Методическая разработка открытого урока

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_10_klasse.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА: «ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ»

Учитель: Гуссалова Я.Ч.

 

Дата_____________

Тема урока: «Познание и знание».

Цели урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины.

Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира.

Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.

Задачи:

1.Раскрыть основные понятия урока; познакомить учащихся различными подходами к решению проблемы познания мира.

2.Выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины

3.Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания;

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2009; тетради учащихся.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  1. Организационный момент.

Сообщение новой темы и цели урока.

  1. Организационный момент.

Изучение новой темы.

План.

  1. Познаваем ли мир.
  2. Познание чувственное и рациональное.
  3. Истина и ее критерии.
  4. Особенности научного познания.
  5. Социальные и гуманитарные знания.
  6. Многообразие человеческого знания.

Слово учителя.

Что такое знание?

Знание - это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

-Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Познаваем ли мир?

Пессимисты

Оптимисты

Скептики

Отрицают познаваемость мира

Утверждают, что мир принципиально познаваем

Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

1.Пессимисты

Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм - философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Работа в группах.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание.

Вторая группа - рациональное познание.

3. Истина и ее критерии.

Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина-это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина:

Абсолютная – полное исчерпывающее знание об объекте. Относительная – ограниченное верное знание о чем-либо.

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

  1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
  2. Признание истинным того, что полезно для человека
  1. Практика- более надежный критерий истины.

Отметьте в тетради главный критерий истины.

-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение- это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

  1. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности:

1.Руководствуется принципом объективности ( должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

-Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6.Многообразие человеческого знания

При всем уважении и признании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.

Сама жизнь давала практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.

Немало полезных сведений таит в себе и народная мудрость. В ней отражен здравый смысл.

Особый тип познания представляет собой искусство.

Широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание).

  1. Организационный момент.

Закрепление

Цель учителя: выяснить степень усвоения пройденной темы;

Цель ученика: суметь применить полученные знания при высказывании своего мнения

Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»

беседа

  1. Организационный момент.  

Задание на дом

§6, вопросы в конце параграфа, задание №1,2

Запись в дневник.

Урок окончен. Спасибо за внимание!