Проект "Кошки наши соседи"

Осетрова Наталья Рафиковна

В месте с детьми мы решили создать проект о кошках. Вот что из этого получилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность.32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Кошки наши соседи»

Время: краткосрочный проект (1неделя)

Руководитель проекта: воспитатель группы Осетрова Наталья Рафиковна

Участник проекта: дети – 6-7 лет их родители

Взаимодействие со специалистами: руководитель по изодеятельности Абашкина Ирина Васильевна.

Проблема: Если кто-то обижает кошку, что ты сделаешь?

Цель: Воспитать в детях гуманное, осторожное отношение к животным, учить сопереживать им. Выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта.

Задачи:

  1. Дать детям представления о жизни домашних кошек: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой.
  2. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.
  3. Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.

Работа с родителями:

1 Консультация « Почему дети обижают животных»

2 Памятки « Правила обращения с кошками»; « Несколько советов по выбору и уходу за котенком

Актуальность проблемы:

Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия. В связи с этим

Итак, познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объём информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разрозненные. Задача педагогов – направить познавательную активность ребёнка на самосознание, сопровождать ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию.

Решить данную задачу поможет популярный и востребованный в настоящее время – проектный метод. Работа над проектом включает совместную деятельность нас, педагогов, и детей, самостоятельную деятельность родителей, педагогов и родителей.

Примерная схема проекта:

Составление системной паутинки «Домашние животные: кошки» (Приложение 1).

Вхождение детей в проблему проекта, обсуждение её с детьми.

Сбор материала для выставки.

1 Познание

  1. Странички из истории кошек.
  2. Наблюдай – ка (народные приметы).
  3. Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
  4. Угадай – ка (загадки).
  5. Скороговорки.
  6. Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
  7. Кроссворд «Кошки»
  8. Психогимнастика «Ласка»

2 Дидактический и наглядный материал

Подборка иллюстраций по теме и оформление выставки:

  1. Породы кошек.
  2. Семейство кошачьих.
  3. Как кошки помогают человеку.

3 Художественное слово

  1. Ш Перро» Кот в сапогах»
  2. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»
  3. С.Маршак «Кот и лодырь», « Почему кошку назвали кошкой», «Усатый – полосатый»
  4. Л.Толстой «Котёнок» и т.д.

Подбор стихов на тему «Кошки»,

4 Продуктивная деятельность

  1. Составление творческих рассказов « Если я нашёл котенка..», «Моя любимая кошка», « Если бы я был котенком…» (весь материал для портфолио в приложении 3-5).
  2. Рисование на тему « Мой маленький друг».
  1. Чтение художественных произведений
  1. Ш Перро» Кот в сапогах»
  2. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»
  3. С.Маршак «Кот и лодырь», « Почему кошку назвали кошкой», «Усатый – полосатый»
  4. Л.Толстой «Котёнок» и т.д.
  5. Инсценирование сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», « Котёнок по имени Гав» (фрагмент)
  6. Заучивание стихов, пословиц, скороговорок о кошках.
  7. Презентация проекта в форме выставки, представление продукта деятельности – накопленные знания детей в ходе проекта.

Приложение 1

Анкетирование детей по теме «Кошки»

  1. Кого бы ты хотел иметь дома из домашних животных? Почему?
  2. Можно ли гладить бездомную кошку, собаку?
  3. Что бы ты сделал, если нашёл бездомную кошку?
  4. Что ты поступишь с кошкой, если она сделала что-то плохое?
  5. Чем бы ты занялся в свободное время – посмотрел телевизор или поиграл с кошечкой?
  6. Как бы ты поиграл с любимым (котёнком)?
  7. Как ты думаешь, можно ли взять домой лисёнка, медвежонка и держать их дома, как домашнее животное? Если нет, почему?

Используемая литература:

  1. « Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога, М.Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с.19-21.
  4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/ В помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.
  5. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998 – 159с

2.приложение

Решение проблемной ситуации:

К женщине подошли дети из её двора и спросили, не нужен ли ей прехорошенький котёнок, он такой одинокий. На что она ответила, что взяла бы его с удовольствием, но её часто не бывает дома. Как же он останется один? Кто его покормит?

- Вы лучше предложите его какой-нибудь старушке. Дети переглянулись.

- Старушке надо так отдать. А мы хотели продать, - строго сказал старший, а девочка добавила – за 3 рубля.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Когда женщина выяснила, зачем им деньги, предложила:

- Давайте так договоримся, вы мне подарите своего котёнка, а я угощу вас чаем и вкусными конфетами. Согласны?

Совет родителям:

Необходимо вовремя отвести детей от дурного поступка, чтобы он не повторился снова. Своим примером взрослый должен показать хорошее доброе отношение к домашним животным, уметь видеть глазами ребёнка, встать на его позицию. Эта способность очень важна, т.к. воспитание идёт по подражанию. Как взрослый относится к домашним животным, так и ребёнок будет к ним относиться.

Приложение 3

А знаете ли вы когда появилась кошка?

9тысяч лет назад, то ли на несколько лет позже – буланая кошка, живущая в пустыне Африки и Аравии, была приучена и стала домашним животным.

Особая райская судьба ожидала её в Египте, жрецы произвели её в раншг священных животных. Кошка была посвящена богине Баст и Бастет. Изображали эту богиню с кошачьей головой. Множество статуэток из глины, бронзы, серебра, золота ( на всех кошка) найдено при раскопках. Когда кошка умирала, её бальзамировали со всей тщательностью. Зато в 8 веке для несчастных наступили чёрные дни. Считалось, что в них вселяется сам сатана. По всей Европе начались несправедливые гонения и безжалостное уничтожение чёрных бедняжек и их верных хозяев.

- Назовите животных, которые входят в семейство кошачьих.

-Почему гепарда называют собакой  с большой головой.

Он способен бежать со скоростью 112 км/ в ч., не каждый автомобиль сумеет обогнать его.

Наблюдай – ка

Народные приметы (2 половинки)

1.Кошка клубком – на мороз.

2. Кошка крепко спит – к теплу.

3. Кошка намывается и убирается – к приходу гостей.

4. Кошка лежит на спине – к теплу.

5. Громко мурлычет – к буре.

6. Собака катается – к дождю и снегу.

7. Кошка точит когти – к ненастью.

8.Лижет себя против шерсти – к дождю.

9.Лежит, свернувшись клубочком, хвостом закрыв мордочку – к холоду.

Психогимнастика

1.Этюд «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка, котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, выражает расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

Копилка Знайки

Знаете ли вы…

-Кошки способны переносить температуру тела – 100 градусов, тогда как коренные обитатели Морозной Арктики – белые медведи и тюлени – едва выдерживают – 80 градусов.

-Кошка одинаково хорошо видит днём и ночью.

Приложение 4

Кроссворд «Кошки»

Разгадай кроссворд и впиши буквы, узнаешь название города, где кошка была обожествлена

По горизонтали:

1.Царь зверей. 7. Добыча кошки. 8. Друг человека. 13. Кот из деревни Простоквашино. 14.Фантастическое существо с телом льва и головой человека. 15. Крик льва, тигра.17. Лесная кошка с кисточками на кончиках ушей. 20. Персонаж из русских сказок, появляется обычно в ступе или в сопровождении чёрного кота.21.Известный дрессировщик кошек. 23.Кошачья расцветка.24.Государство, по которому названа порода кошек.

По вертикали:

2. Экзамен для породистых кошек. З. Место, где разводят кошек.4. И ложка, и расчёска вместе. У кошки всегда с собой. 5. Без кошки немыслим порядочный…6. Герой мультфильма «Котёнок по имени …»9. Так прогоняют кошку.10. Кошачье имя морского животного.11. Огромная дикая полосатая кошка. 12. Ваша киска купила бы…13. Имя кошки из сказа П.Бажова «Серебряное копытце» 16. Лучшая игрушка для котёнка. 18. Ночная птица. Её глаза напоминают кошачьи. 19. Важная часть тела кошки. 20. Хищник из семейства кошачьих . Очень быстро бегает. 22. Отец котят.

Ответы:

По горизонтали:

1.Лев. 7. Мышь. 8. Собака. 13. Матроскин. 14. Сфинкс. 15. Рёв. 17. Рысь. 20. Яга. 21. Куклачёв. 23. Полоски. 24. Сиам.

По вертикали:2. Выставка. 3. Питомник. 4 Язык.5. Дом.6. Гав. 9. Брысь 10.Котик.11.Тигр. 12.Вискас.13. Мурёнка. 16.Клубок. 18 Сыч.19 Хвост.20 Ягуар.22. Кот.

Е г и п е т

 

Приложение 5

Модель познавательной деятельности «Кошкин мир»

Цель: Воспитывать искреннее чувства любви к домашним питомцем.

Объектом исследования является кошка.

Задачи:

  1. Дать представление о том, как приручали кошку.
  2. Формировать знания о роли кошки в религии разных стран.
  3. Расширять познание о роли кошки в медицине.

Вряд ли каждый владелец кошки отдает себе отчет, что держит в доме настоящее хищное животное. Тем не менее, это так. Достаточно посмотреть на кошачьи зубы.(слайд 1)

Предками кошек считаются саблезубые тигры, клыки которых торчали на 15 см. Они работали, как лезвия ножниц, разрезая мышцы и сухожилия жертвы.(слайд 2)

Наши мурки являлись дальними родственниками тигров и львов. А роднит их способ охоты(слайд 3)

  1. Скрадывание,
  2. Подкарауливание,
  3. Преследование.

Когда в кошке просыпаются древние инстинкты, и она начинает подбираться к ничего не подозревающим воробьям – это и есть скрадывание.

Если мурка прячется за что-либо и оттуда наблюдает за жертвой, готовясь к нападению – это подкарауливание.

Преследование – погоня за добычей.

Семейство кошачьих делится на 2 группы: крупные кошки и «мелкокалиберные».

(слайд 4)

Эксперты считают, что кошка была одомашнена, приручена древними египтянами. Они оказывали ей почет, покланялись в храмах, о чем свидетельствуют многочисленные статуэтки, найденные в гробницах фараонов и даже мумии кошек. (слайд 5)

Наш век дает такую нагрузку на нервную систему и психику человека, и что без помощи специалистов побороть недуг, стресс, депрессию сложно. И здесь помогают кошки. Порой достаточно погладить пушистого друга, как улучшаются самочувствие и на строение.

Всякий, у кого жила кошка, знает – эти существа способны на многое... Даже на волшебство. И болезни они лечат, и детей усыпляют, змей убивают, злых собак отгоняют и даже грабителей задерживают, и песни поют. Разве что сказки не говорят.(слайд 6)

Наши хвостатые друзья способны чувствовать приближение катастрофы, например, землятресение. Перед землятресением в Ашхабаде в 1948 году многие жители замечали беспокойное поведение кошек. Чувствуют они и приближение извержений. В 1902г. На острове Мартиника взорвался вулкан. Незадолго до этого все кошки ближайших поселков покинули свои жилища.

Наконец, многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.

В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот – это к морозу или непогоде.(слайд 7)

Спит брюхом к верху – к теплу или жаре. Лижет хвост – к непогожему ветру, лижет лапу и моется – к хорошей погоде.(слайд 8)

За всю историю разведения кошек специалисты вывели более 80 пород. Рассмотрим самые интересные из них:

Британцы – у них большая круглая морда, на которой можно заметить нечто похожее на улыбку. Отсюда второе название – улыбчивые британцы. Чеширский кот из «Алисы в стране чудес»- британец.

Скотиш-фолд – вислоухие кошки с великолепной плюшевой шерстью.

Бирманская – визитной карточкой породы являются белые носочки на лапках и глаза ярко голубого цвета.

Русская голубая – одним из основных признаков является ее особенная шерсть, с эффектом серебристости, голубого окраса. Она необычайна красива и элегантна, нежна привязчива и верна, игрива и любопытна.

Экзоты – обладают великолепной шерстью, средней длины плотная, густая, шелковистая на ощупь. Большая круглая голова и вздернутый носик. Плюшевый глазастый медвежонок.

Селкик рексы – эта разновидность породы появилась всего лишь несколько лет назад. Голова круглая широкая с выпуклыми щеками, уши острые, шерсть пушистая и кудрявая, напоминает овечью.

Персы – кошки отличаются удивительно обаятельной и очаровательной внешностью. Самые ласковые и разумные.

И напоследок моя фотогалерея кошек.