«Столовый этикет дошкольников»

Нигоева Анжела Николаевна
(создание условий для ознакомления дошкольников с правилами сервировки стола, культуры и поведения во время еды)
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.  Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
 
 
Как правило:
- дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;
- не всегда используют салфетку;
- не знают названия блюд;
- не соблюдают правила поведения за столом;
- не всегда используют столовые приборы по назначению.
 
Правила сервировки стола
В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы.
 
Вилки дают детям начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие), а ножи — со старшей группы.
 
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. 
К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку  с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.
 
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.
 
Детей раннего возраста (1-2 года) учат:
 
мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
садиться за стул;
пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
пользоваться ложкой;
вытираться салфеткой после еды;
самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
 
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
 
самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
опрятно есть, держа ложку в правой руке;
вытираться салфеткой после еды;
благодарить после еды.
 
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
 
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
правильно пользоваться столовыми приборами;
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
 
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
 
брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
сидеть с прямой спиной;
аккуратно составлять посуду после еды;
относить за собой часть посуды.
 
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
 
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в дошкольном учреждении разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из  колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
 
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
 
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.
 
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка хлебниц, салфетниц, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
 
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол.
 
Можно почитать и разучить с детьми стихи:
 
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
 В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
 
Памятка:
 
 "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом" 
 
1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении. 
 
2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот. 
 
 
3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка: 
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения. 
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами. 
 
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно! 
 
  Организация питания детей в группах
 
1.  Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
 
     - в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
     - в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
 
2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному директором школы.
 
3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
 
4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:  
 
     - промыть столы горячей водой с мылом;
     - тщательно вымыть руки;
     - надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
     - проветрить помещение;
     - сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
 
5.  К сервировке столов могут привлекаться дети с  3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы.
 
6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы и хлебницы собирают дежурные).  
 
7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.
 
8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:
 
  -  во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;
   - разливают III блюдо;
   - в салатницы, согласно меню,  раскладывают салат (порционные овощи);
   - подается первое блюдо;
   - дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);
 - по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;
  - дети приступают к  приему первого блюда;
 - по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
  - подается второе блюдо;
   - прием пищи  заканчивается приемом третьего блюда.
 
9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.
 
10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.