Статьи

Морозкина Валентина Анатольевна

Реализация метода дебатов в преподавании истории России (11 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация метода дебатов в преподавании Новейшей истории России  (11 класс)

Введение

   Важнейшая задача российского образования сегодня - обеспечение качественного образования, которое должно отвечать новым условиям и запросам общества. С этой точки зрения все большее значение приобретает овладение оперативными интеллектуальными общеучебными навыками и умениями. Современному выпускнику 21 век предъявляет много требований: самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с информацией, критически мыслить и принимать рациональные решения, а также быть коммуникабельным, контактным, способным к адаптации в изменяющемся мире.

   Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных ее задач – создание условий для формирования личности, которые предполагают вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении проблем, свободный доступ к информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения.

Появление компетентностного подхода - это закономерность развития системы образования, которая обусловлена потребностями развивающегося общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

    Ключевые компетентности - это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности.

   В связи с этим особую актуальность приобретают активные и интерактивные методы преподавания, которые особенно важны при обучении социально-гуманитарным дисциплинам и которые позволяют реализовывать компетентностный подход. Не отказываясь от стабильных традиционных методов, нужно согласиться с тем, что основополагающим принципам современного образования соответствует обучение, основанное на использовании технологии критического мышления и интерактивных методов обучения. Интерактивными признаются методы обучения, которые осуществляются путем взаимодействия учащихся в процессе обучения. Они позволяют на основе личного вклада каждого из участников получить новые знания и организовать совместную деятельность в рамках широкого сотрудничества. В интерактивных методиках учащиеся обучают друг друга. Их отличительная особенность состоит в их диалоговом характере. При использовании подобных методик учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но не замыкает учебный процесс на себя. Главным в процессе обучения становится взаимодействие и сотрудничество учащихся, а результаты достигаются взаимными усилиями участников процесса.

    Остановимся на такой интерактивной технологии как дебаты. Дебаты - одна из форм дискуссии. Попытаемся подробнее раскрыть особенности

данной технологии и посмотрим, как можно реализовать некоторые ее приемы в курсе «Новейшая история России. 1945-2008 гг.» (на основе учебника «История России 1945-2008». Авт. Данилов А.А., Филиппов А.В., Уткин А.И.).

Дебаты как педагогическая технология

  1. Дебаты предполагают активное включение ученика в поисковую деятельность; организацию совместной деятельности партнерских отношений обучаемых и обучающих, диалогичность общения между учащимися в процессе добывания новых знаний.
  2. Цели дебатов: социализирующие, воспитательные, развивающие.
  3. Формы дебатов: классические, экспресс-дебаты, «модифицированные», свободные и др.
  4. Сущность технологии дебатов как интеллектуальной игры, представляющей форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Две команды (по три чел.) обсуждают заданную тему,

выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.

  1. Конструирование аргументов по системе ПОПС (позиция, обоснование, поддержка, следовательно).
  2. Правила проведения дебатов. Функции участников команд, судьи, таймкипера, экспертных аналитиков, группы поддержки.

Дебаты на уроках истории

Дебаты по истории имеют свои особенности и нередко связаны с моделированием исторических процессов и событий и поэтому требуют длительной фазы подготовки.

Виды дебатов на уроках истории:

а) проблемные дебаты,

б) экспресс-дебаты по мини-проблемам, по терминам,
в) дебаты, предусматривающие работу с документами, источниками,

г) дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по проблеме,

д) дебаты как форма проведения повторительно-обобщающих уроков

Отдельные приемы технологии дебатов в курсе

«Новейшая история России. 1945-2008 гг.»

1-й эпизод - Дебаты по слову.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (по желанию и в зависимости от того, как и в каком помещении сидят). Определяются судьи – 2 чел. и таймкипер (по желанию). Каждая из групп получает карточку с двумя словами (понятиями, терминами), одно из них выбирают. Задание: подготовить и произнести 2-минутную речь, следуя структуре:

- вступление

- краткое определение

- «плюсы»

- «минусы».

Время подготовки – 15 мин.

1 группа – Беловежское соглашение, СНГ

2 группа – перестройка, гласность

3 группа – «оттепель», «культ личности»

4 группа – «шоковая терапия», Карибский кризис.

Судьи выставляют оценку каждой группе, руководствуясь следующими критериями:

  1. содержание выступления
  2. структура
  3. способ изложения.

Максимальный балл по каждому критерию – 10, по сумме – 30. Подсчитываются баллы, определяются места. И в завершении – комментарий судей.

2-й эпизод. Дано утверждение. Необходимо найти и записать аргументы в поддержку данного утверждения (2 аргумента - «за») и в поддержку его отрицания (2 аргумента - «против»).

1 и 2 группы – «Оттепель» состоялась благодаря Н.С.Хрущеву.

3 и 4 группы – Распад СССР был неизбежен.

В процессе дебатов можно отвести время и для того, чтобы команды задали друг другу по одному вопросу. Судьи оценивают аргументацию

и определяют победителя. В завершении – комментарий судей.

3 эпизод. Выявление тезиса для последующих дебатов. Фронтальная работа с учащимися.

См. Данилов А.А., Филиппов А.В., Уткин А.И. Учебник. История России 1945-2008. Стр. 95. зад. 4.

Прокомментируйте точку зрения автора документа. Согласны ли вы с выводом целинника? Аргументируйте свою точку зрения.

   Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране.

Последовательность: выявляем утверждение и аргументацию, данную в документе, а затем выстраиваем контраргументы, опровергая данный тезис.

Оценку всем видам работы и комментарии к ним могут давать как учитель, так и судейская бригада.

Заключение

Данная форма работы способствует развитию логики, критического мышления, умения синтезировать знания, формирует системное видение проблемы. Участие в дебатах помогает выработать навык публичного выступления, развивает устную речь. Технология «Дебаты» применяется в учебном процессе как форма и элемент урока. Использование элементов дебатов на различных этапах урока способствует реализации конкретных задач: актуализации знаний, самостоятельной работы учащихся, обобщению, систематизации и закреплению учебного материала.

Технология «Дебаты» представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих успешной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые необходимы современному человеку.

Список использованной литературы

1. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании социально-гуманитарного цикла.  Под ред. Тюляевой Т.И.    М. 2007 г.

2.Н.И.Шевченко. Технологии обучения истории в старшей школе. Мет. рекомендации. М. 2008г.

3. Дидактические материалы к курсам повышения квалификации специалистов – тьюторов «Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания». М. 2008г.

4.История России. 1945-2008. 11 класс. Учебник. Под ред. А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова. М. 2008 г.