выступления на методических объединениях музыкальных руководителей

Щёголева Ирина Викторовна

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями ДОУ в духе партнерства

 

Уважаемые коллеги, своё выступление  я хочу начать со слов знаменитого педагога 20 века Василия Александровича Сухомлинского:

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности родители

лучше узнают своих детей, становятся ближе…»

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу музыкального руководителя. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и педагогом, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле приобщения детей к миру музыки и искусства.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей   детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей(законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании,

согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны музыкального руководителя и семьи.

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Коротко я хочу рассказать, какие формы взаимодействия я использую в своей работе:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области :

-индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

-в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

У нас в программе есть часть, формируемая участниками образовательных отношений программа «Непоседы», которая направлена на гармоничное развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Занятие один раз в неделю. На занятиях мы разучиваем танцы, которые впоследствии показываем на праздниках и развлечениях.

 На занятия «Непоседы» приглашаются родители по желанию, и  они танцуют вместе с детьми.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

-приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

- с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные, театрализация.

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Постановки сказок совместно с родителями. Если есть в группе «особенные» дети, а в условиях инклюзии у нас их не мало, то эти родители у нас с необычайным энтузиазмом  принимают участие  со своими детками.

- Подготовка отдельных номеров (сценок для праздников);

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать праздник «Жаворонки» вместе с родителями. Как дети, так и взрослые одевают народные костюмы и вместе закликают весну.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Родителям о музыкальном воспитании»,

«Советы: музыкальное воспитание»,

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«Как определить артистический талант»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

7.Устраивание различных конкурсов

-лучшая песня про войну

-шумовые инструменты своими руками

-танцуем вместе

Проведение конкурсов способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

И в конце своего выступления я хочу рассказать о «Клубе бабушек и дедушек» в нашем саду. Это долгосрочный проект. Длится он уже 8 лет. В связи с коронавирусом заседания прекращались, но теперь мы снова возрождаем встречи. 3 раза в год у нас проходят заседания клуба- это день пожилого человека, Колядки в январе и весной- Пасха. Дедушки и бабушки приносят угощения. В музыкальном зале мы накрываем столы, дети показывают представления, играют с бабушками и дедушками в различные игры, соревнуются, а в конце совместное чаепитие.

( просмотр ролика про «Клуб бабушек и дедушек»)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями ДОУ в духе партнерства Подготовил: музыкальный руководитель МДОАУ №32 Щёголева И.В.

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Слайд1

Добрый день, уважаемые коллеги    Сегодня я хочу представить свой педагогический опыт нравственно-патриотического  воспитания старших дошкольников в ДОУ средствами музыкального фольклора.

Слайд2

Хочу своё выступление начать со слов русского философа, политического мыслителя  и публициста 20века Ивана Александровича Ильина –«Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. Она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего.»  Да, если народ теряет связь с прошлым, он теряет свою силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом , ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды…. И мы начинаем превращаться в «Иванов, родства не помнящих»

Воспитание нравственности и патриотизма у старших дошкольников — это важная задача, стоящая перед современными образовательными учреждениями. Одним из эффективных средств для достижения этой цели является музыкальный фольклор, который позволяет не только передать культурные ценности, но и развить эмоциональную сферу детей.

Актуальность темы обуславливается необходимостью интеграции культурного наследия в образовательный процесс, особенно в условиях глобализации и взаимопроникновения культур. Воспитание любви к Родине, уважения к ее традициям и истории становится особенно важным в современных условиях. Фольклор, как богатейшее наследие народа, выполняет функцию связующего звена между поколениями, помогает детям осознать свое культурное «я», развивает эмоциональную отзывчивость и способствует формированию нравственных ориентиров.

Слайд 3

Действия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами музыкального фольклора можно разделить на несколько ключевых направлений:

  1. Первое и основное у меня- это народные праздники. Они  позволяют формировать у детей чувство принадлежности к культурному наследию своего народа.

Изучение народной музыки включает в себя знакомство детей с различными жанрами и стилями фольклора, такими как:

- народная песня-

Знакомство с народными песнями, их текстами и мелодиями позволяет детям осваивать культурные традиции. Песни могут быть как игровыми, так и ритуальными.

Слайд4

-Танцы и игры-

Изучение народных танцев и народных игр способствует не только физическому развитию,

 Слайд5

но и пониманию культурных корней.

Слайд6

-Народные сказки-

 Их театрализация развивают воображение детей и учат их нравственным урокам, которые они могут перенести в свою жизнь.

Русские народные сказки у нас присутствуют во всех видах театра:

Слайд7

Настольный театр и театр «Би-ба-бо»

Слайд8

Теневой и пальчиковый театр

Слайд9

И обычные постановки сказок.

Слайд10

Проведение народных праздников (Масленица, Колядки, Пасха, Жаворонки) помогает детям не только ознакомиться с традициями, но и активно участвовать в них, что формирует чувство гордости за свою культуру.

Праздники — это отличная возможность для практического применения знаний о народных традициях, т.е. в Колядки-колядуем, на жаворонки- кричим заклички и т.д.

Слайд11

Конечно в патриотическое воспитание входят и календарные праздники:

 День защитника отечества, День  Победы, День народного единства, День Россиии т.д.,

Слайд12

 где включаются фольклорные элементы.

Слайд13

Это может быть исполнение народных песен, танцевальные выступления, народные игры,  чтение сказок или стихов.

Слайд14

И всё, конечно, сопровождается народными костюмами и  весельем.

Слайд15

Ещё одним из ключевых направлении является организация мастер-классов по народным ремеслам, например, это может быть роспись деревянных игрушек или создание народных костюмов, на которых дети могут научиться создавать что-то своими руками,

Слайд16

или даже лепка жаворонков из теста на празднике.

Слайд17

И последние ,на мой взгляд, направления - это Обсуждение моральных ценностей и Развитие критического мышления : 

 Обсуждение моральных ценностей:

Анализ содержание народных сказок и песен, их нравственные уроки помогают детям лучше понять такие важные понятия, как доброта, дружба, помощь и любовь к Родине.

 • Анализ текста песен: Педагог  проводит беседы о значении слов и смысле песен, помогая детям понять важность доброты, честности, трудолюбия.

 • Примеры из жизни: Обсуждение ситуаций из жизни, в которых проявляются нравственные качества, представленные в фольклоре.

 • Сказочные сюжеты: Чтение и обсуждение народных сказок и былин, где раскрываются темы чести, справедливости и любви к Родине.

Развитие критического мышления: Работа с фольклором помогает развивать у детей критическое осмысление и собственное мнение о культурных ценностях:

• Обсуждения: Разговор о причинах появления тех или иных народных обычаев или традиций.

 • Создание собственных историй: Мотивируя детей создавать свои сказки или легенды, можно помочь им осознать важность личного вклада в культурное наследие.

 Все эти направления помогут воспитать нравственно устойчивых и патриотически ориентированных граждан, способных ценить и умело использовать богатое наследие своего народа.

Слайд18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ средствами музыкального фольклора. Автор : Щёголева И.В. Музыкальный руководитель МДОАУ №32 г.Оренбург, 2025 год

Слайд 2

И.А.Ильин( 1883-1954 ) Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. Она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего.»

Слайд 9

Обсуждение моральных ценностей: Анализ текста песен Примеры из жизни Сказочные сюжеты Развитие критического мышления: Обсуждения Создание собственных историй

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ