Моя педагогическая философия

Шумайлова Татьяна Алексеевна

Размышления о роли учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Шумайлова Татьяна Алексеевна заместитель директора по УР,

учитель физики

МОУ гимназия№1 г. Красного Сулина Ростовской области

Моя педагогическая философия

В современной практической педагогике, как и в обществе в целом, уже давно произошла деформация учебно-воспитательных целей: объем учебных – неограниченно возрастает, а воспитательные – попросту вытеснены из образовательного пространства. На них уже не хватает ни времени, ни сил, а главное – социальный заказ отсутствует.  Основными критериями оценки эффективности работы учителя в школе остаются высокий уровень успеваемости, процент поступления в ВУЗы, победы на олимпиадах и в конкурсах.  И никого не интересует статистика порядочности и умения жить счастливо, в гармонии с собой и окружающим миром. У скольких наших выпускников жизнь, что называется «сложилась»? Я не имею в виду только материальное благополучие или успешную карьеру. Для счастья этого (увы!) не достаточно.

Конечно во все времена были Учителя, которые заботились не только об интеллектуальном, но, в первую очередь, о духовном развитии своих питомцев. Вероятно, самыми гениальными из них можно считать основоположников мировых религий. Да и государственной идеологии не чужда была эта идея, пусть и в совершенно бесплотной модификации «всесторонне развитой гармоничной личности».

Я всегда задавалась вопросом: почему за тысячелетия эволюционного развития человечество сохранило тот же набор пороков, что и пещерный антропоид? А если бы все те усилия, которые оно потратило на переделывание окружающего мира (и, заметим, далеко не всегда в лучшую сторону), были направлены на совершенствование его физических и духовных возможностей, то каким мог стать человек? Трудно себе даже представить, но наверняка от этого выиграл бы и он сам и окружающий мир.  А ведь при рождении природа каждый раз дает нам шанс пройти путь развития человечества по-своему, отыскав для себя то единственно верное направление, которое и принесет радость бытия и созидания. Но чтобы «по-своему» не вылилось в беспринципное «как угодно», учителю и поручена «… высшая миссия воспитания нового поколения. А чтобы заложить в души учеников высокие принципы, ему  нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодна».[1] Для меня это непреложная истина, ибо как физик, я знаю, что действие всегда равно противодействию – и это не просто идеальная человеческая абстракция, а реальный закон материального мира.

У Владимира Леви[2] есть замечательная схема социальных ролей учителя (адаптированный вариант представлен на рис. 1). Из нее видно, что маятник профессионально-нравственных устоев учителя может колебаться от Просветителя – Кумира – Врачевателя до Судьи – Тирана – Дрессировщика. И каждый из нас на этой схеме мог бы выбрать свои точки опоры.

Рис. 1

Я для себя этот выбор определила, хотя не скажу, что он окончательный и пересмотру не подлежит. Но в настоящий момент мои социальные роли учителя совершенно четко очерчиваются следующими принципами:

Принцип первый:  ВНИКНИ! (или МАКСИМУМ ВНИМАНИЯ!)

Внимание к человеку – начало начал. Нет внимания – нет ничего. И если пример воспитывает, то, не уделяя должного внимания ребенку – ученику, как можем мы рассчитывать на это с его стороны? Внимание, расходуемое на другого никогда не пропадает зря. Оно возвращается к нам если не в виде благодарности и добрых чувств, то всегда в виде драгоценного опыта. Этот самый опыт подсказывает мне, что моим ученикам необходимо внимание чуткого Наблюдателя (но не Надсмотрщика), Врачевателя и Утешителя, иногда доброй Няньки, иногда строгого Воспитателя, и всегда – мудрого Наставника. Здесь нельзя быть кем-то одним, ведь и субъект нашего внимания многомерен. По аналогии с приведенной схемой я бы представила схему Ученика, например, так (Рис. 2):

 

Рис. 2

Верхняя граница должна соответствовать лозунгу «Дети – это идеал человечества»[3], а нижняя – «Дети – это расхождение желаемого с действительным»[4]. И это только проекция на то каким он является в глазах учителя, а вся его многоликая бездна социальных проявлений не  уступает предыдущему набору: Жертва и Тиран, Творец и Разрушитель, Ангел и Дьяволенок… Чтобы удержать внимание при таком многообразии учитель должен быть не менее разнообразным.

Принцип второй: СОЗДАЙ БЛАГОПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ!

А начинается она, на мой взгляд, с педагогической культуры учителя. Как врач вводит пациента в роль «здорового» раньше его настоящего выздоровления, так и мудрый учитель должен ввести ребенка в состояние успешности до того как он действительно получит высокие результаты. И это не должно быть проявлением необъективного оценивания, а быть фактом веры в своего ученика. В чем это выражается на практике?  

во-первых, процесс обучения необходимо  осуществлять как совместный поиск истины, на пути к которой ошибки неизбежны и в этом нет ничего страшного;

во-вторых,  всегда надо давать возможность самостоятельно найти ошибку и исправить ее (т.е. обеспечивать условия для развития механизмов саморегуляции);

в-третьих, в ходе контроля и оценки нужно предъявлять четкие требования, чтобы снять с ребенка ненужную нагрузку  ретрансляции невостребованных знаний.

Принцип третий: НЕ УНИЖАЙ!

«Не судите, да не судимы будете!» - эту заповедь человечество с давних пор и поныне пропускает мимо ушей. А мы, в силу профессиональных обязанностей, и вовсе нарушаем её ежечасно, в первую очередь, нашей системой оценки уровня учебных достижений обучающихся: скудной (по существу четырехбалльной), не выполняющей своих основных функций (диагностирующей и стимулирующей), несправедливой («4» между «3» и «4» совсем не то же самое, что между «4» и «5»). Такая отметка является источником бесконечных конфликтов и психологического дискомфорта. Кстати сказать, такой же ограниченностью страдают и наши стереотипные оценки поведения учеников. Можем ли мы представить, каково это ощущать себя «круглым двоечником» в любых смыслах?

Ребенку совершенно необходимо дать чувство уверенности, что он не хуже других как минимум, а как максимум – лучше всех! А для этого я – учитель могу быть Корректором, Консультантом, Экспертом, но не Судьей!

А если уж нам приходится брать на себя ответственность какой бы то ни было оценки, то она должна быть максимально справедливой, помня о том, что «праведный» это больше чем «правдивый».

«Составим список собственных несправедливостей по отношению к ребенку – это и будет наш личный учебник педагогики»[5]. Беда в том, что единичная собственная несправедливость разрастается в масштабах общества в тотальную социальную несправедливость и тогда «… даже если нам с вами удастся вырастить умного, доброго и честного человека, то как ему жить дальше?»5

Но я продолжу: даже если положительного ответа на этот вопрос в ближайшем будущем не будет, у УЧИТЕЛЯ НЕТ ИНОЙ МИССИИ, кроме как «СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ»! Я уверена в этом!

 


[1] Педагогический вестник. № 5, 2003

[2] Владимир Леви. Искусство быть другим. Серия «Искусство быть»

[3] Аркадий и Борис Стругацкие. Хищные вещи века.

[4] Януш Корчак. Как любить ребенка.

[5] С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех.