Непосредственная Образовательная деятельность - проект "Снежинка-чаровница" с детьми старшего дошкольного возраста

Ермина Ольга Валентиновна

Предлагаю Вашему вниманию отработанный проект совместно с воспитателем и психологом детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhinka-charovnica.docx59.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

детский сад №899 г. Москвы

ПРОЕКТ

«СНЕЖИНКА-ЧАРОВНИЦА»

Участники :

Воспитатель старшей группы

КОСТКО О.В.

Педагог-психолог

АРЖАНЦОВА Л.В.

Музыкальный

руководитель

ЕРМИНА О.В.

Москва, 2012

Теоретическое обоснование:

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Мы вслед за рядом авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматриваем проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

          Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром; педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с погружением ребёнка в определенную тему или проблему.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Проект: краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта: декабрь 2011-январь 2012.

Объект  проекта: окружающий мир

Предмет проекта: снежинки

Проблемные вопросы:

                                             Как появляются снежинки?

Почему снег скрипит под ногами?

Можно ли поймать снежинку?

Почему блестит снег?

Можем ли мы видеть снежинки?

Может ли человек создать снежинку?

Актуальность проекта:

Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Во-вторых, данный проект позволяет  формировать у детей  способность  к решению такие сложные задачи как:

- умение  видеть проблему и ставить вопросы;

- умение  анализировать;

- умение обобщать и делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.

В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенного на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности: познавательная, изобразительная, музыкальная, – являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые.

Развивающий эффект игровых приемов, на основе которых выстроен проект занятия, заключен в них самих. Характер используемых игр и упражнений способствует развитию воображения, наглядно-образного мышления. Эмоциональная насыщенность приемов развивающего обучения, используемых на занятии, способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение детского кругозора, формирование познавательного интереса.

В рамках темы и типа занятия связаны между собой задачи обучения, развития и воспитания. Занятие интересно межпредметными связями, индивидуально-ориентированной направленностью используемых приемов, свободным взаимодействием педагога и детей.

Важной стороной актуальности данного проекта занятия выступают возрастные особенности детей старшей группы. В представленном занятии выстроена адекватная возрасту система методов и приемов для достижения цели и задач проекта.

При разработке данного проекта нами сформулированы цели, которые рассматривались как желаемый результат.

Цель проекта:  Изучение природного явления – снежинки.

Задачи педагогические:

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Закрепление и расширение знаний об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствование навыков нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действие, приемов

Формирование предпосылок поисковой деятельности.

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

Развивать навыки общения и речь, творческие способности, воображение, мышление, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи развития образовательного процесса:

Основная познавательная цель – определение результативности и оптимальности избранных и используемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий.

Основная исследовательская цель – определение возможностей интегрированного подхода к структуре занятия в рамках индивидуальной ориентированной направленности обучения, проживания данного педагогического события совместно с детьми и педагогами.

Задача профессиональная:

Эмоциональное благополучие детей, комфортность во время проведения занятия

Интерес каждого ребенка, который определяется не только содержанием деятельности, а также предоставлением возможности общения с педагогом

Успешность обучения через его координирование в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов усвоения детьми материала, интереса детей.

Это формирование предметных умений. Форма, в которой можно определить, усвоен ли детьми материал, - это ответы на обобщающие вопросы, рефлексия.

Реализовать такие психологические характеристики личности детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатия.

Задачи работы с родителями

Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников

Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей

Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций

С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей

Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

Участники проекта:

Воспитатель старшей группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель;

дети старшей группы;

родители воспитанников.

Название и форма итогового мероприятия: интегрированное занятие «Снежинка-чаровница».

Этапы реализации проекта:

подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и форм работы, выбор и подготовка оборудования и материалов.

исследовательский: проведение экспериментов со снегом и водой, разучивание стихотворений, слушание музыки, сотрудничество с родителями.

заключительный: обобщение результатов, подготовка презентаций.

показ интегрированного занятия.

План проведения проектной деятельности

Этапы

Деятельность

1.

Выявление проблемы. Постановка цели

Изучение природного явления - снежинка.

2.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность в детском саду, анкетирование, консультации по проведению проекта, введение родителей в проблему.

3.

Привлечение специалистов к осуществлению проекта

Консультации с музыкальным руководителем по подборке музыкального материала, песен к осуществлению проекта; консультации с психологом по подбору релаксационных упражнений, физкультминуток на развитие воображения детей, создания в группе благоприятной атмосферы; консультации с методистом детского сада по подбору литературы для осуществления проекта.

4.

Сбор и накопление материала

Проведение занятий с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования.

 Беседы на тему: " Зимушка-Зима", "Откуда берутся снежинки?", " Почему хрустит снег?", "Многообразие форм снежинок" и т. д.; Рассматривание картин на зимнюю тематику, рассматривание фотографий снежинок; разучивание стихов о снежинке, рассказов  и сказок на зимнюю тематику, сочинение сказок и рассказов  о снежинке. Исследовательская деятельность: проведение опытов со снегом и водой, изучение строения снежинки. Продуктивная деятельность: рисование снежинок, лепка снежинок из пластилина, вырезывание снежинок из бумаги, конструирование объёмных снежинок из бумаги, составление снежинок из геометрических фигур.

5.

Домашнее задание

Сбор интересных фактов о снежинках, изготовление творческих папок и работ, сочинение рассказов и сказок о снежинке.

6.

Подведение итогов

Анализ проделанной работы. Консультации и решение проблемных моментов со специалистами. Презентация и проведение открытого интегрированного игрового занятия "Снежинка- чаровница".

Выставка детских работ

        Предварительная работа:

Образовательная область

Вид работы

Сотрудничество с родителями

-составление сказок о Снежинке;

-сбор информации о снежинке, обобщение полученных детьми знаний в виде презентаций, папок

-проведение родительского собрания на тему «Что такое проектная деятельность? Роль родителей в совместной с детьми проектной деятельности»

-консультации «Сказки, придуманные вместе с детьми», «Как собрать интересные факты о снежинке»,

-анкетирование

Здоровье

Обучение детей методам релаксации и снятия напряжения

Закаливание

Подвижные игры на свежем воздухе

Психогимнастика

Познание

Проведение занятий на темы:

-«Снег и его свойства»»

-«Что такое снежинка?»

-«Как образуются снежинки?»

-«Почему растениям необходимо снежное одеяло?»

Эксперименты:

-«Чистый ли снег?»

-«Свойства воды»

-«Что происходит со снегом в тепле?»

-«Где быстрей растает снежинка?»

Коммуникация

Проведение сюжетно-ролевых игр «Мы – снежинки», «Снежное царство»

Проведение подвижных игр «Снежки», «Два Мороза», «Дед Мороз»

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков;

Обогащение активного словаря детей

Вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Художественная литература

- Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказки о снежинке.

-беседа по картине «Зимние забавы».

-Описание снежинки

-Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка»

- Знакомство с приметами и заучивание поговорок о зиме.

-Чтение стихотворений Б. Заходера «Первый снег», «Танец снежинок», Бальмонта «Снежинка», М. Удальцова «Я снежиночку поймала», сказки «12 месяцев», Архангельского «Летят снежные пушинки», И. Полуянова « Шепот снегов»

Социализация

Развитие волевой регуляции поведения

Развитие эмпатийных качеств личности

Обучение оптимальным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Игры драматизации и инсценировки

Труд

Наблюдение за уборкой снега, расчисткой дорожек

Создание зимних построек на участке

Беседы на тему «Зимние забавы»

Игры с использованием различных материалов (снег, песок, бумага).

Музыка

-разучивание песен о зиме, танца снежинок

-проведение тематической беседы «Музыка зимы» (приложение №1)

Выполнение занятий под музыкальное сопровождение

Художественное творчество

Конструирование из бумаги «Снежинка»

Обратная лепка «Снежинка-чаровница»

Новогоднее украшение групповой комнаты

Изготовление елочных игрушек

Рисование «Портрет снежинки», «Снежинкопад», «Путешествие новогодней снежинки»

Результаты:

Дети научились  самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе предварительной работы об явлениях окружающего мира.

Сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности

Дети научились  самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение

Освоение детьми  социального опыта совместной деятельности

Дети освоили умение аргументировать свой выбор, экспериментировать с объектами неживой природы.

Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

ИСТОЧНИКИ

Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении // www.bestreferat.ru

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.     Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

4.     Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

5.     И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

6.   Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

8.  Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

9.     Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

10.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

11.  Сидорчук Т.А. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). http://www.natm.ru/triz/articles/sid001.htm

12.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

13. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

Сайт http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной   программы дошкольного образования

Приложение №2

Тематическая беседа

МУЗЫКА ЗИМЫ

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с музыкальными произведениями, посвященными зиме, учить обсуждать услышанную музыку, ее характер, средства музыкальной выразительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал (звучит фонограмма зимней вьюги).

Музыкальный руководитель:  Сегодня мы с вами поговорим о замечательном времени года, а вот о каком, попробуйте догадаться сами:

Звонкая погода, снега кутерьма

Это время года мы зовём……

Дети: Зима!

Музыкальный руководитель: Правильно, зима.  Сегодня я вас приглашаю в зимнее путешествие, но путешествие будет музыкальным.  Сейчас зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю поляну.
Зима… Какая она? Какими красками художница природа рисует зиму?
( ответы детей)

Посмотрите на эту картину.  (И.И. Шишкин «Зима» ). Заснеженный лес. Деревья стоят зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом.
Мы смотрим на картину, будто слышим слова «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»

Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Слушать мы будем музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

(Дети слушают музыку). Давайте поговорим об услышанной музыке. Какие настроения, чувства передает нам музыка? (ответы детей)

Кто может почитать стихи о зиме?

(Дети по желанию читают стихи)

Музыкальный руководитель: Послушайте какие стихи и о зиме написал Александр Сергеевич Пушкин.

 Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.

Музыкальный руководитель. А мы с вами знаем песенку о зиме и исполним ее с движениями.

Дети исполняют и инсценируют песню «Как на тоненький ледок» р.н.п.

Музыкальный руководитель. Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и суровая, холодная, морозная. Музыка тоже может передать разное настроение природы с помощью звуков. Предлагаю вам послушать 2 музыкальных произведения и определить, какую зиму изобразил в музыке композитор.

Дети слушают произведения Г. Свиридова «Вальс» и А. Вивальди. Концерт «Зима».

После прослушивания дети обсуждают прослушанную музыку.

Музыкальный руководитель. Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Пока девочки готовятся к танцу, мы должны выбрать те музыкальные инструменты, которые больше всего подойдут для танца снежинок.

П.И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев».

(остальные ребята, украшают танец озвучиванием колокольчиков).

Молодцы, ребята. очень красивый у нас получился танец. А теперь давайте поиграем.

Игра «Зимушка – зима»

Дети поют, затем произносят « Мы мороза не боимся, Как снежинки разлетимся».
разбегаются и останавливаются в красивых позах. (игра проводится 2 раза).

Музыкальный руководитель. Зима – волшебница! Мы с ней еще встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими волшебными звуками: скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и веселыми зимними играми. А теперь нам пора идти в группу.

Звучит тихая музыка. Дети уходят из зала. 

Приложение №1

                          ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Дети входят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс».
Приветствие гостей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, вы вошли в зал под чудесную музыку. Хотите послушать ее дальше?
Дети слушают музыку.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она передает? (ответы детей). Это зимняя мелодия. А вы любите зиму? Чем вам нравится зима? (ответы детей)
ПСИХОЛОГ: Ребята, я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку.
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло!


ВОСПИТАТЕЛЬ: У нас в зале находится гостья. А кто это, вы определите, если отгадаете мою загадку:
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... (снежинка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке?
Дети отвечают на вопрос.
Примерные ответы: (Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Все снежинки имеют шесть лучиков, а с пятью лучиками снежинок не бывает. Снег- это миллионы снежинок).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего образуются снежинки? ( Из водяного пара).
А что такое водяной пар? (Это мельчайшие частички воды).
Вода – это необыкновенное вещество. Она дает нам не только возможность выжить, но и дарит такую красоту, как снежинки . Мы проводили с вами много опытов и выяснили, что вода имеет несколько состояний
.  (На экране  параллельно происходит демонстрация фотографий с  проведенными опытами)  Назовите, какие это состояния? (Жидкое, твёрдое, парообразное).
Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (На улице- это лёд и снег).
А в парообразном? (Когда вода закипает в чайнике и идёт пар).
Молодцы! Хотя снежинки и имеют одинаковую форму, но рисунок у каждой снежинки неповторим. Давайте посмотрим фотографии снежинок, которые учёные сделали под микроскопом и полюбуемся ещё раз их красотой.
(Показ снежинок на мониторе).


Ребята, представляете, как нам повезло, мы можем каждый год наблюдать такое чудо, а больше половины людей земного шара никогда не видели снега.
Ребята, мы с вами рисовали, делали из бумаги и других материалов много снежинок. Но я знаю, что и стихов вы знаете много. Давайте вспомним самые любимые ваши стихи о снежинке.
(Дети читают стихи).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери снежинку» (На мольбертах выложены фрагменты (пазлы) снежинки. Дети составляют снежинку из фрагментов). Я предлагаю вам разбиться на 2 команды. Перед вами на столе лежат части одной большой снежинки . Вы берёте по одной детали и пробуете сложить целую снежинку.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Вы замечательно читали стихи и собирали снежинку. Но мы с вами учились танцевать как снежинки. Девочки, давайте вспомним и покажем нашим гостям.
Девочки исполняют танец снежинок.

ПСИХОЛОГ: Проводит релаксационное упражнение «На снежном облаке».

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить вас в путешествие на  снежном облаке. Прыгайте  на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Наше  облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши  лица?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где выбудешь счастливы.

Постарайтесь  мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в зале. Спуститесь с облака и поблагодарите  его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте  бодрыми, свежими  и внимательными».

      Посмотрите, ребята, как красиво летят снежинки и медленно опускаются на землю. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья снежинка дольше пролетит» (Дети подбрасывают заранее изготовленную из салфетки снежинку и, дуя на нее, стараются, чтобы она как можно дольше держалась в воздухе).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Видите, ребята, как сильно и старательно вы дули на снежинки. Из-за этого они все перемешались и теперь нам предстоит найти снежинке пару.
ИГРА «Найди пару»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы много читали сказок и рассказов о снежинках. Ангелина вместе с мамой сочинила историю о снежинке. Давайте попросим Ангелину ее рассказать.
Ангелина рассказывает сказку о снежинке
(домашнее задание).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательная история получилась у Ангелины. А как вы думаете рассказанная история –это сказка или рассказ? Почему вы так думаете?
Подведение итогов занятия: Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
 
Сюрпризный момент: Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям)

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Метод проектов очень помогает нам в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.

Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:

– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.

На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.

Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.

Наша задача стремиться осуществлять свою деятельность в направлении, безусловной психологической безопасности, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОУ, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А психолог, как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых, обязан протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему ДОУ.


 

Комментарии

Мкртчян Гаяне Карленовна

Очень интересный проект!