Методические разработки

Палеха Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры

«Я - гражданин России»,

посвященной Дню Конституции

Место и время проведения: 7 декабря 2021 г., 14.00, 8 класс.

Ход мероприятия

ВЕД.: - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка.

- Праздник, посвященный Дню Конституции, который мы отмечаем 12 декабря, - это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей  стране – России.

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны, это нормативно-правовой акт, который  закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году.

ВЕД: - Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, ребята, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

- Верно! Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

 

ВЕД.: - Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны?  Ответы детей. 

ВЕД.: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. 

- Что же такое право? Ответы детей

Право - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. 

- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

 

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, учителя и многие др.

- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций – ООН.  Она была создана в октябре 1945 года, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.  

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. 

Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях!    

Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». 

Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

ВЕД.: - Человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, ребята, что же такое обязанность? Ответы детей.

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

ВЕД.: - Молодцы! Сегодня мы проведём турнир знатоков права, в котором вы сможете продемонстрировать нам свои знания.

Для турнира нам понадобится 3 команды – три ряда.

ВЕД.: - Итак, 1-я команда будет называться: «Закон»,  2-я – «Порядок» и 3-я – «Совесть» (на столах ставятся таблички с названием команд).

Наш турнир будет оценивать жюри в составе:

Силкина М.В., библиотекарь школы

Пушмина Т.В., педагог-организатор

Сороковикова М.Л., психолог школы

- Ребята! В каждом конкурсе  вы будете зарабатывать баллы. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А остальные участники будут помогать, и сами смогут участвовать в конкурсах для зрителей.

ВЕД.: - Итак, начинаем! И первый конкурс посвящается самой главной песне страны – Гимну.

Конкурс 1: «О чём поётся в гимне?»

(2 конверта со строчками гимна)

ВЕД.: - Задание для команд следующее: вам нужно восстановить текст гимна, а точнее, 1 куплет и припев для каждой команды.

За правильно выполненное задание команда получает по 1 баллу.

Дополнительно 1 балл получает команда, первой закончившая выполнять задание.

ВЕД.: - Переходим ко 2-ому конкурсу, который потребует от вас не только быстроты реакции, но и внимательности.

Конкурс 2: «Найди слова»

(3 ручки, листочки с заданием)

ВЕД.: - Вам необходимо найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству, и составить ещё одно слово из оставшихся букв   (Россия)  Команда, закончившая выполнять задание первой получает 1 балл. По 1 баллу– за каждое найденное слово. Дополнительный балл – за последнее слово из оставшихся букв.

Слова: флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица.

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

ВЕД.: - Следующий конкурс посвящен людям, которые играли и играют большую роль в политической жизни нашей страны, а также области и района.

Конкурс 3: «Личности»

( фотографии, магниты, мел)

ВЕД.: - Задание следующее: вам нужно определить, как зовут людей на этих фотографиях. Ответы запишите на своих мольбертах напротив соответствующих цифр.

Кто быстрее закончит выполнять задание – 1 балл. Без ошибок или с 1-2 ошибками – 3 балла. С 3-5 ошибками – 2 балла. Более 6 ошибок – 1 балл.

Фотографии:

1) Яков Иванович Макаров – мэр муниципального образования «Усть-Илимский район»

2) Владимир Владимирович Путин – Президент России.

3) Владимир Вольфович Жириновский - основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

4) Игорь Иванович Кобзев – губернатор Иркутской области

 

Конкурс 4: «Правовой сундучок» 

(сундучок, предметы)

ВЕД.: - У меня в руках сундучок, здесь находятся предметы, которые имеют отношение к разным правам человека. Вам нужно догадаться, что это за права.

        Команды по очереди вынимают один предмет из сундучка. Первой отвечает команда, выбравшая предмет. Если затрудняется, то ответ даёт команда, поднявшая первой руку для ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Предметы из сундучка:

1) Свидетельство о рождении.

Ответ: это документ, который закрепляет наше право на имя с момента нашего рождения.      

2) Сердце (копилка в виде сердца или другой предмет той же формы).

Ответ: право на любовь и заботу родителей.

3) «Букварь».

Ответ: право на образование.

4) Домик.

Ответ: право на жилище.

5) Игрушка

Ответ: право на отдых.

6) Аптечка (бинт, фонендоскоп)

Ответ: право на здоровье и медицинскую помощь.

7) Машина, паровозик или самолетик (игрушечные)

Ответ: право на свободу передвижения и выбора места пребывания.

8) Кукольная сумочка  

Ответ: право на имущество.

9) ЗамОк

Ответ: право на семейную или личную тайну, неприкосновенность частной жизни, жилища.

10) Микрофон

Ответ: право высказывать своё мнение.

Конкурс для зрителей

За правильные ответы – конфеты.

Вопросы:

1) Лишение свободы  человека, мера пересечения? (Арест)

2) Юрист, защищающий чьи-либо  интересы? (Адвокат)

3) Всенародное обсуждение (референдум)

4) Определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков (народ)

5) Лица, записанные в книге записей рождений в качестве матери и отца в отношении определенного ребенка (родители)

6) Политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству (гражданство)

7) Соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вид сделки (договор)

8)  Противоправное поведение, приносящее вред конкретным лицам и обществу (правонарушение)

9) Действия граждан, избирательных объединений по формированию органов власти (выборы)

10) Отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям (вина)

ВЕД.: - Наш 5-ый конкурс носит название «Ребёнок и закон», и, как вы, наверно, догадались, он посвящён правонарушениям и мерам ответственности за них.

Конкурс 5: «Ребёнок и закон»

(сигнальные таблички с вариантами ответов: «А», «Б» и «В»)

ВЕД.: - В этом конкурсе нашим командам необходимо ответить на вопросы, выбрав один или несколько вариантов ответов на них. О своих ответах сигнализируйте табличками с вариантами ответов: «А», «Б» и «В». Ещё раз обращаю ваше внимание, что правильных ответов может быть несколько.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе  – 8.

1) С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона?

    А) с 16 лет (согласно УК РФ);

    Б)  с 14 лет;

    В) с 18 лет.

2) Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

    А) штраф;  

    Б) исправительные работы;

    В) срок лишения свободы на срок более 10 лет.

3) С какого возраста наступает административная ответственность?

    А) с 14 лет;

    Б) с 16 лет;

    В) с 18 лет.

4) К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном

физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)?

    А) в органы полиции;

    Б) самому разобраться с обидчиками;

    В) позвонить по «телефону доверия».

5) За какие правонарушения предусмотрена уголовная ответственность?

   А) разбил мячом окно (гражданско-правовая);

   Б) избил одноклассника;

   В) порвал учебник одноклассника(гражданско-правовая).

6) Какой вид ответственности предполагает нецензурная брань в общественном месте?

   А) административную;

   Б) уголовную;

   В) дисциплинарную.

7) До какого времени можно находиться в общественных местах и на улицах лицам, не достигшим 18-летнего возраста, без сопровождения взрослых?

   А) до 21.00

   Б) до 22.00

   В) до 23.00

8) Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

   А) причинение лёгкого вреда здоровью по неосторожности;

   Б) кража (ст. 158 УК РФ);

   В) хулиганство (ст.339).

ВЕД.: -  Ну что ж, жюри зафиксировало ваши ответы, и мы переходим к завершающему конкурсу – «Ситуации».

Конкурс 6: «Ситуации»

(шляпа с листочками, на которых написаны ситуации)

ВЕД.: - Задание конкурса следующее: команды выбирают листочки с записанными на них ситуациями. Игрокам необходимо инсценировать свою ситуацию (с участием всех игроков. Другие команды догадываются, о чём речь), а затем ответить на вопросы:

- кто является участниками ситуации,

- чьи и какие права были нарушены,

- кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей.

После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 3балла. За артистичность – 1 балл.

Варианты:

1) Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником.

2) Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.

3) Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

 

- Спасибо всем участникам!

 

ВЕД.: - Итак, турнир завершён. Пока жюри подводит итоги игры, прошу вас ответить на несколько вопросов.

Вопросы:

- Перечислите известные вам права ребёнка (право на имя, отчество, фамилию; жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками; защищать свои права; выражать свое мнение; право на имущество; право на медицинское обслуживание; право на образование).

- Для чего человеку необходимо знать свои права? (Зная свои права, человек может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их).

- Закончите предложения:

   1) Сегодня мы узнали, что…

   2) Чтобы  не быть правонарушителем, нужно…

   3) Каждый человек должен  за свои поступки…

   4) Я задумалась (задумался) над…

   

ВЕД.: - Спасибо за ответы! И наше жюри готово объявить итоги турнира, даю им слово…

Слово жюри. Подведение итогов турнира. Награждение.

ВЕД.: - Дорогие ребята! Мы вспомнили сегодня, что права есть как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что, кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права. Уважайте их! И до новых встреч! Всем спасибо за участие!

Фото на память



Предварительный просмотр:

Практические задания по формированию читательской грамотности на уроках истории при работе с историческими текстами.

Задание 1.

Формируемые умения обучающихся: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

Лета 1556. Приговорил царь и великий князь Иван Васильевич о кормлениях и службе всем ,И вошел в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились ,наместники и волостели изо многих лет,призрев страх Божий и государские уставы, много злокозненных на них дел учиниша…

#1063;ему посвящен указ?

#1050;ак в указе разъясняется необходимость отмены системы кормлений?

Задание 2.

Формируемые умения обучающихся: извлечение информации в явном и неявном виде определять основную идею представленного фрагмента

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

#1054; каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина?

#1050;ак описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века?

Задание 3.

Формируемые умения обучающихся: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

Прочитайте отрывок из «Домостроя» и ответьте на вопросы.

«Как детей учить и страхом спасать. Не будь скуп на удары детяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет…..Не улыбайся ему, не играй с ним…Не дай ему власти в юности, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно твоей душе, убыточно дому твоему, будет погибель имени твоему, укоризна от соседей пред властью претерпишь разные неприятности».

#1055;еречислите принципы, на которых основано воспитание по «Домострою»

#1042; тексте найдите указание на смысл такой системы воспитания.

Задание 4.

Формируемые умения обучающихся: (интерпретация и интеграция данных) выявлять информацию, предъявленную в иллюстрациях

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

Используя репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» ответьте на вопрос.

С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве?

Задание 5

Формируемые умения обучающихся: (интерпретация и интеграцию данных) анализировать и интерпретировать представленные в тексте сведения; находить в тексте информацию, помогающую верно понять формулировку задания

Прочитайте тексты и ответьте на вопрос : В чем В.О.Ключевский видит причины падения самозванца?

В.О.Ключевский «Лжедмитрий I»

«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.

Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.

Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»

«… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.

На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»

Задание 6

Формируемые умения обучающихся : понимать фактологическую информацию; устанавливать срытые связи, находить сходство.

Прочитайте текст В.Н. Балязина и ответьте на вопросы.

…Существует мнение ученых, что первыми наградами для воинов и воевод Киевской Руси были золотые шейные гривны…Другой наградой и знаком достоинства были золотые цепи ,а также золотые цепи с крестом на конце.

В XVI в.довольно широкое распространения получили награды, сделанные из золотых монет, чаще всего венгерских и португальских…

В 1551г. Золотыми были награждены строители крепости Свияжск…

В 1558 г. Золотыми награждались казаки князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого, старосты ,пославшего отряд на помощь русским войскам во время похода в Крым..

Сам Иван Грозный наградил себя и своего сына царевича Ивана за участие в первом Ливонском походе 1558 г. Золотой цепью с золотой же медалью. Это был первый случай в истории России, когда царь из собственных рук получал награду для самого себя…

#1059;становите общее в наградах Древней Руси и Российского государства?

#1063;то служило основанием для награждения?

Задание 7

Формируемые умения обучающихся: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемую в тексте.

Прочитайте текст . Как вы думаете, была у России возможность избежать войны? Объясните свою позицию.

Записка П.Н. Дурново Николаю II (февраль 1914 г.) «Не подлежит сомнению, что война потребует расходов, превышающих ограниченные финансовые ресурсы России. Придётся обратиться к кредиту союзных и нейтральных государств, а он будет оказан не даром. Не стоит даже говорить о том, что случится, если война окончится для нас неудачно. Финансово-экономические последствия поражения не поддаются ни учёту, ни даже предвидению и, без сомнения, отразятся полным развалом всего нашего народного хозяйства. Но даже победа сулит нам крайне неблагоприятные финансовые перспективы: вконец разорённая Германия не будет в состоянии возместить нам понесённые издержки… Так как Германия… не окажется изолированной, то будущая англо-германская война превратится в вооружённое столкновение между двумя группами держав, придерживающимися одна германской, другая английской ориентации... Главная тяжесть войны, несомненно, выпадет на нашу долю, так как Англия к принятию широкого участия в континентальной войне едва ли способна, а Франция, бедная людским материалом, при тех колоссальных потерях, которыми будет сопровождаться война при современных условиях военной техники, вероятно, будет придерживаться строго оборонительной тактики. Роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны, достанется нам… В случае неудачи… социальная революция, в самых крайних её проявлениях, у нас неизбежна... Законодательные учреждения и лишённые действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Задание 8

Формируемые умения обучающихся: (оценка формы и содержания) умение использовать информацию для обоснования собственной позиции.

Прочитайте текст Как вы думаете, был ли Лжедмитрий I сильным государственным деятелем?

В.О.Ключевский «Лжедмитрий I»

«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.

Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.

Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»

«… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.

На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»