Картотеки игр и упражнений

Хайдаршина Нелли Тальгатовна

В данном разделе вашему вниманию я представляю подобранные и разработанные мною картотеки различных игр и упражнений в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

1. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

2. Игра «Чудесный мешочек"

Возраст: младший дошкольный возраст

Цель: закрепить названия овощей.

Оборудование: мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их.

3. Игра «Ты – моя частичка»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, брови, нос и т. д).

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши).

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот, плечо).

4. Игра «Что бывает круглым?»

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

5. Игра «Бывает – не бывает»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Ход игры: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

6. Игра «Лишнее слово»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

Речевой материал:

Красный, зеленый, синий, круглый;

Деревянный, широкий, длинный, высокий;

Резиновый, новый, стеклянный, железный;

Холодный, теплый, сладкий, горячий;

Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.

7. Игра «У кого какое?»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предметы: платья, бабочки, рубашки.

Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предметы имеют ряд отличий между собой. Воспитатель берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди рассказать о своем предмете, точно называя его признаки.

Воспитатель: На моей картинке - рубашка.

Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка.

Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и летом.

Воспитатель: Моя рубашка клетчатая.

Ребенок: А моя полосатая.

Воспитатель: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.

Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу.

8. Игра «Я собрал в огороде…»

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Ход игры: Воспитатель начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

9. Игра «Накроем стол для кукол»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.

Оборудование: кукла, кукольная мебель и посуда.

Ход игры: воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол. Проигрываются с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

10. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

1. Игра «Раздели на группы».

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Оборудование: предметные картинки; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать предметы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с предметами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

2. Игра «Объясните почему…»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

3. Игра «Составь фразу».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзин

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

4. Игра «Вставь пропущенный предлог».

Возраст: младший дошкольный возраст

Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками.

Ход игры: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

Дети сели … самолет.

Яблоки лежат … тарелке.

Кот запрыгнул … диван. и т. д.

5. Игра «Подбери картинки»

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

- Высокий, тонкий, пятнистый (жираф)

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый (тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

6. Игра «Поймай - скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч детям, называет при этом животное.

1 вариант.

Поймавший мяч бросает его воспитатель, называя какое-либо действие этого животного.

Образец:

Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.

2 вариант.

Воспитатель называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец:

Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

7. Игра «Домик».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.

Ход игры: дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Воспитатель по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т. д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

8. Игра «Один – много».

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы.

9. Игра «Куда спряталась мышка?».

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

Оборудование: мышка – игрушка.

Ход игры: игра начинается с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится

Кто это? (Мышка).

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

10. Игра «Есть – нет».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: закрепить умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть, и бросает ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.

У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.

У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.

У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. - А у меня нет кофты. и т. д.

Дидактические игры на формирование звуковой культуры речи.

1. Игра «Часы».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам послушать, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак.». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

2. Игра «Звенят колокольчики».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры: воспитатель рассказывает ребятам, что большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Педагог говорит, что когда он покажет большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажет маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

3. Игра ««Подуем на пушинку».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.

4. Игра «Лодочка и пароход».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

5. «Звенит – жужжит».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: формировать навыки дифференцирования звуков з-ж, развивать фонематический слух.

Ход игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит «жужжит».

6. Игра «Лошадки».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами. Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

7. «Кто в домике живёт».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифференцировать эти звуки.

Оборудование: двухэтажный домик, картинки с изображениями животных.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть определённый звук на первом этаже; животных, в названии которых есть другой звук на втором этаже.

8. «Чей пароход лучше гудит?».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Оборудование: игрушка – пароход, пузырьки.

Ход игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

9. «Назови продукты».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух.

Оборудование: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку найти продукт в названии которого есть определённый звук.

10. Игра «Поезд».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в гости к мишке и зайке на поезде. Воспитатель становится машинистом, а дети — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух. Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.



Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических упражнений

Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением.

Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);

-коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

На совместных занятиях со специалистами,  при использовании логоритмики детям предлагаются общеукрепляющие и общеоздоравливающие упражнения, специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений ,отдельные приёмы артикуляционной гимнастики и общепринятые артикуляционные упражнения.

При использовании данной технологии можно выделить три периода.

1.Воспитание статики движений, развитие общих движений рук, ног, туловища ,мелкой моторики, мимических мышц лица ,внимания и памяти(слуховой и зрительной).Используются безречевые дидактические игры, пассивная(для детей с ДЦП) гимнастика, слушание музыки, пропевание отдельных гласных.

2.Развитие моторики артикуляционного аппарата, общедидактических навыков. Используются упражнения для конечностей, тела ,артикуляционная гимнастика,, упражнения для развития слухо-произносительной дифференциации контрастных звуков.

3.Закрепление речевых навыков.в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки.

Для логоритмических занятий мы используем следующие картотеки:

В данной статье вашему вниманию предлагается картотека логоритмических упражнений.  

РОБОТ.

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

УТРО

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки ведрышко,

Побегу я в огород,

Там морковочка растет,

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку — кушай витаминки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ОБЛАКА

По небу облака плывут,

Вот козочка, вот с щупальцами спрут,

А вот кудрявая овечка...

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая,

Плывут вперед, забот не зная,

Спрут, козочка, овечка, слон,

Похожие на летний сон.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

ШОССЕ

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

 

ИГРУШКИ

Подарили мне игрушки,

Мишку, зайку и Петрушку,

Посажу друзей я в холле

И начну готовить к школе.

Дам мозаику я зайке,

А Петрушке — балалайку,

Почитаю мишке книжку.

В первый класс идут детишки!

Поочередно  разжимать  и  сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ЩЕНОК

 Папа мне купил щенка,

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко — шарик, мокрый нос,

Он игрушка, а не пес.

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

К БАБУШКЕ

Стучат колеса — тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог,

Расскажет сказку про зверей..

Мы едем к бабушке своей!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

 

НА МОРЕ

На море штиль и тишина,

Одна лишь лодочка видна,

Вдруг появляется волна,

Волна прозрачна, зелена,

Качает лодочку она.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НОЧЬЮ

Как ночь тиха! Кругом — покой,

Нам светит месяц золотой,

И силуэты стройных елей,

В ночи заметны еле-еле.

Сидим с тобою на крылечке,

И светлячки горят, как свечки.

И в этой чудной тишине

Так хорошо тебе и мне!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

АЛЕНКА

Завернем Аленку

В теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню Пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки

Забрались на пальму ловко,

По лиане вниз скользят

Словно в цирке по веревке.

Кувыркаться им не лень,

Даже в самый жаркий день.

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

 

ЗАЯЦ

Сидит заяц под кустом,

Здесь его семья и дом,

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

В его доме нет дверей,

Как спастись от злых зверей?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

 

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы — как петельки,

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

 

МОРОЗ

На дворе мороз трескучий,

Вышла Оля на крыльцо.

Под ногами снег скрипучий,

Ветер бьет в лицо колючий,

Рвет с петель входную дверь

Ведьма злющая — метель.

Заходи скорее в дом!

Печка дышит тут теплом,

Ласково мурлычет кошка

И узоры на окошке.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

   НА ДАЧУ

Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!»

Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!»

Мелькают мимо сосны, И ели, и дома.

Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!»

На даче ждет нас Мурка,

Дружище верный Рекс,

Приедем мы на дачу –

Пойдем все вместе в лес.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

 

ЗА ГРИБАМИ

Вырос у дорожки

Гриб на тонкой ножке.

Рома мимо шел,

Грибок не нашел,

Миша мимо шел,

Грибок не нашел,

Пробежал Антошка,

Гриб — в его лукошке.

Аня мимо шла,

Грибок не нашла.

Зато у Ани

Малина в стакане.

А у Мишки

В кармане шишки.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ВОРОБЕЙ

Поскорей, поскорей

Прилетай к нам, воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

НА ПОЛЯНКЕ

Растут на полянке грибы,

Чудесные пахнут цветы,

Здесь ослик печальный пасется,

От страха зайчишка трясется,

Под кустиком маленьким мишка,

С ним дружит забавный зайчишка.

Ты, Машенька, их не пугайся

Скорее домой возвращайся!

Руки совершают плавные встречные двжения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

 

ПРЯТКИ

В гости к нам пришли ребятки,

Поиграем с ними в прятки,

Кто из норки выбегает,

Корку хлебную хватает?

Кто похож на нашу елку?

У кого спина в иголках?

Кто пчелиный любит мед,

Лапой дерево скребет?

Кто свил гнездышко на ветке?

Как зовутся эти детки?

Кто от страха весь трясется,

Вокруг елочки несется?

Кто свой хвостик потерял,

Сразу очень грустный стал?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ЖУЧОК

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко!

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь, жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ОТ ВАСИЛИЙ

В подполе шуршали мыши,

Кот Василий спал на крыше,

 «Не хочу ловить мышей!

Жалко бедных малышей!

Птичек тоже жалко мне!

Съем сметанку я во сне!»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Мы — веселые ребята,

Любим мы играть.

Как приятно и полезно

Мячик покатать!

Попинать его ногами,

Постучать об стенку,

Подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч!

За спиной его не прячь!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МИШКА

Эй, эй, эй, мохнатый мишка!

Помоги достать нам шишку!

Висит шишка высоко,

Достать шишку нелегко!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

НА ТРОПИНКЕ

Вприпрыжку бегут по тропинке

Маринка, Каринка, Иринка.

В руках у подружек корзинки,

В корзинках — немного малинки.

И будет у них к воскресенью

Малиновое варенье.

Пусть гости приходят

И пьют с наслажденьем

С вареньем малиновый чай.

Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.

 

КИСКА

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

волк

Серый волк решил друзей

Поискать среди зверей,

Будь мне, белочка, подружкой!

Сказки разные на ушко пошепчу тебе...

Поверь — я совсем не страшный зверь!

Ну а ты мне — как сестричка,

Огнехвостая лисичка!

Только ты, дружище еж,

И на зверя не похож!

На твоей бы лучше спинке

Мягкие росли шерстинки!

Только после тех речей

Не нашел себе друзей

Волк среди лесных зверей.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ЦЫПЛЯТА

Под крылом хохлатки

Прячутся цыплятки.

Ну-ка, детки, вылезайте!

Быстро лапки разминайте,

Крылышками хлопайте,

Клювиками щелкайте.

Хватит, цыпочки, дремать!

Надо червячков искать!

Вот вкусная козявочка,

Угощайся, мамочка!

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОДА

Ой, беда, беда, беда!

На полу у нас вода!

Звоним водопроводчику,

Он будет кран чинить,

Иначе не помыться и чаю не попить.

Хорошо, когда водой

полон водоем лесной.

Там, средь водорослей нежных

Стая рыбок безмятежных,

А хозяин — водяной Охраняет их покой.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

СКРИП СКРИПОВИЧ

Скрип Скрипович Скрипунов

Весел был, вполне здоров,

Но скрипел и день и ночь,

Как бедняжечке помочь?

Не болел он страшным гриппом,

А пугал своим он скрипом

Волка, зайца и лису,

Так как жил в глухом лесу.

И никто не догадался,

что Скрип Скрипыч не трещал,

Не скрипел во сне зубами

Он на скрипочке играл!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ЛЕСУ

Тишина в лесу, покой,

Вот и водоем лесной,

Мощные расправив крылья,

Лебедь над водой парит,

Изогнув изящно шею,

Как волшебное виденье,

По поверхности скользит,

И на солнце оперенье

Словно снежное, блестит.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

БЕЛОЧКА

Хозяйственная белочка

Живет в дупле на дубе,

Хорошая хозяйка

В заботах целый день.

Сорвет с куста орешек,

Засушит три малинки,

Найдет в грибах-опятах

Замшелый старый пень.

В дупле-то ей не спится,

На ветке не сидится,

И суетиться белочке

Совсем-совсем не лень.

Ведь пронесется лето,

За ним промчится осень,

И с зимними метелями

Наступят холода.

Ну а для нашей белочки,

С богатыми запасами —

Грибами и орехами,

Морозы — не беда.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера.

 

 

КАТЮША

Подарили мы Катюшке

Очень славные игрушки:

Вот котенок,

Вот щенок,

Вот веселый Колобок.

Рано спать легла Катюшка.

Рядом с нею все игрушки.

На подушечке — щенок,

За спиною - Колобок,

А пушистого котенка,

Завернув в пеленку,

На руках качает,

Тихо напевает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

В ДЕТСКОМ САДУ

Идут дети в детский сад,

Там игрушки ждут ребят,

Ждет Валюшку верблюжонок,

Катю ждет большой слоненок,

Маша с мишкою играет,

Петя Маше помогает,

Нянчит Олечка мартышку,

Ну а Ася смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я туда пойду.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

 

 

    СЛОН

Жил в Африке слон

По имени Джон,

И был очень добрым он.

Не мог на дорогу,

Поставить он ногу,

Поскольку по этой дороге

Ползли паучки и букашки,

И маленькие таракашки.

Жалел он и пташек, и мышек,

И даже несносных мартышек.

Слона обижали мартышки,

Кидали бананы и шишки,

Когда он не мог на дорогу

Поставить огромную ногу,

Поскольку по этой дороге

Ползли паучки и букашки,

И маленькие таракашки.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

ЧЕРЕПАШКА

Долго в норке спала черепашка,

Но совсем не помялась рубашка,

Вылезает тихонько из норки,

Поднимается медленно в горку,

«Эй! — кричу я, — давай, черепашка,

Поиграем с тобою в пятнашки!»

Еле шепчет она мне в ответ:

«У меня, извините, обед!»

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко,

Ползет туда муравьишко,

Он тащит соломинки, щепки,

Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки —

Старательные муравьишки,

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Кто строит, кто кормит детишек —

Крошечных муравьишек.

Вот так — целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Барашки и овечки

Пасутся возле речки,

Охраняет их Трезор,

Чтоб зубастый серый вор

Не пробрался к речке,

Не украл овечку.

Клыкастый разбойник

Не дремлет в лесу.

«Заснет пес Трезор,

Я овцу унесу!»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОВОЧКА

Лисички на полянке,

Опята на пеньке,

Шагает мимо Вовочка

С корзинкою в руке.

Вот тонкие осинки,

Под ними подосиновики,

А где же самый главный?

В беретике на ножке.

Растет чудесный белый гриб

Под елкой у дорожки.

Дети шагают по кругу.

 

ГРОЗА

Встало солнышко с утра,

И ушли мы со двора,

Мы топтали на полянке

Тонконогие поганки,

Землянику собирали,

Веселились и играли.

Вдруг все небо потемнело,

Что-то страшно загремело,

Смотрим мы во все глаза —

Начинается гроза!

То ли прятаться под дубом,

То ли прочь бежать отсюда,

Но гроза отгрохотала,

Поплыла и с глаз пропала.

Завтра мы пойдем опять

На полянку поиграть.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ПТИЧКА

Три яйца в гнезде у птицы.

Как пичужке не гордиться?

Заботливая мамочка

Весь день на них сидит.

Нельзя ни на минутку

Оставить здесь малюток.

Ведь хитрый кот Василий

За гнездышком следит.

Шуршат в подвале мыши.

Василий их не слышит.

Зовет его хозяйка,

Кот ухом не ведет.

Но если вдруг Иринка

Покажет хворостинку,

Мяукнет кот Василий,

На печку спать пойдет.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

СНЕГУРОЧКА

Снег лежит на улице,

Вышли мы во двор.

«Давай лепить Снегурочку?» —

Предложил Егор.

Приделаем Снегурочке

Мы длинную косичку,

А из тонких веточек —

Пушистые реснички.

Кругленькие пуговки

Шубку украшают,

А вот щечки бледные —

Солнышка не знают.

Говорит вдруг Маша:

«Чтоб Снегурка наша

Порумянен стала,

Свеколку из погреба

 Бабушка достала.

Ведь чудеса бывают

Всегда на Новый год,

А вдруг наша Снегурочка

Возьмет и оживет?»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят  скандированно и четко.

 

БАРБОС

Жил на улице Барбос,

Был Барбос бродячий пес,

Он по улицам ходил

И из лужи воду пил.

Пес мечтал иметь свой дом

И хозяйку в доме том.

Чтоб трепала по загривку,

Наливала в миску сливки,

Выходила с ним гулять,

Говорила: «Фу! Стоять!»

И однажды в добрый час

Этот песик встретил нас,

Мы его к себе позвали,

Косточку из супа дали,

Потрепали по загривку

И налили в миску сливки.

Охраняет он наш дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ИРИНКА

У меня сестренка есть,

Звать ее Иринка.

Я Иринке в день рождения

Подарю машинку.

Пусть с машинками играют

Не одни мальчишки,

У нее сидят на полке

Куклы и зайчишки.

Я ей посоветую,

Как сестре и другу,

Посадить их всех в машину,

Прокатить по кругу.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

МЫШЬ

Завелась на кухне мышь,

Я кричу ей грозно: «Кыш!»

Но она от сыра корку

Торопливо тащит в норку.

Мама прыгнула на стул,

Закричала: «Караул!»

Говорю я маме: «Мышка —

Очень славная малышка.

Пусть она у нас живет,

Сыр и корочки грызет.

Продают мышей на рынке,

Можно гладить их по спинке,

Можно в клетку посадить,

Можно другу подарить.

Но сказала мама: «Нет! Лучше кошке на обед

Подарю я эту мышь.

Мышь — грызун, а не малышка,

Почитай об этом в книжке».

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

ВЕСНА

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж

На дороге много луж.

Очень нежно греет солнышко,

Зачирикали воробушки,

И ворона им в ответ

Громко каркнула: «Привет!»

Ходят люди, улыбаются,

Ты пришла, весна-красавица!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

КОТЕНОК

Мой котенок был так мал,

На ладошке он лежал,

А потом подрос немножко,

Стал похож на маму-кошку,

Но шалит малыш повсюду:

Сбросил со стола посуду...

А забрался на карниз —

И карниз свалился вниз.

Он обгрыз цветок в горшочке

Спрятал Машины носочки.

Убегает даже пес —

Поцарапан его нос.

Тут сказала тетя Зина:

«Посажу его в корзину,

А не то разбойник кот

Нам весь дом перевернет!»

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

СТРЕКОЗА

Крылышки прозрачные,

Круглые глаза.

Надо мной летает

Чудо-стрекоза.

Подставляю я ладошку,

Отдохни хотя б немножко!

Расскажи, где ты бывала,

Что на свете повидала?

Но молчит она в ответ,

Времени, наверно, нет.

Ведь летать — ее работа,

А болтать ей неохота.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

У БАБУШКИ

За столом сижу у бабушки,

Ем медовые оладушки,

И журчит, как ручеек,

Ее тихий говорок.

Называет меня бабушка

Так забавно — Василек.

Подливает в кружку глиняную

Из малины киселек.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

ОЛЯ

Купила Оле мама

Пеструю панаму,

Купила сарафанчик —

На боку карманчик.

На зеленом сарафанчике,

Как на поле — одуванчики,

Колокольчики, ромашки,

На ромашках — по букашке.

Выйдет Оля на опушку,

Не найдут ее подружки.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

АРИНА

Огорчается Арина,

Все зовут ее — Алина.

Как Арина ни старается,

Но звук «Р» не получается.

Даже пес ее Тимошка

Поучил рычать немножко,

Пес рычит, Арина — нет.

Видно, нужен логопед.

Подошла Аришка к деду.

«Все, поедем к логопеду!

Без его умелых рук

Не родится этот звук.

Через месяц всем в ответ

Громко крикну я ПР-Р-Р-РИВЕТ!»

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте

 

   ОХОТНИК

Вышел Вася на охоту,

А в руках его сачок.

Видит — бабочка садится

На голубенький цветок.

Размахнулся Вася,

БАХ!

Бабочка в его руках.

Но вздыхает Вася тяжко —

Очень жаль ему бедняжку.

Отпустил ее Васек —

Лети дальше, мотылек!

Вот придет с работы брат,

«Даст мне» фотоаппарат,

Вновь пойду я на охоту,

Только буду делать фото.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте

 

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

У меня в аквариуме

Золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку,

Говорю с улыбкой:

«Может, ты — волшебная,

Может, не простая,

Раз зовут тебя все люди

Рыбка золотая?»

Хвостиком колышет,

Смотрит не мигая,

Ничего не отвечает

Рыбка золотая.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НА МОРЕ

Этим летом мы на море

Отдыхали вместе с мамой.

И валялись на песке,

Прикрывая лоб панамой.

Я поймал большого краба,

Отпустил его потом.

Долго-долго любовался

Я военным кораблем.

Солнца жар, морской прибой

Полюбил я всей душой.

Не хотелось возвращаться

Мне в Москву — к себе домой.

Чередование скандирования в стиле робота и ходьбы на месте.

 

НА РЕЧКЕ

Мы живем у самой речки.

Только любит Васька-кот

Полежать на теплой печке,

А на речку — не идет.

Когда мы пойдем купаться, —

Я возьму с собой кота.

Кот в воде намочит лапки

И мяукнет: «Красота!»

Да и в лодке нам вдвоем

Будет весело с котом.

Я на удочку поймаю

И плотву, и пескарей.

Кот, конечно, замурлычет:

«Дай попробовать скорей!»

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ТАНЯ И ВАНЯ

Дверь открыла детям мать.

Ребятишек не узнать!

Два чумазых поросенка

У дверей стоят в сторонке:

«- Где тут Таня? —

Где тут Ваня?

Побегу топить я баню!»

Долго-долго Таню с Ваней

В бане мылили сперва.

А затем мочалкой колкой

Терли, терли добела.

Вот — Ванюшка!

Вот — Танюшка!

А не две смешные хрюшки...

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.