которую трепетно хранит мама Евгения -Любовь Васильевна Родионова. Евгений был убит 23 мая 1996 года, в 19-й день его рождения, в праздник Вознесения Господня. Я не знаю, как бы я пережила, если бы он поступил иначе.»

Слайд 12

Евгений Родионов совершил духовный подвиг… Какую же нужно иметь смелость, твердость и внутреннюю духовную силу, чтобы сделать такой выбор! Он сам выбрал свой крест и теперь запечатлен с ним в камне.

Слайд 13

Так пусть же память о нем вдохновляет наших воинов на подвиги во имя Отечества! Для нас же он - пример того, как нужно любить свою Родину и хранить верность, не приспосабливаясь к обстоятельствам, идти до конца.

Слайд 14

Небесный Отец приготовил великую радость тем, кто верен ему до конца. «И кто не берет креста своего и не следует за Мой тот не достоин меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».