Главные вкладки
Просвещение родителей
Материалы для просвещения родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Детские капризы и истерики»
Каждый ребенок капризничает и иногда впадает в истерику. Такие
ситуации видел, пожалуй, каждый взрослый. Почти все дети в таких
ситуациях ведут себя одинаково. А вот взрослые по-разному.
Каприз (википедия) — малообоснованное желание, причуда,
прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо.
«Симптомы» каприза: плач, крики, топанье, разбрасывание подвернувшихся
под руку игрушек и предметов.
Капризы также бывают и беспричинны. Это происходит не только потому,
что многие из таких малышей не могут еще объясниться с помощью слов, но
и потому, что сами не могут понять и обобщить своих переживания и
эмоции.
Детская истерика может сопровождаться и припадочными
состояниями: дикий рёв и крики, катание по полу, и даже судорожное
выгибание дугой. Часто истерика при повышенном внимании
окружающих усиливается, и, проходит, как только это внимание
исчезнет.
Если ребенок здоров, то немотивированного негативного поведения у
него не бывает. Прежде чем понять, как предотвратить истерику,
разберемся в возможных причинах.
Капризы могут появиться из-за переутомления (в том числе и после долгих занятий без движения, особенно после длительного просмотра мультфильмов), некомфортной обстановки, неудобной одежды, плохого
самочувствия, повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности.
Боль - он мог удариться, и Вы этого не заметили, не пожалели, (или к примеру на приеме у врача – рассердиться на него за больной укол);
Испуг - он мог испугаться, (даже, к примеру, резкого голоса или движения);
Обида - он мог обидеться, исходя из разных ситуаций (чувствует себя
отверженным, никому не нужным, либо забрали игрушку);
Досада - он мог расстроиться, из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел, (над чем он не может иметь контроль, купили что-то не то, подарили не то);
Недостаток внимания – в «хроническом» и кратковременном виде;
Шантаж – ребенок требует чего-то, например сладкое или игрушку в магазине, стремление управлять Вами.
Для того, чтобы проанализировать, что именно является причиной частых истерик и капризов Вашего малыша: необходимо отмечать для себя -
против чего он особенно протестует:
1) Как часто ребенок впадает в истерику;
2) Как долго это длится;
3) В какое время это чаще происходит;
4) В чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и пр.);
5) Где это случается;
6) Что служит поводом этому;
7) Каковы последствия каждого случая.
Если в течении 3-4 недель Вы сможете заполнять каждый раз такую
табличку, Вы сможете многое узнать о своем ребенке и причинам его
истерик. И легче выбрать для себя те способы, которые могут предотвратить
подобное негативное поведение.
Чего нельзя делать до, во время и после истерики:
• Чрезмерно | Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования выполнять - "только бы не плакал", то тут и зародится его вседозволенность и избалованность, а отсюда и все вытекающие последствия в виде истерик. Многие мамы в этой нервотрепке предпочитают уступить, лишь бы малыш замолчал. А дети – они от природы очень практичны, и, протоптав такую короткую дорожку к желаемому – они воспользуются ею еще не раз, ведь это - путь меньшего сопротивления. У маленьких детей очень абстрактные понимания – что хорошо, а что плохо – «это работает, значит буду пользоваться» - думает малыш. |
• Читать | Во время истерики, они просто бесполезны, ребенку сейчас не до них. Как можно и как нельзя себя вести – нужно объяснять дружелюбным тоном в спокойной обстановке. |
• Физически | Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов: |
• Кричать на | Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). |
• Высмеивать | Если переводить любое проявление чувств (в том числе и обиду, гнев и прочее) и потребностей ребенка – в шутку, то, это как метод, может срабатывать на первых порах, и ребенок даже смеяться будет над собой. Но если это войдет в систему: то у него в подсознании может закрепиться мнение, что его чувства и потребности не воспринимают всерьез, отсюда может вытечь глубинное чувство «никому ненужности», внутренней обиды на Вас. |
• Полностью | Бывает, что маленький ребенок кричит и ревет, и не может успокоиться только потому, что… он не может успокоиться без мамы… Ему уже ничего не надо, лишь б его мама к сердцу прижала, пожалела. В таких случаях – Вы должны быть рядом, ведь Вы безусловно любите малыша, не смотря ни на что. Игнорируйте проявления истерики, но не самого ребенка. |
• Говорить | Никогда нельзя осуждать ребенка за его чувства, любые чувства имеют место быть. Нельзя называть его «плохим», «жадным», «вредным», так, сам не ведая того, родитель дает ребенку установку быть таким. Помните – что Вы скажете ребенку о нем самом – он признает и примет как прописную истину. «Я плохой? Ну и буду таким!». Иными словами: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Ой, как много чего делать нельзя… А где же решение проблемы? Не будем ходить вокруг да около… |
Как предотвратить истерики у ребенка?
Атмосфера | В спокойные моменты чаще говорите ребенку, как Вы его любите, причем не за хорошие поступки – а просто так, потому что он есть. Чаще обнимайте ребенка, вспомните правило «8-и объятий в день», оно сделает ребенка счастливым. Семейные традиции (совместное проведение праздников, выходных дней) - укрепят Вашу семью. |
Одна | Необходимо четко определить список строго запрещенных, запрещенных в отсутствии взрослых, и разрешенных для малыша вещей. |
Обсуждения | Чтобы ребенку лучше понять и принять, как «можно» и как «нельзя» поступать – это нужно обсуждать заранее, не дожидаясь скандалов - на примере окружающих, в сказках (сказкотерапия), в сюжетной игре (инсценировки с куклами, кукольный театр, режиссерская игра). |
Если готовится «разразиться гроза»…
• Активное | Активно слушать ребенка — это значит дать понять ребенку, что Вы понимаете то, что он вам пытается передать, при этом проговариваете ему его же чувство. Сделать это можно с помощью «Ты-сообщения». Что это такое? К примеру ситуация: у ребенка отняли в песочнице лопатку. Он готов зайтись слезами. Мама: «Мальчик забрал у тебя лопатку. Ты очень огорчен и рассержен на него» - вот это называется у психологов «Ты-сообщением». Далее проговаривается, что |
• | «Только не начинай кричать! Не стони!» - говорите Вы, и ребенок кричит в два раза громче? Это распространенная реакция маленьких детей. По своей психологии ребенок скорее отреагирует на Вашу просьбу сделать что-то, чем прислушается к просьбе чего-то НЕ делать. Поэтому, если Ваш малыш начинает плакать, переключите его внимание на действия: попросите его подойти к Вам, дайте ему возможность чем-то заняться, хорошо, если у Вас будет на этот случай при себе небольшая игрушка. Тогда он более |
• Если требование, которое предъявляет Вам ребенок – выполнить невозможно, то можно попробовать Помечтать вместе с ним на эту тему | Этот психологический прием срабатывает! Фантазирование с ребенком о сильно желаемом, но невозможном, часто помогает больше, чем «разумные доводы». |
Пример: гуляем, вдруг ребенок увидел автобус и как заорет: "Купи
автобууус". И всю дорогу идет и орет на всю улицу, что ему нужен автобус.
… у него навязчивая идея - он истерит.
Можно предложить такое продолжение событий:
…Мама остановилась на минутку, присела на корточки, заглянула
ребенку в глаза и доброжелательно сказала: "Ты хочешь, чтобы я купила
тебе настоящий автобус (не вопрос, а именно утверждение, знак того,
что мама уже поняла ребенка)... Это было бы здорово... Ты водил бы
автобус, и возил бы меня, папу и сестренку - куда угодно, хочешь - в
зоопарк, хочешь.. в кафе... Как ты думаешь - автобус много денег стоит?
Наверное, нам надо сначала подкопить на него... А еще водитель
автобуса должен научиться управлять им так, чтобы не нарушать дорожные правила, иначе милиция заберет у него автобус. Давай дома начнем потихоньку копить на автобус и учиться правилам дорожного движения!" Скорее всего – ребенок включится в фантазии, помечтает вместе с мамой - и по пути уже сам продолжит смаковать подробности...
• Скажите ребенку про последствия | К примеру так: "Мне очень не нравится, когда дети кричат в магазине. Когда дети начинают кричать, их просто уводят из магазина, и вообще ничего не покупают им". Это заставит его поразмыслить, и возможно, он передумает скандалить. |
Если истерика началась: если дело дошло до того, что ребенок вопит как
пожарная сирена и валяется по полу, то Вам стоит предпринять следующие
действия:
Самое главное, и наверное, самое трудное, возьмите себя в руки и |
• Оказаться с ребенком на одном уровне взгляда. |
• Затем твердо и простыми словами объясните ребенку, почему |
• Если он делает вид, что не слышит, и продолжает истерить, предупредите: |
• Помните, что подобное «шоу» рассчитано на зрителей. Просто |
• Если на ребенка никто не обращает внимания, то кричать ему вскоре станет неинтересно, он успокоится и готов будет возобновить общение с вами. |
• Когда напряжение спадет, постарайтесь сразу же переключить его |
• Позднее, возможно вечером, когда Вы будете уверены, что эту тему пора |
• Обязательно научите ребенка нести ответственность за свои проступки |
• А как же наказать? Если ребенок старше 2-3-х лет это может быть впрок: |
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы
его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только
этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка и т.д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» -
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут
фантазия, юмор, игры и упражнения.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Знакомим детей с историей семьи»
Знакомить ребёнка с историей семьи, историей рода чрезвычайно важно. Совместные увлекательные путешествия родителей и детей в прошлое объединяют семью, рождают необыкновенную семейную атмосферу, дают возможность ребёнку почувствовать себя значимой частью великого целого, испытать гордость за свою семью, за свой род. Знакомство с историей семьи способствует взаимопониманию детей и родителей, формирует семейную преемственность.
Как познакомить ребёнка с историей семьи?
- Расскажите ребёнку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами. Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-то другие детали – расскажите о них.
- Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем; какие у вас были игрушки и как вы в них играли; как выглядел дом или комната, где вы жили, на чём спали, где делали уроки. Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче будет вашему ребёнку представить жизнь во время вашего детства.
- Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом вашему ребёнку. Постарайтесь воспитать чувство гордости за свою фамилию.
- Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живёте сейчас.
- Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребёнку историю своих предков. Можете сделать ребёнка хранителем какой-либо семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему. Если в вашей семье есть какая-то игрушка, которая принадлежала вам в детстве, которую можно отдать ребёнку как весточку из «маминой (или папиной) страны детства», то эта игрушка может стать талисманом, символом преемственности в семье.
- Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей.
- Расскажите ребёнку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он, его братья, сестры, о том, как вы ждали его появления, обрадовались, когда он родился. Как вы выбрали для него имя.
- Вспомните смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им. Пусть у ребёнка возникнет ощущение, что он желанный, близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.
Вы не обязательно должны следовать этим пунктам и рассказывать историю в этом порядке. Не стоит рассказывать всё за один день. Очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждёт продолжения, обещанного на завтра.
Чтобы не запутаться во множестве имен, нарисуйте вместе генеалогическое древо. Причём не один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребёнка нарисовать портреты прабабушек и прадедушек так, как он их себе представляет по вашим рассказам. Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребёнку, но и вам.
«Семейная история» – это хороший повод, чтобы навестить бабушку с дедушкой, если они живут недалеко. Возможно, вы откроете много нового для себя.
Предварительный просмотр:
«Как воспитывать у ребенка уважительное отношение к Родине и гордость за ее достижения».
С раннего детства мы растим гражданина великой страны, разговаривая с ребенком об истории страны, мы воспитываем в нем гордость и уважительное отношение к Родине.
Как воспитывать у ребенка уважительное отношение к Родине?
Чтобы воспитать у ребёнка уважительное отношение к Родине, можно использовать следующие методы:
• Демонстрировать собственный пример. Родители должны проявлять любовь и уважение к Родине.
• Расширять круг знаний ребёнка о стране. Можно рассказать о людях родной страны, которые прославили её на протяжении истории.
• Знакомить с памятными и историческими достопримечательностями. Можно устроить экскурсию по городу и показать ребёнку культурные памятники.
• Поддерживать интерес ребёнка к событиям, которые происходят в стране. Необходимо беседовать с детьми обо всех случаях и явлениях, происходящих в общественно-социальной и общественно-политической жизни государства.
• Учить ребёнка видеть красоту, которая его окружает. Чувство восхищения богатствами окружающей среды и дарами природы являются предшественником настоящего патриотизма.
• Читать книги о Родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.
• Поощрять активность ребёнка, ведь именно с неё часто начинается активный патриотизм. Объяснить, что для семьи и общества личные успехи ребёнка могут оказаться очень важными.
Нужно ли рассказать ребенку о Малой Родине, что можно рассказать?
Чтобы рассказать ребёнку о малой Родине, можно рассказать следующее:
- Что такое малая Родина. Это уголок России, где ребёнок родился, где живут его родители, родные и друзья, где находится его дом.
- О достопримечательностях родного края. Можно рассказать о памятниках истории и культуры, интересных местах, например, о реке, которая протекает рядом с селом.
- О природе родного края. Можно обсудить, какие реки окружают город, какие рыбы в них водятся, какие животные обитают в лесах, какие птицы есть в крае.
- Об инфраструктуре. Например, о школах, детских садах, больницах, домах культуры, библиотеках, спортивных объектах.
Также можно познакомить ребёнка с пословицами и поговорками о Родине и родной земле
Как воспитывать у детей гордость за достижения спортсменов
Чтобы воспитывать у детей гордость за достижения спортсменов, можно предпринять следующие шаги:
- Поговорить с ребёнком о спорте и спортсменах. Можно обсудить, кто эти люди, как они стали спортсменами, что им нужно для занятий спортом, как они поддерживают спортивную форму.
- Предоставить детям фотографии и видеоматериалы с изображением спортсменов в разных ситуациях: на тренировках, на соревнованиях, непосредственно перед стартом, на финише.
- Рассказать о различных фактах из биографии спортсменов, случаях, произошедших с ними на тренировках и соревнованиях, в которых они ярко проявили свои лучшие человеческие качества.
- Использовать видеоматериалы (небольшие видеоклипы, презентации) для доступной для детей яркой формы рассказа о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов.
- Развивать у детей желание сопереживать спортсменам в момент их выступления, эмоционально поддерживать их.
Также можно познакомить детей с ценностями олимпийского движения, рассказать о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях.
Как воспитывать у детей гордость за достижения России в области науки и технике?
Чтобы воспитывать у детей гордость за достижения России в области науки и техники, можно использовать следующие методы:
- Знакомить детей с научными достижениями и открытиями, которые произошли в стране. Например, рассказать о разработке вакцины от коронавируса, открытии подледного озера «Восток» в Антарктиде, изучении космоса и других открытиях российских учёных.
- Использовать примеры деятельности российских учёных. На занятиях естественного цикла стоит систематически рассказывать о работе русских естествоиспытателей, изобретателей, первооткрывателей.
- Знакомить детей с выдающимися личностями и их научными достижениями. Например, можно изучить биографию Д. И. Менделеева и его периодический закон химических элементов.
- Использовать тематические фильмы и книги. Например, анимационный сериал «История российской науки» воспитывает гордость за свою страну и её учёных, прививает интерес к научному знанию и развивает любознательность.
Важно помнить, что воспитание гордости за достижения России в области науки и техники должно быть индивидуальным и учитывать возраст и интересы ребёнка.
Чтобы воспитывать у ребёнка уважительное отношение к Родине и гордость за её достижения, можно следовать таким рекомендациям:
- Рассказывать о своей стране только хорошее. Дети подражательны и могут перенять у родителей чувство патриотизма.
- Знакомить ребёнка с памятными и историческими достопримечательностями страны. Можно устроить экскурсию по городу и показать ребёнку культурные достопримечательности и памятники.
- Совместно смотреть познавательные передачи, фильмы, мультфильмы о героях Отечества и обсуждать увиденное.
- Учить бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Стоит рассказать о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь, и объяснить, в чём заключается её ценность.
- Прививать любовь к родной природе. Зимой можно выбираться за город, кататься на санках и лыжах, в тёплые времена года — на велосипеде.
- Учить восхищаться красотой родного города. Стоит рассказать подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений, указать на ценность труда работников этих заведений.
- Знакомить ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.
- Поощрять занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством).
- Участвовать всей семьёй в торжествах по случаю национальных праздников. Это поможет развить чувство принадлежности к большой семье.
- Важно помнить, что решение задач патриотического воспитания во многом зависит от примера взрослых, в особенности близких людей.
Предварительный просмотр:
Как знакомить ребёнка с правилами поведения в общественных местах.
Можно использовать следующие методы:
- Ролевые игры. Например, перед походом в театр можно «проиграть спектакль» с куклами. Такие игры помогают малышам запомнить основные правила поведения.
- Тематические мультфильмы. Во время или после просмотра можно обсудить с ребёнком правильные или неправильные поступки героев.
- Повседневные ситуации. Например, гуляя с ребёнком по парку, можно обратить его внимание на мусор и объяснить, что нужно выбрасывать фантики и бутылочки в предназначенное для них место.
- Готовые или собственные сказки. Полезно учить стихотворения с соответствующим содержанием.
- Карточки или рисунки с правилами поведения в общественных местах. Их можно разместить в комнате ребёнка.
- Собственный пример. Для воспитания нужного поведенческого навыка у ребёнка необходимо вовлечь всю семью.
Важно помнить, что во всём нужна умеренность. Не стоит читать длинные нотации и кричать на ребёнка, если он делает что-то не так. Процесс формирования навыков поведения в обществе должен быть максимально естественным и постепенным.
Культура поведения детей в общественных местах
Хорошее воспитание – это когда хорошо другим людям.
Мы живем в обществе, поэтому должны уважительно относиться к окружающим нас людям, ожидая такого же отношения к себе. Знакомить с корректными по отношению к окружающим нормы поведения важно с самого раннего детства: привычки закрепляются на всю жизнь, и с усвоенными правилами ребенку будет легче адаптироваться в обществе.
С. В. Петерина считает, что в культуре поведения дошкольника можно условно выделить три компонента:
- культура деятельности проявляется в поведении ребенка в играх, во время занятий и выполнения трудовых поручений;
- культура общения является системой знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях коммуникации. Культура общения подразумевает умение не только действовать необходимым образом, но и воздерживаться от неприемлемых обстановке действий, слов, жестикуляций;
- культурно – гигиенические навыки и привычки.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Ключевые условия формирования культуры поведения детей в общественных местах:
- Процесс формирования навыков поведения в обществе должен быть естественным и постепенным.
- Правила легче запоминаются в игре и игровых ситуациях. Например, с правилами поведения в театре можно познакомить ребенка при помощи домашнего кукольного театра.
- Используйте методы самоопределения в отношении детей («Задание самому себе», «Дневник добрых дел») и т.д.
- Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.
А как же подготовить малыша к посещению общественного места? Прежде всего, расскажите ребенку о правилах, которые нужно соблюдать, посещая то или иное заведение. Правил не должно быть много, иначе малыш просто не запомнит их.
Обычно перед посещением интересного места родители рассказывают о том, что ждет ребенка, забывая познакомить с тем, как вести себя. А между тем, делать это необходимо. Например, если вы обсудите с ребенком заранее, что в музее нельзя трогать руками экспонаты, громко разговаривать и бегать, то потом стоит только напомнить о требовании, и ребенок тут же исправится, в отличие от варианта, когда он впервые услышит об этом.
Помните: для того, чтобы сделать своего ребёнка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Верьте в своего ребенка, чаще хвалите его, подавайте ему хороший пример и вместе с ним совершите этот очень важный для него путь!
Предварительный просмотр:
Чтобы научить детей дружить.
Можно следовать таким рекомендациям:
- Рассказать о ценности дружбы. Поделить с ребёнком своим опытом крепкой дружбы, подчеркнуть, как важно иметь верного товарища. С дошкольниками и младшими школьниками можно почитать рассказы о дружбе или посмотреть мультфильмы на эту тему, а затем обсудить увиденное.
- Развивать коммуникативные навыки. Научить ребёнка вежливости, тактичности, деликатности и уважению к мнению окружающих. Рассказать о мирных способах решения конфликтов, приводя примеры из своей жизни.
- Поддерживать коллективные занятия. Поощрять и поддерживать участие ребёнка в школьных мероприятиях, творческих кружках и спортивных секциях. При необходимости помогать ему в подготовке групповых проектов.
- Укреплять самооценку. Хвалить ребёнка за его стремление к самовыражению, поддерживать в решении трудностей. Развивать в нём позитивное мышление и умение анализировать.
- Создавать дружескую атмосферу. Предложить ребёнку пригласить друзей в гости и организовать совместный досуг — настольные игры, кинопросмотр.
- Быть примером для ребёнка. Ребёнок будет брать с вас пример, как устанавливать дружеские отношения с другими людьми.
Не каждый родитель догадывается, что ребёнка нужно научить дружить. Родители не сомневаются в том, что дружба – нечто необходимое. Но не все из них знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны принимать самое активное участие.
Отдавая ребёнка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретёт друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.
Дети часто конфликтуют. В конфликтных ситуациях ребёнок видит только то, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, отбирает игрушку). Подобное поведение связано с тем, что ребёнок дошкольного возраста ещё не понимает, что другой ребёнок – это личность, со своими чувствами, интересами. Особенности общения детей меняются с возрастом. В раннем возрасте малыши обычно с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго., и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного возраста у детей возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, а вот научить, как правильно вести себя во время споров, родителям необходимо. Прежде чем подсказать ребёнку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства. Ведь если в детстве родители сами имели проблемы в общении со сверстниками, то они могут слишком остро воспринимать несправедливое отношение к собственному ребёнку.
Прежде всего нужно научить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Как сделать так, чтобы ребёнок научился дружить?
Развивать уверенность в себе:
Уверенность ребёнка в себе играет серьёзную роль в формировании отношений в новом коллективе. Малыш, который знает, что он любим, мир вокруг него безопасен, и к его мнению прислушиваются, не будет испытывать серьёзных проблем в общении.
Учить знакомиться:
Ребёнку будет гораздо проще наладить контакт с новыми знакомыми, если он будет знать фразы, с которых начинается знакомство. Малыш быстрее вольётся в игру, если сможет сказать: «Привет, меня зовут Миша, можно с вами поиграть?». Учите малыша самым простым фразам: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как тебя зовут?», «Можно ли поиграть с твоей игрушкой?» и т.д.
Учить делиться:
Учите ребёнка делиться и меняться игрушками с другими детьми. Именно так ребёнок учится слышать своего собеседника, учитывать его интересы, вести переговоры. Он должен научиться этому ещё до того, как пойдёт в сад.
Учить разрешать конфликты:
Даже самому мирному ребёнку не избежать конфликтных ситуаций со сверстниками. Между сверстниками нередко возникают споры, столкновения интересов, драки. При этом ребёнок должен уметь уверенно высказать своё мнение, сказать «мне не нравится», «я не хочу делать этого» или просто «нет», если его уговаривают совершить что-то, что ему не нравится или запрещено. Только не учите ребёнка обзываться и драться. Он должен уметь доказывать свою правоту другим способом.
Дайте ребёнку тайное знание:
Не учите ребёнка «покупать» дружбу за угощение или интересную игрушку. Иногда это помогает установить контакт с другими детьми, но может случиться и так, что с вашим ребёнком будут дружить до тех пор, пока он делится машинкой, куклой или другой игрушкой.
Лучше научите ребёнка что-то делать хорошо своими руками: бусы из фольги или шелестящих конфетных обёрток, складывать фигурки из бумаги и пр. Тогда дети сами захотят дружить с вашим малышом, чтобы поучаствовать в интересном процессе. Оптимистичный настрой всегда поможет ребенку быстрее завести друзей. Нужно с детства учить ребёнка мыслить позитивно и видеть положительные стороны в любой ситуации.
Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе:
Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах. После просмотра или чтения у ребёнка постепенно будет складываться своё видение дружбы, понимание, как хорошо уметь дружить и иметь друзей. После просмотра и чтения можно обсудить с ребёнком поступки персонажей.
Покажите собственный пример:
Рассказывайте ребёнку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. Будьте общительны, приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребёнка.
Учите дружить своих друзей и дружите сами!
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения.
Многие родители думают - вот начнет ребенок ходить в детский сад - сам научится (или научат). Но это ошибочное мнение, если мы хотим, чтобы наши детки развивались и обучались в более комфортных условиях. Поэтому наша цель – создание с Вами единого союза. Только тогда и нам, воспитателям, и Вам, родителям, будет легче в воспитании детей, если мы будем придерживаться единого мнения. Я очень надеюсь, что мы с Вами будем жить одной дружной семьей
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей. Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда следует правило:
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках.
Мы с вами будем идти вместе и рядом. У нас будут появляться какие-то традиции, и устанавливаться правила.
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода
легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней.
тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца.
Это все надо пережить и нам (взрослым) в это время надо вести себя правильно.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.
Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями, дети вместе переодеваются и моют ручки, ведь сад – это коллектив!
Помимо режима, в подготовке помогут следующие мероприятия. Почитайте малышу сказку о том, как мишка или лошадка отправились в детский сад, что там происходило, как там интересно, что они там кушали, как за ними возвращались (а не забирали) их мамы – медведицы и мамы – лошадки. Какими они (малыши) встали взрослыми, умными, как много игрушек, друзей, праздников, словом – сплошной позитив.
Поиграйте в детский сад в разных ролях: пусть малыш будет или воспитанником, или воспитателем, или поваром, или доктором (а вы или зайка – детьми).
Убедитесь, что в распоряжении воспитателей есть список всех ваших телефонов на случай, если вы срочно понадобитесь.
Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
Предварительный просмотр:
Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?
Болезнь XXI века — у ребенка пропал интерес к книге. А ведь книга – это одна из основ воспитания вашего ребенка. В книге Ваш маленький «Почемучка» найдет многие ответы на интересующие его вопросы. С помощью книги ребенок учиться переживать эмоции героев, оценивать их поступки, и учиться фантазировать.
Можно ли в наш современный век привить Вашему ребенку любовь к книге? Многие ученые считают, что можно, но это требует усилий, а самое главное личный пример родителей.
Прививать интерес и любовь к книге лучше начинать с раннего детства, читать сказки перед сном; давать в руки, чтобы дети увидели какая книга красочная, интересная; вместе рассматривать обсуждать картинки. Взрослея, ребенок сам начнет тянутся к книге.
Дорогие родители вам следует каждый день выделять хотя бы полчаса на то, чтобы почитать вашему маленькому, любознательному «Почемучке». Нужно не просто читать, но и разбирать не понятные слова, можно наводящими вопросами учить ребенка мыслить, размышлять о поступках героев, об их переживаниях. И главное, чтобы Ваш ребенок видел, что вы читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Как же все - таки выбрать книгу, которая заинтересует Вашего ребенка? И как привить любовь и интерес к ней?
1. Прежде всего, книгу нужно выбирать в соответствии с возрастом вашего ребенка.
· Детей 2-3 лет больше привлекают книги с крупными картинками. (Например: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»). В этом возрасте дети лучше воспринимают рассказ, чем чтение, поэтому рассказывайте своим детям сказки, рассматривая иллюстрации к ней.
· В возрасте 4-5 лет при чтении, следует обращать внимание на отдельные слова и выражения. Учить ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, и заучивать небольшие стихотворения. С этого возраста начинайте знакомить детей со сказками зарубежных авторов, с рассказами о природе, животных.
· В 6-7 лет к народным сказкам добавляются авторские. Поэтому можно их познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. В этом возрасте нужно покупать яркие книги с большим шрифтом и множеством картинок. И также можно пробовать читать вместе с ребенком по ролям ведь в этом возрасте они уже начинают читать, и это для них будет очень хорошей тренировкой.
2. Обращать внимание на содержание, для привития интереса к книге- она должна быть яркой, красочной и с добрыми историями.
3. Если Вы покупаете книгу вместе со своим ребенком, и ему, к примеру не понравилась обложка, то вы можете заинтересовать его этой книгой, рассказав что-то интересное об авторе, или рассказать интересный сюжет из этой книги.
4. Также при выборе книге учитывайте интересы вашего ребенка. Если ему нравятся машинки, то купите научно-популярную книгу о машинках и почитайте вместе.
5. Кроме всего этого для формирования интереса и любви к книге следует воспитывать бережное отношение к книге, показав книжную реликвия семьи.
6. Совместное приобретение книги — это очень хорошо, но также вы можете вместе посетить библиотеку.
7. Когда ваш ребенок пересказывает вам, какой - то рассказ, то не заостряйте внимание на каких-либо ошибках, а наоборот поддерживайте его и хвалите.
8. Кроме всего это в семье можно завести семейную традицию вечернего чтения.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Предварительный просмотр:
ПОРУЧЕНИЯ И ДОМАШНИЙ ТРУД
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности, глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своим обязанностям.
Домашний труд – труд, который позволяет удовлетворить разные потребности семьи.
Трудолюбие – черта характера, суть которой заключается в положительном отношении человека к трудовой деятельности, любви к труду, стремлении много и усердно трудиться.
Поручение – задания, которые взрослый эпизодически дает детям, учитывая их возрастные и индивидуальные способности, наличие опыта и воспитательные задачи.
Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его к домашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:
– он осваивает необходимые умения и навыки для самообслуживания, выполнения посильной хозяйственно-бытовой деятельности;
– у него развивается произвольность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, добросовестность, сочувствие и содействие;
– он начинает ценить труд других людей, прежде всего – родителей;
– у него появляется «чувство» семьи, ее целостности, ощущение себя полноправным и необходимым, полезным членом семьи.
Поручения для ребенка должны соответствовать его возрасту. С 1 года можно давать простые задания, состоящие из одного действия. Важно, чтобы ребенок мог выполнить просьбу сразу же (например, передать газету папе или принести очки бабушке). К 2 годам можно усложнять задачи, добавляя второе действие. Например, попросить ребенка взять полотенце на кухне и отнести его в комнату или взять ложку на кухне и передать ее папе. Обычно дети в этом возрасте с радостью выполняют такие поручения.
К концу раннего – началу дошкольного возраста (2-3,5 года) у ребенка могут быть уже собственные обязанности, которые вполне ему по силам (относить свою тарелку к мойке, аккуратно вешать свою одежду перед сном, убирать после прогулки мокрые варежки и шапочку на батарею и т.п.). В этом возрасте дети очень интересуются теми делами, которые выполняют по дому взрослые и стремятся им помочь. Необходимо дать возможность ребенку попробовать себя в «серьезном» деле. За попытку реализации такого желания обязательно надо похвалить.
Список постоянных поручений или обязанностей ребенка к 5 годам может расширяться, а действия по их выполнению усложняться (убирать игрушки перед сном, расчесывать волосы, помогать накрывать на стол и убирать посуду, самостоятельно включать воду и мыть руки и т.п.). Если есть домашние питомцы, то ребенку можно доверить следить за водой миске и при необходимости доливать воду.
Старшие дошкольники могут стать серьезными помощниками для родителей по дому. Им можно поручить несложные дела, которые обычно выполняет мама: поливать цветы, помогать младшему брату или сестре, пылесосить, стирать свои платочки и трусики. Также они могут больше заботиться о себе: застилать утром постель, следить за чистотой своей одежды, собирать рюкзачок для кружка, наливать себе попить.
При правильном подходе родителей старший дошкольник будет добросовестно и добровольно выполнять свои обязанности и с готовностью возьмется за важные поручения.
Взрослым важно и необходимо:
– самим добросовестно и качественно выполнять домашние обязанности и поручения;
– быть уверенными в том, что помощь ребенка действительно нужна;
– знать, что порученное дело по силам ребенка и его возможностям (тогда результат выполнения ему принесет еще и удовольствие);
– убедиться в том, что ребенок понимает, какой результат от него ждут, знает, как его добиться (в противном случае его надо научить, показать, что и как делать);
– хвалить ребенка за то, что он не забывает о регулярном выполнении своей обязанности, что хорошо выполняет поручение, конкретно отметить качество действия и его результат;
– не выполнять поручение или «детскую» обязанность за ребенка;
– добиваться выполнения задания можно с помощью просьбы, если вы уверены, что ребенок с удовольствием ее выполнит или можно использовать в качестве обращения такую форму как поручение – спокойно, уверенно, по-деловому;
– помнить, что санкции и наказание за невыполнение домашних обязанностей должны быть общими для всех членов семьи;
– нельзя наказывать ребенка домашними заданиями и поручениями;
– быть терпеливыми и доброжелательными.
Предварительный просмотр:
«Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно–волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
«Труд» является относительно новой образовательной областью и вызывает у педагогов немало вопросов. А еще больше вопросов педагоги задают по поводу того, как одновременно выполнить требования ФГОС ДО и СанПиНов, которые нередко противоречат друг другу.
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.
Новые требования СанПиНов практически делают невозможным труд детей в природе. Теперь дети не должны даже дотрагиваться до земли, единственное, что они могут делать – это поливать то, что посадили взрослые. И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания. Практически во всех дошкольных учреждениях дети с воспитателями выращивают в группах рассаду, которую потом высаживают на территории детского сада, или комнатные растения в подарок мамам к 8 Марта. Это, собственно, и есть настоящая трудовая деятельность, которая дает реальный результат. И как можно объяснить детям, которые помогают дома родителям сажать растения (особенно в сельской местности, в малых городах), почему дома делать все можно и нужно, а в детском саду к земле нельзя прикасаться?
Фактический запрет на посадку растений ограничивает и экспериментирование, наблюдения. Теперь ребенок не может принести из дома семечко лимона или авокадо и посадить его в группе для наблюдений. Это, конечно, может сделать педагог, но эффект от такого эксперимента будет уже совсем другим.
А как же решать те универсальные трудовые задачи, которые прописаны в наших программах и которые запрещены СанПином? Очень просто: мы возложим их на родителей детского сада. Что нельзя делать в детском саду – можно дома с родителями.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.
С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач работы педагога:
1.Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
2.Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения;
3. Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т. е. стремление выполнять работу для других;
4.Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.
Приобщение дошкольника к сфере человеческого труда в условиях детского сада осуществляется:
1. Через раскрытие ребенку смысла труда.
2. Знакомство с процессом труда.
3. Возникновение психологических предпосылок труда (доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия).
4. Совместная работа со взрослыми (в семье).
Чтобы раскрыть детям основные черты всякого труда педагог предлагает:
1. Вызвать у детей желание выполнить работу;
2. Раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий;
3. Развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда;
4. Обучать планированию своих действий.
Добиваясь успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами невозможно, могут понадобиться активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими примерами. В связи с этим проводится работа с родителями - собеседование и анкетирование. Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.
Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, это, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.
В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполнение ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств.
Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило, есть растения и животные. К сожалению, уход за ними осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут обжечься, испачкаться. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.
Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а также труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость. Эти виды труда наиболее распространены как в городской, так и в сельской местности и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и других членов семьи.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте.
В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд. К нему подготавливают детей постепенно. В своей работе педагоги могут использовать такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка.
Художественная литература по трудовому воспитанию: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др.
При знакомстве детей с трудом взрослых, например, «Откуда хлеб пришел?» важно использовать цепочку взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребенок узнает, что булочки, которые они с мамой покупали в магазине, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают пшеницей, собирают урожай, отвозят на мукомольный комбинат, превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб, вкусные булочки и т. д., грузчики загружают хлебобулочные изделия в машины, а шоферы отвозят их по магазинам, где потом их продают продавцы. На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
Очень хороший эффект достигается при проведении музыкально-литературных концертов, театральных представлений, комплексных занятий.
Нравственно-трудовое воспитание детей осуществляется успешнее, если используется нетрадиционные формы работы: викторины, занятия-путешествия, занятия - сказки, опыты, КВН, развлечения, дни открытых дверей, тематические выставки.
Наблюдения педагогов показывают, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.
Цель работы педагога в семьях, убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую роль трудовой деятельности в их подготовке к школе.
Предварительный просмотр:
СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ
Способности – свойства и качества человека, которые определяют его готовность к успешному выполнению деятельности. Эти свойства зависят от того, какими способами деятельности и в какой мере владеет человек.
Талант – высокий уровень способностей в какой-либо деятельности или сфере.
Задатки – наследуемые анатомо-физиологические свойства, особенности строения головного мозга и нервной системы и др.
Каждый родитель мечтает и прикладывает массу усилий, чтобы их ребенок был способным. Именно тогда, по их мнению, он будет успешным в жизни и счастливым. Способности действительно играют важную роль в определении успеха человека в различных сферах деятельности. Они не передаются по наследству, а формируются и развиваются в процессе деятельности. У детей способности развиваются через игру, рисование, лепку, строительство и другие виды деятельности, которые помогают им познавать и осваивать окружающий мир, включая отношения между людьми, строение предметов, связь объектов и явлений, течение времени и т.д.
По мере освоения различных видов детской деятельности у детей развиваются способности, которые не ограничиваются только приобретением новых знаний, умений и навыков, но и обеспечивают успешное решение разнообразных задач, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Например, маленький ребенок может научиться считать до 10 или даже до 20, но пересчет предметов по одному, сравнение двух групп объектов по количеству или решение элементарных арифметических задач в пределах 10 может оказаться для него сложной задачей.
Существуют общие способности, такие как умственные или творческие, которые необходимы каждому человеку для решения разнообразных задач и проблем. Также существуют специальные способности, необходимые в определенной области или деятельности, например, математические или литературные.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен именно для развития общих способностей. Поэтому взрослым необходимо создавать для ребенка условия, чтобы ребенок имел возможность играть, слушать музыку, любоваться картинами живописи, рисовать окружающий мир и свои фантазии, лепить объекты и делать постройки, решать разнообразные детские задачи и др. Это делает его способным воспринимать, анализировать, рассуждать, придумывать новое. Чтобы обеспечить условия развития способностей, необходимо:
– обеспечить ребенка разнообразными играми и пособиями, материалами для творчества, книгами;
– оказывать ему своевременную и необходимую помощь в решении разнообразных задач;
– выделять ребенку время для самостоятельных занятий чем-то интересным для него.
Некоторые дети проявляют особый интерес к определенной деятельности и получают удовольствие от занятий ею. Они стремятся как можно быстрее и лучше освоить ее, что ведет к повышению специальных способностей и более успешному решению задач в этой деятельности по сравнению со сверстниками.
Например, в музыке такие дети могут создавать неповторимые и оригинальные произведения, быстро и успешно решать разнообразные музыкальные задачи. Сочетание разных факторов, таких как задатки, желание заниматься определенной деятельностью и способности, может привести к проявлению таланта у ребенка.
Чтобы поддержать талант ребенка, стоит подобрать для него специальный кружок, секцию или студию, соответствующие его интересам. Это поможет развить его способности и талант, а также обеспечить успешное решение разнообразных задач в выбранной области деятельности.
Предварительный просмотр:
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Что должен знать и уметь ребенок (подготовительной группы), идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.
Математика, счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.
Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Ориентироваться во времени.
- При необходимости обращаться за медицинской помощью.
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. |
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый | Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками | Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели | Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
