Инновационная деятельность

Почтарева Элла Александровна

В ДОУ большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Инновационная технология «Портфолио дошкольника» способствует раскрытию личности каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире обращают огромное внимание на индивидуальное развитие ребенка, с его личным темпом, особенностями развития, способностями. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления. Данная технология помогает выстраивать взаимоотношения, совместную деятельность родителей с ребенком и педагогом, воспитателя и дошкольника.

Портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада, спортивную команду, ансамбль, дуэт, или на конкретную семью. Мы будем составлять портфолио для каждого ребенка.

Целью потфолио является развитие творческого потенциала дошкольника.

Задачи:

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;
  • формирование положительных нравственных качеств личности;
  • приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
  • целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать условия:

Самое важное добровольность создания портфолио, в нем должны быть заинтересованы. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, конечно помощь взрослых уместна. Если он не согласен разместить, какой-либо материал в папке, не размещайте.

Вторым важным условием является чёткое понимание цели сбора информации, создания портфолио.
Каждое портфолио индивидуально и отличается количеством разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.

Важно удобство хранения, доступность. Весь собранный материал необходимо систематизировать, сложить в папку, чтобы в любой момент дети могли взять и посмотреть.
Информацию необходимо собирать систематически, можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю или месяц).

Есть несколько видов портфолио:

  • Электронное портфолио. Это новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска
  • Портфолио традиционное, в виде папки.

Этапы работы технологии «Портфолио дошкольника»:

  • Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  •  Определить вид портфолио.
  •  Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информации.
  • Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  •  Презентация портфолио.

Структура портфолио используемая часто, состоит из разделов:
Титульный лист содержит информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фотографию, название детского сада, группы. На момент начала и окончания ведения портфолио ставится дата, изображение ладошки малыша.

Раздел 1 «Давайте познакомимся» добавляются фото, рисунки малыша и небольшая информация.

Раздел 2 «Моя семья» размещаются фотографии, рисунки, информация о членах семьи (личные данные, прозвища, профессии, любимые занятия, блюда, черты характера, совместные, забавные истории).

Вкладыши:
• «Моя родословная» (семейное дерево)
• «Моя ладошка», где обведена ладошка с момента создания портфолио, и в дальнейшем будет обведена ладошка по окончанию ведения портфолио, т.е.перед выпуском ребенка из детского сада.

Раздел 3 «Мое творчество» добавляются творческие работы, выполненные дошкольником на занятиях (рисунки, рассказы, открытки, оригами и пр.).

Раздел 4 «Мои достижения» складываются грамоты, дипломы, сертификаты (с конкурсов, соревнований проводимых в детском саду, секциях и т.д.).
Вкладыши:
Раздел 5 «Мой детский сад» размещаются фотографии внешнего вида детского сада, моменты из жизни дошкольника в детском саду (занятия, прогулки, игры с детьми и т.д.).
Вкладыши:
• «Праздники в детском саду» фото со спектаклей, утренников, развлечений.

В этом году воспитателями и детьми группы был открыт новый раздел «Наши семейные традиции и праздники», где будут размещаться фотографии родителей и деток за совместным провождением времени.

В январе 2024года будет проведена совместная работа с родителями над разделом «Портрет моего ребенка», где родители напишут сочинение каким они видят своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Приложение №149  к приказу №___ от 01.07.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

заведующий МДОУ

д/с «Спутник» г. Балашова

________ /С.В. Чиркин/

Приказ № ___ от 31.08.2022 г.

ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

«ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» 

КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

НА БАЗЕ МУНИЦИППАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СПУТНИК»

ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Цель: развитие творческого потенциала дошкольника

Задачи:

  1. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  2. Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
  3. Развить познавательный интерес и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  4. Формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности;
  5. Формировать положительные нравственные качества личности;
  6. Способствовать приобретению детьми умений рефлексии, формировать умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  7. Формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
  8. Организовать работу с родителями по формированию представлений о сущности технологии «Портфолио», целесообразности ведения портфолио своего ребёнка с дошкольного возраста.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечания

этап 1 подготовительный (август-сентябрь 2022 года)

1

Изучение технологии «Технология портфолио»

1-19 августа

 2022 г.

Заместитель заведующего, воспитатели Почтарева Э.А.

2

Разработка структуры портфолио дошкольников

20 августа-

6 сентября 2022 г.

Воспитатель Почтарева Э.А.

3

Анкетирование родителей «Мой ребенок»

7 сентября – 14 сентября

Воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

4

Формирование страницы на официальном сайте по теме инновационной деятельности

20-25

сентября 2022 г.

Администратор сайта,  воспитатели Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

5

Презентация «Технологии портфолио» с проекцией работы на 3 года

до 01.10 2022 г. (на педагогическом совете)

Заместитель заведующего,  воспитатели Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

2 этап – практический (октябрь 2022 –май 2025)

1

Оформление титульного листа портфолио каждого из воспитанников

Сентябрь 2022

Воспитатели

Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

2

Пополнение достижений воспитанников в конкурсных мероприятиях

1 раз в месяц

Воспитатели Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

3

Проведение тематических собраний, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.

Ноябрь 2022

-май 2025

Воспитатели

Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

4

Индивидуальная работа с детьми по отбору материалов, информации для портфолио

В течение 3 лет

Воспитатели

Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

5

Совместная работа с родителями над разделом «Дерево моей семьи»

Сентябрь 2023

Воспитатели

Почтарева Э.А.,

Калашникова С.В.

родители

6

Организация и проведение совместных праздников и развлечений

1 раз в месяц

Воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

7

Пополнение фотографий «Мои успехи»

Постоянно

Воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

8

Оформление раздела «Копилка творческих работ»

1 раз в месяц

Воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

3 этап – рефлексия (май-июль 2025 г.)

1

Обсуждение результатов и педагогической значимости проделанной работы

Май 2023

Май 2024

Май 2025

Заместитель заведующего,  воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

2

Обобщение и распространение опыта работы на мероприятиях различного уровня

Май-июль 2025 г.

3

Формирование методической копилки «Технология портфолио»

Август 2022-июль 2025 г.

Воспитатель Почтарева Э.А.

Калашникова С.В.

Ожидаемые результаты

  • повышен уровень самооценки, самостоятельности и активности у дошкольников;
  • увеличено количество детей готовых раскрыться в общении со сверстниками и взрослыми;
  • повышен интерес родителей к ребёнку, как личности;
  •  активизировано взаимодействие «педагог – ребёнок - родитель»

Возможные риски и пути их преодоления

Возможные риски

Механизмы устранения

Отсутствие или потеря интереса к взаимодействию у каждой стороны

Подбор аргументирующих фактов, презентация работы в социуме, варьирование по направлению изменения интересов и потребностей родителей

Потребность в дополнительном финансировании

Привлечение спонсоров, благотворительных организаций, участие в грантах

Отсутствие методической базы работы

Создание творческой группы, разработка авторских продуктов педагогической деятельности



Предварительный просмотр:

6

Этот раздел должен состоять из нескольких блоков, в которых можно отметить участие крохи в различных спектаклях, конкурсах, спортивных соревнованиях, посещения музеев, цирков, зоопарков, описывать впечатления малыша от увиденного. Обязательно добавляйте к каждому событию пару фотографии ребенка, рассказанный на утреннике стишок или спетую песню, ведь в будущем ему будет так интересно вновь окуну тться в мир детства.

Ссылки на электронные ресурсы по составлению и оформлению портфолио дошкольника:

  • http://www.kakprosto.ru/kak-28909-kak-sdelat-portfolio-doshkolnika
  • http://www.kgasu.ru/images/material-images/trud_archi_oschibki.pdf
  • https://docs.google.com/forms/d/1IXCQVqP3LxcsgX1bRmuPySsWeHP6YyEJ7b6YBU2kLe0/viewform
  • https://docs.google.com/forms/d/1SOTi8kYLJz2H0HU8WGEadHLX25_r96p8Z8RCaM_Sfg0/viewform   
  • http://ru.viptalisman.com
  • http://maminsite.ru/school.files/detskoe_portfolio36.html
  • http://centrprazdnika.ru/kindergarten/portfolio_dou/30295-portfolio-dlya-detskogo-sada-pchelki.html
  • http://maminsite.ru/school.files/detskoe_portfolio.html

http://sarapulmama.ru/portfolio-dlya-detsko

           Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Спутник»

города  Балашова Саратовской области»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА

                           подготовили воспитатели:     Шатилова Е.Ю.,                           Почтарева Э.А.

Портфолио дошкольника –

это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных  видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

 Совет 1: Как сделать портфолио дошкольника

По мере роста малыша родители стараются запечатлеть интересные моменты в его развитии, снимают на видеокамеру и фотоаппарат самые памятные события. Однако порой первые рисунки, аппликации, поделки, башни и замки, построенные из кубиков и песка при этом обходят стороной. Если вы решили оставить на долгую память воспоминания о дошкольных годах вашего малыша, пришло время начать составлять портфолио.

Инструкция1

2

Чтобы портфолио было интересным, его необходимо ярко и красочно оформить. В этом случае оно не только заинтересует окружающих детей и взрослых, но и будет занимательной «книжкой» для самого малыша.

3

Хорошо, если страницы для портфолио будут сделаны руками ребенка, нарисованы им или раскрашены. Обязательно спрашивайте мнение малыша по поводу того или иного рисунка, фотографии, поделки, нравятся ли они ему, хочет ли он, чтобы они украшали портфолио.

4

http://banners.adfox.ru/transparent.gifСовет 2: Как оформить портфолио дошкольника

По мере роста и развития малыша меняются его интересы и увлечения. Он приобретает всевозможные навыки, развивается, учится. Часто родители фиксируют только физический рост ребенка, о чем можно убедиться, взглянув на фотографии или посмотрев видео. Часто за кадром остаются духовные достижения крохи: рисунки, поделки из пластилина, забавные высказывания. Чтобы сохранить на долгие годы память о развитии дошкольника, следует начать собирать портфолио.

Инструкция

1

Портфолио дошкольника – это своеобразная папка достижений. С ее помощью можно показать успехи ребенка, оценить сильные стороны в его развитии, а также отметить умения и навыки, которые нуждаются в совершенствовании. Поэтому портфолио должно нести в себе и функциональную нагрузку, а не быть просто красочным альбомом.

2

Как правило, портфолио дает возможность зафиксировать изменения ребенка как в физическом, так и в духовном плане за определенный промежуток времени.

Работу над «книгой достижений» следует проводить вместе с ребенком, учитывать его пожелания и мнения.

4

Обычно портфолио дошкольника включает в себя следующие разделы: «Это я!», «Я расту», «Моя семья», «Мир вокруг нас», «Мои увлечения», «Мои фантазии» и многие другие разделывсе зависит от интересов и активности вашего ребёнка. Конечно, вы сможете их корректировать, менять местами с учетом потребностей и возможностей растущего малыша. Начать портфолио следует с титульного листа, где будут указаны основные сведения о ребенке.

5Следующий раздел можно назвать «Знакомство со мной». Здесь мы можете отразить сведения о месте и дате рождения малыша, динамике его роста и веса, выборе имени, достижениях за каждый год, овладение новыми навыками и умениями.