Методическая копилка

Конова Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе по теме  « Побасенки .

Цель урока.

Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений

  1. Зарядка для диктора (скороговорка на доске).

Цыплёнок с курицей пьёт чай на улице

-Что прочитали?

-Поработаем над чётким произношением. Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

-Работаем над интонацией.

-Скажите скороговорку своему соседу.

-Кто хочет похвалить своего соседа?

-Кто бы мог высказать какие-либо рекомендации, над чем надо ещё поработать?

-Чему учились во время речевой разминки?

-Учились чётко проговаривать звуки.

-Готовили речевой аппарат к работе.

-Учились регулировать громкость голоса.

  1. Актуализация

-Как вы думаете, кто  написал эти замечательные скороговорки?

-Да, вы правы. Это жанр устного народного творчества.

-Почему такое название?

-С какими жанрами мы уже встречались?  Доска

Попробуем почитать (д/з стр 38-41/

  1. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному восприятию нового материала

-Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся следующие произведения:

Если потешка- закрашиваем синим цветом, если колыбельная- красным

1. Сорока, сорока, сорока белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

2. Ходит Сон у окон,

Ходит к Дрёме на поклон.

Приходи к нам, Дрёма, в дом,

Принеси нам Угомон.

  1. Давайте вспомним ту, которую мы очень часто говорим «Про пальцы»

-Да, потешки обычно сопровождаются простыми игровыми движениями, жестами,  учат детей маленьких речи.  А колыбельная, чтобы убаюкать маленького.

- Идём дальше

Ты пирог съел?

-Нет, не я.

-А ещё хочешь?

-Хочу.

4. Открытие новых знаний

-Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

Найдите нужную информацию в учебнике на с 42.

-Как же называется этот жанр.

-Правильно, сегодня мы познакомимся с побасенками.

-Где можем узнать, что это за жанр?

Ответ на этот вопрос найдем в словаре С.М Ожегова.

Побасенки- короткий занимательный рассказ, анекдот из народной жизни.

-Побасенками называют маленькие смешные истории, В них обязательно есть ирония..

- Как вы понимаете это слово.     Проверим по словарю Ожегова.

Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества характера: глупость, жадность, любопытство, лень.

5.Этап применение знаний.

     Работа с учебником (рассматривание иллюстраций).

 Для вас художник нарисовал иллюстрации к этим побасёнкам.

Рассмотрите их, попробуйте предположить по ним содержание побасенок. С 42-43

    Чтение и обсуждение побасенок.

Читаем про себя, а потом вслух (2-3)

1-Что рассмешило вас в первой побасенке.

Бывает так в жизни?

-О каком человеческом качестве идет речь?

- Спрашивающий мальчик действительно глуп, или не подумал, что говорит.

2 Кто, из вас сообразил, на что у бабы нет времени.

3.Что мы можем сказать о том, кто отвечал?

     Лексическая работа

Нам встретятся два слова, значения которых необходимо уточнить.

МОЛОТИТЬ

ГОРНИЦА

-Чем объединены 4 и 5 побасёнки?

5.Выборочное чтение

Выберите и прочитайте побасёнки , в которых высмеивается лень.

А теперь те,  в которых высмеивается глупость.

6.Игра «Игра радиотеатр».

-Если вы внимательно слушали и смотрели, то заметили, как построены ПОБАСЁНКИ?

-Как лучше читать побасенки /по ролям/

-Сколько ролей в побасенках? /2/

Работа в парах: выберите ту, которая больше всего вам нравится,   и прочитайте побасенку  по ролям.

Д/З Сделать книжку-малышку с побасёнкам /ТПО

7. Этап коррекции

Что высмеивал народ в побасенках.

-О каких отрицательных качествах характера в них говорится?

Чему могут научить нас побасенки./ Нельзя быть похожими на героев побасенок./

-Что вам понравилось в чтении побасенок? /Они веселые, забавные, похожи на шутки./

-Попробуем по опорным словам, рассказать, что такое побасенка?

7. Доделываем наше задание

Следующий круг закрасим желтым цветом.

А дальше-если со мной согласны –синим цветом, если не согласны- красным.

-Чтобы развлечь маленьких детей, люди в старину придумывали потешки

-В потешках часто бывают ласковые слова

- Колыбельные надо читать громко, быстро.

-В побасёнках обычно разговаривают двое

-Проверяем, что получилось

-Здесь зашифровано слово: как по-другому можно назвать УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

-Как вы думаете, со всеми жанрами мы уже познакомились?



Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Целью современного начального образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.

Вхождение ребёнка в школу, в коллектив сверстников эмоционально и психологически непросто. Поэтому задача учителя – научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, дать положительный настрой на учебную деятельность.

Предлагаю несколько эмоциональных разминок, которые я использую обычно перед началом занятий.

1. Поделись улыбкою своей.

Дети становятся в круг и «дарят» друг другу улыбки, тепло своих рук, хорошее настроение, добрые пожелания, комплименты.

2. Выбери себе настроение.

Учитель просит учащихся:

- нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник;

- удивиться, как ребёнок, впервые увидевший радугу;

- испугаться, как мышка, попавшая в клетку;

- заскучать, как от долгого ожидания;

- улыбнуться, как солнышко.

3. Минуты радости.

- Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали?

4. Волшебный горшочек.

Учитель ставит в центре круга красивый горшочек. В горшочек дети «складывают» положительные эмоции. Затем учитель «фонтаном выплёскивает» их на всех ребят.

5. «Клеевой дождик» (игра на сплочение коллектива)

Дети строятся в колонну по одному, каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолеть различные препятствия.

И много других игр провожу на развитие умения общаться, уверенности в себе, сплочённости детской группы.