Технология художественно-эстетического развития

 Сварчевская Светлана Владимировна

 

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Изобразительная деятельность»

Программа подготовлена на основе программы по изобразительной деятельности в детском саду И.А.Лыковой

 

Пояснительная записка

В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я концепции творца».

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений.

      В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся  к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

       Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

      Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

      Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувствительного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому общению, от восприятия цельного образа как единичного к созданию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

      Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического  отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Направленность методики

Методика направлена на формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности, на единство формирования эстетического отношения к миру и художественному развитию средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Актуальность методики

Методика представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Новизна методики

      Методика служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.

Цели и задачи методики художественного воспитания, обучения и развития.

Цели методики:

- Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

- Развитие у детей дошкольного возраста таких качеств, как эстетическая компетентность, творческая активность, эмоциональность, самостоятельность, ответственность, способность к самодисциплине.

      Основные задачи:

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов(явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Создание условий свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

- Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта.

- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

- Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Особенности методики:

      При построении методики соблюдены общепедагогические принципы. Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

- принцип культуросообразности;

- принцип сезонности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природоспособности;

- принцип интереса.

Специфические принципы:

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_her.docx143.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                  детский сад № 48 «СНЕЖИНКА»

_____________________________________________________________________________

141          Московская обл., дер. Малеевка

               ул. Центральная усадьба д.14

тел./факс 8(4962)45-44-38

snezhinka48.ru

Технология

Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

 https://www.iwrapurgift.com/wp-content/uploads/2020/06/317734-18-inches-Art-Prty-Paint-Palette-Foil-balloons-600x600.jpg

Подготовила воспитатель:

Сварчевская С.В.

.

2019г.

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Изобразительная деятельность»

Программа подготовлена на основе программы по изобразительной деятельности в детском саду И.А.Лыковой

Пояснительная записка

В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я концепции творца».

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений.

      В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся  к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

       Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

      Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

      Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувствительного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому общению, от восприятия цельного образа как единичного к созданию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

      Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического  отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Направленность методики

Методика направлена на формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности, на единство формирования эстетического отношения к миру и художественному развитию средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Актуальность методики

Методика представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Новизна методики

      Методика служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию моторики.

Цели и задачи методики художественного воспитания, обучения и развития.

Цели методики:

- Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

- Развитие у детей дошкольного возраста таких качеств, как эстетическая компетентность, творческая активность, эмоциональность, самостоятельность, ответственность, способность к самодисциплине.

      Основные задачи:

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов(явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Создание условий свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

- Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта.

- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

- Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Особенности методики:

      При построении методики соблюдены общепедагогические принципы. Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

- принцип культуросообразности;

- принцип сезонности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природоспособности;

- принцип интереса.

Специфические принципы:

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости.

         Методика рассчитана на детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

         Сроки реализации методики: 5 лет.

Перспективное планирование по рисованию в детском саду средняя группа.

        

 

2. Учебный план

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД/ мин

Пособие

1

Весёлые картинки (потешки)

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 18

2

Весёлые игрушки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 18

3

Тили-тили,

тесто... (знакомство с пластическими материалами)

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 19

4

Тяп-ляп - и готово... (знакомство с пластическими материалами)

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 20

5

Картинки на песке

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 21

6

Картинки на тесте

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 22

7

Вкусное печенье

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 23

8

Тень-тень- потетень: вот какие у нас картинки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 24

9

Дождик, чаще, кап-кап-кап!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 25

10

Дождик, дождик, веселей!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 34

11

Пушистые тучки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 35

12

Пушистая тучка

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 36

13

Вот какие ножки у сороконожки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 37

14

Вот какие ножки у сороконожки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 38

15

Вот ёжик - ни головы, ни ножек!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 39

16

Вот ёжик - ни головы, ни ножек!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 40

17

Снеговики играют в снежки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 41

18

Снеговик- великан

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 48

19

Вкусное угощение

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 49

20

Вкусные картинки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 50

21

Колобок покатился по лесной дорожке

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 51

22

Колобок катится по дорожке и поёт песенку

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 52

23

Вот какой у нас букет!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 53

24

Цветок для мамочки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 62

25

Вот какие у нас сосульки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 63

26

Вот какие у нас сосульки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 64

27

Вот какая у нас неваляшка!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 65

28

Неваляшка танцует

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 66

29

Солнышко-колоколнышко

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 67

30

Солнышко-колоколнышко

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 68

31

Ручейки бегут,

журчат

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 69

32

Вот какой

у нас мостик!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 70

33

Вот какие

у нас мостики!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 72

34

Птенчик в гнёздышке

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 73

35

Вот какие у нас цыплятки

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 74

36

Вот какие у нас флажки!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 76

37

Вот какой у нас салют!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 77

38

Вот какой у нас салют!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 79

39

Вот какие у нас птички!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 82

40

Вот какие у нас пальчики!

1/10

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1младшая группа. Стр. 84

ИТОГО:

40

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения

 

№ п/п

Тема

Количество НОД/мин

Пособие

1

Мой весёлый звонкий мяч.

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 16

2

Мышка и репка.

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 38

3

Грибная полянка.

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 46

4

Дождь, дождь!

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 50

5

Вьюга-завируха

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 64

6

Праздничная ёлочка

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 74

7

Колобок на окошке

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 76

8

За синими морями, за высокими горами

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 90

9

Цветок для мамы

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 106

10

Неваляшка танцует

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 114

11

Солнышко, солнышко, раскидай колечки!

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 118

12

Ручеёк и кораблик

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 120

13

Почки и листочки

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 124

14

Филимоновские игрушки

2/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 136, 138

15

Мостик

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 122

16

Робин Красношейка

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 98

17

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…

1/15

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Стр. 142

ИТОГО:

18/

 

 

 

 

Третий год обучения

 

№ п/п

Тема

Количество НОД/мин

Пособие

1

Картинки для наших шкафчиков

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 16

2

Вот поезд наш едет, колёса стучат…

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 20

3

Листопад и звездопад

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 36

4

Тучки по небу бежали

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50

5

Лижет лапу сибирский кот

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 60

6

Перчатки и котятки

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр.  64

7

Морозные узоры

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 66

8

Наша ёлочка

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 74

9

Сонюшки-пеленашки

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 80

10

Как розовые яблоки на ветках снегири

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 90

11

Весёлые вертолёты

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 96

12

Весёлые матрёшки

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 106

13

Филимоновские игрушки - свистульки

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр.112

14

Воробьи в лужах

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 118

15

Живые облака

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 120

16

Мышонок - моряк

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 130

17

Муха-цокотуха

1/20

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 142

ИТОГО:

18

 

 

 

Четвертый год обучения

 

№ п/п

Тема

Количество НОД/мин

Пособие

1

Лето красное прошло

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.  26

2

Машины на улицах города

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 34

3

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 56

4

Пернатые, мохнатые, колючие

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 70

5

Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 74

6

Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж)

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 92

7

Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 102

8

Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей)

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 108

9

Весело качусь я под гору в сугроб…

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 116

10

Папин портрет

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 136

11

Милой мамочки портрет

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 142

12

Нежные подснежники

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.170

13

Я рисую море…

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 172

14

Топают по острову слоны и носороги

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 186

15

Весеннее небо

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 168

16

Зелёный май (краски весны)

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа. Стр. 196

17

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 200

18

Радуга-дуга

1/25

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 202

ИТОГО:

18

 

 

 

Пятый год обучения

№ п/п

Тема

Количество НОД/мин

Пособие

1

Бабочки-красавицы

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр.  16

2

Уголок природы (комнатные животные)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 22

3

Спортивный праздник

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 28

4

С чего начинается Родина?

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 38

5

Осенний натюрморт

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 44

6

Лес, точно терем расписной…

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Стр. 50

7

По горам, по долам…

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 80

8

Дремлет лес под сказку сна

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 98

9

Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 128

10

Белый медведь и северное сияние (Белое море)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 140

11

Аквалангисты и кораллы (Красное море)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 138

12

Я с папой (парный портрет, профиль)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 146

13

Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 152

14

Весна идёт (картины в рамочках)

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная группа. Стр. 162

15

Чудо-писанки

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 166

16

В далёком космосе

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 182

17

Весенняя гроза

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 196

18

Лягушонок и водяная лилия

1/30

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. Стр. 204

ИТОГО:

18

 

 

 

 

 Содержание программы.

Первый год обучения

 

  1. Весёлые картинки (потешки). Программное содержание: Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике.
  2. Весёлые игрушки. Программное содержание: Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю.Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках.

3. Тили-тили, тесто... (знакомство с пластическими материалами). Программное содержание: Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

4. Тяп-ляп - и готово... (знакомство с пластическими материалами). Программное содержание: Ознакомление с глиной как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как свойства разных материалов (глины и теста).

5.Картинки на песке. Программное содержание: Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

6. Картинки на тесте. Программное содержание:Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.

  1. Вкусное печенье. Программное содержание: Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

8. Тень-тень- потетень: вот какие у нас картинки! Программное содержание: Знакомство с силуэтными картинками как видом изображений предметов: рассматривание, обведение пальчиком, обыгрывание. Игры с тенью (или теневой театр).

9. Дождик, чаще, кап-кап-кап! Программное содержание: Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

 

10. Дождик, дождик, веселей! Программное содержание: Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий цветными карандашами или фломастерами на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

11. Пушистые тучки. Программное содержание: Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или ощипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону.

12. Пушистая тучка. Программное содержание: Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

13. Вот какие ножки у сороконожки! Программное содержание: Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

14. Вот какие ножки у сороконожки! Программное содержание: Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображённой воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

15. Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Программное содержание:  Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной воспитателем, иголками - спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

16. Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Программное содержание: Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: , дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

17. Снеговики играют в снежки. Программное содержание: Раскатывание комочков пластилина (солёного теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

18. Снеговик- великан. Программное содержание: Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание комочков ваты (или бумажных салфеток) в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

19. Вкусное угощение. Программное содержание: Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

20. Вкусные картинки. Программное содержание: Ознакомление с новым видом рисования - раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия.

21. Колобок покатился по лесной дорожке. Программное содержание: Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.

22. Колобок катится по дорожке и поёт песенку. Программное содержание: Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изо деятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.

23.Ручейки бегут, журчат. Программное содержание: Рисование ручейка в сотворчестве воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.

24. Вот какой у нас мостик! Программное содержание: Моделирование мостика

из 3-4 «брёвнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков.

25. Вот какие у нас мостики! Программное содержание: Создание композиции в сотворчестве с воспитателем.

26. Птенчик. Программное содержание: Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание.

 

Второй год обучения (2 младшая группа)

1.      Мой весёлый звонкий мяч.

Программное содержание: лепка округлых предметов. Синхронизация обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти рук.

2.      Мышка и репка.

Программное содержание: создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание  мхвостика цветным карандашом.

3.      Грибная полянка.

Программное содержание: изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру.

4.      Дождь, дождь!

Программное содержание: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

5.      Вьюга-завируха

Программное содержание: рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение  и обозначение голубого оттенка.

6.      Праздничная ёлочка

Программное содержание: создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки,  штампики) и материалами.

7.      Колобок на окошке

Программное содержание: создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки.

8.      За синими морями, за высокими горами

Программное содержание: создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на  кусочки и полоски, сминание, наклеивание  в соответствии с замыслом.

9.      Цветок для мамы

Программное содержание: подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный  выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

10.    Неваляшка танцует

Программное содержание: изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.

11.    Солнышко, солнышко, раскидай колечки!

Программное содержание: самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

12.    Ручеёк и кораблик

Программное содержание: составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

13.    Почки и листочки

Программное содержание: освоение изобразительно-выразительных средств для передачи образа: рисование ветки с почками  и наклеивание листочков.

14.    Филимоновские игрушки

ЧАСТЬ 1. Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, барыня, и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному  искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.

ЧАСТЬ 2. Программное содержание: продолжение знакомства с филимоновской  игрушкой. Оформление  силуэтов фигурок освоенными декоративными  элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие  «зрительской» культуры и художественного вкуса.

15.    Мостик (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)

Программное содержание: моделирование мостика их 3-4 «брёвнышек», подобранных по длине (лишнее отрезание стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.

16.    Робин Красношейка

Программное содержание: создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

17.    Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…

Программное содержание: создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие  мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Третий год обучения (средняя группа)

1.      Картинки для наших шкафчиков

Программное содержание: определение замысла в соответствие с назначением  рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочки.

2.      Вот поезд наш едет, колёса стучат…

Программное содержание: создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Освоение  способа деления бруска пластилина на одинаковые части (вагончики).

3.      Листопад и звездопад

Программное содержание: создание красивых композиций из природного материала (засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге. Знакомство с явлением контраста.

4.      Тучки по небу бежали

Программное содержание: знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого цвета на кусочки и наклеивание в пределах  контура дождевой тучи.

5.      Лижет лапу сибирский кот

Программное содержание: создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина.

6.      Перчатки и котятки

Программное содержание: изображение и оформление «перчаток»  (или «рукавичек») по своим ладошкам -  правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. «Создание орнамента (узора на перчатках).

7.      Морозные узоры

Программное содержание: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия).

8.      Наша ёлочка

Программное содержание: рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля веток).

9.      Сонюшки-пеленашки

Программное содержание: создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Лепка фигурок спящих игрушек (миниатюр) на основе валика с закруглёнными  концами. Знакомство  с видом народной куклы – пеленашкой. Формирование интереса к  экспериментированию с художественными материалами.

10.    Как розовые яблоки на ветках снегири

Программное содержание: рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и окраски.

11.    Весёлые вертолёты

Программное содержание: лепка вертолёта конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолёта.

12.    Весёлые матрёшки (хоровод)

Программное содержание: знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

13.    Филимоновские игрушки – свистульки

Программное содержание: знакомство  с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

14.    Воробьи в лужах

Программное содержание: вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение  аппликативной техники.

15.    Живые облака

Программное содержание: изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы лил валенки. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения.

16.    Мышонок – моряк

Программное содержание: вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса.

17.    Муха-цокотуха

ЧАСТЬ 1. Программное содержание: лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей  строения (туловища, крылья, ножки) и окраски. Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей (для крыльев используется фольга или фантики, для усиков – проволока, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Синхронизация движения обеих рук в процессе создания скульптурного образа. Воспитание интереса к живой природе.

ЧАСТЬ 2. Программное содержание: создание сюжетной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Использовать ранее вылепленных насекомых, дополнять композицию лепкой предметов посуды и мебели (чашка, самовар, стол и т.п.), растений (дерево, цветы). Сочетание разных материалов для лепки стола (пластилин, дощечки разной формы). Формирование коммуникативных навыков.

Четвертый год обучения (старшая группа)

1.      Лето красное прошло

Программное содержание: создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

2.      Машины на улицах города (коллективная композиция)

Программное содержание: освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. Дополнять аппликацию рисованными элементами.

3.      Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

Программное содержание: создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

4.      Пернатые, мохнатые, колючие

Программное содержание: экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

5.      Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

Программное содержание: создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

6.      Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж)

Программное содержание: изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

7.      Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

Программное содержание: изготовление поздравительных открыток-самоделок (симметричным способом).

8.      Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей)

Программное содержание: Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.

9.      Весело качусь я под гору в сугроб…

Программное содержание: развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

10.    Папин портрет

Программное содержание: рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).

11.    Милой мамочки портрет

Программное содержание: рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

12.    Нежные подснежники

Программное содержание: воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности.

13.    Я рисую море…

Программное содержание: создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.

14.    Топают по острову слоны и носороги

Программное содержание: создание образов крупных животных (слон, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой).

15.    Весеннее небо

Программное содержание: свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

16.    Зелёный май (краски весны)

Программное содержание: экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение  «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

17.    Мы на луг ходили, мы лужок лепили

Программное содержание: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

18.    Радуга-дуга

Программное содержание: самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами.  Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

Пятый год обучения (подготовительная группа)

1.      Бабочки-красавицы

Программное содержание: выявление уровня владения пластическими и аппликативными  умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

2.      Уголок природы (комнатные животные)

Программное содержание: лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение).

3.      Спортивный праздник

Программное содержание: составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений.

4.      С чего начинается Родина?

Программное содержание: создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны – России.

5.      Осенний натюрморт (композиция в корзинке)

Программное содержание: совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморта в плетёной корзинке.

6.      Лес, точно терем расписной…

Программное содержание: самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

7.      По горам, по долам…

Программное содержание: отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

8.      Дремлет лес под сказку сна

Программное содержание: создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

9.      Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)

Программное содержание: рисование декоративной посуды по мотивам «гжели, дополнение изображения сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).

10.    Белый медведь и северное сияние (Белое море)

Программное содержание: самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

11.    Аквалангисты и кораллы (Красное море)

Программное содержание: изображение человека в движении с передачей особенностей экипировки, характерной позы и движений.

12.    Я с папой (парный портрет, профиль)

Программное содержание: рисование парного портрета в профиль, отражение внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

13.    Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

Программное содержание: рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

14.    Весна идёт (картины в рамочках)

Программное содержание: оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества.

15.    Чудо-писанки

Программное содержание: ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

16.    В далёком космосе

Программное содержание: создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование  навыков сотрудничества и сотворчества.

17.    Весенняя гроза

Программное содержание: отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественной выразительности. Знакомство  с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.

18.    Лягушонок и водяная лилия

Программное содержание: составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Этапы работы.

Работа по воспитанию художественных способностей детей состоит из нескольких этапов. На первом этапе дети должны научиться следующему.

В лепке:

- познакомиться с разнообразными пластическими материалами, познакомиться с их свойствами, познакомиться с возможностями своего действия на материал.

- опытным путём в сотворчестве с воспитателем освоить пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать, и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша).

- уметь видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, уметь сравнивать похожие по форме предметы.

- научиться синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук.

- научиться создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр прямыми движениями ладоней, раскатывать шар круговыми движениями ладоней, преобразовывать шар в иные формы.

- уметь пользоваться стекой для украшения вылепленных форм – процарапывать узоры на дисках и пластинах.

В рисовании:

- видеть «след» оставленный на бумаге карандашом или фломастером, понимать, что это образ реального предмета;

- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;

- знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;

- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

- рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

- сопровождать движения карандаша (кисти) словами.

В аппликации:

- знать свойства бумаги как художественного материала;

- уметь экспериментировать с свойствами бумаги и воздействовать на неё;

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

- приклеивать вырезанные заранее формы, создавая при этом выразительные образы;

- использовать ножницы как художественный инструмент.

      На втором этапе дети должны научиться:

В лепке:

- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок глины;

- создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы (мячик, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики).

- лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали не прижимая а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей(хвостика, крылышек, клювиков).

- создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнезде).

В рисовании:

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными способами;

- сопровождать движения карандаша и кисти словами, игровыми действиями;

- уметь рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их  формы (округлые, прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

- использовать краски и уметь рисовать кистью, уметь создавать одно, двух, и многоцветные выразительные образы;

- переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

В аппликации:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

- раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

- пользоваться ножницами как художественным инструментом.

      На третьем этапе дети должны научиться следующему.

В рисовании:

- создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру, цвет;

- воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;

- координировать движения рисующей руки;

- варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

В лепке:

- создавать объёмные фигурки и простые композиции из глины, пластилина, слоёного теста, снега;

- уметь показывать взаимосвязь характера руки с получаемой формой;

- зрительно и тактильно обследовать форму;

- изображать точно формы (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места их соединения);

- расписывать вылепленные из глины игрушки.

В аппликации:

- составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации;

- пользоваться ножницами;

- составлять аппликации из природного материала и кусочков ткани.

      На четвёртом этапе дети должны научиться.

В рисовании:

- усовершенствовать технику рисования гуашевыми красками;

- рисовать акварельными красками;

- уметь показывать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или оттенков;

- пользоваться приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углём, сангиной.

В лепке:

- анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки;

- освоить рельефную лепку, скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей;

- освоить лепку на форме или каркасе для прочности сооружения.

В аппликации:

- показывать новые способы создания образов (симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов;

- показывать накладную аппликацию для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий;

- в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации.

       На пятом этапе дети должны уметь.

В рисовании:

- в совершенстве владеть техникой рисования гуашевыми и акварельными красками;

- самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа.

В лепке:

- создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

В аппликации:

- самостоятельно выбирать разный способ создания выразительного образа;

- применять содержание и технику прорезного декора, ленточного способа вырезания для получения многофигурных симметричных изображений;

- уметь показывать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали;

- уметь выполнять аппликацию из ткани, природного материала.

 

Формы работы с детьми

Организация непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.

 

Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

В рисовании:

- Научить детей технике рисования гуашевыми  и акварельными красками, свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов; самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа.

В лепке:

- Побуждать детей создавать динамичные, выразительные образы и коллективные сюжетные композиции самостоятельно выбирая тему, материал, способ лепки, приёмы декорирования образа.

В аппликации:

Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа;

- Совершенствовать содержание и технику прорезного декора;

- Познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений;

- Показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали;

- Познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.

Формы подведения итогов

На каждом этапе проводится мониторинг развития детей в художественно-творческой деятельности по следующим показателям:

Общие показатели:

компетентность (общая компетентность)

- творческая активность

- эмоциональность (возникновение «умных эмоций»)

- креативность

- произвольность и свобода поведения

- инициативность

- самостоятельность и ответственность

- способность к самооценке.

Специфические показатели:

- субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способа решений творческой задачи, так и результата детского творчества;

- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

- способность к интерпретации художественных образов;

- общая ручная умелость.

На каждом этапе организуется выставка детских работ и итоговое мероприятие.

Методическое обеспечение

Бумага основа для композиций:

Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3; альбомы для детского художественного творчества; рулоны обоев на бумажной основе; белый и цветной картон; наборы цветной и бархатной бумаги; фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты, старые календари; бумажные салфетки; картонные коробки, спичечные коробки.

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:

Глина; пластилин; тесно; песок речной и декоративный; кисти разных размеров( круглые, плоские, флейцы); краски гуашевые; краски акварельные; краски акриловые (для педагога); тушь цветная; цветные и простые карандаши; фломастеры; пастель (начиная со старшей группы); гелевые ручки и краски; ножницы для детского творчества; клей, клеящий карандаш, клейстер; клеевые кисточки; стеки; зубочистки; степлеры и канцелярский нож; ватные палочки; губки и мочалки, ткань грубого плетения, тряпочки; штампики, колпачки фломастеров; скрепки и прищепки декоративные; скотч, лейкопластырь.

Оборудование, одежда:

Мольберты, фланелеграф, стол - пятилистник, поворотные диски, футболки, фартуки, салфетки бумажные и матерчатые.

Бытовой и бросовый материал:

Фантики, трубочки для коктейля, зубочистки,упаковки из-под продуктов, пуговицы, бусинки, бисер, тесьма, ленточки, мягкая проволока, колпачки от авторучек и фломастеров.

Природный материал:

Осенние листья, лепестки цветов, соломка, семена, крылатки клёна и ясеня, шишки, жёлуди, каштаны, орехи, скорлупа от орехов, ягоды шиповника, камешки, раковины, перья, пух, палочки, веточки, кора деревьев, злаки, трава, хвоя.

Результаты использования технологии в работе

(Выводы)

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родители и воспитатели стараются создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки.

1. Технология художественно-эстетического развития успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Использование технология художественно-эстетического развития развивает и повышает уровень художественно-эстетического вкуса у детей.

3. Данная технология эффективно помогает развивать образное мышление, умение определять цветовую гамму, устанавливать пропорции.

4. Систематическое применение технологии художественно-эстетического развития повышает уровень умений и навыков ребенка в работе с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем. Развивает у детей творческий подход при создании продуктов ручного творчества.

5. Дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и создают прекрасные работы,, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

Таким образом, Результаты на завершающем этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), появилась оригинальность (способность производить идеи), повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках.

Сравнивая работы детей на подготовительном этапе и завершающем, можно сделать вывод о том, что поделки дошкольников явно отличаются друг от друга, т.е. на завершающем этапе работы выполнены выразительно, четко.

Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством технологии художественно-эстетического развития.

По данным диаграмм видно, что с 2018 по 2023 год результаты работы по художественно - эстетическому развитию воспитанников в течение 5 лет показывают устойчивую положительную динамику. Прослеживается положительная тенденция к увеличению показателей в данных разделах. Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.

По данной образовательной технологии, детей:

- с низким уровнем развития составляет – 42%;

- с нормативным уровнем развития – 48 %;

- с высоким уровнем развития – 10%;

По результатам мониторинга мы видим, что на данный период работы по творческой деятельности (2023г.), детей

- с низким уровнем развития составляет 10%;

- с нормативным уровнем развития – 21%;

- с высоким уровнем развития –  69%;

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством ручного творчества, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в детской школе искусств, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов. В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.

Список литературы

- И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»» /И.д. «Карапуз – Дидактика»/ Творческий центр «Сфера»/ Москва 2007 год

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа «Цветные ладошки»» /И.д. «Цветной мир»/творческий центр «СФЕРА» /Москва 2011год

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз – Дидактика»/Москва – 2007 год.

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младший возраст. – М.: «Карапуз – Дидактика»/Москва – 2006 год.

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  Средняя группа. – М.: «Карапуз – Дидактика»/Москва – 2006 год.

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика»/Москва – 2006 год.