Разработка классного часа "Надя Рушева"

  Салчак Чойганмаа Шыыраповна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О Наде Рушеве85.96 КБ

Предварительный просмотр:

Биография и творчество 
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в г. Улан-Баторе - столице Монгольской Народной Республики, где жили тогда ее родители. Ее отец – Николай Константинович Рушев работал в Монголии художником – инструктором театра и педагогом в художественном училище. Ее мать – Наталья Дайдаловна Ажикмаа родом из Тувы, работала в Монголии педагогом – балетмейстером и солировала в концертах, была одной из первых балерин Тувы.
 
По-монгольски имя Надежда – Найдан означает «вечноживущая». Так всегда и звали миловидную девочку монгольские друзья родителей.
Надя начала рисовать с пяти лет, как и все обычные дети. В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Это она сделала за один присест, за то время пока отец отдыхал после работы на диване, не спеша и с выражением читая ей любимую сказку.
Уже в Москве Надю водили в детский сад при заводе «Шарикоподшипник». Надя пела в хоре, участвовала в групповых танцах, полюбила стихи, лепила из пластилина, клеила аппликации и игрушки. Больше всего она просила взрослых, чтобы они почитали ей сказки. Родители знакомили Надю с мифами и легендами Древней Греции. Мама показывала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного учил игре на фортепиано. Хотя рисовать ее никто не учил, ее формирование происходило в семье, в среде художников и артистов.
Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы. При этом улыбаясь приговаривала: «Какая-то слива получается…Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Это точка. А Емелька две подушки положил и ушел…» Это была радостная игра в рисование, свободные шутки воображения маленькой девочки. Придя из школы домой и выполнив уроки, она с удовольствием принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у нее всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Уделяла она этой забаве не более получаса в день или в каникулы час. И это стало ежедневной Надиной потребностью на всю жизнь.
Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50-ти авторов. Летом 1955 и 1959 годов Надя побывала с родителями на родине матери в Тувинской АССР. А в Москве воображение и представление Нади о Востоке питались воспоминаниями матери и рассказами отца. За семь лет работы в национальных театрах Кызыла, Душанбе и Улан-Батора Николай Константинович Рушев создал эскизы декораций, сделал натурные этюды архитектуры и природы, зарисовки этнографического характера. Рисуя «по воображению», она создала помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Уже после смерти художницы. Этот балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.
 
«Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», - говорил о Наде Рушевой скульптор Василий Алексеевич Ватагин.
Хмурым мартовским утром 1969 года внезапно оборвалась жизнь семнадцатилетней Нади Рушевой, жизнь, исполенная самых радужных надежд и мечтаний.
Пятью годами раньше журнал «Юность» (№ 6 за1964 год) познакомил миллионы своих читателей с рисунками двенадцатилетней чудо-девочки. С тех пор имя и творчество юной москвички стали достоянием миллинов.
Диапазон ее творчества невероятно широк. О его масштабности говорят названия таких тематических серий, как “Эллада”, “Космос”, “Воспоминания о Варшаве”, “Восток” и многих-многих других.
Надя создала иллюстрации к произведениям 50 авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, Лермонтов и бесконечно любимый ею Пушкин. В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу.
 
Пушкиниана Нади Рушевой – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. «Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.
Последние рисунки Нади Рушевой – 200 графических работ к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Жизнь Нади Рушевой оборвалась на взлете. По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. И все же Надя жива в тысячах своих рисунков.
Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности».
Посмертную статью академика В.А.Ватагина о Наде поместила «Юность», в ней читали: «Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки».
 
Персональные выставки Нади Рушевой прошли почти во всех регионах страны, а также за рубежом – в Японии, Монголии, Польше. Число их превысило 160. За короткий срок с творчеством Нади познакомилось около четырех миллионов человек. В столице Тувинской АССР в городе Кызыле, в музее им. 60-ти богатырей, находится предствительное собрание Надиных работ, известное как коллекции В.П. Ермолаева. В ближайшее время оно пополнилось щедрым даром матери Нади, Натальи Дойдаловны, передавшей в этот музей значительную часть работ не только дочери, но и Надиного отца, Николая Константиновича. Фамильный фонд Рушевых, отца и дочери, создан в Пушкинском доме. Периодически проходят выставки Надиных работ в музее Л.Н.Толстого.
21 октября 1982 года крымскими учеными была открыта малая планета № 3516, она была названа именем юной советской художниц Нади Рушевой.

В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в МосквеВаршавеЛенинградеПольше, Чехословакии, РумынииИндии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

ФИЛЬМ

В 1969 году на «Ленфильме» был снят фильм «Тебя, как первую любовь...», посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.

СМЕРТЬ

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

ПАМЯТЬ О НАДЕ РУШЕВОЙ

Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».

Также рисунок Нади «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации "Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.

Её именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей её жизни и творчества.

На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

ТВОРЧЕСТВО

Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. ТолстогоМихаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.