Из опыта работы

Салынская Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ САЛЫНСКОЙ М.В.

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить

его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала

его с места на место он всегда будет на своём месте.

Ж. Русо  

Всем, всем здравствуйте!

Я работаю учителем химии в сельской малокомплектной школе  (МОАУ «ООШ №2»). Преподаю химию в 8 и 9 классах. Веду элективный курс «Химия и жизнь» в 8 классе.

Реализация  школьного химического образования в нашей школе осуществляется по программе и учебно-методическому комплекту автора Габриеляна О.С.

Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия: «Настольная книга для учителя» и «Настольная книга для учащихся». Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих умственную деятельность учащихся в процессе обучения химии, что важно в рамках подготовки выпускников к ГИА. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

Мультимедийные пособия: «Химия общая и неорганическая», «Самоучитель «Химия для всех», «Виртуальная лаборатория», «Уроки Кирилла и Мефодия», являются  неотъемлемой частью проведения уроков химии на современном уровне

Важное значение в обучении химии имеет  химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Учебное оборудование представлено учебно – наглядными пособиями:

  1. Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы;
  2. Модели объектов;
  3. Печатные пособия;
  4. Мультимедийный проектор, компьютер.

Передо мной, как и перед каждым учителем в течение всей педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. На протяжении всего времени постоянно сталкиваюсь с проблемой: как улучшить учебный процесс?

Методическая наука разработала большое количество разнообразных методических приёмов, методов и разнообразные формы проведения уроков. Но без активности учеников, их заинтересованности любая из предложенных методик будет провалена.

В настоящий момент происходит  модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование универсальных учебных действий. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом.

Личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться.

В число моих подопечных  входят школьники с 5-ого по 9-ый класс. Небольшая наполняемость в классах – казалось бы, что ещё нужно, чем не индивидуальные занятия, но нет. В классах обучаются дети  разные по уровню развития. Приходиться находиться в постоянном поиске, как улучшить образовательный процесс, как повысить качество образования, как решать  проблему отсутствия интереса к обучению? Что делать, чтобы заинтересовать, увлечь детей образовательным процессом. И вот здесь как раз на помощь и приходит личностно-ориентированное обучение, непосредственно связанное с дифференцированным подходом к каждому ученику, учитывая и уровень умственного развития школьника и сферу его познавательного интереса.

Желание учится, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать. И главная роль в формировании этого желания ложится на плечи учителя. От его правильно подобранных методических приёмов, методов и разнообразных форм проведения уроков и будет развиваться активизация познавательного интереса учащихся.

  1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. Недаром её называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя всё чаще уходят от традиционного проведения уроков.

Основная задача, стоящая перед учителем химии, заключается прежде всего в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно – воспитательный процесс.

Ребята, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своём проявляют повышенный интерес к химии, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей – четвёртой четверти 8- го класса. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Часто бывает, что ребята рассеивают своё внимание при изучении сложного или объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание, каким – либо рассказом, стихотворением, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале.

АЛЮМИНИЙ

Что надо знать про алюминий?

Что он весьма распространен.

В боксите, нефелине, глине

Встречается в природе он.

Рассмотрим алюминий чистый

 (Его узнает каждый вмиг):

Он легкий, мягкий, серебристый,

Тепла и тока проводник.

Добавка магния и меди

Металлу прочность придает.

Без сплава этого, поверьте,

Нельзя построить самолет.

Фольга в быту привычной стала,

 Об этом знают стар и млад:

 В фольгу из легкого металла

Завернут вкусный шоколад.

АНГИДРИД P2O5

Загорелся, всем на диво

 Фосфор в колбочке красиво -

 Получился, надо знать,

 Ангидрид Р2О5!

СТЕКЛО И ЦЕМЕНТ

Как получают на заводах

Обыкновенное стекло (Na20 • СаО • 6Si02)?

Из мела (СаСОз), из песка (Si02)

и соды (Na2C03).

Стекло давно в наш быт вошло.

Есть силикатные заводы,

Где выпускается цемент,

Он со стеклом одной природы –

В них кремний — главный элемент.

Цемент готовится из смеси.

А в смеси — глина (А120з • 2Si02 • 2Н20),

известняк (СаСОз).

Нам ход реакции известен,

В печах все происходит так:

Из глины воду удаляют,

И известняк разложат весь:

СаС03 = Са0 + С°2-

А в результате получают

Цемент — строительную смесь: СаО • А1203 • 2Si03.

Современная методика обучение химии включает богатый арсенал методических приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся: использование на уроке занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Использование поэзии и художественной литературы позволяет рассмотреть иные химические явления, физические и химические свойства различных веществ и их применение в другом, неожиданном для учащихся ракурсе. А это вызывает интерес у учащихся к изучаемой теме, помогает создать на уроке ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

** *

Если хочется в пробирке

Все скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем

И сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше

Не грусти и не рыдай:

Ну и что, что стало девять?

Девять все-таки не семь!

** *

Если вдруг ты на спиртовке                                                                                                                                  Нагревать чего-то хочешь,

Смело действуй, направляй

Свою пробирку на соседа.

Если выброс из пробирки

Вдруг нечаянно случится,

Пусть сосед идет лечиться.

Главное, что ты здоров!

** *

Если хочешь ты понюхать

Незнакомый порошок,

То немедленно всем носом

Зарывайся ты в него.

Полчаса прилежно нюхай,

А потом свои полноса

Доставай и так живи.

Главное — вот так понюхать

Сможешь ты еще разок!

** *

Если есть в пробирке жидкость,

Неизвестная тебе,

То ее ты смело пробуй.

Кисло — значит, кислота.

Горько — это, значит, щелочь

Или яд какой другой.

Ну и что, что эта проба

Для тебя последней будет?

Зато жил ты, как герой!

                        (А. Шаховская)

Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:

Я в периодической системе

Живу на третьем этаже.

Хоть группа у меня седьмая,

Но применяюсь я везде.

Кислоты, соли есть повсюду,

Даже в воде встречаюсь я.

Я очень – очень счастлив буду,

Коль назовете вы меня. (хлор)

         Безусловно, использование эстетических элементов повышает уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счёт эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей. Кроме того, использование художественной литературы предоставляет учителю химии немалые возможности для эстетического воспитания школьников на уроке. Внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придает изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся.

Главное в опыте – создание атмосферы взаимопонимания,  взаимоуважения, чтобы ученику хотелось учиться, испытывать успех, добиваться желаемого результата на почве положительной мотивированности. Это и есть база для повышения уровня качества знания.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (ТРКМЧП) НА УРОКАХ ХИМИИ

 Наиболее эффективными, на мой взгляд, приемами на фазе вызова, способствующими актуализации знаний и активизации учащихся, являются следующие:

1. Прием «Покопаемся в памяти».

Учащиеся индивидуально, в парах постоянного состава или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки в тетради:

- Что вам известно по теме урока?

 - Почему вам это нужно знать?

         Важно записать все, что придет на ум, не имеет значение правильность суждения.

2. Прием «Ассоциация».

Например, на уроке «Жесткость воды и способы ее устранения» в 9 классе ученики получают задание:

Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

- О чем может пойти речь на уроке?

 - Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске.

3. Прием «Перепутанные логические цепочки».

        На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-»  там, где неверное.

       Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»:

- НеМе обладают свойствами Ме.

- НеМе могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.

- Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.

- НеМе проводят тепло и электрический ток.

- НеМе – хрупкие вещества.

- НеМе в ПС больше, чем Ме.

4. Прием «Что лишнее»

  1. NaOH,   Ba(OH)2,   Н2S.
  2. Na2CO3,   P2O5,   MgO.
  3. H2SO3,   LiNO3,   H2SO4.
  4. NaOH,    Cu(OH)2,   CuO.
  5. BaSO4,    HCl,      CuCl2.
  6. H2O,     SO2,     K2SO4.

5. Прием «Маркировка текста».

На стадии осмысления целесообразно использовать прием «маркировка текста»  или «пометки на полях». Он заключается в том, что работая с текстом, ученики делают карандашом следующие пометки:

«+» - мне это известно;

«-» - это противоречит тому, что я знал;

«!» - это для меня является новым;

«?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся  делают пометки на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста. Затем результаты работы могут обсуждаться фронтально или в группах. При этом может использоваться прием «маркировочная таблица».

Обсуждаемая информация фиксируется учителем на доске

Образец маркировочной таблицы

+

-

!

?

6. Применение концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам

Признаки сравнения

Кислород

Озон

1. Состав

2. Строение

3. Свойства

7. Прием «Тонкие и толстые вопросы»:

- Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.

- Толстые вопросы – проблемные.

Тонкие

Толстые

1. Какими способами можно собрать водород и кислород?

2. Как доказать наличие водорода и кислорода?

3. Какие свойства лежат в основе обнаружения водорода и кислорода?

1. Обоснуйте, на чем основано применение способов собирания кислорода и водорода?

2. Предположите, что будет, если водород в смеси с кислородом поджечь?

3. Что произойдет, если стакан, заполненный водородом (кислородом) открыть?

8. Прием «Лист решения проблем».

Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.

Например, лист решения проблем при решении расчетной задачи:

Какой объем займет водород массой 8 граммов?

Проблема

Что есть для ее решения

Чего не хватает

Решение

Найти объем водорода

  V=n • Vm

Неизвестно количество вещества

Найти количество вещества водорода

   n= m : M

    m = 8г

Молярной массы водорода

М(Н2)=1•2= 2г\моль

n=8:2=4моль

Найти объем водорода

   n = 4моль

Vm= 22,4моль\л

V=4моль•22,4моль\л

=89,6л

Используемые методы и организационные формы обучения формируют успешный учебный процесс.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр, кроссвордов и т.д.

К творческим заданиям относят многие химические загадки (анаграммы, метаграммы, шарады, ребусы), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.

Например:

1. Добавь к названию реки Цин, протекающей в Палестине, только одну букву в конце слова, и вы узнаете название химического элемента, который входит в состав латуни. (Цинк.)

2. Замените одну букву в названии животного, относящегося к типу кишечнополостных, одну букву, и вы получите название радиоактивного химического элемента. (Актиния — актиний.)

3. Так называют и химический элемент, и гиганта в древнегреческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан.)

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ.

Химические диктанты позволяют активизировать такие формы мышления как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез.

Например:

1. Записать формулы веществ следующих химических соединений: оксид фосфора (V), литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития, ортофосфорная кислота, соляная кислота, оксид лития, ортофосфат лития, нитрат калия.

2. Из приведенных утверждений, выберите верное.

1. Глюкоза – это кристаллическое вещество, сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде.

2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.

3. Глюкоза слаще фруктозы.

4. Глюкоза – это альдегидоспирт.

5. Глюкоза – это изомер фруктозы.

6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.

7. Кристаллическая глюкоза состоит только из циклических молекул.

8. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.

9. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки хлеба и при получении вина и пива.

10. Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала».

3. Укажите, в каких предложениях речь идет о химическом элементе, а в каких - о простом веществе:

Медь входит в состав медного купороса.

Сера легко плавится.

Пластинка изготовлена из меди.

Азот входит в состав мочевины.

Железо и сера входят в состав сульфида железа.

Азот содержится в воздухе.

Сера – желтого цвета.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ ИНТЕЛЛЕКТА.

Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.

Например: ТЕСТ «МЕТАЛЛЫ»

1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb

2. Выберите группу, в которой находятся только простые вещества – неметаллы:  А) K2O, SO2, SiO2; Б) H2, Cl2, I2 ; В)Ca, Ba, HCl;

3. Укажите общее в строении атомов K и Li

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

4. Металлический кальций проявляет свойства

А) окислителя; Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

5. Металлические свойства натрия слабее, чем у    А) магния; Б) калия; В) лития.

  1. ХИМИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ, КРОССВОРДЫ,

используемые на различных уроках, стимулируют живой интерес, активность. Отвечая на вопросы кроссворда, викторины, дети привлекают не только знания, полученные на уроке, но и личный опыт, приобретенный в быту при использовании тех или иных  химических веществ.

Кроссворд                                            10

         1      

и

н

д

и

к

а

т

о

р

2

к

и

с

л

о

т

ы

3

с

о

л

я

н

а

я

4

с

о

л

и

5

о

с

н

о

в

н

о

с

т

ь

6

л

а

к

м

у

с

7

а

з

о

т

н

а

я

8

о

к

с

и

д

ы

9

с

е

р

н

а

я

  1. Вещество, применяемое для распознавания других веществ.
  2. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
  3. Другое название хлороводородной кислоты.
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
  5. Количество атомов водорода в кислоте.
  6. Индикатор, окрашивающий кислоту в красный цвет.
  7. Кислота, образованная химическим элементом Vгруппы главной подгруппы с порядковым номером 7.
  8. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2.
  9. Когда готовят раствор этой кислоты то говорят: «Сначала вода, затем кислота, иначе будет большая беда» - о какой кислоте идет речь?
  10.  Слово, которое вы должны получить это  - о с н о в а н и е.

  1. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Такие контрольные работы  обеспечивают  дифференцированный подход к каждому ученику, учитывают и уровень умственного развития школьника и сферу его познавательного интереса.

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ АТОМА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ».

ЗАДАНИЕ №1(Строение атома)

1 уровень: Опишите строение атома химического элемента № 6 (заряд ядра, число p, n, e).

2 уровень: Опишите строение атома химического элемента № 7. Распределите e по энергетическим уровням.

3 уровень: Опишите строение атома химического элемента № 20. Распределите е по энергетическим уровням и подуровням.

ЗАДАНИЕ № 2

1 уровень: У какого элемента больше выражены свойства неметалла:

А) у кислорода или селена

Б) у кислорода или углерода

2 уровень: Распределите химические элементы в порядке:

А) возрастания неМе свойств: P  CL  Mg

Б) возрастания  Ме свойств: Ga  B  TL

Назовите причины такого расположения.

3 уровень: Расположите химические элементы в порядке:

А) возрастания Ме свойств: P  Na  AL

Б) возрастания неМе свойств: Ga  B  In

ЗАДАНИЕ № 3

1 уровень: Определите вид связи для веществ с формулами: Na  NaCL  CL2  SCL2

Напишите схему образования 1 вида связи.

2 уровень: Определите вид связи для веществ с формулами: Na  NaCL  CL2  SCL2

Напишите схему образования 2-х видов связи.

3 уровень: Ca  CaF2  H2O  Br. Напишите схемы образования всех веществ.

ЗАДАНИЕ № 4 Заполните таблицу

1 уровень

Элементарные частицы

                                                  Изотопы

                  1735 CL

                      17 37 CL

1) p+

2) p0

3) e

2 уровень

           

Элементарные частицы

                                                                 Изотопы

                      39К

                  40К

1) p+

2) n0

3) e

3 уровень: Определите число p+, n0, e     для изотопов аргона.

ЗАДАНИЕ № 5

Какой физический смысл имеют данные, приведенные в П.С.

А) порядковый номер

Б) номер периода

В) номер группы

Ответ поясните примерами.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.

При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, т.е. предметами естественно-математического цикла.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

В результате использования различных методических приемов по активизации познавательной деятельности повышается мотивация к изучению предмета, повышается уровень усвоения и запоминания, расширяется кругозор учащегося, развивается внимание, память, мышление, формируется ассоциативное запоминание, повышается активизация мыслительной деятельности учащегося, развивается логическое и абстрактное мышление, ребята учатся решать вопросы проблемного характера.

Использование ИКТ позволяет визуализировать химические процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности.

Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика, учит планировать свою работу, находить более рациональные пути ее выполнения, оценивать результаты, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Пусть не многие из моих выпускников свяжут свою жизнь с профессиями, основанными на химических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.