Лосева Татьяна Алексеевна

Лосева Татьяна Алексеевна

Мы знаем, что одним из важнейших средств воспитания детей является игра. В играх реализуется активность детей. Они учатся взаимодействовать друг с другом. Игры привлекают любого ребенка возможностью подвигаться (побегать, попрыгать и т.пр.) проявить себя. Игры способствуют развитию памяти и внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы и выносливости. Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Большое значение в нравственном воспитании ребенка имеют русские подвижные игры. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколении, вбирая лучшие национальные традиции. Русские народные игры для детей оказывают большое нравственное воспитание. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу, а также создает определенный духовный настрой и интерес к народному творчеству.
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания.
Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Ниже для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:
• игры, отражающие отношения человека и Природы
• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
• игры по религиозно-культовым мотивам
• игры на находчивость, быстроту и координацию
• игры на силу и ловкость
• военные игры
Мы рассмотрим не все игры, а наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон.
В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.
Зазывалки: Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!
В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. И на эту роль, как известно бывает много желающих, а выбрать нужно одного. Нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения:
Последнему – водить!
В тех случаях, когда зазывалка не определила водящего, использовали жребий или считалку.
Считалки: считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре. (см. приложении)_

Трынцы-брынцы бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
Жребий – это условный знак, какой – нибудь предмет, например палочки. Если нужно выбрать водящего берут столько палочек, сколько участников игры. На одну ставят заметку. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и начинать игру.
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно.

Очень часто в русских играх, отражаются отношения человека и природы. Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица - главные действующие лица.
Многие мы знаем: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Лошадки», «Кошка и мышка», «Совушка-сова», «Бездомный заяц».

«Волки во рву.»
На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие – зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком.
Детали:
Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.
«Хромая лиса»
Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно большого размера – птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.
Детали:
Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.
«Кот и воробышки »
Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий-кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробышек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна, высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.
«Хвост дракона»
Цель игры: воспитание маневренности, умения двигаться в ограниченном пространстве. Игроки выстраиваются в колонн, крепко держась за талию впереди стоящего, - получается фигура, условно напоминающая дракона – с головой и хвостом. Задача первого (водящего, который символизирует голову дракона) – поймать последнего (хвост дракона), а задача последнего игрока – увернуться и не дать себя поймать.

Игры по религиозно-культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах.
«Водяной»
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.
Дедушка-рожок В наше время игра известна под названием “колдунчики”.
Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.
Либо: дети разбегаются по полю, а дедушка Рожок догоняет их, осаленный застывает на месте, расставив руки в стороны- он «заколдован». Остальные игроки имеют право, пробегая мимо него, хлопнуть его по руке и вернуть осаленному возможность снова убегать от водящего.
Бабка-Ежка
Во время русских праздников Святки в России было принято рядиться Бабкой –ежкой, поэтому даже была придумана игра
Выбирают водящего. Ему на голову повязывают платок, он будет изображать Бабку-Ежку. Водящий сидит, стоит на каком – то обозначенном месте (в избушке).
Для остальных игроков очерчивается граница, за которую убегая от бабки – ежки, они не забегать.
Ребята-игроки хором читают дразнилку:

Бабка, Бабка-Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит, что у нее нога болит.
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на база р- раздавила самовар. Побежала в баньку – напугала зайку.

После этого Бабка - Ежка выбегает на дразнящих ее детей, стараясь поймать кого-то из дразнильщиков. Тот, кого она поймает, занимает место Бабка - Ежки, и дразнилка начинает звучать сначала.
«Тролль и молодцы»
Выбирают игрока-тролля, которому отводится место (его «дом»).
Подальше от тролля находиться «дом» молодцов. Молодцы тихо договариваются между собой , на какую работу к»троллю» они будут наниматься. Действия, которые они должны выполнять на этой работе, молодцы будут показывать движениями, выполняя их одновременно. Допустим молодцы сговорились, что они будут пильщиками дров. Они приближаются к троллю и говорят:
-Здравствуй, Тролль!
-Здравствуйте, молодцы! Зачем пришли?
-На работу наниматься!
-А что вы умеете делать?
-А вот что!
Молодцы показывают молча движения. Если тролль догадается, что ребята показывают, то говорит: «Пильщики мне не нужны!» и бежит ловить молодцов. Если ему удалось поймать кого-то, то пойманный становиться Троллем. Если же троллю не удалось отгадать профессию с трех попыток, то молодцы его дразнят и говорят ему:
-«Не догадался – без работников остался» После чего они уходят сговариваться и дают «троллю» новое задание.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:
Бояре
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит
.
Первая команда завершает:
Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Детали:
Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.
Рыбный промысел на Руси был одним из важнейших. Следующие две игры по его мотивам:
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода.
Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Детали:
Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих
Удочка
Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
Детали:
Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.
«Берег и река»
На земле проводят две линии на расстоянии1м друг от друга. Водящий объясняет, что полоса в середине, между линиями, получает название «река», а по обеим сторонам от нее, за линиями, расположен «берег».
Все играющие располагаются на «берегах». Водящий командует «Река!». После чего все игроки « прыгают в реку» и резвятся там. По команде водящего «Берег!» все выпрыгивают «из воды» на «берег».

Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.
«Горелки с платочком»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий – горелка и держит в руке платочек. Играющие нараспев приговаривают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят!
После слов «птички летят» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платок, тот с водящим встает впереди колоны, а опоздавший «горит».

«Палочка-выручалочка»
Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет палочку и, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит по стене и кричит «Палочка-выручалочка нашла…» Так водящий находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден первым. Если игрок, которого нашли, добежит до палочки-выручалочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!»- стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращается к условленному месту.
Зевака Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом.
ПРАВИЛА: 1. Если играющей при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание. 2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.
Золотые ворота»
Два игрока поднимают вверх руки и делают «воротики». А остальные игроки становятся «паровозиком, держась друг друга за талию, и пробегают в ворота. При этом два игрока проговаривают:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
второй запрещается,
а на третий – навсегда , закрываем ворота.
Задача игроков - постараться так расторопно пробежать, чтобы не оказаться в «воротах» в момент окончания текста. Когда текст заканчивается, двое игроков, опускают руки –закрывают ворота. Тот игрок, которого удалось поймать, также поднимает свои руки и создает воротца вместе с предыдущими игроками. Постоянно по мере увеличения пойманных игроков, ворота становиться все больше за счет увеличения числа играющих. Когда останется один человек, он объявляется победителем.
Дуга
Для игры натягивается веревочка и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает самый гибкий и упорный.
Жмурки
С помощью считалки выбирают водящего – жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.
Детали:
Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

СЧИТАЛКИ

Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка дуди.
Мы играем, ты води!

Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет!

Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.

Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела –
Нам веленла.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!

Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи –

Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Тебе водить!

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар

Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела-
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Тили-тели, на лавочке сидели –
Царь, царевич,
Король,королевич,
Сапожник, портной,
А ты кто такой?

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке…
Близко ночь,
Улетайте прочь.

Тили-тели,-Птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить!
Кто не вьет, тому водить!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Вышел красный месяц
А за ним – луна, поводи одна.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Царь решил меня повесить. А царица не дала
И повесила царя

Добавить запись

Защита от спам-роботов