« Модель нетрадиционного урока физической культуры».

Лебедева Любовь Анатольевна

Применение нестандартных уроков, не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и укрепление здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_model.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

« Модель нетрадиционного урока физической культуры».

                                 

Введение

В нашем веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Целью современной школы является создание условий для развития личности ребёнка. Под таким углом зрения и следует рассматривать преподавание всех учебных дисциплин, в том числе и физической культуры. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из  приоритетных мест.

К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Ребёнку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребёнка. . Для этого необходимо проводить занятия по физической культуре в различных вариантах, в нетрадиционной форме:  подвижные игры, олимпиады, походы, дни здоровья, путешествия, нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях. Используя эти приёмы, занятия получаются интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.

Творческий и нестандартный подход к структуре урока должен быть нацелен на повышение образовательной роли урока, на устранение гиперболизации роли контроля в обучении, которая приводит к поверхностной отработке новых умений и навыков.

Нестандартные уроки, которые способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимся, создают возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику.

Цель работы :

Цель работы ― особенности и возможности применения современных средств обучения  на уроках физической культуры общеобразовательной школы.

Задачи:

-изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,

-рассмотреть способы и формы применения современных средств обучения  на уроках общеобразовательной школы,

-провести анализ средств обучения, рекомендуемых к использованию преподавателями при подготовке к урокам физической культуры.

 Участники проекта:

учителя  физической культуры; 

- обучающиеся основной и старшей школы;

Анализ исследования позволил сформулировать гипотезу:

Интерес к урокам физической культуры будет значительно повышен, если:
• будет использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры и во внеклассной спортивно- оздоровительной работе
• в ходе проектирования, планирования, организации и анализа научно-методического и образовательного процессов будут постоянно проводиться нетрадиционные  методы обучения

на уроках физической культуры , что будет способствовать улучшению здоровья учащихся, что в свою очередь сформирует потребность к здоровому образу жизни. В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие виды нетрадиционных уроков.

Виды нетрадиционных уроков :

1.Уроки с использованием нестандартного оборудования.

2. Урок-путешествие.

3. Тренировочный урок.

4. Танцы и танцевальные  упражнения.

5. Сюжетно – ролевые уроки.

6. Народные игры.

7.Урок-праздник.

8. Спортивные развлечения и прогулки

9.ИКТ и ТСО на уроках физической культуры.

Уроки с использованием нестандартного оборудования

Откидные наклонные гимнастические стенки.

Подвесные волейбольные мячи для обработки нападающего удара, разучивания блока и развития прыгучести.

Тренажёр для метаний.

Пружинные устройства. Используются как тренажёры для развития силы мышц спины, ног, рук и плечевого пояса.

Урок-путешествие.

Построен, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия).

Тренировочный урок

Направлен на закрепление определённых видов движений.

Танцы и танцевальные упражнения

Танцы и применяются как обще развивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. Ученики танцуют с большой охотой. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.

Сюжетно – ролевые уроки

Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий.

Народные игры

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка.

Урок-праздник

Уроки-праздники проводятся в качестве нетрадиционных форм работы.

Они могут проводиться во II-IV классах в конце каждой учебной четверти.

В уроках-праздниках принимают участие все классы параллели.

Спортивные развлечения и прогулки

В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки не спортивный результат.

Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов. Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать. Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания.

Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности.

ИКТ и ТСО на уроках физической культуры

Учитель физической культуры должен уметь использовать информационно компьютерные технологии и быть вооружен с методами технических средств обучения (СТО), способствующими формированию у занимающихся навыков самостоятельных занятий, стимулирующими осознанное отношение к обучению. Важно научиться реализовывать мотивационную, информационно - обучающую, тренажёрную, контролирующую и вспомогательную функцию ТСО в процессе физического воспитания.

Примерная форма построения нестандартного урока

Для примера приводим программу урока-праздника для второклассников после окончания I четверти.

     Спортивный зал красочно оформлен.

Звучит музыка. Все классы входят в зал, ребята садятся на скамейки. Музыка замолкает, учитель говорит: «Шагайте дружно, сильные и смелые, расправьте шире плечи загорелые. Ребята! Подтянись, за новые рекорды борись!»

Сообщается программа урока-праздника. Оглашается состав жюри, в которое входят старшеклассники и учащиеся.

Ведущая: «Не бойтесь, люди, дождя и стужи! По чаще посещайте стадион. Кто с детских лет со спортом крепко дружит, всегда здоров, красив и ловок и силён.

       Капитаны команд каждого класса определяют очерёдность выполнения заданий урока-праздникаОсновное действие праздника - эстафета с элементами баскетбола.

1.Ведение малого баскетбольного мяча до стоек и назад.

2.Переноска трёх мячей (баскетбольного, волейбольного, малого набивного).

3.Прыжки через скакалку (по 10 прыжков).

4.«Кенгуру»- прыжки на обеих ногах до стойки.

5.Передача мяча капитаном каждому игроку.

Ведущая: «Да здравствуют сетки, мячи и ракетки, зелёное поле и солнечный свет! Да здравствует отдых, борьба и походы, да здравствует радость спортивных побед!

Жюри подводит итоги соревнований между классами. Награждение победителей.

Вывод:

Анализ показал, что применение нестандартных уроков, не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и укрепление здоровья. Систематические занятия улучшают работу лёгких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению организма после умственной нагрузки. Занятия на свежем воздухе улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремлённость и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.

Бойкова В.Н. Танцы и танцевальные упражнения./Физическая культура в школе, №11, 1980.

Былеева Л.В. Подвижные игры на уроках. //Физическая культура в школе, №6, 1994.

Гордиенко В.Г., Бобкин А.И., Нестандартное оборудование: проблемы, выбор, использование.

/Физическая культура в школе, 7 Лекарев В.С. Используя народные .//Физическая культура в школе, №1, 1987.

Теленкова Г.Н. Урок-праздник. //Физическая культура в школе,

 Голицына Н.С.    Нетрадиционные занятия физкультурой. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

 Зациорский В.М.  Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. – 2-е издание – М.: Физкультура и спорт, 1970 г. -200 с.

 http://metodsovet.su

http://metodisty.ru.