Дистанционное обучение

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №23 ОГЭ ПО ХИМИИ

Характеристика задания №23

  • Уровень сложности задания – высокий
  • Максимальный балл за выполнение задания -5 баллов
  • Примерное время выполнения -20 минут

Задание № 23 (демоверсия)

Запишите сначала номер задания (23), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво. Для оформления ответа используйте предложенную в задании табличную форму, которую следует перенести в БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Инструкция по технике безопасности при выполнении практического задания

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению практического задания. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданию, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находятся указанные в перечне вещества (или их растворы). При обнаружении несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите внимание на правила, которым Вы должны следовать.

В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём Демонстрационный вариант ОГЭ 2025 г. ХИМИЯ, 9 класс. 15 / 23 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывают крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями (или их отсутствием), происходящими с веществами. 5. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов теоретическим предсказаниям. При необходимости скорректируйте их, используя записи в черновике, которые сделаны при проведении эксперимента.

Инструкция по выполнению задания 23

  1. Из склянки 1 отберите в две чистые пробирки по 1–2 мл раствора;
  2. добавьте в каждую из пробирок 1–2 мл первого из двух реактивов, отобранных Вами на этапе планирования эксперимента;
  3. запишите наблюдаемые признаки протекания реакций (наличие/ отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора) или укажите на их отсутствие в соответствующих ячейках таблицы;
  4. из склянки 2 отберите в две новые чистые пробирки по 1–2 мл раствора;
  5. добавьте в каждую из пробирок 1–2 мл второго реактива из отобранных Вами на этапе планирования эксперимента;
  6. запишите наблюдаемые признаки протекания реакций (наличие/ отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора) или укажите на их отсутствие в соответствующих ячейках таблицы;
  7. в строке «вывод» запишите формулы или названия веществ, содержащихся в склянках № 1 и № 2.

Пример выполнения задания №23

Для проведения эксперимента выданы склянки № 1 и № 2 с растворами гидроксида натрия и хлорида магния, а также три реактива: соляная кислота, растворы сульфата меди(II) и карбоната калия.

  1. только из указанных в перечне трёх реактивов выберите два, которые необходимы для определения каждого вещества, находящегося в склянках № 1 и № 2;
  2. составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 1;
  3. составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 2;
  4. для оформления хода эксперимента используйте предложенную ниже таблицу ; приступайте к выполнению эксперимента

Таблица 1. Результаты выполнения опытов (максимальный балл - 3).

№ опыта

Реактив (формула или название)

Наблюдаемые признаки реакции

Вещество из склянки №1

Вещество из склянки №2

1

(1балл)

Сульфат меди (II) (CuSO4)

Голубой осадок

Изменений нет

2

(1балл)

Карбонат калия (K2CO3)

Изменений нет

Белый осадок

(1балл)

ВЫВОД:

Гидроксид натрия (NaOH)

Хлорид магния (MgCl2)

Элементы ответа:

Составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции (максимальный балл - 2):

к опыту 1 (1балл):

2 NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

2 Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 ↓+ 2Na+ + SO42-

Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH)2 ↓.

к опыту 2 (1балл):

K2CO3 + MgCl2 = 2KCl + MgCO3↓

2K+ + CO32- + Mg2+ + 2Cl-= 2K++ 2Cl-+ MgCO3↓

Mg2++ CO32- = MgCO3↓

Начисление баллов за оформление результатов эксперимента

К1. Оформление результатов эксперимента

  • Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакций, проводимых при определении веществ в опытах 1 и 2 (2балла).
  • Верно составлены молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, проводимых при определении вещества только в одном из опытов (1балл).
  • Допущены ошибки при составлении уравнений реакций, проводимых при определении веществ в обоих опытах (0 баллов).

К2. Оформление результатов эксперимента

  1. В таблице верно заполнена строка для опыта 1 (записан реактив, приведены наблюдаемые признаки реакции с веществами из склянок № 1 и № 2 (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора));
  2. в таблице верно заполнена строка для опыта 2 (записан реактив, приведены наблюдаемые признаки реакции с веществами из склянок № 1 и № 2 (наличие/отсутствие запаха у газа, цвет осадка или раствора));
  3. верно сделан вывод о нахождении веществ в склянках № 1 и № 2

(3 балла).

  • Правильно заполнены только две любые строки таблицы. ИЛИ Представлены верные результаты выполнения опытов и вывод, но ответ дан не в табличной форме (2 балла).
  • Правильно заполнена только одна любая строка таблицы. ИЛИ Представлены результаты выполнения опытов и вывод, содержащие одну ошибку, но ответ дан не в табличной форме (1 балл).
  • Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют (0 баллов).

Максимальный балл 5

НОВОЕ:

изменена модель задания №23, предусматривающего выполнение химического эксперимента.

  • Экзаменуемым предстоит провести четыре опыта, позволяющих распознать вещества в двух пробирках под номерами.
  • Результаты выполнения задания оформляются в табличной форме.

Выполнение задания оценивается 5 баллами.

  • Оценивание экспертами в аудитории техники безопасности при выполнении опытов в 2025 году не предусмотрено.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года.


1) Изменён формат предъявления условия задания 23, ориентированного на проверку умения проводить расчёты концентраций веществ в равновесной системе: вместо табличной формы, предъявления количественных данных, все элементы будут представлены в форме текста.

2) Изменён порядок следования заданий 33 и 34.

3) Изменён уровень сложности заданий 9, 12 и 16: в 2023 году указанные задания будут представлены на повышенном уровне сложности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Соли.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, Fe(NO3)3, Ca(HCO3)2, N2O5, H3BO3, Li2O, SO2, Ba(OH)2, Ca3(PO4)2, Cu(OH)2. Начертите в тетрадях таблицу и разместите формулы по соответствующим графам.

оксиды

основания

кислоты

соли

основные

кислотные

растворимые

нерастворимые

средние

кислые

2. Напишите химические формулы следующих солей: карбоната магния, гидрокарбоната железа (II), сульфата железа (III), гидроортофосфата кальция, основного хлорида магния, дигидроортофосфата кальция.

3. Напишите названия солей, формулы которых даны: NaCl, NaNO3, CaCl2, KHSO4, Al(NO3)3, K3PO4, Na2SO4, Na2S, Na2SO3, Ca(HS)2, FeSO4, AgNO3, Fe2(SO4)3, Na2CO3, Cr2(SO4)3, NaHCO3, Ca(HCO3)2.

4. Составьте уравнения химических реакций, схемы которых даны ниже:

  1. Ca + …→ CaSO4 + H2
  2. SO3 + … → CaSO4
  3. N2O5 + … → Ca(NO3)2
  4. CaO + … → CaSO3
  5. Ca(OH)2 + … → CaSO4 + H2O
  6. P2O5 + … → Ca3(PO4)2 + H2O

5. С какими веществами реагирует хлорид кальция, если получается: а) сульфат кальция; б) карбонат кальция; в) ортофосфат кальция; г) гидроксид кальция;

д) хлороводород? Напишите уравнения реакций и поясните, почему они идут до конца.

6. Какими двумя способами из оксида кальция можно получить:

а) сульфат кальция; б) ортофосфат кальция? Составьте уравнения реакций.

7. Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли, формулы которых следующие: а) AlCl3; б) BaSO4; в) Ba(NO3)2; г) Na3PO4;

д) NaNO3; е) NaHSO4; ж) KH2PO4; з) K2HPO4. Под соответствующими формулами веществ напишите их названия.

8. Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже:

  1. Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaSO4
  2. Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → Al2O3
  3. CaCO3 → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(NO3)2
  4. Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu → CuSO4 → Cu(OH)2
  5. Mg → MgO → Mg(OH)2 → MgSO4
  6. C → CO2 → Na2CO3 → CO2 → CaCO3
  7. Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 
  8. P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 → H3PO4 → Ca(H2PO4)2
  9. Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al(OH)2Cl

10) SO3 → ZnSO4 → Zn(OH)2 → ZnO

9. Вычислите, какое из следующих азотных удобрений наиболее богато азотом: NaNO3, Ca(NO3)2, KNO3, NH4NO3, (NH4)2SO4.

10. Рассчитайте, в каких массовых отношениях следует смешать гидроксид кальция с ортофосфорной кислотой, чтобы произошла реакция нейтрализации.

11. В воде растворили 27,0 г хлорида меди (II) и добавили 9,52 г железных опилок. Будет ли находиться в растворе соль меди после завершения реакции?

12. К раствору, содержащему 14,7 г серной кислоты добавили 8,4 г гидроксида калия. Раствор упарили досуха. Какая соль осталась после упаривания?


 



Предварительный просмотр:

Подготовка к самостоятельной работе:

  1. Составить формулы бинарных соединений по названиям:

      карбид алюминия –             оксид азота (II) –                  фосфид лития –

       хлорид железа (II) –                    бромид калия –                    нитрид лития –

       сульфид бария  –

  1. Составить формулы соединений, образованных:

А) кислородом и элементами: Ca, Ag, Cu (II), Cr (III), Fe (III)

В) серой (II) и элементами: Ba, Mg, Cr (III), Cu (I), Na

3. Дидактическая карточка

1

Na3PO4

13

NaCl

2

H2SO4

14

Fe

3

P

15

Al2O3

4

CuCl2

16

N2O5

5

Na

17

SO2

6

CO2

18

H2CO3

7

Mg(OH)2

19

Cu(OH)2

8

Al 2(SO4)3

20

Na2O

9

H2

21

H2S

10

CaO

22

Mg(NO3)2

11

H2SiO3

23

H3PO4

12

FeS

24

K2SO4

Задания к дидактической карточке

  1. Выпишите формулы простых веществ-неметаллов, назовите их.
  2. Выпишите формулы простых веществ-металлов, назовите их.
  3. Выпишите формулы оксидов, назовите их.
  4. Выпишите формулы гидроксидов, назовите их.
  5. Выпишите формулы кислот, назовите их.
  6. Выпишите формулы солей, назовите их.
  7. Рассчитайте относительную Мr веществ: №7,8,22
  8. Определите степень окисления для всех веществ

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа №3: «Выращивание кристаллов».

Цель работы: познакомиться со способами получения кристаллов, с причинами их роста, вырастить кристаллы поваренной соли.

Приборы и реактивы: прозрачный стакан, нить, палочка (желательно стеклянная), воронка, насыщенный раствор поваренной соли.

Постановка эксперимента: Приготовить горячий насыщенный раствор поваренной соли (50 г хлорида натрия в 100 мл воды), хорошо размешать, охладить, чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным). Раствор профильтровать, используя салфетку, сложенную конусообразно и воронку.   К стеклянной палочке (можно из другого материала) подвесить нить, чтобы она свисала до дна стакана и отставить на подоконнике. Когда на нити появятся кристаллики, оставить на ней самый большой, остальные убрать.  Этот кристаллик будет являться  затравкой.  После этого, прикрыть стакан листом бумаги, поставить его в укромное место и ждать, пока не вырастет крупный кристалл. По мере испарения подливать  насыщенный раствор. На нитке происходит наращивание кристалликов соли.

Оформление результатов: каждое действие зарисовать, сделать вывод.