Программа по русскому языку 5 класс УМК Ладыженсокй

Тунасова Жанна Олеговна

В этом разделе вы найдете рабочую программу , соответствующую всем требованиям ФГОС .Программа содержит планируемые результаты обучения, содержание и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_na_21-22_god_russkiy.doc154 КБ
Microsoft Office document icon ktp_rus5_kl_2022.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ                           УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности  их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Метапредметные отражают:

 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные должны обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

свободное использование словарного запаса;

      сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.

Предметные результаты:

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся  научится:

  • различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста,  выборочное  извлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме);
  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную информацию, комментировать её в устной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного  текстов,  комментировать её в устной форме.

Чтение

Обучающийся научится:

  • понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
  • высказывать собственную точку зрения.

Говорение

Обучающийся научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания  на актуальные нравственно-этические, бытовые, учебные темы  разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;
  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания;
  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
  • оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающийся  научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • писать доклады, готовить сообщения;
  • составлять план выступления.

Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого  плана;
  • создавать связный  текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать тексты в устной и письменной форме.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  • владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного,  

художественного стилей;

  • различать и анализировать тексты разговорного, научного,  художественного стилей;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в соответствии с  коммуникативными требованиями;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями  и небольшим докладом на учебную и научную темы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей;
  • анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
  • определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка,  характеризовать эти различия;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  •  использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

  • проводить лексический разбор слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
  • группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в  художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  •  извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использоватьэту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся  научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык и общение (3ч)

Основное содержание: язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (7ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)

Имя существительное (18ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22ч.)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе (6 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Объем изучаемого материала и его распределение по темам.

Тема

Всего

1

Язык и общение

3

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

17

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

22

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

12

5

Лексикология. Культура речи

7

6

Морфемика.  Орфография. Культура речи

18

7

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

18

8

Имя прилагательное

10

9

Глагол

22

10

Повторение

6

Всего

136

Учебно-методическое обеспечение

Книгопечатная продукция

  • Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2019.
  • Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2018.
  • Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.
  • М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  • Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,       2014.
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2018.
  • Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2017.

Интернет - ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

https://infourok.ru/ - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей.

https://nsportal.ru/ - образовательная социальная сеть.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое   планирование уроков  русского языка в 5 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на 2021-2022 учебный год

урока

Дата планир.

 Дата факт.

Тема урока

Примечания

Язык и общение (3ч)

1

2.09

Язык и человек. Язык и речь.

2

3.09

Стили речи

3

Стили речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.)

4

7.09

Фонетика. Звуки и буквы .Орфограмма

5

8.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

6

9.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова

7

10.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

8

14.09

Буквы И, У, А после шипящих

9

15.09

Разделительные Ъ и Ь

10

16.09

Раздельное написание предлогов с другими словами

11

17.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

12

21.09

Текст Р.Р.Обучающее изложение

13

22.09

Части речи

14

23.09

Глагол

15

24.09

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов

16

28.09

Тема текста

17

29.09

Личные окончания глаголов НЕ с глаголами

18

30.09

Имя прилагательное 

19

1.10

Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

20

4.10

Местоимение

21

5.10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч.)

22

6.10

Синтаксис. Пунктуация

23

7.10

Словосочетание Разбор словосочетания

24

8.10

Предложение

25

12.10

Р.Р.Сжатое изложение . Обучение сжатию текста

26

13.10

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

27

14.10

Члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее

28

15.10

Сказуемое

29

19.10

Тире между подлежащим и сказуемым

30

20.10

Нераспространенные и распространенные предложения

31

21.10

Второстепенные члены предложения Дополнение

32

22.10

Определение

33

26.10

Обстоятельство

34

27.10

Предложения с однородными членами

35

28.10

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

36

9.11

Предложения с обращениями. Письмо

37

10.11

Синтаксический разбор простого предложения

38

11.11

Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

39

12.11

Пунктуационный разбор простого предложения

40

16.11

Простые и сложные предложения. Запятая в сложном и простом предложении

41

17.11

Синтаксический разбор сложногопредложения

42

18.11

Прямая речь .Диалог. Повторение по теме «Синтаксис»

43

19.11

Контрольный диктант по теме «Синтаксис»

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.)

44

23.11

Гласные звуки

45

24.11

Согласные звуки

46

25.11

Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский.«Шкатулка»)

47

26.11

Согласные звонкие и глухие

48

30.11

Графика. Алфавит

49

1.12

Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание  предмета

50

2.12

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

51

3.12

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

52

7.12

Орфоэпия

53

8.12

Фонетический разбор слова

54

9.12

Повторение изученного по фонетике

55

10.12

Контрольная работа

Лексика. Культура речи (7ч.)

56

14.12

Слово и его лексическое значение

57

15.12

Однозначные и многозначные слова

58

16.12

Прямое и переносное значение слов

59

17.12

Омонимы. Синонимы

60

21.12

Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»)

61

22.12

Антонимы .Повторение изученного в разделе «Лексика»

62

23.12

Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег»)

Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.)

63

24.12

Морфема — наименьшая значимая часть слова

64

28.12

Окончание. Основа слова

65

29.12

Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям

66

30.12

Корень слова

67

18.01

Суффикс

68

19.01

Приставка

69

20.01

Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица

70

21.01

Чередование звуков

71

25.01

Беглые гласные

72

26.01

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

73

27.01

Правописание гласных и согласных в приставках

74

28.01

Буквы З иС на конце приставок

75

1.02

Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-

76

2.02

Буквы О — А в корне  -РАСТ- — -РОС

77

3.02

БуквыЁ — О после шипящих в корне

78

4.02

Буквы Ы — И после Ц .Повторение изученного в разделе «Морфемика»

79

8.02

Контрольная работа в форме теста

80

9.02

Р.Р.Сочинение-описание  по картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)

Имя существительное (18ч.)

81

10.02

Самостоятельные и служебные части речи

82

11.02

Имя существительное как часть речи

83

15.02

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

84

16.02

Имена существительные собственные и нарицательные

85

17.02

Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк.«Перо и чернильница»)

86

18.02

Морфологический разбор имени существительного

87

22.02

Род имен существительных

88

24.02

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

89

25.02

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

90

1.03

Три склонения имен существительных

91

2.03

Падеж имен существительных

92

3.03

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

93

4.03

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

94

9.03

Р.Р. Изложение с изменением лица

95

10.03

Множественное число имен существительных

96

11.03

ПравописаниеО — Е после шипящих и Цв окончаниях существительных

97

15.03

Повторение темы

98

16.03

Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль.Подмосковье»)

Имя прилагательное (10ч.)

99

17.03

Имя прилагательное как часть речи

100

18.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

101

22.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

102

23.03

Прилагательные полные и краткие

103

24.03

Прилагательные полные и краткие

104

25.03

 Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»)

105

5.04

Морфологический разбор имени прилагательного

106

6.04

Морфологический разбор имени прилагательного

107

7.04

Повторение темы «Имя прилагательное»

108

8.04

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Глагол (22ч.)

109

12.04

Глагол как часть речи

110

13.04

НЕ с глаголами

111

14.04

Неопределенная форма глагола

112

15.04

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

113

19.04

Виды глагола

114

20.04

БуквыЕ — И в корнях с чередованием

115

21.04

Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе

116

22.04

Контрольный тест по орфографии

117

26.04

Время глагола

118

27.04

Прошедшее время

119

28.04

Настоящее время

120

29.04

Будущее время

121

4.05

Р.Р. Сочинение о школе будущего

122

5.05

Спряжение глаголов

123

6.05

Спряжение глаголов

124

10.05

Морфологический разбор глагола

125

11.05

Р.Р. Сжатое изложение

126

12.05

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

127

13.05

Употребление времен

128

17.05

Повторение темы «Глагол»

129

18.05

Контрольный диктант по теме «Глагол»

130

19.05

Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»)

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе (6ч.)

131

20.05

Разделы науки о языке 

132

24.05

Орфограммы в приставках и в корнях слов

133

25.05

Орфограммы в приставках и в корнях слов

134

26.05

Орфограммы в окончаниях слов

135

27.05

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания

136

31.05

Контрольный диктант и анализ контрольной работы

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ урока

Дата

Тема урока

Причина и способ корректировки

план

факт